Правда о «чемоданах Руцкого». Часть первая

Ровно 30 лет назад, 16 апреля 1993 года, вице-президент и председатель Межведомственной комиссии по борьбе с коррупцией и с организованной преступностью А.В. Руцкой выступил на сессии Верховного совета с докладом, в котором обнародовались факты разворовывания богатств страны, фактически пролил свет на суть разворачивавшихся в рассматриваемое нами время процессов. Правда, с той поры определённые политические силы пытались сформировать мнение, будто вице-президент, вставший в оппозицию президентско-правительственной политике, всего-навсего пытался скомпрометировать оппонентов. На слуху заявления о том, что упомянутые Александром Руцким «одиннадцать чемоданов» компромата на высокопоставленных государственных деятелей якобы остались «тайной за семью печатями». Отказ от обнародования материалов, подтверждающих состав преступлений в деятельности ключевых работников исполнительной власти, по мнению некоторых, свидетельствует об истинных мотивах демарша вице-президента.

На наш взгляд, подобные умозаключения носят поверхностный характер. Нельзя исключать того, что ряд политических соперников Бориса Ельцина испытывали ревность к ельцинскому клану, фактически «назначавшего» своих приближённых капиталистами, передавая им даром предприятия, обеспечивая им привилегированный доступ к экспорту сырьевых ресурсов. Тем не менее, было бы неверно полагать, будто содержание доклада вице-президента, с которым он выступил в 1993 году, не имело под собой оснований.

Прежде всего, следует отметить, что Александр Руцкой выступил не как вице-президент и тем более не как частное лицо. Он стоял во главе межведомственной комиссии по борьбе с коррупцией и организованной преступностью. В её обязанность входила координация работы Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Министерства безопасности (нынешнего ФСБ – прим.авт.), Государственного таможенного комитета, Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю. Соответственно, перечисленные ведомства предоставляли руководителю упомянутой комиссии информацию о состоянии законности в России, о преступлениях уголовной и экономической направленности в разных сферах и в разных учреждениях (в том числе и в федеральном правительстве).

Обратим внимание на то, что Межведомственная комиссия по борьбе с коррупцией и организованной преступностью была сформирована президентом Б.Н. Ельциным его указом № 1189 от 8 октября 1992 года. Он же поставил А.В. Руцкого руководить ею. Согласно президентскому указу, предусматривалось взаимодействие Межведомственной комиссии с Верховным советом РФ.

Поэтому давайте смотреть правде в глаза. Сами же, господа «демократы», вы поручили Александру Руцкому координировать работу комиссии по противодействию коррупции и организованной преступности, взаимодействовать с депутатами. Так что все упреки в его адрес в данном случае неуместны.

Тема разграбления России затрагивалась всеми

Некоторые полагают, что мотивом выступления вице-президента были исключительно его политические амбиции. Но если это так, то почему тогда тему роста организованной преступности и коррупции в то время поднимали руководители многих структур исполнительной власти, никоим образом не связанные с Русланом Хасбулатовым и с Александром Руцким?

Так, ещё в декабре 1992 года президент РФ Б.Н. Ельцин во время своего выступления на VII съезде народных депутатов поставил задачу открытия широкого фронта борьбы с уголовной и экономической преступностью, пресечения коррупции в высших эшелонах власти. Более того, на одной из своих пресс-конференций, прошедших в апреле 1993 года, сделал заявление о том, что две трети коммерческих структур в нашей стране связаны с организованной преступностью. Последняя, по его собственным словам, представляет собой угрозу национальной безопасности России. А год спустя – в 1994 году, Ельцин заявит, что Российская Федерация превращается в «сверхдержаву преступности».[1]

Одновременно заметим, что в мае 1993 года на заседании Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по борьбе с организованной преступностью и с коррупцией Борис Ельцин потребовал от милиции и от спецслужб проявления большей степени решительности и «принятия жестких мер» по борьбе с воровством. Коррупция и преступность были им названы общегосударственными проблемами.

