Имя Владимира Григорьевича Шухова, родившегося 170 лет назад, у современного поколения чаще всего ассоциируется со стальной телебашней, названной в честь инженера и расположенной в Москве на одноимённой же улице. Интересно, что этого выдающегося архитектора, конструктора и изобретателя ещё при жизни многие коллеги называли «русским Эдисоном», «первым инженером Российской империи и Советской республики».
И действительно, творческий размах, помноженный на интеллектуальный потенциал В.Г. Шухова, был так широк, что даёт неоспоримое право его современникам отзываться о нём в столь восторженных эпитетах. Шухов стал автором многих десятков уникальных сооружений и разработчиком множества выдающихся технических изобретений, которые используются во всём мире по сей день. Внеся столь заметный вклад в развитие отечественной и мировой науки и техники, В.Г. Шухов был включён в список 100 самых выдающихся инженеров всех времён и народов. И хотя его считают «отцом» архитектурного функционализма, вдохновившим не одно поколение архитекторов ХХ века, а также основателем советского рационализма в проектировании, наследие Шухова не надо воспринимать исключительно через призму творчества в области строительства.
В.Г. Шухов относился к уникальной категории инженеров, одно лишь перечисление сфер деятельности которых включает в себя широкий перечень как смежных, так и обособленных технических дисциплин. Помимо различных архитектурных конструкций, им созданы паровые котлы, нефтеперегонные установки, трубопроводы, форсунки, резервуары для хранения жидкостей, насосы, газгольдеры, водонапорные башни, нефтеналивные баржи, доменные печи, металлические перекрытия цехов и общественных сооружений, хлебные элеваторы, железнодорожные мосты, воздушно-канатные дороги, маяки, трамвайные парки, заводы-холодильники, дебаркадеры, мины и т.д. По его проектам в нашей стране построено более 500 мостов, с его именем связаны практически все крупные стройки первых пятилеток: Магнитка, Кузнецкстрой, Челябинский тракторный завод, завод «Динамо» и даже вращающаяся сцена МХАТ…
Владимир Григорьевич Шухов родился в 1853 году, в городе Грайвороне Курской губернии (сегодня — Белгородская область. — Н.П.). Его мать была представительницей небогатого дворянского рода, отец — директором филиала Петербургского государственного банка. Уже в школьные годы юный Шухов нередко удивлял учителей и родителей своими исключительными талантами, особенно в точных науках. Например, в четвёртом классе он придумал собственное доказательство теоремы Пифагора — гораздо изящнее существующих. Окончив петербургскую гимназию, он поступил в МИТУ — Московское императорское техническое училище (сегодня — МГТУ имени Баумана. — Н.П.).
Несмотря на исключительно жёсткие условия обучения — жить приходилось в общежитии на полуказарменном положении, родителей удавалось видеть редко, — Владимир Шухов считал студенческие годы одними из самых счастливых в своей жизни. Высочайшая нагрузка в МИТУ давала отличный практический результат в виде выпуска первоклассных специалистов. Впрочем, подобный результат был обу-словлен тем фактором, что и преподаватели этого вуза относились к элите отечественной науки! Среди них — создатель аэродинамики Н.Е. Жуковский; автор теории математического дифференцирования профессор А.В. Летников; механик, исследователь теории паровых машин Д.Н. Лебедев; с лекциями из Санкт-Петербургского университета неоднократно приезжал профессор Д.И. Менделеев. Неудивительно, что эти люди внесли фундаментальный вклад в формирование личности молодого учёного, фактически предопределив его жизненный путь… Владимиру Шухову был всего двадцать один год, когда он создал первое своё изобретение — паровую форсунку для сжигания жидкого топлива.
Можно сказать, что именно с этой форсунки и началось восхождение блистательного учёного. Дело в том, что изделие оказалось настолько простым и оригинальным, что профессор Императорского Санкт-Петербургского университета, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук Д.И. Менделеев поместил рисунок форсунки на обложку своей книги «Основы фабрично-заводской промышленности». А Людвиг Нобель, глава громадного нефтяного концерна и брат основателя престижной премии, незамедлительно приобрёл у Владимира Шухова патент на её производство.
