О семейном воспитании

Кто-то считает великими педагогами Сухомлинского и Макаренко. А в моей жизни самые главные педагоги – это моя бабушка и родители.

Моя бабушка родилась еще в 1897 году в деревне в Вятской губернии и была суровой женщиной. В деревне не все мужики решались заколоть ножом поросенка или бычка, тогда они обращались к моей бабушке. Мужики бычка (поросенка) держали, а моя бабушка колола. Если кто сильно жалостливый не решался котят или щенят утопить, тоже обращались к моей бабушке. Рука у нее ни разу не дрогнула.

Бабушка занималась моим воспитанием с самого моего рождения. Только я начал ходить, она подвела меня к телевизору и бац по рукам. Это не трожь! Подвела к розетке и снова по рукам! И таким образом провела «экскурсию» по всей нашей небольшой квартире. С тех пор не было случая, чтобы я когда-нибудь в чем-нибудь ослушался бабушку или родителей. Мне доступно объяснили, что такое хорошо, а что такое плохо. Так воспитывали детей испокон веков в нашей семье.

Я с раннего детства узнал, что мои родители и оба деда были коммунистами. Я хорошо знал историю своих предков. Что они из деревни, что они до революции 1917 года очень бедно жили в курной избе. Одни валенки были на всю семью, поэтому поочередно выбегали на улицу. У дедов и бабушек было всего три класса образования. Зато мои дяди-тети все получили достойное образование. И я четко знал, что наша семья всем обязана Советской власти.

С первого класса бабушка и родители нацелили меня на отличную и хорошую учебу. Я еще не знал, какую профессию я изберу (хотя разные мечты у меня уже тогда были), но четко понимал, что надо вырасти достойным советским человеком. А для этого надо хорошо учиться, во всем слушаться родителей и учителей. Уважительно относиться ко всем взрослым.

Родители меня так сумели нацелить на хорошую учебу с первого класса, что все десять лет никто у меня за спиной никогда не стоял. Никто никогда не напоминал, что надо садиться за уроки. Я сам распределял время для учебы и для отдыха.

С первого класса я стараюсь соблюдать режим: в одно время встаю, ложусь, принимаю пищу, занимаюсь физкультурой, читаю книги, смотрю телевизор. Все это уже давно стало привычкой.

К сожалению, не все родители понимают, как это важно с первого дня учебы нацелить ребенка на хорошую учебу, развить в нем самостоятельность. Я так считаю, если ребенок воспитанный, тогда не надо над ним стоять и постоянно напоминать, что ему нужно в тот или иной момент делать. Воспитанный ребенок (я был таким ребенком с первого класса) уже имеет волевые качества, чтобы самостоятельно без напоминаний взрослых садиться выполнять домашнее задание.

А если у вашего ребенка нет волевых качеств, если ему все время нужно напоминать, когда надо садиться за уроки, это означает только одно — что вы не справляетесь с воспитанием вашего ребенка. И вашего ребенка в таком случае нельзя считать воспитанным, он уже «трудный» ребенок. В этом случае вам следует незамедлительно пересмотреть методы воспитания.

Конечно, не всегда и не все у меня получалось в учебе. Тогда я обращался за помощью либо к родителям, либо к старшей сестре. И это нормально. Родители и старшие братья-сестры на протяжении всего вашего развития остаются главными вашими советчиками. Очень плохо, когда ребенок не доверяет свои родителям, братьям-сестрам, когда ему не к кому обратиться в трудную минуту. Или когда за советом он обращается не к своей семье, а к посторонним людям.

И родители будьте мудрей! Даже если ваш ребенок сильно провинился не торопитесь на него сразу обрушивать весь свой гнев. Не кричите на ребенка. Если нужно наказать, то вначале во всем детально разберитесь. Потому что наказывать нужно только по справедливости. Будет гораздо хуже, если вы потеряете доверие вашего ребенка. Сегодня вы на него незаслуженно накричали, оскорбили, а в следующий раз он скроет от вас свою проблему, не обратится к вам за советом.

За десять лет учебы в школе случались  у меня и трояки, но я сам по этому поводу больше всех переживал. После этого с утроенной энергией садился за учебу и исправлял плохие оценки. Еще раз повторяю, что никто у меня никогда за спиной не стоял и не напоминал мне, что и когда мне надо сделать. И я, кстати, очень не люблю, когда так  начинает порой себя вести начальство.

