А.А. Шагин о пролетарском социализме

«Без теории нам смерть, смерть, смерть!..» И.В. Сталин (1953 год)

Введение

Наибольший опыт построения социалистического государства был достигнут в построении СССР. В статье ставится цель разработать принципиальную систему строительства социализма на основании развития классовых отношений рабочего класса. Социализм рассматривается в фазе  классового общества под управлением диктатуры пролетариата. Форма развития рабочего класса рассматривается из исторического опыта его развития в СССР.

1.    Социализм утопический

В докладе «Социалисты – утописты» [ [1]] на сайте krasnoe.tv в феврале 2017 года  ведущий идеолог рабочего класса М.В. Попов провёл анализ утопизма в социалистическом движении: « В начале XIX века Клод Анри Сен-Симон, Шарль Фурье и Роберт Оуэн были великими социалистами –утопистами, но начатое дело по строительству социализма не смогли довести до конца».

И что теперь, утопизм «похоронен»? А если смотреть по результату прошлых социалистов и марксистов 20-го века, то он един – поражение социализма. Это значит, что современные марксисты так же являются утопистами, причём ещё большими, так как обладали всей государственной властью в СССР.

В современных партиях существуют разработанные манифесты, но одних манифестов недостаточно для представления об обществе будущего. В принятой Программе XIII съездом КПРФ (ноябрь 2008) разработаны основные положения построения социализма. В ней выделены три этапа развития страны: «Второй этап. После достижения политической и экономической стабильности КПРФ примет необходимые меры, чтобы максимально обеспечить всё более широкое участие трудящихся в управлении государством. Это необходимо сделать через Советы, профсоюзы, рабочее самоуправление и …» [[2]]. Здесь мы видим, что отсутствие теории ведёт к сплошной неопределённости, что за «политическая стабильность» и «необходимые меры»? При неопределённости всегда подозревается наихудшее. В программе нет понятия диктатура пролетариата, а это значит понятие «рабочий класс» заменено на понятие трудящиеся, этим нарушено указание В.И. Ленина: «…Наша политика отличается тем, что мы требуем, прежде всего, точной классовой характеристики происходящего…» [[3], с. 343].

Анализ поражения социализма в программе КПРФ дано упрощенно: «…Причём проиграл не социализм как общественный строй, а ранняя его форма» [[4]]. Таким образом, после взятия власти авторы предлагают «перескочить» через «раннюю форму» социализма, то есть всё развитие СССР как минимум до 1985 года, иначе проигрыш неизбежен.

Здесь  есть проблема определения класса, которая приводит к утопизму. Даже известное определение В.И. Ленина  в статье «Великий почин»  очень далеко от практики жизни: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.»

В итоге на такое положение теории указывал В.И. Ленин в статье «Отношение к буржуазным партиям» (1907 год): «… кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя «натыкаться» на эти общие вопросы. А натыкаться слепо на них в каждом частном случае значит обрекать свою политику на худшие шатания и беспринципность.» [[5], с. 368].

Литература по социализму в основном рассказывает об ошибках  построения социализма. Это отмечал разработчик марксистской версии Колганов А.И. в книге «Что такое социализм?» :«Появившиеся же в последние 20 лет в немалом числе издания, посвященные критике теории и практики социализма, вряд ли могут рассматриваться как хорошее подспорье для тех, кто решил самостоятельно разобраться в вопросе о том, что такое социализм.» [[6], с. 13]

В чём причина утопизма современных марксистов? Главная из их – отсутствие теории классовой борьбы при социализме, и не просто мнение об «усилении классовой борьбы», а система.

2.    Метод

Принципиальное отличие ОЭФ коммунизма и ОЭФ социализма как формаций связано с классовым принципом: при социализме есть классы, при коммунизме – нет.

Про происхождение классов в работе «Принципы коммунизма» Ф. Энгельс писал: «Существование классов вызвано разделением труда …» [[7], стр. 355].

Социализм необходимо рассматривать в двух фазах, во-первых, пролетарский социализм как классовое общество под управлением диктатуры пролетариата, во-вторых, демократический социализм как надклассовое общество экономически конкурирующее с капитализмом.

