Я считаю, что общеобразовательная школа должна быть единой по всей стране. Единые учебники, единые программы. И надо возвращаться к десятилетке. В школе мы учились с 7 лет, а выпускались во взрослую жизнь – в 17 лет. Так и должно быть.
Если вы помните, во времена СССР после 8-го класса часть учащихся переходила в 9-й класс, а двоечники и хулиганы шли в ПТУ. В школе в 9-м классе оставались хорошие ребята, дисциплина значительно улучшалась и соответственно, повышалась успеваемость. Но ПТУ со своей функцией явно не справлялись. Двоечники и там продолжали бить баклуши. И притом, обратите внимание, какой «дефектный» рабочий класс мы получали после ПТУ.
ПТУ – это вовсе не ремесленные училища, которые были после войны. Юрий Гагарин, например, закончил ремесленное училище. Во время войны и после войны в ремесленных училищах училось много хороших ребят. А в 80-е годы в ПТУ учились одни лишь «дефективные». Ни один нормальный родитель никогда бы не отправил нормального ребенка в ПТУ. Я считаю, что в целом система ПТУ, которая была создана в СССР, оказалась порочной.
Что я предлагаю?
Необходимо создавать по всей стране общеобразовательные школы-интернаты, и в них принудительно направлять всех двоечников и школьных хулиганов, начиная с первого (!) класса. Я считаю, что только в условиях интерната возможно исправить двоечников и хулиганов. Почему ПТУ не справлялись? Во-первых, потому что это был не интернат. И, во-вторых, было уже слишком поздно. Чем раньше мы возьмемся за таких детей – тем лучше.
В интернате будет обычная программа общеобразовательной школы, а в дополнительное время – строевая подготовка, трудовое воспитание. Дети в интернате будут строго соблюдать режим дня и постоянно находиться под контролем опытных и строгих воспитателей. Нет ничего лучше для таких детей – как режим!
Необходимость школ-интернатов я мотивирую еще тем, что двоечники и школьные хулиганы – это результат недостойного семейного воспитания. Проще говоря, плохие дети бывают исключительно по вине плохих родителей. Соответственно, у плохих родителей надо забирать детей и передавать их на воспитание в школу-интернат.
Насчет введения телесных наказаний в школах-интернатах, я понимаю, тема дискуссионная. Я выступаю за возвращение телесных наказаний. Но есть такие люди, которые выступают категорически против. Не настаиваю. Но в любом случае, должна быть действенная (!) система наказаний. Потому что только безнаказанность порождает правонарушения.
Какая судьба ожидает выпускников после общеобразовательной школы?
Это двухгодичные ремесленные училища, где научат конкретной профессии (общеобразовательных школьных предметов там уже не будет, но будет обязательная практика на производстве).
Это трехгодичные техникумы.
И пятилетние вузы.
Тоже, полагаю, нужны единые программы, единые учебники по всей стране для училищ, техникумов и вузов.
К слову, в СССР школьные учебники были неплохие, а вот вузовские учебники, как правило, были плохого качества. Плохого качества не в том плане, что они были с ошибками. А в том плане, что были плохо проиллюстрированы и написаны зачастую заумным языком (в этом плане школьные учебники намного отличались в лучшую сторону). По одной специальности порой было несколько учебников. Но я считаю, что лучше будет один учебник, но качественный.
И считаю, нельзя забирать парней в Армию из училищ, техникумов и вузов. Давать им обязательно возможность завершить обучение.