Стадное поведение — это поведение отдельных лиц в группе, действующих коллективно без централизованного управления. Стадное чувство встречается у животных в стадах, стаях, птичьих стаях, косяках рыб и так далее, а также у человека. Голосование, демонстрации, беспорядки, всеобщие забастовки, спортивные мероприятия, религиозные собрания, повседневное принятие решений, суждения и формирование мнений — все это формы человеческого стадного поведения.
Термин «стадный инстинкт» относится к феномену, когда люди объединяются в группы и следят за действиями других, предполагая, что другие люди уже провели свое исследование. Стадные инстинкты распространены во всех аспектах жизни общества.
Ученые сформулировали несколько свойств массы:
1. Масса импульсивна и изменчива, руководствуется бессознательными импульсами. 2. Инстинкт самосохранения притуплен. Когда человек находится в толпе, он может решиться на смертельные поступки. Так в армии солдаты кидаются под танки, футбольные фанаты завязывают драку с полицией. 3. Масса легковерна, некритична, легко поддается влиянию. Она думает образами, которые могут не совпадать с действительностью. 4.Масса легко переходит из крайности в крайность, сильная любовь может перерасти в дикую ненависть. 5. Массу возбуждают только чрезмерные раздражения. Тот, кто хочет влиять на нее, должен преувеличивать, живописать яркими красками, не заботясь о логической аргументации, и всегда повторять то же самое. 6. Она уважает лишь силу, подвластна только авторитету. Но она презирает доброту, которую она считает лишь разновидностью слабости. 7. Массы требуют иллюзий, им не требуется правда. 8. Люди в массе находятся в магическом плену слов, которые могут вызывать в массовой душе страшные бури или же эти бури укрощать. 9. Внушаемость и заражаемость.
В нашей жизни существует большое множество социальных доказательств — одни являются верными советниками в сложившихся ситуациях, другие ложными. В повседневной жизни подумайте, как часто вы ходите в определенные места, смотрите определенные шоу или едите определенные продукты, потому что это делают большинство людей. Этот процесс упрощает принятие решений и не дает вам выделиться в группе. Но ведь грань между ложным и верным бывает условной. Иногда лучше полагаться на свою интуицию и мироощущения, нежели мнение «толпы», которым уверенно манипулирует некто третий. На секунду задумайтесь, являетесь ли вы жертвой маркетинга и стадного чувства или вы сами принимаете решения, полагаясь лишь на свой личный выбор?