В чём принципиальная сущность социализма? Опять начнём с гражданской войны? Упрямо повторять прошлый опыт с таким же конечным результатом?

Есть варианты построения социализма как уничтожения чего-то:

  1. частной собственности,
  2. эксплуатации,
  3. бюрократического класса.
  4. товарно- денежных отношений,
  5. классов.

Возможен путь типа Китайского курса «трех красных знамен»: «Три года упорного труда — десять тысяч лет счастья!», принятом в мае 1958 года на VIII съезде КПК.

Главнейшим классом социализма является рабочий класс, противоречия этого класса являются главной движущей силой развития социализма.

Строительство государства можно разделить на две составляющие: во-первых, научная, принимаемая всем обществом, во-вторых, идеологическая, развиваемая в интересах господствующего класса.

Предметом данной статьи является пролетарская, идеологическая часть теории построения государства осуществляемая рабочим классом.

Границей этой части социальной теории является пролетарский период построения социализма, от нулевого уровня производительных сил при возможной гражданской войне до начала построения демократического общества, как это было по Конституции СССР 1977 года.

О необходимости переходного периода от капитализма к коммунизму отмечал К. Маркс в статье «Манифест коммунистической партии»: «… Пролетарии же могут завоевать общественные производительные силы, лишь уничтожив свой собственный нынешний этап присвоения, а тем самым и весь существовавший до сих пор этап присвоения в целом.» [11, с. 434].

Развивая эту мысль, в июне 1919 года в статье «Великий почин» В.И. Ленин пишет: «Завоевав политическую власть, пролетариат не прекращает классовой борьбы, а продолжает ее — впредь до уничтожения классов — но, разумеется, в иной обстановке, в иной форме, иными средствами.» [[8] , с. 15 ].

Далее на IX съезде РКП (Б) в докладе центрального комитета 29 марта 1920 В.И. Ленин говорил :«Если взамен старого класса пришел новый, то только в бешеной борьбе с другими классами он удержит себя, и только в том случае он победит до конца, если сумеет привести к уничтожению классов вообще. Гигантский, сложный процесс классовой борьбы ставит дело так, иначе вы погрязнете в болоте путаницы» [[9], с. 251].

В связи с этим необходимо выстроить систему производственно- экономических отношений ( ПЭО) при социализме по этапам развития рабочего класса. Принципы социологии социализма аналогичны принципам политической экономии, показанным в статье «Формула социализма» [[10]] и представлены в виде следующих составляющих:

  1. Антикапиталистичность,
  2. Формационность,
  3. Товарность,
  4. Всеобщность,
  5. Прогрессивность.

Теория социологии социализма должна отвечать этим пяти принципам.

В обществе правления государством диктатурой пролетариата экономика имеет вторичное значение, а первое место выходит последовательное развитие производительных сил и производственных отношений рабочего класса: борьба с безработицей, валовое производство, снижение себестоимости.

3.    Развитие СССР

Рассмотрим систему построения ПЭО социализма. История СССР повторится, но необходимо выявить закономерности развития. Главные задачи социалистического общества В.И. Ленин показал в статье «Неудавшаяся провокация» (15 ноября 1905 года): «…Мы боремся за социализм, т. е. за полное освобождение трудящихся от всякого, не только политического, но и экономического угнетения …» [[11], с. 109 ].

В соответствии с этим разделением можно выделить этапы строительства пролетарского социализма по задачам развития:

  1. Достижение равенства экономического,
  2. Достижение равенства классов политического,
  3. Надклассовое общество.

Значимость этапов велика уже тем, что каждый социалистический этап производства утверждается в основном документе государства — Конституции.

Из истории известно, что первый этап в СССР длился от Конституции РСФСР 1918 года до Конституции СССР 1936 года.

Второй этап в СССР длился от Конституции 1936 года до Конституции СССР 1977 года (провозглашён общенародный социализм).

Третий этап в СССР длился от Конституции 1977 года до Конституции СССР 1991 года. Этапы пролетарского социализма показаны в таблице 1.

