Сергей Мышенков к вопросу о росте цен

Прежде чем приступить к заданной теме, надо, хотя бы, в самых общих чертах, рассмотреть экономические категории «цена», «стоимость» и «производительность труда». Это тем более необходимо, что подавляющее большинство людей (даже людей с учёными званиями и степенями) не имеет никакого представления об экономических категориях и поэтому ищет причину роста цен – экономического явления – не в экономической, а в моральной области, думает, что рост цен обусловлен исключительно природной жадностью человека.

Объяснять рост цен моральными понятиями, которым нет никакого дела до морали, значит целиком извращать дело. 

«Деньги представляют собой не только один из предметов страсти к обогащению, но единственный ее предмет. Эта страсть, по существу, есть auri sacra fames (проклятая страсть к золоту). Страсть к обогащению, в отличие от страсти к определенному натуральному богатству или к потребительным стоимостям, как, например, к платью, украшению, стадам и т. п., возможна только тогда, когда всеобщее богатство как таковое индивидуализируется в особой вещи и потому может сохраниться в виде отдельного товара. Таким образом, деньги выступают как предметом, так и источником страсти к обогащению» (К. Маркс, «К критике политической экономии», К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 13, с. 114).

Итак, что такое цена? Денежное выражение стоимости продукта или, точнее говоря, определённая величина стоимости продукта, выраженная в деньгах. Это показывает уже тот простой факт, что стоимость продукта всегда выступает как известное количество денег: 1, 2, 5 и т.д. рублей, т.е. цена.

Что такое стоимость продукта? Труд, затраченный на производство продукта. Величина стоимости данного продукта измеряется количеством содержащегося в нём труда. Количество же самого труда измеряется его продолжительностью, рабочим временем.

Если бы количество труда, необходимое для производства продукта, оставалось бы постоянным, то его стоимость была бы неизменной. Но количество труда изменяется с каждым изменением производительности труда. Производительность труда измеряется количеством продуктов, производимой в единицу времени, или количеством рабочего времени, затрачиваемого на единицу продукта. В свою очередь, производительность труда зависит от совершенства применяемых средств производства, сноровки рабочего, его квалификации, организации производства, от природных условий и некоторых других факторов. Под повышением производительности труда понимается всякое вообще изменение в процессе труда, сокращающее затраты труда на единицу изделия. Чем выше производительность труда, тем меньше труда затрачивается на данное количество продукта и, следовательно, тем меньше стоимость и цена продукта. И, наоборот, чем ниже производительность труда, тем больше труда затрачивается на данное количество продукта и тем, следовательно, выше его стоимость и цена. Величина стоимости продукта прямо пропорциональна количеству труда, затраченного на его производство, и обратно пропорционально производительной силе затраченного труда.  

То, что стоимость продукта определяется трудом, а её величина измеряется рабочим временем, подтверждается общеизвестными фактами. Чем больше труда требуется затратить на изготовление продукта, тем выше его стоимость, и напротив, чем с меньшей затратой труда производится продукт, тем дешевле он стоит. Килограмм золота стоит во много раз дороже, чем килограмм меди. И дело не в самой по себе редкости золота, а в том, что на поиски, освоение месторождений золота, на его добычу людям приходится затрачивать несравненно больше труда, чем на выплавку меди. В свою очередь, тонна меди по этой же причине стоит значительно больше, чем тонна чугуна. Хлеб – продукт самой первой необходимости для человека – стоит намного дешевле, чем, например, мясо. Всё дело опять-таки в затратах труда. Средства существования, данные человеку природой и не заключающие в себе затрат труда (воздух и т.д.), вообще не имеют никакой стоимости. Словом, величина стоимости продукта определяется лишь количеством труда, или количеством рабочего времени, необходимого для его изготовления.

Теперь, после того как мы рассмотрели категории «цена», «стоимость» и «производительность труда», мы можем заняться причинами постоянного роста цен продуктов при капитализме.

Капитализм – это специфическое общество. В нём все средства существования людей (продукты потребления, средства производства, а также сама рабочая сила человека) присваиваются не прямо, а путём их купли-продажи, т.е. при помощи денег. Следовательно, тут уже сама необходимость иметь деньги для начала производства и существования приводит к тому, что не продукт, а продажа продукта – деньги – становится движущим мотивом капиталистического производства. Человек, который произвёл продукт, не имеет, в условиях капитализма, выбора: продавать или не продавать. Он вынужден продавать, чтобы превратить свой продукт в деньги для того, чтобы купить на них средства существования. Поэтому, в условиях капитализма, каждый продаёт прежде всего для того, чтобы продать, т.е. превратить продукт в деньги. «Деньги столь же мало возникают путём соглашения, как и государство. Они стихийно возникают из обмена и в обмене, они его продукт» (К. Маркс, «Экономические рукописи 1857 — 1859 годов», К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 46, ч. 1, с. 109).

Не жадность, а жизненная необходимость вызывает всеобщее стремление продавать, т.е. «делать деньги». Поэтому не может быть ничего ошибочнее, чем представлять дело так, будто постоянное стремление человека «делать деньги», т.е. продавать, вызывается жадностью человека, якобы, свойственной ему от природы.

Но природа не создаёт денег. Деньги есть нечто отличное от вещества природы. Но так как деньги выступают в виде вещи, то обыденное сознание воспринимает их как просто вещь. Но, с другой стороны, то, что деньги обладают особенным свойством, а именно, свойством – обмениваться (превращаться) в любую вещь, – это обстоятельство не ускользает от обыденного сознания. Оно показывает, что деньги являются представителем всех вещей, т.е. богатства, и что, следовательно, достаточно накопить их, чтобы можно было присвоить все богатство мира, и, таким образом, приобрести всеобщую власть.