В 1876 году Шухов с золотой медалью окончил МИТУ и был награждён поездкой на Всемирную выставку в США в составе научной делегации. Находясь в Филадельфии, он познакомился с Александром Бари — талантливым предпринимателем русского происхождения, который обеспечивал приём и размещение делегации из России. Бурный прогресс техники в США и обилие технических новинок произвели на молодого учёного сильное впечатление, и Шухов твёрдо решил посвятить свою жизнь изобретательской деятельности в России.
По возвращении на родину В. Шухова ожидали заманчивые предложения от недавних педагогов. Так, директор МИТУ Н.Е. Жуковский убеждал его остаться и преподавать в училище, а математик П.Л. Чебышёв уговаривал пойти работать в Санкт-Петербургский университет. Но поскольку Шухова интересовала только изобретательская работа в контексте практической инженерии, он поступил сначала в чертёжное бюро Управления Варшавско-Венской железной дороги в Петербурге. А потом по совету друга семьи, знаменитого хирурга Н.И. Пирогова записался вольнослушателем также в Военно-медицинскую академию.
Предпринятая В. Шуховым поездка в США оказала благоприятное воздействие на его творческий путь не только в духовном, но и в практическом смысле. Упомянутый выше А. Бари, верно оценив возможности развития научно-технической мысли в России в среднесрочной перспективе, а также под влиянием семейных обстоятельств, прибыл в Россию в 1877 году. Заведя деловое знакомство с Н.А. Сытенко, отставным инженером-подполковником и членом Императорского Русского технического общества, А. Бари решил заняться перспективным направлением в сфере нефтедобычи. Была создана фирма «Бари, Сытенко и Ко», которая занялась строительством объектов российской нефтяной промышленности.
Интересно отметить, что непосредственное руководство и реализацию проектов «Бари, Сытенко и Ко» осуществлял брат Альфреда Нобеля — Людвиг Нобель, которого хорошо знал Н. Сытенко. Компании предстояло организовать в Грозном и Баку добычу нефти. К выполнению сложного проекта было решено привлечь перспективного инженера В.Г. Шухова, с которым уже были знакомы как А. Бари, так и Л. Нобель. Таким образом, блестяще выполненный при самом активном участии Шухова проект позволил братьям Нобель основать компанию «БраНобель», ставшую одной из лучших нефтяных компаний не только в России, но и в Европе. Тогда же оформился «творческий тандем» В.Г. Шухова и А. Бари, который просуществовал несколько десятилетий.
Прибыв в Баку в рамках выполнения контракта «Бари, Сытенко и Ко», Шухов обнаружил полное отсутствие какого-либо технологического процесса переработки нефти. То же самое касалось и техники безопасности. Земля была пропитана мазутом, в воздухе стоял густой запах бензиновых испарений, а нефть перевозили гужевыми повозками. Шухов энергично принялся исправлять ситуацию.
В первую очередь на производстве был введён крекинг — личное изобретение Шухова (процесс разделения нефти на фракции. — Н.П.). Теперь стало возможным получать из нефти не только керосин, как это было до появления крекинга, но ещё и солярку, мазут, моторные масла и даже новейший по тем временам материал — асфальтный битум! Таким образом в Баку инженер собрал первую в мире установку для крекинга, запатентовав промышленную установку для перегонки нефти, впервые предусматривающую технологическое осуществление этого сложного химического процесса.
С помощью изобретённой им ещё в студенческие годы форсунки В.Г. Шухов впервые в мире осуществил сжигание жидкого топлива. Также он спроектировал нефтяные насосы, газгольдеры, металлические перекрытия для цехов. Именно Шухов первым предложил цилиндрические нефтехранилища оригинальной конструкции, которые стоили необыкновенно дёшево и были значительно прочнее американских аналогов.
Не будет преувеличением также утверждать, что именно В.Г. Шухов стал создателем нефтеналивного флота России — стальных барж, в которых перевозили нефть вначале по Волге, а затем по Каме и другим рекам. Отечественные суда были надёжнее танкеров иностранного производства. Шухов руководил строительством первого в России нефтепровода от Балаханских месторождений до нефтепромыслов Баку. Интересно, что «Формула Шухова», обосновывавшая способ прокачки нефти по нефтепроводу, используется в трубопроводной логистике и сегодня.