Этапы пролетарского социализма. Таблица 1

ЭтапЗадача развитияФОТ РКлСостояние  РКлКонституция СССР, год
1Повремен- ныйРавенство классов экономическоеПовремен-ная в себе1918 -1936
2СдельныйРавенство классов политическоеСдельная для себя1936-1977
3Аккордный  Отмирание классовАккорд-наянад собой1977-1991

4.    Классовость

 В октябре 1919 года В.И. Ленин указывал в статье «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата»: «… классы остались и останутся в течение эпохи диктатуры пролетариата. Диктатура будет не нужна, когда исчезнут классы. Они не исчезнут без диктатуры пролетариата». [ 5, с. 279 ]

Понятие рабочего класса разнообразно, в России каждая из 16 школ марксизма имеет своё понятие. Меняется и представление о роли рабочего класса, например,  Колганов А.И. в книге «Что такое социализм?» пишет: «Ведущей социальной силой (гегемоном) социалистической ре­волюции, по представлениям К. Маркса и В.И. Ленина, должен высту­пать рабочий класс. Однако ниже будет показано, что есть основания для уточнения и даже пересмотра этой позиции, даже с точки зрения классического марксизма.» [5, с. 360 ]. Таким образом, прикрываясь марксизмом, можно его искажать!?

В статье Шагина А.А. «Экономическое определение класса» дано такое определение класса:

«Класс — это политическая социальная группа, объединённая формой получения дохода» [[12]]. В соответствии с этим определением:

Рабочий класс — это политическая социальная группа, объединённая сдельной формой платы труда.

Форма оплаты труда (ФОТ) работника является фундаментом ПЭО. Крестьянин имеет аккордную ФОТ. Раб имеет повременную ФОТ, у рабочего применяется сдельная ФОТ. В таблице 1 показаны ФОТ рабочего класса для различных его состояний: повременная, сдельная, аккордная.

Наличие ступеней состояния рабочих для раннего капитализма отмечал К. Маркс в статье «Манифест коммунистической партии» : «На этой ступени рабочие образуют рассеянную по всей стране и раздробленную конкуренцией массу» [[13], с. 432]. В книге «Нищета философии» К. Маркс показывает соотношение различных состояний рабочих как класса: «Экономические условия превратили сначала массу народонаселения в рабочих. Господство капитала создало для этой массы одинаковое положение и общие интересы. Таким образом, эта масса является уже классом по отношению к капиталу, но еще не для себя самой. В борьбе… эта масса сплачивается, она конституируется как класс для себя» [10, с. 434]. Здесь показано то, что развитие экономических условий превращает «раздробленную конкуренцией массу» рабочих в состояние рабочего класса «в себе» и далее, «уничтожив свой собственный нынешний этап присвоения» достигает состояния «для себя» . Состояние «для себя» экономически означает существование в естественной для рабочего класса форме получения дохода – сдельной ФОТ.

В таблице 1 этап развития рабочего класса соответствует форме оплаты труда: повременная, сдельная и аккордная.

Необходимо выстроить систему ПЭО при социализме по развитию рабочих как рабочего класса из состояния «в себе», в состояние «для себя», а затем в состояние «над собой». Может показаться, что надо было сразу перескочить на сдельную форму оплаты труда для рабочих после завершения Гражданской войны в начале 30-х годов в России. Но надо учитывать низкий уровень производительных сил тогда, работы на всех не хватало. Действенная форма оплаты труда рабочих была тогда – уравнительная. Только к середине 40-х годов развитие производительных сил государства позволили перейти рабочим на сдельную форму оплаты, «уничтожив свой собственный нынешний этап присвоения» — повременную ФОТ. Смена ПЭО привела к резкому повышению производительности труда в виде стахановского движения.

На следующем этапе развития по Конституции 1977 года рабочий класс «уничтожив свой собственный нынешний этап присвоения» (отмирание) — сдельную ФОТ — должен был перейти на аккордную ФОТ.  Но, классовые противоречия были заменены на противоречия между городом и деревней, между умственным и физическим трудом, этим нарушено указание В.И. Ленина: «…Наша политика отличается тем, что мы требуем, прежде всего, точной классовой характеристики происходящего…» [[14], с. 343].

