Александр Войтов: «Эксплуатация техники и людей»

Совместная жизнь повышает выживание особей. Её простейшей формой являются стаи.  В стае существует неодинаковость особей и соответственно разное их значение при пользовании материальными ресурсами. В стае существует иерархия особей – какая-то особь оттесняет другие от источников питания и т.п. Такое их отношение называют доминированием. Основой доминирования оказывается разная длительность жизни и соответственно опыт выживания   –   уровень умственного их развития. Такая природа жизни породила стада как более развитую форму совместной жизни. В стадах имеется лидер (вожак и т.п.), выполняющий функцию доминирования как условия выживания всего стада.  Более развитой формой являются сообщества.  Их основа — кровная родственность. Это было присуще и сообществу гоминид, превратившемуся в общество людей. Доминирование лидеров обеспечивало выживание общества. На определенном этапе оно привело к превращению лидеров общества в хозяев, распоряжавшихся всеми ресурсами племен и общин.  Хозяйственные отношения привели к господству некоторых субъектов и подчинению им остальных. Так началась эпоха деспотизма определенной группы людей. Угнетение принимало разные формы, но в целом служило эксплуатации некоторыми личностями других. 

 ДОМИНИРОВАНИЕ ─˃ ДЕСПОТИЗМ ─˃ ДИКТАТУРА

Господство предполагало использование хозяевами продуктов труда других людей для обогащения. В результате возникла необходимость сохранения такого образа жизни созданием специального порядка, названного государством. Государство обеспечивает диктатуру господствующего в обществе слоя населения. Диктатура – деспотизм государства, обеспечивающего эксплуатацию народа.

***

Эксплуатация – важнейшее явление жизни людей, не получившее адекватного объяснения. «Экономикс» её не признает, в нём господствует идея Ж.Б. Сэя о факторах производства и гармонии интересов всех людей. Например, Д.Б. Кларк, классик американской экономической науки на рубеже ХIХ-ХХ веков, писал: «Над обществом тяготеет обвинение в том, что оно «эксплуатирует труд». Он стремился отвергнуть это обвинение. Он был не первым и не стал последним. Не меньше число тех исследователей, для которых эксплуатация является фактом и главным злом общества.

Ядром теории эксплуатации является её доктрина К. Маркса. А поэтому необходимо ее осмыслить. Трактовку К. Марксом эксплуатации следует считать истинной для его времени.  Но она не достаточна для нашего времени. Назрела необходимость теоретического объяснения не только сущности эксплуатации, но и её форм.

К. Маркс не открыл эксплуатацию. Необходим обзор идей его предшественников по проблеме. Может быть, такие книги   существуют. Здесь констатирую только некоторые факты истории экономической мысли.  Проблему возникновения прибыли рассматривал Ф Кенэ [22, с.183].  Прибылью он называл разницу между двумя видами цен – покупки и продажи. Он констатировал тот факт, что прибыль определяется в торговле, но откуда она берётся или кто её создает?  Ф. Кенэ рекомендовал искать источник прибыли вне торговли. Он исходил из того, что прибыль – выигрыш одного субъекта, свидетельствующий о проигрыше (убытке) другого.  Более содержательно анализировал проблему Д. Рикардо в качестве «закона раздора», что стало основанием идеи маржиналистов о «рикардианском пороке» его экономической доктрины. Теорию эксплуатации наемного труда разработал К. Маркс, что стало основанием дискредитации марксизма идеологами капитализма.

Разработка теории эксплуатации предполагает решение многих проблем. Большинство названий экономических категорий имеют не русское происхождение. В связи с этим возникают неточности в трактовке их смысла, сосуществование русского и иностранного синонимов одного и того же понятия. Имеет значение и способ написания иностранных терминов. Этот «недостаток» терминации слов имеет и позитивное значение. Скажем, русское слово «использование» — универсальное. Иностранный синоним этого слова стал термином естественных и технических наук, особенно в написании «эксплоатация». Иную версию его русского написания «эксплуатация» обычно используют как категорию   представители социологии, экономики. В целом, надо помнить о том, что это паронимы. Нас здесь интересует это слово как экономическая категория —  эксплуатация как социальное явление, проявляющееся в отчуждении части продуктов труда от непосредственных его производителей. Следует развести понятия эксплоатация техники и эксплуатация людей. Это разные явления.