В школе у меня никогда не было конфликтов с учителями, все десять лет в школьном дневнике мне ставили примерное поведение.

Сейчас у меня за плечами больше, чем половина жизни. Больших высот в карьере я не достиг, но никогда к этому и не стремился. Получил достойное образование, освоил избранную профессию, решил жилищный вопрос, создал семью. Политических убеждений никогда не менял, остаюсь верен той партии, в которой были мои деды и родители. Я ничем не опозорил нашу семью, а сейчас передаю эстафету следующему поколению. А собственно, что еще от жизни надо?

Я считаю, что на 90% меня воспитала моя семья, на 5% меня воспитали художественные книги и кинофильмы, и на 5% меня воспитали школьные учителя и армейские командиры.

Я полагаю, что воспитание в семье является определяющим в жизни каждого человека. Если нет должного воспитания в семье, то, как писал Маяковский, «вырастет из сына свин».  

Не беру в расчет инвалидов (психически нездоровых  людей), им требуется особое воспитание в специальных учебных заведениях. Тут мало, что от семьи зависит.

А обычные люди рождаются и с положительными, и с отрицательными задатками. Задача педагогов (родителей) выяснить индивидуальные особенности ребенка и в ходе воспитания положительные задатки в нем развить, а отрицательные задатки – подавить.

Воспитание процесс индивидуальный. Меня, к примеру, родители физически никогда не наказывали. Хотя я прекрасно понимал, что мои родители строгие и отец в случае чего сразу воспользуется ремнем. Но я повода для физического наказания никогда не давал. Был примерным ребенком.

Я считаю, что ремень – это крайняя мера. Но некоторым детям в исключительных случаях ремень все же необходим. Но повторюсь, что все очень индивидуально. Наказывать физически тоже надо с умом, чтобы ребенок на родителей не озлобился. Кому интересно, как правильно наказывать, прочитайте «Домострой».

Если семья не справилась с воспитанием ребенка, то школьные учителя уже ничем не помогут. Даже не надейтесь! Таких чудес не бывает, они возможны только в лживом кино.

Мое убеждение, что всех школьных шалопаев и двоечников надо забирать из семьи и воспитывать в условиях школы-интерната. Они ведь почему стали шалопаями и двоечниками? Не только потому, что у них есть «дурные гены». «Дурные гены» есть у всех нас  в той или иной мере. Но только в нормальных семьях родители подавляют в своих детях «дурные гены». А вот в  тех семьях, которые не способны организовать воспитательный процесс, как раз и вырастают шалопаи и двоечники.

Конечно, не факт, что в условиях школы-интерната удастся перевоспитать всякого шалопая и выправить всякого двоечника, но, по крайней мере, шансов будет гораздо больше.

Есть и еще одна причина, по которой необходимы школы-интернаты. Нужно ведь думать не только о воспитании трудных детей. Нужно  также подумать о том, как создать все условия для развития детей из нормальных семей. В тех классах, где учатся шалопаи, такие условия практически невозможно создать. Учитель будет постоянно отвлекаться на шалости шалопаев, он не даст тех знаний, которые он мог бы дать детям из нормальных семей.

Я вот вспоминаю свои школьные годы. Повторюсь, что с учителями у меня всегда были ровные отношения, Но с одноклассниками-шалопаями у меня были конфликты, которые мешали моей учебе. После 8-го класса всех двоечников и шалопаев отправили в ПТУ, и у нас в классе сразу нормализовался учебный и воспитательный процесс.

Но я считаю, что разделение школьников необходимо еще в начальной школе. Т.е. всех хулиганов и двоечников принудительно переводить на учебу в школы-интернаты. Первое, тем самым мы дадим реальный шанс трудным детям стать полноценными гражданами (в условиях обычной школы, если их не вырвать из трудной семьи у них не останется ни единого шанса). Во-вторых, мы создадим должную атмосферу в обычных школах для нормального учебного и воспитательного процесса детей из нормальных семей.

А еще хорошо бы вернуть в старшие классы школьный предмет — педагогику. Одно время в обычной советской школе изучали педагогику. У меня есть такой учебник, который написан в очень доступной форме. Все взрослые — будущие родители, поэтому важно всем усвоить азы педагогики и детской возрастной психологии. Поскольку воспитание в семье было и останется, полагаю, и впредь основополагающим фактором в формировании характера каждого человека.