ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ ЧАСТИ
ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Заголовок статьи списан с работы В.И. Ленина «Три источника и три составные части марксизма», чтобы неявно подчеркнуть о какой теории будет речь. Будем широко использовать уже принятые в марксистской теории понятия, определения, законы и следствия. То, что ограничение количества выбрано величиной «ТРИ», это лишь дань Ленинской работе и дань старому (далее уже древность) изречению «Бог любит троицу». Но учитывая народное признание, что «на Бога надейся, да сам не плошай», поставим свою, пролетарскую, метку понятию «троица» — это свойство любого социального явления иметь три фазы состояния и развития: прошлое (свершёное), настояшее (текущее), будущее (мечта или цель).
Занимаясь теорией марксизма на уровне, как выразился, приметил, мой оппонент В.Ф. Нехорошков, примитивизма (оставим это выражение «простоты» оппоненту), однако, обратим внимание на то, что марксизм, вообще говоря, это научное обобщение практики противодействия интересов угнетаемых (по-современному — пролетариев, а ещё более определённо — рабочего класса) и интересов угнетающих (по-современному — капиталистов).
То, что противостояние этих интересов временами (периодически) принимает формы ожесточённой борьбы с переменным успехом одной или другой стороны, не противоречит, а подтверждает следование закону всякого социального действия «практика — критерий истины». (Другое дело, какова истина или цель, однако, это тема иного спора.) Но вот беда — в периодичности социального действия практика выступает функцией с формальными параметрами, что определяет зависимость результата действия от фактических значений формальных параметров проведённого действия. Следовательно, никакое последующее социальное действие не может повторить результат предыдущего социального действия. Неповторение результата выражается «в отклонении от цели или от истины». Рассуждения на тему «отклонения от цели» уже приведены в статье «За что нести наказание?», текст которой помещён в Приложении.
И тогда возникает вопрос: как ускорить приближение (сходимость) результата практики к цели (истине)?
Учтём, что человек (а потому, человечество) имеет только два механизма в своём подчинении: 1) практическое действие; 2) теоретическое обобщение практического действия. Опустим формы действия и способы обобщения. «Практическое действие» поставлено первым номером «1)», ибо уже доказан Е-Природный закон «Сделай сам», а Е-Природа не содержит (не опирается на) теоретические обобщения, хотя практика развития живой материи «записана и предначертана исполнению» в элементарных структурах живой материи.
«Теоретическое обобщение» является свойством С-Природы (Социальной Природы), материя которой выступает памятью социальной деятельности людей планеты Земля.
Таким образом, практическое действие, истинность которого определяется только законами Е-Природы, обязательно, ибо только оно (называемое «практикой») даёт материальный результат — объект для последующего анализа. А вот анализ уже с неизбежностью требует «примитивизма» (особенной простоты), ибо только простота («наглядность») суждения позволяет отразить[1] (представить) образ и связи формальных параметров действия, облегчая (упрощая) поиск достаточности формальных параметров и зоны их фактических значений, обеспечивающих приближение к цели и дстижение цели. И тогда всякая социальная деятельность облекается в форму счётной величины (цифровизация, однако), показывающую исход деятельности до практического действия или способ оценки реализованного дейстия практики. Но это открывает новый подход к оценке уровня самой теории.
Разделим теорию на две части: а) аксиомы[2]; г) гипотезы[3]. Если гипотезы представляются произвольными предположениями[4], то аксиомы — это доказанные логически или подтверждённые практикой гипотезы.
В данном случае нас интересует марксизм.
Есть понятие «ортодоксальный марксизм», которое, вообще говоря, имеет два представления: п1) положения, изложенные только в произведениях Карла Маркса и Фридриха Энгельса; п2) аксиомы марксизма.