Композицией   теории эксплуатации   следует считать эволюционный ряд:

Отчуждение ─˃ экспроприация ─˃ эксплуатация

Отчуждение исследовали Гоббс, Ж.Ж. Руссо, Г.В.Ф Гегель и др.  Особенно акцентировал его значение К. Маркс. Недостатком трактовки отчуждения является то, что его объясняют вне связи с проблемой собственности и мистически, к тому же, ошибочно трактуют сущность собственности. Отчуждение – основа становления собственности как важнейшего условия экспроприации и эксплуатации.

Возможны версии его объяснения. Им можно назвать насильственное отнятие ресурса, возникшее в животном мире. В таком случае отчуждение – основа обладания ресурсом и категория зоологии. Иная версия – название им антонима присвоения: присвоение ресурса одним субъектом происходит в меру отчуждения его от другого субъекта. Это социальное явление, возникшее в древности. Главным его проявлением стало возникновение правовых, имущественных отношений, собственности. Отчуждение породило экспроприацию непосредственных производителей и их эксплуатацию.

У К. Маркса все это имеется, но не в качестве теоретического объяснения. Более того у него имеются отжившие мысли по проблеме, а поэтому их надо уточнять. В целом, он не теоретически (не системно) показал эксплуатацию. Его цель —  объяснение эксплуатации наемного труда, абстрагируясь от предшествующих её форм.     

В условиях натурального хозяйства отчуждение породило угнетение людей в форме рабовладения и феодализма. Все это показано Ф. Энгельсом в «Происхождении семьи, частной собственности и государства». Затем отчуждение происходило по законам рынка в форме первоначального накопления капитала. К. Маркс показал его в 24 главе первого тома «Капитала». В таком случае отчуждение проявляется в экспроприации непосредственных производителей и их пролетаризации (превращении их в наемных работников). К настоящему времени 10% населения развитых стран экспроприировало 90% остального населения, превратив их в пролетариев, лишив их частной собственности.

Не следует игнорировать эксплуатацию рабов, которая была не только в прошлом, но существует и в современном обществе. Аналогично не следует игнорировать и эксплуатацию арендаторов, которая была основой классического феодализма в Европе с XI века. Естественно, что главное внимание следует обратить на последующие ее формы.

К. Маркс исследовал природу эксплуатации наемного труда. В XIX веке это была главная проблема общества. Она существует между работодателем и работополучателем. Данные его мысли – основа теории эксплуатации. Но эксплуатация была и до капитализма, а затем возникла империалистическая эксплуатация. Её содержательно объясняет теория империализма.  Монополии эксплуатируют ценами всех покупателей рынка, в том числе немонополистический (предпринимателей) бизнес (их прибыль меньше).  Но процесс не закончился и породил в ХХ веке монетаристскую форму эксплуатации, в т. ч. инфляцией.  Она касается   всего населения мира, поскольку бумажные деньги   являются средством его отношений. Как их объяснять?  Разве не служит эксплуатации долларизация мирового рынка частными банками США? Требует объяснения и долговая эксплуатация на основе жизни в кредит. Вносит свою лепту и налоговая эксплуатация как средство решения задач не столько народа, сколько олигархов. Их платят все, даже те, кто не участвует в рыночных отношениях.  В общем, букет многообразных отношений, в результате которых растёт пролетаризация, пауперизация, манкрутизация народа.      

 «Современность  — музей древности». Эти крылатые слова историка России ХVIII века И.Н. Болтина существенны для понимания проблемы нетрудовых доходов и эксплуатации.

Изъ­ятие час­ти про­дук­та тру­да непосредственного производителя может иметь альтруистическое значение  — взять часть добычи охотника и накормить детей и стариков.  Нечто аналогичное имеет место в различных социализированных, коммунарских способах распределения благ или, например, в трансфертах развитых стран (пособия). Не отрицая значения этого справедливого отчуждения части продуктов труда, остановимся на несправедливом их отчуждении. Возможно два значения этого слова: общее название всех несправедливых способов изъятия продукта труда или только отчуждение труда:

  •   ограб­ле­ние —  пря­мое на­си­лие, ра­бо­вла­де­ние, (криминальная экономика);
  •   за­ка­ба­ле­ние (угнетение)  —  фе­ода­лизм (по­вин­но­сти);
  •   экс­плу­атация  — це­но­вая при най­ме и т.д.

