Случилось немыслимое: страны Запада — все вместе — заморозили размещённые у них золотовалютные резервы Российской Федерации. Между Россией и коллективным Западом началась тотальная экономическая война на уничтожение. Она приведёт к тяжёлым экономическим последствиям для обеих сторон. В такой ситуации для России единственный шанс избежать экономической катастрофы — это отказ от неолиберально-рыночной догматики и переход к социалистическим принципам построения экономики.
В ночь на воскресенье, 27 февраля, пришла новость о том, что крупнейшие российские банки будут отключены от системы SWIFT. Ранее отключение России от SWIFT рассматривалось как самая жёсткая из возможных санкций (об этой мере раньше говорили как о финансовом эквиваленте ядерного оружия), однако наши западные партнёры решили пойти ещё дальше: США, Великобритания, Канада и страны Евросоюза объявили о совместном решении по заморозке размещённых у них золотовалютных резервов (ЗВР) Российской Федерации, а также средств Фонда национального благосостояния. В понедельник, 28 февраля, к ним присоединилась и Япония. В спортивных терминах ситуацию можно охарактеризовать так: это уже не «вольная борьба», а «бои без правил».
Естественно, рубль отреагировал на эти новости резким ослаблением, устойчиво закрепившись на ранее немыслимых уровнях — в широком диапазоне 100—130 рублей за доллар. И это несмотря на оперативно принятые Центробанком меры поддержки национальной валюты: повышение ключевой ставки с 9,5% до 20%, требование к экспортёрам продавать за рубли 80% своей валютной выручки и введение некоторых других мер валютного контроля. Кроме того, были остановлены торги на рынке акций и корпоративных облигаций, а также облигаций федерального займа. В результате нерезиденты (и примкнувшие к ним местные спекулянты) потеряли возможность продать свои биржевые активы и вывести вырученные деньги на валютный рынок.
Тем не менее, несмотря на все эти меры, население не успокоилось и бросилось панически забирать деньги из банков и скупать валюту — как в обменниках (где разница между ценами продажи и скупки составляла десятки процентов), так и на бирже. И только введение запретительной биржевой комиссии в 30% (впоследствии сокращённой до 12%) и резкий подъём процентных ставок по рублёвым депозитам в банках помогли (возможно, на время) сбить эту панику. (Зафиксированные 7 марта рекордные уровни падения нашей валюты — до 177 рублей за доллар и 168 рублей за евро — не показательны: российский валютный рынок в тот день не работал, и рубль торговался только на рынке Forex с очень низкими объёмами сделок.)
Какая доля резервов заморожена, сказать сложно. Данные о структуре и географическом распределении золотовалютных резервов наш ЦБ публикует с полугодовой задержкой, так что сейчас эта информация известна лишь по состоянию на середину прошлого года. Более свежих данных не будет: ЦБ объявил о приостановке публикации этих сведений. Если считать, что структура и географическое распределение не изменились, можно предположить, что под заморозку попала примерно половина наших ЗВР. По сути, в резервах ЦБ остаются доступными только физическое золото, иностранная валюта в наличной форме и активы в китайских юанях. Более того, из-за заморозки корсчетов в долларах и евро наш ЦБ потерял возможность проводить интервенции на валютном рынке и поддерживать курс рубля.
Доля золота в российских ЗВР составляет порядка 21%. Понимая геополитические риски, наш ЦБ в 2014—2019 годах активно покупал золото и даже лидировал среди мировых центробанков по объёму закупок. Однако весной 2020 года он объявил, что приостанавливает закупку драгметалла, и с тех пор объём золота в российских ЗВР практически не менялся. Отметим, что коммунисты (включая и нашу газету, см. «Российское золото уходит за рубеж», «Правда», №60, 21.07.2020) активно критиковали это решение, и нынешние события подтвердили нашу правоту.
Более того, сейчас физическое золото не только оказалось одним из немногих незамороженных российских активов, но и значительно прибавляет в цене. За семь торговых дней, прошедших с объявления о заморозке российских ЗВР, котировки золота на мировых биржах (по состоянию на вечер 8 марта) выросли с 1890 до 2050 долларов за тройскую унцию, при том что почти все остальные классы активов падали (о других исключениях — ниже). Так что золото оказалось своего рода двойной страховкой от заморозки ЗВР. И остаётся только сожалеть, что Россия по сути потеряла два года, которые можно было использовать для наращивания запаса физического золота.