Кроме того, глава государства подчас вынужден был признавать факт причастность значительной части ключевых членов правительства к пособничеству финансово-экономическим аферистам. Так, на начавшемся 12 февраля 1993 года Всероссийском совещании по борьбе с преступностью, прошедшем с участием 970 представителей юридических и правоохранительных структур, президент России затронул эту тему, связав её с действиями отдельных ведомств, создавшим нечистым на руку внешнеторговым дельцам возможности без конца проворачивать аферы: «Питательная среда для коррупции образовалась из-за ошибок МВЭС при прежнем министре, ЦБ и Минфине».[2]

Кроме Бориса Ельцина вопрос взлёта преступности и коррупции неоднократно поднимался высокопоставленными сотрудниками силовых ведомств. Они, как известно, формально стояли в стороне от политической борьбы (по крайней мере, до осени 1993 года). Следовательно, их невозможно подозревать в том, что они, дескать, стремились распространить «абстрактные слухи» с целью дискредитации одной из противоборствующих ветвей власти.

Например, данная тема затрагивалась начальником Главного управления по организованной преступности Михаилом Егоровым на брифинге в МВД РФ, прошедшем 29 декабря 1992 года. Он сообщил, что в 1992 году органами внутренних дел было возбуждено более 1,5 тысяч уголовных дел в отношении коррумпированных представителей властных структур. Также разоблачены 400 государственных чиновников, располагающих связями с организованными преступными группировками. В то же время Михаил Егоров отметил, что милиции зачастую приходится сталкиваться с явным и скрытым давлением при расследовании преступлений коррупционной направленности.[3]

Вполне понятно, что содержался намёк на стремление властей воспрепятствовать попыткам правоохранительных органов вывести на чистую воду мошенников.

Следует упомянуть про прошедшее в начале января 1993 года совместное заседание коллегий Министерства безопасности и Министерства внутренних дел в здании МВД РФ. Руководители двух ведомств обсуждали первые итоги реализации указа президента России «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Совещание проходило в закрытом режиме. Тем не менее, из Центра общественных связей МВД поступила информации о части обсуждаемых сведений, не относящихся к тайне. Так, было заявлено, что в 1992 году против коррумпированных работников государственного аппарата было возбуждено 1331 уголовное дело, вскрыта деятельность 400 государственных чиновников, связанных с организованными преступными группировками. Работниками правоохранительных органов в 1992 году было выявлено 3 тысячи факта взяточничества и 5 тысяч фактов хищений в крупных размерах.

На том же заседании коллегий МВД и МБ было отмечено, что, вопреки президентскому указу, во многих субъектах Российской Федерации руководящие работники управленческого аппарата связаны с коммерческими структурами, а некоторые чиновники напрямую занимаются предпринимательской деятельностью. По мнению высокопоставленных милицейских чинов и руководящих деятелей органов государственной безопасности, число подобных случаев неуклонно увеличивалось.[4]

Также рекомендуем обратить внимание на ранее упоминавшееся нами опубликованное 25 августа 1993 года в «Независимой газете» заявление пресс-службы МВД РФ. Его авторы, иллюстрируя напряжённость криминогенной обстановки в России, развили тезис о разрушительном влиянии финансово-экономических аферистов, действовавших рука об руку с представителями коррумпированного чиновничества: Пресс-служба МВД подчеркивала, что «дальнейшее распространение получили факты хищений и незаконного вывоза за пределы России сырья и готовой продукции, металлов, энергоносителей и других стратегически важных ресурсов».  В частности, удалось выявить «4,3 тыс. преступлений, связанных с незаконным вывозом сырья и материалов».[5]

Пресс-служба Министерства внутренних дел также обращала внимание на неурегулированность ключевых финансово-экономических условиях как на фактор, благоприятствующий разграблению государства и общества: «Не остановлен процесс криминализации экономики. Неурегулированность вопросов собственности, контроля за законностью происхождения капиталов, используемых в ходе приватизации, разбалансированность финансово-кредитной системы, неразвитость системы налогообложения, операций с ценными бумагами и другие факторы не только осложнили экономическую ситуацию, но и стимулировали проявления экономической преступности».[6]

Следует отметить, что руководители МВД и МБ (Виктор Ерин и Виктор Баранников) отнюдь не являлись оппонентами ельцинской политики. Про первого и говорить нечего, а второй в тот период ещё работал на Ельцина. По крайней мере, до середины 1993 года. Недаром в марте 1993 года председатель Верховного совета Руслан Хасбулатов назвал Баранникова «адъютантом президентского превосходительства». Поэтому нет оснований утверждать, что они, мол, стремились обмазать чёрной краской правительство. Отнюдь нет.