Стоит отметить, что А. Бари, будучи всё-таки американским предпринимателем, не преминул воспользоваться «интеллектуальным капиталом» В.Г. Шухова, зарабатывая на его изобретениях капитал уже в денежном эквиваленте. Но справедливости ради следует указать также, что и В.Г. Шухов не испытывал недостатка в финансировании даже самых смелых своих идей и проектов.
Ближе к концу XIX века В.Г. Шухов увлёкся созданием металлоконструкций. В 1896 году в Нижнем Новгороде состоялась Всероссийская промышленно-художественная выставка — крупнейшая в дореволюционной России. Там Шухов представил публике восемь павильонов с первыми в мире перекрытиями в виде сетчатых оболочек, перекрытие в виде стальной мембраны и потрясающую гиперболоидную башню. Она привлекла внимание не только горожан, но и крупнейшего в России производителя стекла Юрия Нечаева-Мальцева, который приобрёл её по окончании выставки и отвёз к себе в имение в Полибино (Липецкая область). Там 25-метровая конструкция стоит и по сей день.
В рамках всё той же Всероссийской Нижегородской выставки при строительстве российских павильонов Шуховым были впервые в мире апробированы и применены висячие покрытия с пролётами, перекрытыми уникальными сетчатыми оболочками из металла. Эти конструкции опередили время как минимум на 35 лет, поскольку знаменитая висячая кровля элеватора в американском Олбани появилась только в 1932 году.
Первым серьёзным проектом в Москве стала разработка новой конструкции для стропильных перекрытий, а также передовой для своего времени системы естественного вентилирования для одного из главных музеев города. Размышляя, как сделать естественное освещение для произведений нового Музея изящных искусств имени императора Александра III (так тогда назывался Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), В.Г. Шухов разработал хитрые трёхуровневые светопрозрачные металлостеклянные перекрытия, которые потом не раз использовал в своей работе. Шухов спроектировал в музее особую систему вентиляции, передовую для своего времени. Двухуровневая стеклянная кровля не только давала идеальное музейное освещение сверху, но и была увязана в одну конструкцию с вентиляционными каналами, которые вертикально прошивали здание и подвал. Всё вместе создавало своего рода «климат-контроль» начала века, благодаря которому летом было не жарко, а зимой не холодно.
Ещё одним крупным дореволюционным проектом, реализованным В.Г. Шуховым в Москве, является Петровский пассаж, построенный в 1903—1906 годах. Интересно, что на данный момент это второе из двух дореволюционных торговых зданий Москвы (наряду с ГУМом), которое сохранило свои функции. Изначально Фирсановский пассаж, названный по имени владелицы, купчихи Фирсановой, был спланирован так, чтобы неизолированные торговые залы объединялись в единое внутреннее пространство. Шухов спроектировал свод над торговыми улицами, где было сосредоточено больше пятидесяти разных павильонов вроде «Матильды Бариш — корсеты и зонты» или товарищества кондитерских фабрик «Реномэ». Тут же работал первый в России магазин кино- и фототоваров французской фирмы «Гомон», а в подвале — ресторан «Бристоль». И хотя в наши дни пассаж сохранил своё дореволюционное предназначение, но оригинальный шуховский купол он утратил во время реконструкции в 1990 году.
Пожалуй, главным проектом дореволюционной Москвы, в котором Шухову удалось применить свой талант и уникальные архитектурные решения, был Киевский вокзал. Изначально он назывался Брянским. Он был одним из вокзалов, которые соединяли Москву с Европой: поезда с него ходили в Италию. Решение о его строительстве было принято в 1912 году, в юбилей разгрома наполеоновского нашествия, в качестве образцового европейского сооружения с очень красивой неоклассической архитектурой. Именно в этом здании вокзала впервые в России был построен металлический арочный дебаркадер. До этого над платформами были только плоские навесы. Шухов разработал для него необычные конструкции, непохожие на те, что использовались, к примеру, в английских вокзалах. И как всегда это бывало у Шухова, конструкции были очень лёгкие. В результате под огромным перекрытием шириной 40 метров, высотой около 30 метров и длиной под 300 метров вообще не ощущалось тяжести.