Что дальше? Пока санкции только усугубляются. Западные страны приостанавливают свои экспортные поставки в Россию; в первую очередь это касается высокотехнологичного сектора. По сути у нас остаётся лишь один поставщик высокотехнологической продукции, которой нет в России, — это Китай, но всю нужную для нашей страны продукцию он обеспечить не может.
В последние дни серьёзно пошла речь о введении эмбарго на закупку российских энергоносителей; его уже объявили США — пока в одностороннем порядке. Страны Европы все ещё сопротивляются, но финансовые рынки уже закладываются на сценарий того, что такое эмбарго всё-таки будет реализовано: по состоянию на вечер 8 марта нефть марки «Брент» торгуется вблизи 130 долларов за баррель, а природный газ в Европе — вблизи 2300 долларов за тысячу кубометров, причём 7 марта его цена взлетала аж до 3800 долларов. Для сравнения: на пике мирового энергетического кризиса этой осени максимум цены достигал 1950 долларов.
Цена на никель на западных биржах, буквально «улетевшая в стратосферу», также показывает: участники рынка ожидают, что российский никель перестанет поступать на международные рынки. В течение долгих лет вплоть до февраля текущего года биржевая цена никеля колебалась в диапазоне 10—20 тыс. долларов за тонну, с февраля начался умеренный рост, но утром во вторник 8 марта биржевая цена никеля на максимуме превысила 100 тыс. долларов; потом она немного отступила — до 80 тыс. долларов за тонну, и на этой отметке торги были остановлены. Таким образом, по итогу двух торговых дней цена никеля взлетела на 170%.
Какие возможны сценарии развития событий на экономическом фронте? Есть оптимистический, но маловероятный: какие-то из западных стран, ощутив последствия санкционной войны для своей экономики, откажутся от этой политики, в результате чего экономическая блокада России будет ослаблена. Наиболее вероятный кандидат здесь — Европа. Из всего коллективного Запада именно она пострадала от экономической войны наиболее сильно.
Упомянутый выше взлёт цен на энергоносители и сырьё — это лишь один из негативных для Европы факторов, наиболее очевидный. Ещё один — это потенциальные убытки европейских банков от списания кредитов российским заёмщикам. В настоящее время выплаты по кредитам кредиторам из «недружественных» стран приостановлены. Вместо этого российские компании средства в счёт выплат по долгам должны переводить на спецсчета, причём в рублях; выводить эти средства за рубеж запрещено. Особенно уязвимы оказались здесь банки Италии и Франции: на каждую из этих стран приходится примерно по 25 млрд долларов банковских кредитов российским заёмщикам. За ними следует Австрия, у банков которой около 20 млрд долларов кредитов российским заёмщикам.
Так что можно ожидать усугубления проблем в европейской банковской системе, причём «залить эти проблемы деньгами» на этот раз будет сложно: инфляция в еврозоне и без того находится на опасно высоких уровнях. Поэтому неудивительно, что после объявления о заморозке российских активов евро стремительно падает по отношению к доллару: за минувшую неделю курс евро упал с 1,12 до 1,09 евро за один американский доллар. Отток капитала из Европы резко усилился. Таким образом, сказать, что, присоединившись к санкциям против России, европейские власти «выстрелили себе в ногу» — это ничего не сказать. Более уместно охарактеризовать их действия как экономическое самоубийство. И это даёт слабую надежду, что они в какой-то момент одумаются…
Однако этот оптимистичный сценарий крайне маловероятен. Скорее всего, санкции останутся надолго, и тут, говоря о прогнозах, надо разделять среднесрочный (от нескольких месяцев до года) и долгосрочный. В среднесрочном аспекте курс рубля, скорее всего, стабилизируется примерно на нынешних уровнях или даже укрепится. Дело в том, что курс рубля сейчас фактически искусственный: наши власти приняли очень жёсткие меры для того, чтобы затруднить спекулятивную игру против рубля — как на бирже (где теперь запретительно высокая комиссия на покупку валюты, и с 9 марта стало фактически невозможно вывести купленную валюту в наличную форму), так и через банки (с 9 марта банкам запрещено продавать наличную валюту населению). То есть рубль фактически стал неконвертируемым.