Про всплеск преступлений экономической и коррупционной направленности говорил в то время руководитель Контрольного управления администрации президента РФ Ю.Ю. Болдырев. Так, на пресс-конференции, прошедшей 9 марта 1993 года, он заявил, что на протяжении последнего года его ведомство провело 40 проверок деятельности должностных лиц в 70 российских регионах. В результате от своих должностей были освобождены четыре главы администрации, большое количество заместителей глав администрации. Юрий Болдырев отметил, что вскрытые Контрольным управлением факты свидетельствуют о том, что масштабы коррупции приобретают массовый характер. Главным образом – при проведении приватизации государственной собственности.[7]

В сентябре 2013 года Юрий Болдырев заявил, что он, собрав материалы о вовлечённости федеральных и региональных государственных служащих в процесс разграбления национальных богатств России, передал их Генеральному прокурору Валентину Степанкову. Последний, в свою очередь, направил их Александру Руцкому как председателю Межведомственной комиссии по борьбе с коррупцией и организованной преступности. Вспоминая разговоры про «12 чемоданом Руцкого» Ю.Ю. Болдырев подчеркнул, что 11 их них были «данными Контрольного управления президента, которые Руцкой получил из прокуратуры».[8]

Доклад Александра Руцкого

На основании вышеизложенного мы имеем основание утверждать, что тема усугубления криминогенной обстановки (в частности, разворовывания государственных ресурсов и государственной собственности) так или иначе была в центре внимания всех политических сил, всех органов государственного управления. Соответственно, Александр Руцкой был не единственным, кто поднимал соответствующие вопросы. Более того, как мы установили выше, материалы о причастности правительственных чиновников к разграблению общенационального достояния были получены им из Генеральной прокуратуры. А ей направило сведения Контрольное управление Администрации президента Ю.Ю. Болдырева. Мы будем отталкиваться от данного факта.

Вице-президент России 16 апреля 1993 года во время своего выступления на заседании Верховного совета охватил широкий круг вопросов, связанных с темой борьбы за укрепление законности.[9] В первую очередь он констатировал, что на Россию надвигает вал преступности, грозящий уничтожить фундаментальные опоры государства. Александр Владимирович привёл правительственные данные, свидетельствующие об увеличении с 1990 года зарегистрированных преступлений. Он перечислил конкретные цифры по уровню тяжких преступлений, убийств, тяжёлых телесных повреждений, разбойных нападений. А.В. Руцкой добавил, что «на улицах многих городов России чуть ли не обыденным делом стали автоматные очереди и взрывы». Далее были приведены данные социологических опросов, показывающих, что более 90 % россиян испытывали чувство тревоги за собственную личную и имущественную безопасность. При этом (по состоянию на 1992 – 1993 гг.) было раскрыто менее половины учтённых преступлений.

Затем Александр Руцкой заявил о всплеске преступлений в экономической сфере. По его словам, распространёнными явлениями стали перекачка государственных ресурсов (в том числе бюджетных средств) в карманы частных лиц, банковские афер, нарушения валютного законодательства, уклонения от уплаты налогов. Всё наворованное аферисты прятали за границей. А.В. Руцкой подчеркнул, что крупные мафиозные группировки, зачастую действуя при поддержке коррумпированного чиновничества, наносят ущерб и государству, и тем, кто занимается честным бизнесом.

Александр Руцкой продемонстрировал, как кремлёвское руководство фактически препятствует попыткам подавить организованную преступность и коррупцию. В качестве примера он привёл историю Комитета по защите экономических интересов РФ. Он был создан указом Ельцина № 66 от 20 августа 1991 года. Шесть месяцев спустя выходит новое распоряжение президента, утверждающее положение о Комитете. Но указ Ельцина фактически саботируется. В результате 9 июня 1992 году глава Государственного таможенного комитета Круглов пишет записку первому вице-премьеру Гайдару, а 19 и 22 июня – председатель Комитета по защите экономических интересов Руцкому по поводу записки председателя ГТК первому заместителю председателю правительства. В них речь идёт о документах, подтверждающих рост преступлений во внешнеэкономической деятельности (про то, как после демонтажа государственной монополии на внешнюю торговлю сырье начало утекать за рубеж по непрозрачным схемам, убедительно написано в подзаголовке «Мы демонтировали всё» книги П.Ю. Хлебникова «Крёстный отец Кремля Борис Березовский или история разграбления России» — прим.авт.). В конечном итоге Ельцин 1 июля в поручении Гайдару пишет, что поддерживает предложения Руцкого и просит проработать вопрос.  18 сентября 1992 года президент высказывается в поддержку предложения о сохранении Комитета. Но 22 сентября структура упраздняется.