И если в отношении аксиом марксизма вопросов нет, то остальные положения марксизма нужно рассматривать гипотезами, а последующую практику использовать доказательством их истинности, переводя гипотезы в фазу аксиом или доказанных теорем. А это уже делает примитивизм инструментом теоретического доказательства верности (истинности) гипотезы (тезиса или антитезиса). И здесь уместно упомянуть (добрым словом) использование В.Ф. Нехорошковым понятия триалектика вместо диалектика, ибо триалектика (по алгоритму ГОИ: Генерация (ноу-хау идеи) + Организация (технологического процесса) + Исполнение (конечного, финишного разультата)…) уточняет понятие развития (диалектику) добавлением (учётом) необходимости социальной практики — обязательного социального действия (исполнения).
Из того, что положения аксиом не оспаримы и, кроме того, в силу закона, что критерием истины является практика (действие), делаем вывод:
аксиомы марксизма применяются к исполнению (использованию) в последующей практике беспрекословно, а всякое отклонение рассматривается (и должно рассматриваться) отступлением от марксизма и, следовательно, социальным предательством (вот, она — социальная измена) дела борьбы рабочего класса за политическую власть, диктатуру, рабочего класса. У иных классов свой классовый подход к оценке социальной ответственности — это, между прочим, тоже социальная аксиома. Но социальная измена субъекта должна быть отмечена изменением социального статуса этого субъекта. Так как речь идёт о социальной (политической) борьбе рабочего класса, то отклонение от аксиомы марксизма влечёт (должно влечь), как минимум, исключение субъекта из рядов руководства борьбой рабочего класса за интересы, включая в них политическую власть, рабочего класса (пролетариата по Марксу), ибо высшей мерой наказания является исключение из рядов борцов за политическую власть рабочего класса. Это правило было Уставным требованием Ленинской партии большевиков: «Высшей мерой наказания для члена РСДРП(б) является исключение из партии РСДРП(б).»
До данной строки текста, мы рассмотрели отношение к теории маркизма — источнику научного понимания прошедшей, текущей и будущей истории человеческого общества планеты Земля, указавшего истинного творца материального существования современного (2023 год от Рождества Христова) человеческого общества, и это — Рабочий класс. И Великая Октябрьская Социалистическая Революция в Российской империи 1917 года, воздвигшая «на обломках самовластия Российского капитала» величие Союза Советских Социалистических Республик — государства власти (диктатуры) рабочих и крестьян, не только доказала правильность (верность) марксизма, но и обогатила марксизм практикой побед, заслуженно обозначенных именем В.И. Ленина, в том числе и пролетарскую науку победивший пролетариат назвал марксизмом-ленинизмом. И марксизм-ленинизм стал тем знаменателем (здесь, в смысле понятия математической дроби ), который характуризует вклад (героическую долю) любого народа, каждого со своими гениями и вождями, в общую (единую) Победу власти рабочего класса на планете Земля. Следовательно, всё, что изложено выше относительно марксизма, справедливо и к другим его расширениям (обогащениям приктикой), начиная с марксизма-ленинизма.
Что касается «трёх частей теории социальной ответственности», то их число соответствует трём частям социальной деятельности: 1) знание (и если есть лозунг «знания всем (каждому)», то необходимо, однако, указать каких и сколько; 2) предвидение (цель); 3) действие (практическое исполнение задуманной, поставленной, принятой цели).
24.12.2023 г. Кадеев А.В.
ПРИЛОЖЕНИЕ
За что нести наказание?
Дело Уфимского кружка изучения основ марксизма стало необходимостью решить проблему «За что нужно нести социальную ответственность, наказание, и в какой форме или мере должно быть это социальное наказание». Социальное — значит решением общества, а в обществе, разделённом на социальные классы (классы!), решением социального класса. Но именно только марксизм научно объясняет теорию социальных классов, ибо сам марксизм есть выражение замыслов и помыслов рабочего класса (пролетариата по Марксу). Знать эти истины, рождённые практикой пролетарской борьбы с 1848 года, честь и подвиг ума современного человека ( если заикаться о правах человека, в конце концов).
Будучи первыми, представим любой социальный результат (СР) социального действия (СД) в форме некой социальной функции (СФ). Это запишем выражением (формулой)
СР =Ф(СД), СД = СФ(х1, х2, х3,…, хК) , (1)
где х1, х2, х3,…, хК — формальные параметры или аргументы функции СФ.