Люди гоняются за деньгами не только потому, что деньги, в условиях капитализма, являются необходимым условием человеческой жизни, но и потому, что они наделяют человека, владеющего деньгами, властью.

Вернёмся, однако, к вопросу о росте цен при капитализме.

Что такое деньги? Специфическая форма обмена продуктов (меновая стоимость), содержанием которой является стоимость продукта. Поэтому ради простоты дальнейшего изложения мы будем рассматривать деньги просто как стоимость.

Итак, цена – это денежное выражение стоимости продукта или, вернее говоря, определённая величина стоимости продукта, выраженная в деньгах. Величина стоимости продукта изменяется прямо пропорционально количеству и обратно пропорционально производительности труда. Производительность труда растёт по мере совершенствования средств производства, методов производства и производственного опыта людей. И это – закон, который с необходимостью диктуется существованием человеческого общества.

Жизненная необходимость заставляет людей постоянно и непрерывно заниматься производством, чтобы сохранить и воспроизводить свою жизнь. Эта же неумолимая необходимость вынуждает людей постоянно совершенствовать орудия труда, улучшать методы производства, чтобы облегчить труд и сделать его более производительным. 

В процессе труда накапливается производственный опыт людей, приобретаются и совершенствуются методы труда. Вместе с возрастанием производственного опыта, методов труда происходит изменение, совершенствование орудий труда. Даже незначительные усовершенствования, взятые в масштабах общества, накапливаясь из года в год, приводят в конце концов к росту производительности труда. Это повышение производительности труда служит исходным, отправным пунктом для дальнейшего развития средств производства, повышения производительности труда. Повышение производительности труда выступает, таким образом, всеобщим экономическим законом, действующим на всех ступенях развития человечества.

Повышение производительности труда увеличивает массу производимых продуктов, следовательно, уменьшает величину стоимости, т.е. цену, этой возросшей массы. В свою очередь, уменьшение цены продуктов, увеличивает покупательную способность населения, в результате чего поднимается жизненный уровень населения.  Яркий пример этого – развитие социализма в сталинскую эпоху СССР. В СССР, при Сталине, особенно после войны, цены на жизненно необходимые продукты снижались из года в год, что позволяло систематически поднимать жизненный уровень всех членов социалистического общества именно благодаря постоянному росту производительности труда. Правда, снижение цен при Сталине сохранялось до его кончины в 1953 году; с 1954 года снижение цен прекратилось. Но это уже другая история. Но, как бы то ни было, без повышения производительности труда снижение цен было бы просто невозможным.

Поэтому, казалось бы, в условиях капитализма (историческим призванием которого является безудержное повышение производительности труда), стоимость продукта и, следовательно, его цена должны постоянно уменьшаться. Но этого не происходит. Наоборот, при капитализме цены продуктов не снижаются, а постоянно растут в условиях роста производительности труда, ведущего к уменьшению стоимости продукта. Складывается парадоксальное противоречие между фактом повышения производительности труда, обуславливающим понижение стоимости продукта, и систематическим ростом цен, являющихся денежным выражением стоимости продуктов? Где искать решение данной проблемы?

Очевидно, что в движущем мотиве капиталистического производства – в деньгах, которые можно получить путём продажи продукта, т.е. реализации цены продукта. Цена, таким образом, выступает источником денег. Но поскольку повышение производительности труда проявляется двояко: с одной стороны, падает стоимость, следовательно, и цена продукта, а с другой – увеличивается масса производимых продуктов, следовательно, увеличивается предложение продуктов, которое ведёт к ещё большему снижению цен продуктов, то, с точки зрения капиталиста, рост производительности труда становится злом, гасящий этот источник денег. Следовательно, тут уже безусловный интерес капиталистов требует: 1) сокращать производство, 2) создавать дефицит (не пускать в торговлю продукты – затоваривание), 3) обесценивать деньги – инфляция, которая проявляется в росте цен продуктов.

И всё это только для того, чтобы остановить падение цен продуктов. Яркий пример этого – мировой рынок нефти. Когда цена на нефть падает, то все нефтедобывающие страны, на глазах у всего мира, договариваются между собой сократить добычу нефти с целью остановить падение цен на нефть; и недурно выглядит антимонопольный закон, в нарушения которого обвиняют друг друга все капиталисты мира. Точно так происходит с производством всех продуктов, между тем как сотни миллионы и миллиарды людей остро нуждаются в них, не имеют даже элементарных человеческих условий жизни.

Разумеется, что постоянный рост цен происходит не только из-за выше указанных причин, но и новыми причинами, вызываемыми самими внутренними законами развития капитализма. Важнейшие из этих причин следующие: 1) рост издержек производства с недогрузкой предприятий, 2) замедление процесса распространения новых открытий и технических изобретений в связи с монополизацией научно-технического прогресса корпорациями (промышленная тайна), 3), наконец, тем обстоятельством, что при сокращение общего объёма производства максимальные издержки производства могут оказаться регулирующими рыночной стоимости и цены продукта.

Цена – это отношение между покупателем и продавцом. Покупатель – трудовой народ – хочет купить как можно дёшево, а продавец – капиталист – продать как можно дорого. А это фактически означает, что при постоянном росте цен, капиталист богатеет, а трудовой народ – беднеет, нищает.

Ценовой процесс при капитализме есть форма, в которой проявляется капиталистическая эксплуатация человека человекам, разрушение производства, наконец, варварское уничтожение природы.

Ожидать при капитализме иного ценообразования «имело бы такой же смысл, как требовать, чтобы электроды батареи, оставаясь соединёнными с ней, перестали разлагать воду и собирать на положительном полюсе кислород, а на отрицательном – водород» (Ф. Энгельс, «Анти-Дюринг», К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 20, с. 286).