Вице-президент продемонстрировал аналогичную ситуацию с Инспекцией валютного контроля. Она создана указом президента № 335 от 30 декабря 1991 года. Но документ «положили под сукно». 23 и 30 марта 1992 года даются аналогичные поручения аппарату правительства РФ. Но и они не выполнены. Тем временем, 26 января 1992 года Александр Руцкой направляет записку президенту, в которой отмечается о выявленных нарушениях. И 30 декабря 1992 года инспекция ликвидируется. Но указом президента № 1148 создаётся Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

То же самое наблюдалось и в вопросах по контролю над Западной группой войск. Руцкой сослался на президентский указ № 4, создавший Комиссию. Два дня спустя Ельцин своим распоряжением утверждает положения о ней. Однако 24 февраля 1992 года Главная государственная инспекция предоставляет президенту доклад № 4-109 о коррупции высших должностных лиц Западной группы войск. Но в мае 1992 года Ельцин своим указом № 465 упраздняет комиссию. Однако постановлением правительства от 20 мая 1992 года комиссия повторно создается. 7 июля Руцкой направляет Ельцину письмо о препятствиях, чинимых работе комиссии. В итоге 27 июля президент поручает Контрольному управлению Юрия Болдырева провести проверку Западной группы войск. Последний докладывает Ельцину о махинациях. Тем не менее, никакой реакции со стороны Кремля не было.

Аналогичным образом обстояло дело и с созданной на основании президентского указа от 8 октября 1992 года Межведомственной комиссии по борьбе с коррупцией и с организованной преступностью. Положение о ней утвердили 14 декабря 1992 года постановлением VII съезда народных депутатов. Два месяца спустя Б.Н. Ельцин поручил начинать подготовку к проведению Всероссийского совещания по проблемам борьбы с организованной преступностью. Совещание состоялось. Спустя четыре месяца выходит президентский указ о межведомственной комиссии, поручающий Госкомимуществу и Министерству безопасности обеспечить рабочий аппарат комиссии средствами связи, транспортом и помещениями. Но этого сделано не было.

Потом вице-президент проиллюстрировал полученные Межведомственной комиссией от компетентных органов материалы о крупных аферах, совершённых с 1990 года. В первую очередь он остановился на особенностях и результатах осуществления принятой при М.С. Горбачёве и при Н.И. Рыжкове программы «Урожай-90», предусматривавшей выдачу лицензий на вывоз стратегического сырья в обмен на импорт продовольствия. А.В. Руцкой сослался на данные Центросоюза, согласно которым чеки «Урожая-90» оказались отоварены на сумму, немного превышающую 50 %. То есть, почти половина программы оказалась невыполненной. А 4,5 млрд долларов (часть средств, выделенных для реализации конкретной программы) осела в иностранных банках.

Затем Александр Руцкой перешёл к теме сомнительной деятельности ряда представителей ельцинского правительства. Он подчеркнул, что бывший вице-премьер А.Н. Шохин отвечал за реализацию программы гуманитарной помощи, поступающей из за рубежа. Вице-президент отметил, что деятельность комиссии под руководством экс-заместителя председателя правительства за 1992 год принесла государству убытки в размере 12 млн. рублей. Выделенные на осуществление программы средства в большинстве своём осели в коммерческих структурах, участвовавших в реализации правительственного мероприятия – до 40 млрд. рублей. Это вполне сопоставимо с периодически выявляемыми в наши дни фактами «распила» бюджетных средств, когда значительная часть денег, предназначаемых для финансирования инфраструктурных программ, таинственным образом «уплывает» на сторону (в основном связанным с руководящими представителями управленческих структур фирмам, участвующим в осуществлении проектов на правах подрядчиков).

Далее А.В. Руцкой проиллюстрировал утечку из России в больших масштабах доходов от экспорта сырьевых ресурсов. Он привёл данные Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО), согласно которым в 1992 году из нашей страны было вывезено 17 млрд. долларов, а по данным зарубежных финансовых экспертов – 40 млрд. долларов. Напомним, что такая ситуация стала возможной после форсированного демонтажа государственной монополии на внешнюю торговлю, начатой при М.С. Горбачёве и завершённой правительством Б.Н. Ельцина – Е.Т. Гайдара. При этом авторы «перестройки» и «рыночных реформ» отказались от любого государственного контроля над экспортом сырья, от финансового регулирования деятельности вывозящих углеводороды компаний. Они не посчитали должным использовать даже тот механизм контроля внешнеторговой сферы, которые функционирует в Соединённых штатах Америки и в Китайской народной республике после рыночных преобразований.

