Александр Войтов о творческом наследии Лао Шэ

Классик китайской литературы Лао Шэ (1899-1966) сатирически осмыслил начавшийся в его время процесс практического строительства социализма на земном шаре. Его «Записки о кошачьем городе» 1933 г. –фантазия о якобы сотнях лет замены проглотизма всеизмом не только в кошачьем городе, но и в других странах Марса, в которых жили люди с кошачьими головами. Он прилетел туда в момент уничтожения Кошачьего города народом другой марсианской страны и заинтересовался причинами его гибели, в котором всеизм выродился в проглотизм. Его мысли полезны всем для понимания законов развития общества и будущего нашей страны.

Лао волновала судьба отечества.  Он страстно искал ответ на вопрос «что делать?». В книге «Старый вол, разбитая повозка», в специальной главе о работе над «Записками о кошачьем городе», Лао признавался в том, что у него, как и у большинства сатириков, не было позитивных концепций и предложений, и что он не годился в идейные руководители.  Его любовь к народу выразилась в том, чтобы «одним ударом» обнажить пороки общества, указать их корни. В этом он достиг цели. Его книга – величайшее гуманистическое произведение, объясняющее фундаментальные основания общества благоденствия трудящихся, названного им всеизмом.

Роман Лао отражает непосредственно специфику его отечества того периода времени – последствия опиумных войн и   агрессию Японии. Не зная возможности преодоления порожденных обстоятельствами бедствий, он гротескно показал их с тем, чтобы помочь народу осознать условия выживания. Все это изображается сатирической фантастикой марсианского общества, но фактически представляет критику проглотистской и всеистской идеологии, в т. ч.  идей Маркса – марсианского Мацу. Его сатира объясняет беды народа в условиях проглотистского общества в виду неспособности народа объединится с целью выживания. Идейная фабула романа оказалась эвристичной для объяснения фундаментальных причин гибели социализма в нашей стране в 1990-е годы. Его идеи помогают определить стратегию развития коммунистической идеологии как основания штурма неба по Марксу. 

          Условием понимания произведений гениальных писателей является адекватное миропонимание, которого не обеспечивает официозная общественная наука, ставшая фактически постнаукой. Вне теоретического понимания общества не избежать сведения сатиры к бытовым банальностям и не воспользоваться ими для определения стратегии его обновления. Сатира Лао не нашла должного признания в нашей стране и тем самым не обеспечила поиска идеологии, которая помогла бы избежать гибели реального социализма не только в нашей стране.

          Воспринимая перипетии сатиры, следует помнить о её отличии от научных текстов и тем более от реальности. Сатира акцентирует проблемы реальности, решение которых является функцией науки. В романе Лао уничтожил город кошек, но тем самым содействовал прогрессу Китая. Его идеи актуальны и для нас — гротескно объясняют главные причины поражения всеизма в нашей стране и тем самым акцентируют актуальность осмысления главных проблем штурма неба по Марксу. Сатира Лао – художественное изображение гибели всеизма.  Она нуждается в осмыслении исследователями и может стать основой теоретического объяснения становления нового образа жизни. 

 «Записки о кошачьем городе», как и иные гениальные произведения, невозможно пересказывать. Каждый, кто озабочен проблемами созидания справедливого общества, может найти ответы на многие вопросы в данном произведении. Назовем главные аспекты гибели всеизма по Лао:

неспособность народа мыслить самостоятельно

–незнание экономического строя

–покорность иностранцам

–разврат

–предрасположенность к насилию как средству решения проблем

–замена борьбы приспособлением

–предание лидерами интересов народа

–необразованность, темнота толпы, невежество охлократии

–профанация культуры, воспитания, образования, просвещения, обучения

–распродажа национального достояния за границу

–ненужность науки властям

–частнособственнический и бюрократический эгоизм

– отчуждение народа от политики, власти, культуры

–бездуховность, безыдейность

–потеря определенного значения труда в жизни общества

–излишняя доверчивость народа.

 ***

      Из названных идей Лао акцентируем внимание на первой, отражающей коренную причину гибели всеизма – неспособность народа мыслить самостоятельно. Приведем его главные мысли — афоризмы:

«Уважать можно только достойных людей, а люди-кошки утратили и честь, и совесть – неудивительно, что иностранцы с ними не церемонятся».

 «Кошачье государство потому так и ослабло, что иностранцы объединились против него…»

«Презрение проистекает от невежества».

«В обществе господствует не борьба, а приспособленчество».

«Глупая, наивная, жалкая и переменчивая в своих настроениях толпа». 

«Молодые иногда бывают древнее стариков».

 «Молодежь всем недовольна.  Однако стоит им почувствовать хоть малейшую выгоду для себя, буквально крохотную, как их добрые побуждения исчезают.  Деньги даже чертей привлекают».

 «Общество идиотов».

 «Многоженство, свободные союзы, блуд – ни одной мысли о будущем».

 «Мрак, мрак, беспросветный мрак».

«Упразднение экзаменов в школе.  Ученик кончал школу, даже не посещая ее. Циклическая система обучения превратилась во всеобщее обучение – точнее, в отсутствие всякого обучения. Зазубрив кучу сведений, мы не умели самостоятельно мыслить».

