Алексей Брагин о формировании общественного мнения к плутовству на примере литературы и кинематографа

С интересом участвую в дискуссии под публикацией «Черная неблагодарность». Яков Злобин об особенностях малороссийского менталитета на примере Тараса Шевченко и Максима Перепелицы».

По моему мнению, автор поднял очень интересную тему, проанализировав образы Ивана Бровкина и Максима Перепелицы.

Цитата из публикации Якова Злобина: «Напомню характерную сцену из кинофильма «Максим Перепелица». Новобранцы прибывают на сборный пункт. Украинский хлопчик Максим Перепелица обманом вынуждает своих будущих русских (!) сослуживцев делать за него его же работу (грузить в машину чемоданы). Русский Иван как всегда наивен и простодушен, а украинскому хлопчику только это и надо, чтобы оседлать русского Ивана».

Верно замечено, что Иван Бровкин – типичный русский человек. Бровкин ленив, простодушен, но его никак нельзя назвать подлецом. Поэтому зритель сопереживает тем несчастьям, которые поначалу обрушиваются на непутевого русского парня и радуется за него, когда тот перевоспитывается.

Но совсем иное дело – Максим Перепелица. Этот – пройдоха, ловкач. Проще говоря – подлец. Лично у меня нет никакого желания сопереживать такому герою, его ловкачество лично у меня вызывает отвращение и нетерпимость. В конце фильма авторы выводят Максима Перепелицу, как бравого советского солдата, но я не верю в такую концовку. Плутовство – это качество подлой натуры. Плут не поддается перевоспитанию, но зато легко приспосабливается к новым обстоятельствам, всегда во главу угла ставя личную выгоду.  

Считаю, что цель настоящих писателей (сценаристов, режиссеров)  — воспитание честных порядочных граждан. Соответственно, надо расставить акценты в книгах (фильмах).

Такое мерзкое качество подлой натуры, как ловкачество, необходимо строго осудить и в литературе (и в кинематографе). Ловкачество — это не предмет для шуток и острот над теми, кого провел шулер. Подлые натуры ни коем случае не следует выводить в литературе (и кинематографе) в качестве положительных героев.

Напротив, надо воспитывать нетерпимость у зрителей (читателей) к любым проявлениям подлости. Правильно пишет Яков Злобин, что за те проделки, которые совершает Максим Перепелица в отношении своих товарищей,  следует подлеца бить в морду. Подобные проделки – не предмет для комедий.

Из того же разряда и другой литературный (кинематографический) герой-плут – Остап Бендер. Надо отдать должное авторам, что выписан этот образ талантливо. Настолько талантливо, что даже некоторые зрители (читатели) всерьез считают плута Остапа Бендера положительным героем.

Обращу внимание, что в капиталистической России ловкачество снова вошло в моду. И это не удивительно: ловкачество присуще всякому успешному бизнесмену. Вот и получается, что наши граждане начинают откровенно потешаться над людьми, которых провели мошенники, а «фокусами» мошенников порой даже восхищаются. Из того же разряда и многие буржуазные кинофильмы.

Я считаю, что наше отношение к плутовству надо перевернуть с головы на ноги. Будь моя воля, я бы ужесточил наказание за любые проявления мошенничества. Сразу ставить подлеца к стенке и пулю — в лоб.

А в литературе и кинематографе должна действовать строгая цензура, не позволяющая авторам выводить плутов в качестве положительных герое. Только так мы сформируем в обществе нетерпимое отношение к подлости.

Конечно, при капитализме цензура в интересах трудового народа невозможна. Но при социализме ее необходимо возродить.