Тем не менее, президентский указ «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» предполагал установление экспортных пошлин. Так, правительству вменялось предоставить «предложения по порядку налогообложения экспортно-импортных операций…, а также размеры ставок налогообложения и таможенных тарифов».[10] Одновременно требовалось установить «обязательную продажу части валютной выручки предприятиями, расположенными либо зарегистрированными на территории РСФСР, Центральному банку РСФСР для формирования республиканского валютного резерва РСФСР».[11]  Однако после полной ликвидации государственного контроля над внешнеэкономической деятельностью сырьевые экспортёры резко «поднялись» на этом деле. Они укрепили своё финансовое могущество, начали сращиваться с государственным аппаратом и через него добивались отмены экспортных пошлин, предоставления новых лицензий, превышающих установленный законом их предел. В результате масштабы утечки стратегического сырья (в нашей северной стране) возросли, а уровень поступлений в российский бюджет (в условиях его дефицита) снизились. Вот что писал об этом в своей книге П.Ю. Хлебников: «Официальные лица в Министерстве внешних экономических связей и Минтопэнерго не раз жаловались мне, что им сулят взятки и угрожают, желая получить экспортные лицензии».[12]

Александр Руцкой привёл конкретные примеры описываемого явления. Так, распоряжением  № 87 от 16 января 1992 года российско-израильское предприятия «Совиджем» (сосредоточено было в сфере добычи и реализации изумрудного сырья) освобождалось от уплаты экспортных пошлин. Документ подписали государственный секретарь РФ, первый вице-премьер Г.Э. Бурбулис, вице-премьеры Е.Т. Гайдар и А.Н. Шохин, заместитель председателя Верховного совета, председатель парламентской антикризисной комиссии В.Ф. Шумейко. А распоряжением вице-премьера Е.Т. Гайдара № 957 от 27 марта 1992 года российско-канадское предприятие «Коми – Арктик – Ойл» было освобождено от уплаты таможенной пошлины на экспорт добытой им нефти.

Постановление правительства № 537 от 3 августа 1992 года Уральскому торговому дому было предоставлено право реализации на внутреннем и на внешнем рынке 50% драгоценных металлов и драгоценных камней. Однако 50% выручки осталось за рубежом. При этом было проигнорировано постановление кабинета министров от 4 января 1992 года, предписывавшее сохранение государственной монополии на реализацию драгоценных металлов и камней на внешнем рынке. И к августу 1992 года оно не было отменено.

Александр Руцкой добавил, что руководители Минторгресурса в нарушении распоряжения правительства передали монопольное право на осуществление экспортно-импортных операций объёмом 700 – 740 млн. долларов совместному российско-финляндско-швейцарскому предприятию «Сеабеко» практически без какой-либо системы контроля с российской стороны. В результате за 1992 год компания вывезла из государственного резерва сырьевые ресурсы на сотни миллионов долларов. Взамен поставили мясные консервы только на 2,2 млн. долларов, причем весьма сомнительного качества.

Далее вице-президент обратил внимание на разбазаривание золотого запаса России. Он отметил, что 5 марта 1992 года не постановлением правительства, не постановлением Верховного совета, а обычным распоряжением за подписью вице-премьера Е.Т. Гайдара Центробанку было дано поручение реализовать 25 тонн золота под кредитование золотодобывающей промышленности. А.В. Руцкой сообщил, что средства не дошли до отрасли: «Судя по высказываниям старателей во время недавнего пребывания Бориса Николаевича Ельцина в Магадане и десяткам обращений в мой адрес, можно только догадываться, где же сегодня это золото или средства от его продажи».

Также Александр Руцкой заявил, что подписанное Е.Т. Гайдаром распоряжение правительства обязывало Комитет драгоценных металлов и драгоценных камней при министерстве финансов РФ отпустить Внешторгбанку в первом квартале 1992 года 31 тонну 41 килограмм чистого золота для реализации за свободно конвертируемую валюту на внешнем рынке. Однако, по словам вице-президента, на практике всё это осуществлялось сомнительным образом: «Открываем накладные, смотрим: в накладной Банка внешней торговли РФ вес золота определён в 33 тонны. Открываем следующую накладную, Аэрофлота. Смотрим: здесь уже 31 тонна».