Как отмечает историк архитектуры Москвы А. Броновицкая, «для дебаркадера была придумана особая техника возведения: из таких же металлических конструкций были построены треугольные в сечении вышки, которые работали как рычаги. Через них были перетянуты тросы, которые строители тянули, поднимая секции арок наверх. Этот процесс сам Шухов задокументировал на фотографиях. К сожалению, когда дебаркадер состарился в начале 2000-х годов, вместо того чтобы его отремонтировать, была проведена реконструкция, и почти все застеклённые металлические арки заменили на новые. И если у Шухова конструкции были клёпаные, то новые — сварочные, и конечно, они гораздо грубее. Так что общее впечатление и форма дебаркадера сохранились, но былого ощущения лёгкости больше нет. Однако четыре секции всё же оставили и отреставрировали как образец наследия, так что можно посмотреть на них и представить, как всё было раньше. Эти секции — ближайшие к зданию вокзала».
Отношение В.Г. Шухова к Великой Октябрьской социалистической революции сложно охарактеризовать одним словом… Хотя инженер не покинул страну в 1917 году, но старался держаться вне политики, оставаясь верным своему творческому подходу к науке. «Всем нужны котлы и башни — и мы будем нужны», — писал он, подразумевая под словом «мы» представителей инженерных профессий. И действительно, уже после 1917-го Шухов продолжал напряжённо работать. Последовали сотни проектов инженерных сооружений — маяков, арочных сводов, опор линии электропередачи… Конструкции Шухова были по-прежнему лёгкими, прочными и по-настоящему новаторскими.
Поистине всемирную славу принесло инженеру строительство стальных башен оригинальной конструкции. Всего их было сооружено около двухсот. Самой знаменитой стала Шаболовская радиобашня в Москве, которую практически сразу стали называть Шуховской — по имени её создателя. Заказ на неё он получил от Совнаркома в 1919 году.
Дело в том, что главная на тот момент в Москве Ходынская радиостанция, построенная в 1914 году, уже не справлялась с растущим объёмом радиограмм. В связи с этим 30 июля 1919 года В.И. Ленин подписал постановление Совета рабочей и крестьянской обороны, в котором содержалось требование «установить в чрезвычайно срочном порядке в г. Москве радиостанцию, оборудованную приборами и машинами, наиболее совершенными и обладающими мощностью», достаточной для обеспечения безопасности страны и постоянной связи с республиками. Сразу же начали проектирование башни под эти цели. Заказчиком выступили ГОРЗы («Государственные объединённые радиотелеграфные заводы»), бывшее Русское общество беспроволочных телеграфов и телефонов (РОБТиТ), национализированное большевиками. В результате проведённого конкурса заказ получила «Строительная контора» Шухова.
Первоначальный проект Шухова предусматривал небывалое в мире сооружение высотой 350 метров, что было выше Эйфелевой башни в Париже — 305 метров, но при этом оно было бы в три раза легче. Однако в разорённой иностранной интервенцией и Гражданской войной стране остро не хватало металла, а потому власти урезали высоту до 152 метров. Башню возводили при помощи уникального, изобретённого Шуховым метода «телескопического монтажа».
Весьма примечательно, что с этой башни началось не только развитие советского радио, но впоследствии и телевещания. С неё началось развитие всего района Шаболовки. Недаром в начале века там нашлось место для строительства Апаковского депо, в котором, кстати, фонари верхнего света также выполнены на основе типовой конструкции Шухова. Башня была возведена в 1922-м на поле, где уже стояла пара мачт с передатчиками. В дальнейшем всё строительство в районе так или иначе ориентировалось на неё — речь идёт в первую очередь о так называемых рабочих посёлках и кооперативах, где в основном проживали трудящиеся с близлежащих заводов. Соответственно, там были общежития для рабочих, квартиры для администрации и технических специалистов. На башню были ориентированы дом-коммуна Георгия Вольфензона с его почти треугольным двором, а также соседние жилые массивы. Башня стала важной доминантой, по которой опознаётся эта территория города. С инженерной точки зрения место под строительство башни было выбрано тоже не случайно: на момент начала строительства в 1919 году эта точка была одним из самых высоких мест Москвы, пригодных для возведения конструкции подобного типа.