Но учтём, что всякое социальное действие порождается неким социальным замыслом. И этот замысел выступает, становится, социальной целью, а достижение социальной цели обращает связанные с ним действия в систему с замкнутой обратной связью (в форме авто/или само/регулируемой системы). В такой системе, следовательно, в параметры функции СФ(…) входят и цель действий, и средства действий. Однако, всякое действие (поведение) живой материи, а человек её высшая форма, подчинено единой цели — жить. Именно единственность цели порождает череду действий приближения к этой цели. (То, что человек, или всё живое, имеет ограниченный срок этой борьбы за жизнь, не меняет задачи — цели, но вынуждено менять лишь набор средств. Цель оправдывает средства.) Таким образом, с учётом деления параметров на цель (Ц) и средства достижения цели (Ср), формулу социального действия запишем в виде
СД = СФ(Ц, Ср) . (2)
Но наша социальная деятельность даёт нам особый результат (в науке он называется приведённым ): мы видим (получаем в своих ощущениях) разность — отличие — между социальным результатом (СР) и задуманной целью (Ц). То есть, получаем для оценки и прочих рассуждений величину разности
(Ц — СР) — величину отклонения от задуманной цели. (3)
И если Цель выступает «стратегией» (постоянной), то социальные действия выступают «тактикой» (переменной — прерывистым действием, тактом).
Приближение отклонения к нулю — (Ц — СР) = 0 — означает приближение к цели, а (Ц — СР) = 0 — означает достижение цели, попадание в цель. Но практика не знает «строгого равенства ==», пратика использует некую зону, близость, к «строгому == ». Попадание в эту зону «близости», выспупающую также задуманной целью, оценивается как «достижение цели», а значения (зона значений) формальных параметров социального действия СФ(…) считаются достаточными для достижения данной цели. Таким образом, только практика, показывая зону отклонения от цели, является критерием (механизмом) истины — достижения цели. Необходимость последовательных приближений к цели мы выразим номером практического действия, номером шага практики на пути к цели.
Пусть. i — номер шага практики приближения к цели. Тогда (Ц — СР) — величину отклонения от задуманной цели на i-ом шаге , запишим в виде
(Ц — СРi) . (4)
И только равенство (Ц — СРi) = 0 (в расчётной зоне нуля) даёт нам «скромное» право кричать: «Ура! Цель достигнута!».
Уже из выражения (4) , (Ц — СРi) , делаем первый практическо-теоретический вывод: цель требует и оправдывает средства её, цели, достижения. Этот вывод запишем в форме: из (4) следует Ц=СРi, но из (1) следует СРi =Ф(СДi), т.е.
Ц = Ф(СДi), тогда в форме обратной функции получаем (СДi) = Фцi_ (Ц). (5)
Уже на этом месте повествования сделаем очередное нравоучение, перед переходом к вопросу о наказании за осуществлённую деятельность. Обратим внимание на то, что именно факторы цели (Ц), действий (СД) и оценки отклонения от задуманной цели должны быть предметами громкого на всю страну (и даже мир) обсуждения и спора с трибуны Государственной Думы, формируя поведение граждан и подчиняя ему (поведению) действия государственных органов, если говорить о мирном согласии социальных классов. Иначе, только свою, своего социального класса (например, пролетарского) цель и никакой иной цели с трибуны ГД не должно звучать в речах коммунистов.
Рассмотрев целевую социальную деятельность, делаем вывод, что всякая целевая социальная деятельность, если и направлена на достижение множества целей, то все частные социальные цели являются необходимыми в достижении единственной цели, порождённой Е-Природой, — цели сохранения существования живой материи планеты Земля, элементом которой является человек-землянин. Поэтому общество должно руководствоваться в своей деятельности только устремлением к единственной цели — жизни на Земле.
Из (5) сделаем рассуждение: за что же нести наказание, если (Ц — СРi) не равно 0, не устремляется к 0 ?