Одновременно А.В. Руцкой описал криминогенную обстановку, царившую в Вооружённых силах. По его словам, хищение военного имущества составляет половину преступлений в армейских рядах. Александр Владимирович добавил, что в ряде военных округов процветает незаконная коммерческая деятельность, практика параллельного занятия предпринимательством лиц, занимающих воинские командные должности. Он привел конкретные примеры, зафиксированные на Балтийском флоте. Например, командующий авиацией флота генерал Проскруин и главный штурман генерал Волков нанялись на работу в коммерческую фирму, в интересах которой подчинили транспортную авиацию военного флота. Александр Руцкой отметил, что в Дальневосточном военном округе бывшим командующим ДВО и действовавшим начальником курсом подготовки командующего состава российской армии генерал-полковником Новожиловым создано 56 коммерческих структур. В результате расхищено и продано за бесценок военное имущество, сотни грузовиков со складов неприкосновенного запаса, дачи, дома отдыха. Также докладчик сообщил, что командующий 11-ой армией ПВО генерал Смышников, командующие корпусами генералы Кузнецов и Садков учредили коммерческую структуру «Альфа-92» и одновременно продолжают служить в армии, занимая руководящие воинские должности.

Также вице-президент проиллюстрировал обстановку, царящую в Западной группе войск. По его словам, много зданий, складских помещений сдавалось в аренду российским и немецким коммерческим структурам бесплатно. Александр Руцкой сообщил, что одним росчерком пера бывшего командующего Объединёнными вооружёнными силами СНГ Е.И. Шапошникова государственно-коммерческому объединению «Промпулемёт» было даром передано 12 высококлассных аэродромов. В свою очередь, международному концерну «Конверсия – жилье» для осуществления программы строительства жилья для военнослужащих руководством министерства обороны РФ в качестве доли в уставном фонде передало 3 танкоремонтных завода 4 авторемонтных завода, 2 базы хранения техники с жилыми городками. Но вместо решения вопросов, связанных с реализацией программы, руководство концерна начало продавать по дешёвке полученную недвижимость. А.В. Руцкой отметил, что всё это вызывает недовольство официальных немецких властей, усматривающих в происходящем нарушение достигнутых договорённостей об условиях вывода российских войск из Германии. В результате появились массовые разоблачительные репортажи в Германии. Эти действия стали расследоваться немецкой полицией и службой безопасности.

А.В. Руцкой заявил, что расположенное в центре Берлина огромное здание Российского дома науки и культуры площадью 29 тысяч квадратных метров и общей рыночной стоимостью свыше 500 млн. марок 6 мая 1992 года росчерком пера министра печати М.Н. Полторанина едва не оказалось безвозмездно переданным немецкой фирме «Фридрихштрассе». По словам докладчика, в борьбу за владение лакомым куском втянулись другие члены кабинета министров – А.В. Козырев, А.Н. Шохин и А.Б. Чубайс. Александр Руцкой подчеркнул, что все они действуют не по своей инициативе, а на основании поручения президента. Также выступающий добавил, что Михаил Полторанин пытался лично (не правительство, а его отдельно взятый чиновник от имени всего кабинета министров) выдать новую доверенность своему знакомому гражданину Байгарову, который одновременно получил полномочия на управление Домом науки и культуры от вышеупомянутой немецкой фирмы. Но, к счастью, немецкая сторона не приняла фиктивных документов, в результате чего дом в Берлине остался принадлежать России.

Также А.В. Руцкой акцентировал внимание на выявленных нарушениях законодательства, допущенных при проведении приватизации государственной собственности, особенно Госкомимуществом во главе с А.Б. Чубайсом. В начале 2010-х годов правоохранительные органы Венгрии расследовали продажу здания Российского торгового представительства министерству регионального развития РФ по искусственно заниженным ценам заинтересованным структурам (в основном связанными с должностными лицами), возбудили уголовные дела в отношении чиновников венгерского кабинета министров.[13] В 2012 – 2013 гг. после смены руководства министерства обороны Российской Федерации был вскрыт ряд фактов сознательного доведения до банкротства приватизируемых военных институтов, сознательного вывода с их счёта весомой доли средств перед распродажей.[14] Примерно то же самое наблюдалось и в рассматриваемое нами время.