В этих условиях официальный курс рубля будет формироваться из нужд импортёров (которым теперь надо получать разрешение на покупку валюты) и экспортёров (которые обязаны продавать 80% выручки). Объёмы импорта (по крайней мере, в физическом выражении) резко сократятся из-за санкций и из-за падения покупательной способности населения. А объёмы экспорта при этом сократятся не столь сильно. Даже если будет принято решение о введении эмбарго на закупку российских энергоносителей, реализовать это быстро невозможно: нужны перестройка всей логистики и переоборудование нефтеперерабатывающих заводов. Кроме того, остаются рынки Китая и других стран, не присоединившихся к санкциям. В сложившихся условиях эти страны из-за увеличенных санкционных рисков будут требовать от России большой дисконт (дисконт нефти «Юралс» по сравнению с нефтью эталонного сорта «Брент» уже составляет 10—20%, при том что раньше он не превышал 1—2%), но брать нашу нефть они всё равно будут.
Так что самая большая проблема в среднесрочном аспекте — не курс рубля, а дефицит импортных товаров, особенно критически важных. Причём это касается как населения (будет непросто купить какие-то лекарства, запчасти для автомашин и т.п.), так и промышленности. Целый завод может просто встать из-за отсутствия какой-то одной критически важной детали, и такие случаи будут массовыми. Мы увидим взлёт безработицы, особенно с учётом того, что многие зарубежные компании уходят из России и закрывают свои предприятия. Также мы увидим разгон инфляции: резкий скачок цен по широкому спектру товаров уже произошёл, а с усилением дефицита рост цен будет продолжаться.
В такой ситуации налаживать импортозамещение, включая высокотехнологичные товары и комплектующие, становится критически важным. От того, насколько мы сможем это сделать, зависит прогноз на долгосрочную перспективу. По сути, перед Россией сейчас стоит задача осуществить новую индустриализацию, причём в условиях частичной международной изоляции, — как в 1930-е годы. Если справимся, то отечественная экономика станет крепкой и независимой от Запада, хотя ассортимент товаров, производимых в России, скорее всего, будет заметно ýже, чем то, что мы могли позволить себе раньше. Однако все необходимые товары будут доступны; дефицит, а вместе с ним и инфляция постепенно сойдут на нет. Если же мы не справимся, то нас ждёт экономический коллапс…
Для того чтобы в нынешних условиях быстро наладить импортозамещение по всему спектру товаров, необходимо, чтобы именно государство взяло на себя организацию, координацию и финансирование этой деятельности. Частный капитал в таких условиях, какие сложились сейчас, не будет ничего предпринимать и ничего не будет планировать более чем на пару месяцев.
Власти, во-первых, надо разобраться, каких критически важных товаров не хватает, расставить приоритеты и практически вручную организовать производственные цепочки — с помощью индикативного планирования и давно забытых советских инструментов, таких как отраслевой баланс (при современных вычислительных мощностях его расчёт не проблема).
Во-вторых, нужно организовать финансирование для инвестиций в создание нужных производств. При текущей ключевой ставке в 20% финансировать какие-либо инвестиции в реальное производство невозможно. Подъём ставки до этого уровня в условиях паники, повысив ставки по депозитам (до 20—25%), сократил отток вкладов и переток денег населения на валютный рынок и рынок потребительских товаров. Но теперь надо идти дальше и решать проблему финансирования предприятий — как новых, так и существующих, поскольку столь высокие ставки неподъёмны не только для инвестиций в развитие, но и для финансирования текущей деятельности. По сути надо создавать такие условия, чтобы для разных кредитов были разные процентные ставки — в зависимости от цели кредита, то есть от приоритетности проекта, на который берутся деньги.
Нужный механизм у ЦБ уже есть: это так называемые специализированные механизмы рефинансирования. Суть в том, что ЦБ даёт кредиты банкам под льготную ставку, существенно ниже ключевой, для того чтобы они давали льготные кредиты определённого вида своим заёмщикам. Так работает, например, программа военной ипотеки. Однако в настоящее время использование таких кредитов специально ограничено лишь незначительными объёмами, чтобы они не искажали общую денежно-кредитную политику. Сегодня пришло время отказаться от этой неолиберально-рыночной догмы и перейти к широкому использованию подобных механизмов.
То есть должна наконец заработать промышленная политика. Закон о ней давно существует, но практически не работает. Его никак не могут запустить — ведь в России, как известно, пока «гром не грянет, мужик не перекрестится». Так вот, гром грянул. Теперь вопрос за нами…