Перечислим варианты (причины) отклонения от цели (отклонения от 0):
- выбор самой цели;
- выбор средств достиения указанной цели;
- но так как главная цель НЕИЗМЕННА (постоянна), ибо продиктована объективной необходимостью (то, что сюда входит и субъективный фактор, не меняет «объективности», ибо субъективный фактор всегда является переменным, а потому им же самим, субъективным, регулируемым (воспитуемым), т.е отвечающим за подбор кадров в поддерку главной цели;
- правильность (корректность) оценки условия «достижения цели».
Заметим, что все варианты, порождающие отклонение от цели, не нарушают непрерывности существования как социума, так и отдельного человека (влияние Е-Природы не учитываем). И только одно социальное действие нарушает непрерывность живого существования — это действие субъекта (человека, группы лиц), направленное на прекращение деятельности иного субъекта (человека, группы лиц), какого бы характера ни были ни эти действия, ни прекращение деятельности. Сегодня такая деятельность называется «уголовным деянием». Следовательно, только уголовное деяние прекращает устремлённость к цели, т. е. является фактором смерти (разрыва второго рода, если изобразить жизнь плоской линией). Из этого следует, что уголовное деяние должно быть запрещено социальным законом. А так как, уголовное деяние наказывается ответным уголовным деянием, то со стороны Закона уголовное деяние квалифицируется уголовным преступлением со всеми мерами наказания, предусмотренными для данной квалификации преступления, которое не имеет срока давности от момента деяния до момента обязательного искупления (вплоть до смерти). В этом смысле, жертвы борьбы за коммунизм будут на счету наказуемых преступлений антикоммунистов, в соответствие правила: «Ничто не забыто, никто не забыт.» И здесь уже не играет роли: исходят ли уголовные деяния от Вершины власти или её свиты и исполнителей от силовых структур.
Но, как же быть с классовой борьбой?
Так как борьба классов, межклассовая борьба, есть «двигатель» развития сил социального взаимодействия, то всякий, кто отвергает практику (участвует в практике) поиска угнетёнными выхода (освободения) из пут, расставленных угнетателями, ставит на себе крест (метку пересечения, но не пресечения) социального невежества и разбоя. И если марксизм теоретическим обобщением практики социального развития на планете Земля доказал необходимость (неизбежность) коммунизма, социального строя будущего общества, со всеми его стадиями и условиями, то антикоммунизм, от кого бы он ни исходил, косвенно доказывает, но явно показывает, что всякий антикоммунист есть приспешник угнетателей человечества, угнетателей, одухотворённых, сегодня, в субъектах капитализма. Но если угнетённое человечество провозгласило на весь мир своей целью коммунизм, социальные черты которого уже изложены в работах, признанных мировым пролетариатом, и не только, теоретиками и практиками, Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, то тысячи и миллионы имён своих героев народы мира чтят светлой памятью, оставляя забвению имена угнетателей — социальных палачей (губителей) человечества. Уже только одни войны, обусловленные интересами угнетателей, интересами расширенного накопления только своего капитала, ставит угнетателей в разряд (статус) социальных Уголовных Преступников, с соответствующим Уголовным наказанием властью (правом насилия) угнетённого класса, властью пролетарского класса.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Если деятельность угнетателей формирует ненависть к ним со стороны угнетённых, то организация (социальная деятельность) осознания пролетариатом этой ненависти становится обычной социальной деятельностью авангарда пролетарского класса, ибо всякое управление основано на принципе «централизма» — единоначалия. Яркий пример: Президентский пост (трон, место) лица (гражданина) в делах государства.
08.12.2023. Кадеев А.В.
[1] Например, прямая линия представляется туго натянутой нитью, а в прямоугольной системе координат (у — ось ординат; х — ось абсцисс) прямая линия в формальных параметрах представляется записью у=ах + б.
[2] Аксиома — уже доказанное положение или положение, не требующее доказательств,
[3] Гипотеза — предположение, требующее подтверждения.
[4] Любая религия — это нагромаждение гипотез. И если данное утверждение является очередной социальной гипотезой, то классовое общество разрешило это различие тем, что объявило религию «частным делом».