В частности, Александр Руцкой заявил, что комплекс «Лужники» в Москве акционирован по цене 25 автомобилей «Жигули» и превращён в большую барахолку и помойку. Также Находкинский торговый порт, включающий в себя пароходство, ремонтный и судостроительный заводы, приватизировали за 18 444 000 рублей при его стоимости в размере 70 млн. рублей. Вице-президент отметил, что представитель Госкомимущества в Санкт-Петербурге Буре планировал приватизировать Балтийское морское пароходство за сумму, вдвое меньше расчётной. Докладчик упомянул, как в Челябинске за бесценок скупают мешками ваучеры и пытаются прихватить металлургический комбинат.

В завершении своего доклада А.В. Руцкой призвал «начать расследовать всё, что натворили зарвавшиеся бывшие и нынешние госчиновники из правительства, и воздать должное каждому». Он заявил, что «нужно показать России, кто её действительно предал, кто виноват в развале экономики – народные депутаты или те, кто занимается навешиванием всяческих ярлыков для того, чтобы остаться у власти». Александр Владимирович связал участившиеся к весне 1993 года нападки на него с попытками вывести на чистую воду аферистов, связанных с президентско-правительственной командой: «Надеюсь, что сейчас, после моего выступления, всем станут гораздо яснее причины, почему в последнее время развязана откровенная наглая кампания лжи и оскорблений… Связано с тем, что на посту вице-президента, а также председателя Межведомственной комиссии по борьбе с преступностью и коррупцией я вышел на факты невиданного разграбления национального достояния, в котором участвовали и участвуют высокопоставленные лица из государственного аппарата. Именно они максимально заинтересованы в том, чтобы сохранить нынешний курс реформ, работающий на их карман и на карман поддерживающих их спекулянтов и проходимцев, ничего общего не имеющих с честным бизнесом. Именно они выступают против проведения социально-ориентированных реформ».[15]

Как видим, А.В. Руцкой приводил данные, основываясь на статистике, на конкретных документах, предъявленных ему правоохранительными органами и особенно  КРУ администрации президента. Речь шла о злоупотреблениях, допущенных не только ельцинскими «реформаторами», но и об аферах горбачёвского правительства, о правонарушениях, допускаемых рядом военачальников, а также об обычной преступности. Александр Руцкой не просто выступил с обличительной речью, но и предложил создать специальную комиссию для расследования фактов, представленных в его докладе. Поэтому к представленному документу желательно относиться с серьёзностью.

Оправдания «младореформаторов»

Стоило только А.В. Руцкому представить картину всеобъемлющего разграбления России, как ельцинские «младореформаторы» моментально подняли голову. Первым отреагировал вице-премьер, председатель Госкомимущества А.Б. Чубайс. Он заявил, что возглавляемое им ведомство, оказывается, борется за устранение допущенных во время приватизации нарушений законодательства. По словам Анатолия Чубайса, упомянутые Александром Руцким отступления от правовых норм, допущенные при продаже находкинского порта, вскрыты Госкомимуществом РФ, после чего был пересмотрен аукцион по продаже объекта, а сделка была отменена.

Фактически А.Б. Чубайс пытался свести все к самоуправству региональных чиновников, ответственных за проведение приватизации. Одновременно он фактически признал, что явления, упомянутые вице-президентом, действительно имели место. Однако аннулирование итогов приватизации торгового порта в Находке вовсе не означало борьбы за приведение процесса в соответствии с нормами законодательства. Ведь остальные три примера нарушений при продаже государственных объектов, о которых говорил А.В. Руцкой, остались без внимания. Получается, что к одним нарушителям применяли санкции, а другим выписывали индульгенцию. Так что то, что имитация Анатолием Чубайсом борьбы за устранение нарушений закона при приватизации вполне сопоставима с практикой 2000-х годов, когда использовались двойные стандарты при противодействии всевластию и махинациям олигархов. «Чужих» зачистили, а «свои» остались «священной коровой». То же самое и с борьбой против чиновничьей коррупции. С середины 2010-х годов имело место привлечение к уголовной ответственности многих государственных служащих, замешанных во взяточничестве, в казнокрадстве. Одновременно многие близкие к высокопоставленным государственным руководителям федеральные и региональные чиновники, первоначально пойманные на неблаговидных деяниях, в итоге выходили сухими из воды.

Продолжение следует

Михаил Чистый