«Профанация наук приводит к их ниспровержению.  От подобного ниспровержения наук очень близко до гибели государства».

  «Крах системы образования вытекает из краха нравственного начала жизни». 

«Использование науки только для наживы.  Это подорвало главнейшую основу воспитания, обязанность наставников формировать личность, развивать способность к самостоятельному мышлению». 

«Интеллигенты должны нести свет».

 «Прогресс человечества идет медленно, а регресс – мгновенно.  Стоит утратить гуманность, и ты снова дикарь».

«Погоня за выгодой как главный мотив жизни».

«Господство измов, всеизма».

«Не всякое изменение прогресс».

«Чем больше мы шумим, тем хуже у нас становится».

 «Даровали реформаторам высокие чины, они увлеклись службой и забыли про свои дела».

 «О демократии кричим, а народ по-прежнему беднеет.  Итак, народ становится беднее, потому что во время гвалта и драк не обращали внимания на экономику».

  «Но наши всеисты, погрязшие в склоках, не имели никакого понятия об экономике и тем более о воспитании». 

«Снова стали убивать, полагая, что им мешают вредители».

 «Сплошное самобичевание.  Мы никогда как следует не думаем, не смотрим правде в глаза, поэтому и получаем от революции одни разрушения».

 «Деньги – лучший ключ, отмыкающий людям-кошкам рты».

 «Честных людей в нашей стране считают страшными, отвратительными». 

«В экономике они ничего не смыслят. Власть для них только средство угнетать да притеснять». 

«Политические провалы возникли еще много лет назад в результате экономического неблагополучия».

 «За последнее время мое мышление заметно кошкоизировалось».

 «Глупость – это наша главная беда, потому что мы обычно подражаем другим, делая вид, будто знаем и понимаем, а на самом деле не знаем и не понимаем ничего». 

«Массовая глупость способна погубить целую нацию».

«Да, опасное это дело – революция в руках невежд. Никто не спасет людей-кошек, если они не поймут, что их душит собственная глупость».

 «От революции народ только теряет, а эксплуататоры приобретают. Сверху донизу сплошная глупость».

Актуален эпизод романа с солдатом бегущей армии, иллюстрирующий давно известную истину «полузнание опаснее незнания» —  гибельность классового сознания для не обладающих необходимым миропониманием народа.

***

Вырванные из контекста мысли Лао теряют в определенной мере значимость.  Они могут помочь осознать методы созидания всеизма.  Имеют значение и иные его мысли из других романов. Например, в романе «Рикша» выражена не понимаемая многими истина – в одиночку не пробиться и не решить проблем своего благосостояния, а в романе «Развод» Лао констатирует главную беду современного общества – не владение логическим мышлением и в виду этого «у каждого дурака своя логика». В результате люди не единомышленники и не способны объединяться для отстаивания своих интересов. Поразительно всеобщее помутнение умов – ЗАБЛУЖДЕНИЕ ОБ УСВОЕНИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БЕЗ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЕМУ, КАК И НЕ ПОНИМАНИЕ ТОГО, ЧТО ГОСПОДСТВУЮЩАЯ ТРАКТОВКА ЛОГИКИ НЕ ОБУЧАЕТ УМЕНИЮ ЛОГИЧЕСКИ МЫСЛИТЬ.

         Для понимания возможности преодоления современного состояния логического интеллекта напомню о математической революции тысячу лет назад.  Переход к десятичной системе исчисления сделал математический интеллект доступным людям со здравым рассудком и ведущей наукой второго тысячелетия. Теоретизация технологии логического мышления обеспечивает аналогичное его развитие и превращение его в «наше лучшее орудие труда и острейшее оружие» (Ф. Энгельс). Тем самым логика (философия в целом) станет ведущей наукой третьего тысячелетия. Без овладения могуществом логического мышления, т.е. умения строить сориты, модели Порфирия, кладограммы и т.п. земное общество ждет судьба города кошек Лао Шэ. Императив современности – «мысли логически или погибай».

           Лао Шэ однозначно акцентировал актуальность усвоения логического мышления как интеллектуального основания всеизма. Основой этому может быть созданная философами диалектическая логика, дискредитированная филодоксами ХХ века. Широко распространенные не только в обыденной речи, но и в текстах, ссылки на диалектику как мантры, свидетельствуют о не владении ею. Её фактически применяет тот, кто не говорит о ней, а на её основе теоретически объясняет объекты. Специфика текстов, разработанных на основе диалектики, – их композиция, детерминированная кумулятивными рядами, древом Порфирия, кладограммой.     Овладеть индивидуально ими можно за один день с помощью уроков логического мышления на Ютубе, выставленных в 2020 г. Логический ликбез общества начнется с обучения родителями логическому мышлению новых поколений и становления системы обучения ему с первого класса превращением школы-знаний в школу-мышления (аналитики). Все необходимое для этого имеется и не требует затрат, кроме победы над самим собой – научиться преодолевать психологический барьер неприятия парадоксальных идей. 30.08.2022