А.Л. Кругликов о школе советской и школе «современной»

«Общедоступное высококлассное образование, которое советская система сумела гарантировать каждому, было не только социальным благом. Оно стало интеллектуальной и профессиональной основой выдающихся достижений СССР».

Из программы «ПОБЕДА», с которой народно-патриотические

силы во главе с КПРФ идут на выборы президента России

О ШКОЛЕ СОВЕТСКОЙ И ШКОЛЕ «СОВРЕМЕННОЙ»

В 80-е годы прошлого века мне довелось заниматься организацией мастер-классов известнейших в стране педагогов-новаторов. Тогда в Ульяновской области развитию образования, системы подготовки кадров уделялось огромное внимание. Регион получил мощный импульс социально-экономического развития. На самом высоком уровне были утверждены программы «Прогресс-90» и «Родина В.И.Ленина -125». Пуск в эксплуатацию современнейшего авиастроительного гиганта потребовал создания учебного центра, в состав которого вошли специализированные профтехучилище, авиационный техникум, самолётостроительный факультет политехнического института. Принятие решения о сооружении в Ульяновске Центра микроэлектроники подвигло к открытию университета.  Ко всем этим делам я имел самое непосредственное отношение, являясь заведующим отделом науки и учебных заведений обкома КПСС.

            Однажды первый секретарь обкома партии Г.В.Колбин предложил мне пригласить для встреч с учителями и родительской общественностью области Шалву Александровича Амонашвили, которого он хорошо знал по работе в Грузии. Тот охотно откликнулся. Блестящий учёный и популяризатор педагогического наследия произвёл огромное впечатление своими выступлениями. Затем в Ульяновск приехал из Донецка «революционер в педагогике», прекрасный учитель математики Виктор Фёдорович Шаталов. Вузовская аудитория, где он выступал, была заполнена слушателями (не только учителями математики) до отказа. Мастер-класс продолжался не один час. Вскоре педагоги Ульяновской области получили возможность познать секреты творчества и других учителей-новаторов страны. Ими охотно делились преподаватель химии из Ленинграда С.Н.Лысенкова, «трудовик» из Подмосковья И.П.Волков и другие.

            Я полагал крайне важным пробудить интерес к школе, учителю и, прежде всего, к детям не только в среде партийного и советского начальства. Опираясь на поддержку первого секретаря обкома КПСС, сделать это было не сложно. Г.В.Колбин с огромным желанием и большой энергией подключился к подготовке и проведению на базе Дворца пионеров и школьников и только что открытого «Дома техники» выставки научно-технического творчества детей и выставки «Производство – школе!». Обе они состоялись в 1985 году в один день при впечатляющем участии школьников, учителей, руководителей предприятий всех отраслей производства, партийных и советских работников. После этого промышленники более активно включились в оказание помощи учебным заведениям в оснащении оборудованием, приступили к производству школьной мебели и т.д.

            Сложнее было побудить обратить внимание на школу тех, кто и без того, казалось бы, был заинтересован в её динамичном развитии, отвечающем велению времени и грядущим перспективам. А это – сами педагоги, родители, дедушки, бабушки и, главное, — дети. Увы! Задача эта не только в Ульяновской области, но и во всей стране не решена по сей день. Тогда же я предпринял попытку разбудить общество. С руководством местного телевидения (ВГТРК «Волга») договорился о выпуске цикла передач «Вокруг школьного звонка», и сам взялся вести его. Тут-то и выяснилось, сколь много в Ульяновской области было тогда талантливых учителей. Героями наших передач стали не только будущий Народный учитель России Юрий Иванович Латышев и ставший вскоре Народным учителем СССР Пётр Петрович Головин, многие их коллеги, но и дети, их родители. Труд педагога, его творческая лаборатория, мыслительная деятельность учащихся, новые приёмы обучения, проблемы воспитания освещались нами (а я был не один) совсем не трафаретно. Через призму школы мы показывали саму жизнь – сегодня и завтра. Мне удавалось выбираться на уроки в школы, находить всё новые и новые примеры творческого начала в педагогике, с тем, чтобы пропагандировать их средствами телевидения и партийным влиянием во время встреч с учителями. В Ульяновске и области в те годы были построены десятки новых школ и детских садов, открыты педагогические и медицинские училища, существенно укреплена материально-техническая база всех прочих учебных заведений. Был построен комплекс особняков для детского дома семейного типа. Появился в области первый в СССР центр профориентации молодёжи. На базе школы-новостройки №38 и открытого в пединституте факультета общетехнических дисциплин создан был учебно-научно-производственный комплекс. Но с крахом Советского Союза рухнула и советская система народного образования. «Элита» предпочитает обучать своих чад в Лондонах, Парижах и Швейцариях, либо у совсем заклятого партнёра — в США. Началась деградация школы, всей системы некогда лучшего в мире образования.       

            Читаю в интернете пространный комментарий: «… Конечно, и теперь есть одарённые ученики, адекватные родители, талантливые учителя… Но они есть, не «благодаря», а «вопреки». Ломоносов, он тоже, знаете, вопреки всему появился. Вот, возьмите мой родной город Евпаторию. В СССР Евпатория была официально Всесоюзной детской здравницей, и неофициально космической столицей Советского Союза. У нас были лучшие в Союзе санатории и клиники, в которых поднимали на ноги абсолютно безнадёжных лежачих детей. Наша грязелечебница «Мойнаки» давала радость материнства женщинам, которые не могли родить. От нас, больные туберкулёзом дети, возвращались домой с розовыми щёчками, и шли на ваши уроки физкультуры. А ещё у нас был крупнейший в мире Центр дальней космической связи, не имеющий аналогов в мире радиотехнический комплекс «Плутон» и Центр управления полётами. Весь мир думал, что советский ЦУП находится в Москве. Чёрта с два! Тот, чтобы журналистам показывать. Настоящий был в Евпатории, в Витино. Я это к чему? Вот у меня в школе физику преподавал человек, который в 1949 году с Курчатовым РДС-1 бахнул! Представляете уровень его уроков? На его уроках было слышно, как муха звенит. На перемену идти не хотели. У нас в школе приглашались на уроки все светила советской науки, которые приезжали в Евпаторию. Я пацаном видел в окно, как свой последний день рождения праздновал в «Юбилейном» Юрий Алексеевич Гагарин. Результат — вы знаете, какие кадры советской науке и технике дала Евпатория? Вы знаете, сколько из Евпатории вышло писателей, поэтов, художников? Посмотрите в интернете, вы поразитесь! Что дают России евпаторийские школы теперь? Вот по этим ФГОСам. Ни-че-го! И наш знаменитый РТ-70, того гляди ржавчина съест. Я понимаю, что не везде было так, как в Евпатории. Но, чёрт подери эту вашу демократию, эти ОГЭ-ЕГЭ… Дети больше не смотрят в небо. Они в кошельки смотрят. Родителей. И уверены, что всё в этом мире имеет эквивалент в рублях-евро-долларах. Самое страшное, что они правы…».

Однако верю, что поворот к социализму приведёт и к оздоровлению системы образования. Несколько лет назад Народный учитель России Ю.И.Лытышев и депутат Законодательного Собрания Ульяновской области Л.С.Жуковская  заговорили о создании движения «За советскую школу». Но для того, чтобы сбылись лучшие надежды педагогов, родителей и детей, необходима сама Советская власть.

                                                                                   А.Л.Кругликов,

член Президиума РУСО,

доктор исторических наук.