5.    Аккордная  ФОТ

Аккордная  ФОТ рабочего класса находится на новом витке развития государства, поэтому она принципиально отличается от крестьянского класса тем, что является коллективистской в противоположность индивидуальной у крестьян. Основной формой организации  при аккордной  ФОТ рабочего класса является бригадный подряд. Бригадный подряд  — это организация труда в виде коллективного договора подряда, при котором права на выполнение оговорённого фронта работ и ответственность делегируются бригаде в целом. 

В  первой половине 1980-х годов  опыт применения коллективного договора подряда Волжского автомобильного завода в городе Тольятти и Калужского турбинного завода обеспечил решение многих экономических и социальных проблем.   Бригадный подряд  развивался  в сельском хозяйстве, например, кубанский механизатор В.Я. Первицкий, в промышленном строительстве — бригадиры строителей В.П. Сериков, Н.А. Злобин, Н.И. Травкин и другие.

Бригады возникали там, где были точно пронормированы все затраты труда и средств производства, кроме орудий труда. Работники в бригадном подряде увеличивали производительность труда  от трёх до семи раз, соотвественно увеличивалась их заработная плата. Теоретически такое положение бригады относительно других трудящихся не объяснялось и вызывало протест. В конце концов бригадное движение «свернули».

На следующем этапе развития по Конституции 1991 года рабочий класс «уничтожив свой собственный нынешний этап присвоения»   — аккордную ФОТ — должен был перейти на  комбинированную ФОТ. Сущность комбинированной ФОТ заключается в том, что при такой высокой производительности и культуре труда работник может применять  любую ФОТ в зависимсоти от его личных обстоятельств. В это время разделение на профессии ещё существует, но нет фиксированной формы оплаты труда для работника, то есть  разделение классов отмирает, произошло как писал В.И.Ленин «уничтожение классов», «Диктатура будет не нужна, когда исчезнут классы», то есть социализм перейдёт в демократическую фазу.

 Смена состояний рабочего класса приводит к смене мировоззрения. Так мировоззрение раба, принуждаемого работать по 12 часов, узко, а мировоззрение рабочего, выполняющего норму за 8 часов и имеющего возможность дополнительно развиваться – другое. Вспомним фильм «Премия» (1974). Действие фильма  проходит на заседании парткома строительного треста. В повестке дня — отказ целой бригады строителей от премии за «липовые» трудовые достижения! Это был пример самосознания и достоинства строительных рабочих.

Основная цель развития рабочих как класса – это воспитание человека коммунистической формации, так как чем производительнее труд работника, тем больше времени у него на развитие творческих деяний.

6.    Производительные силы социализма

Если представлять социализм как фазу коммунизма, то производительные силы измеряется тем, что чем больше товаров тем и лучше, как написано в программе Коммунистической партии советского союза, принятой XXII съездом КПСС в 1961 году: «Цель социализма — все более полное удовлетворение растущих материальных и культурных потребностей народа путем непрерывного развития и совершенствования общественного производства»[[15]].

Система развития производительных сил социализма показана в книге Шагина А.А. «Социал»: «Развитие производительных сил необходимо рассматривать относительно основного закона социализма: всемерное удовлетворение потребностей трудящихся. Потребности эти состоят из следующих составляющих:

  1.  еда,
  2.  одежда,
  3. бытовая техника,
  4.  жилье,
  5.  культура,
  6.  творчество.

В последовательном полном удовлетворении этих потребностей и состоит основная задача социалистического развития. Последовательность эта состоит в том, что уровень развития производительных сил общества не позволяет сразу удовлетворить все потребности на достаточном уровне. Сначала общество удовлетворяет эти потребности на необходимом уровне, а затем, по мере развития, достигается достаточный уровень.»[[16], с. 33]

Система социалистических этапов производства по уровню развития производительных сил (ПС) показана в таблице 2.

Развитие производительных сил социалистических этапов производства. Таблица 2.

  №  ЭтапУровень развития ПСГраница развития промыш.Отношение по Конституции СССР/год
1Повре-менныйЕда, ОдеждаБезработица«Кто не работает – тот не ест»/1918
2СдельныйБытовая техникаВаловое планиров.«От каждого по способности, каждому – по труду»/1936
3АккордныйЖильёКультураКаждое предприятие самодеятельно /1977

Первые годы СССР государство решало задачу накормить население, основной девиз этого периода: «Кто не работает – тот не ест». Рабочий класс находился в состоянии «в себе» — его производительные силы сдерживались безработицей. К 1936 году эта задача была решена, граница развития промышленности характерна тем, что была изжита безработица.