Долгое время эта ажурная, поражавшая воображение современников башня была самым высоким сооружением в России. Особенно интересен тот факт, что Шуховская башня в Москве — лишь одна из нескольких башен-сестёр, разбросанных по всей России и … всему миру!
Например, в 1929 году на низком берегу Оки между Богородском и Дзержинском по проекту Шухова были установлены единственные в мире многосекционные гиперболоидные башни-опоры ЛЭП. Из трёх пар конструкций, которые поддерживали провода, до наших дней сохранилась только одна.
Наиболее известным примером использования патента Шухова считается 610-метровая телебашня в китайском городе Гуанчжоу — самая высокая в мире сетчатая гиперболоидная конструкция. Её возвели к Азиатским играм 2010 года для трансляции этого важного спортивного события.
С 1924 по 1927 год В.Г. Шухов занимал должность председателя Комитета Госплана по нефтепроводам. В 1927 году он был избран членом ВЦИК. В 1928 году В.Г. Шухова избрали членом-корреспондентом АН СССР, а в 1929 году — её почётным членом. В 1928 году он был избран также членом Московского городского Совета. С 1929 по 1931 год В.Г. Шухов — главный инженер проектного бюро Московского машиностроительного треста, до 1935 года — технический консультант по проектированию объектов Мосмаштреста (важнейшее направление — проектирование и строительство гидроканала Москва — Волга, осуществлённое учеником и последовательным продолжателем деятельности В.Г. Шухова инженером К.К. Купаловым-Ярополком). С 1932 по 1939 год — технический консультант треста «Стальмост НКТП СССР» и завода «Парострой» (Москва).
Последним из выдающихся достижений В.Г. Шухова является «выпрямление» знаменитой «башни Улугбека» — минарета медресе, построенного в 1417—1420 годах и покосившегося после сильного землетрясения в Самарканде в 1932 году. До сих пор в мире ещё никому не удалось повторить нечто аналогичное. Примечательно, что иностранные специалисты, посетившие минарет в 1932 году накануне технической операции, единогласно заключали, что минарет, отклонившийся от оси на 1,5 метра, непременно рухнет при первой же попытке воздействия на сместившийся фундамент.
Советское правительство высоко оценило вклад выдающегося учёного в развитие отечественной науки и техники. 23 апреля 1928 года В.Г. Шухову было присвоено звание Героя Труда. В 1929 году он был удостоен Ленинской премии. В том же году Шухову присвоено почётное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР». Все права на свои изобретения и все гонорары Шухов передал Советскому государству.
В возрасте восьмидесяти шести лет Владимир Шухов получил обширные ожоги во время несчастного случая в собственном доме и после пяти суток борьбы за жизнь скончался 2 февраля 1939 года. Похоронен выдающийся инженер на Новодевичьем кладбище. Некоторые из его построек безвозвратно утеряны, но многие продолжают функционировать. Его изобретения до сих пор используются в нефтяной промышленности, а башни исправно принимают и передают сигналы. В числе его последователей — Ле Корбюзье, Гауди, Нимейер и Норман Фостер. Все они широко использовали в своём творчестве его гиперболоидные конструкции. Архитектурные идеи Шухова явились настоящим прорывом и повлияли потом на развитие мирового зодчества. То же самое относится и к новаторским решениям, предложенным Шуховым в нефтяной и химической промышленности. Достаточно лишь одного примера: уже в возрасте 79 лет Шухов стал свидетелем осуществления разработанного им ещё в молодости проекта полной переработки нефти. В его присутствии в Баку в 1932 году был пущен в эксплуатацию завод «Советский крекинг». В первые недели его работы Шухов сам следил за ходом производства.
В.Г. Шухов — блистательный учёный, истинный энтузиаст своего дела и убеждённый патриот своей Родины!