Сдельный этап производства в СССР существовал с 1936 по 1977 год, в этот период решалась задача одеть и обеспечить бытовыми приборами население государства, основной девиз этого периода: «От каждого по способ

ности, каждому – по труду». Рабочий класс находился в состоянии «для себя» — его производительные силы не сдерживались. К 1977 году эта задача была решена, граница развития промышленности характерна тем, что был отказ от валового планирования.

Аккордный этап производства решает задачу обеспечить жильём население государства, основной девиз этого периода: Каждое предприятие самодеятельно. Рабочий класс в СССР так и не смог преодолеть состояние «для себя» — его производительные силы уже сдерживались. К 1991 году эта задача не была решена, развитие промышленности происходило по  капиталистической экономической системе хозяйствования.

Интересно, что социалистические этапы производства аналогичны этапам частных ОЭФ: рабовладельческой, капиталистической и феодальной. В таблице 3 показан для достигнутого этапа производства аналог частной ОЭФ и социалистическая страна.

Аналоги социалистических этапов производства. Таблица 3.

ЭтапАналог частной ОЭФСтрана социализма
1ПовременныйРабовладениеКуба, Сев. Корея
2СдельныйКапитализмСССР, Китай
3АккордныйФеодализмЮгославия

Таким образом, в главе показана система развития производительных сил социализма.

7.    Заключение

Экономическое понятие класса позволило выстроить систему ПЭО пролетарского социализма по форме последовательного развития рабочего класса по этапам: «в себе», «для себя», «над собой». Дано определение производительных сил общества на каждом этапе удовлетворять основные жизненные потребности: еда, одежда и прочее. Это позволяет найти качественные критерии этапов развития пролетарского социализма.

Совокупность системы производительных сил и производственных отношений позволяет выделить три социалистических этапа производства: повременный, сдельный, аккордный.

Разработана  принципиальная система строительства пролетарского социализма. Изложенная теория построения социалистического государства совместно с теорией политической экономии социализма позволяет развивать государство высокими темпами.

Принятые сокращения

ДП – диктатура пролетариата,

РКл – рабочий класс,

ОЭФ — общественно — экономическая формация,

ПЭО – производственно-экономические отношения,

ФОТ – форма оплаты труда,

Шагин А.А.            Октябрь 2022

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


[1]. http://krasnoe.tv/node/28215.

[2]. https://kprf.ru/party/program.

[3]. Ленин В.И., т. 31,  М: Полит. Литература, 1974.

[4]. https://kprf.ru/party/program.

[5]. Ленин В.И., ПСС, т.15,  М: Полит. Литература, 1974.

[6]. Колганов А.И. Что такое социализм?, М:URSS. 2021.- 600 с.

 ISBN 978-5-9710-8004-6.

[7]. Маркс К. и Энгельс Ф., т. 4, М: Полит. Литература, 1974 , 1955.

[8]. Ленин В.И., ПСС, т.39 ,  М: Полит. Литература, 1974 .

[9]. Ленин В.И., ПСС , т.40,  М: Полит. Литература, 1974.

[10]. https://csruso.ru/nashi-universitety/publicistika/a-a-shagin-formula-socializma/.

[11]. Ленин В.И., ПСС , т.12, М: Полит. Литература, 1974 .

[12]. https://csruso.ru/nashi-universitety/politjekonomija/a-a-shagin-jekonomicheskoe-opredelenie-klassa/.

[13]. Маркс К. и Энгельс Ф., т. 4, М: Полит. Литература, 1974 , 1955.

[14]. Ленин В.И., т. 31,  М: Полит. Литература, 1974.

[15]. http://leftinmsu.narod.ru/polit_files/books/III_program_KPSS_files/ III_program_KPSS.htm.

[16]. Шагин А.А. Социал, СПб, ИД А.Д. Генкин, 2006.