Сис­те­ма до­хо­дов от­ра­жа­ет ис­то­рию их ста­но­вле­ния. Все ис­то­ри­че­ски из­ве­ст­ные фор­мы до­хо­дов со­хра­ни­лись, а по­это­му их все возможно осмыс­лить то­ль­ко сис­темно. При­сво­ен­ные бла­га ста­но­вят­ся при­хо­дом (до­хо­до­м) в са­мом ши­ро­ком смыс­ле сло­ва. Фактором при­свое­ния вы­сту­па­ет в про­стей­шем слу­чае труд. Это име­ет мес­то в от­но­ше­нии да­ров при­роды. «Да­ры при­ро­ды» по­сту­па­ют к лю­дям по­средс­твом тру­да как фак­то­ра при­свое­ния. Их обыч­но не учи­ты­ва­ют в ка­че­стве до­хо­дов, но сегодня возникают в обществе мнения о необходимости их учета.

При­сва­ива­ющая эко­но­ми­ка бы­ла осно­вой по­яв­ле­ния кри­ми­на­ль­ной эко­но­ми­ки. В при­сва­ива­ющем при­ро­до­по­ль­зо­ва­нии вза­им­ные от­но­ше­ния лю­дей во мно­гом по­хо­жи на от­но­ше­ния лю­дей к при­ро­де. По ме­ре об­щес­твен­но­го про­грес­са со­хра­не­ние ди­ких форм вза­имо­от­но­ше­ния лю­дей при­ве­ло к осо­зна­нию их в ка­че­стве кри­ми­на­ль­ной эко­но­ми­ки.

Пер­во­на­ча­ль­но вой­на не име­ла осо­бо­го от­ли­чия от дру­гих кри­ми­на­ль­ных дейс­твий. Вплоть до по­след­них ве­ков во­ен­ные дейс­твия  — все­го лишь юри­ди­че­ски оправ­дан­ный раз­бой (грабеж) од­них на­ро­дов по от­но­ше­нию к дру­гим. Ци­ви­ли­за­ци­он­ные тен­ден­ции обо­со­би­ли раз­бой эли­ты в форме вой­н и про­столюдинов в форме грабежа и т.п. Кри­ми­на­ль­ны­ми счи­та­ют­ся то­ль­ко дейс­твия про­стых граждан.

До­бы­ча  — про­яв­ле­ние кри­ми­на­ль­ной эко­но­ми­ки: раз­лич­ные формы ограб­ле­ния лю­дей. Это  — кри­ми­на­ль­ные до­ходы. Кри­ми­на­ль­ная эко­но­ми­ка по­ро­ди­ла раз­лич­ные фор­мы угне­те­ния, экс­плу­ата­ции че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком. В про­стом ви­де это бы­ло па­ра­зи­ти­ро­ва­ни­е од­них субъ­ек­тов над дру­ги­ми. За­тем оно ста­ло осно­вой экс­плу­ата­торс­ких об­щес­тв  — ра­бо­вла­де­ния и фе­ода­ли­зма. При ра­бо­вла­де­нии од­ни по­лу­ча­ли до­хо­ды, а дру­гие бы­ли ли­ше­ны их, оставаясь средс­твом для по­лу­че­ния до­хо­дов дру­ги­ми. При фе­ода­ли­зме до­хо­ды по­лу­ча­ли и под­не­во­ль­ные крес­ть­яне.

Ра­бо­вла­де­ние су­ще­ство­ва­ло в раз­ных фор­мах, на­чи­ная с на­си­льс­твен­но­го угне­те­ния од­них дру­ги­ми (ти­па план­та­ци­он­но­го рабс­тва США) и кон­чая ци­ви­ли­за­ци­он­ны­ми фор­ма­ми под­чи­не­ния од­них лю­дей дру­ги­ми или ра­бо­той од­них на дру­гих. В пер­вом слу­чае экс­плу­ата­торс­кая при­ро­да та­ко­го тру­да бы­ла оче­вид­ной. Она да­же по­рож­да­ла ил­лю­зию то­го, что раб тру­дит­ся то­ль­ко на экс­плу­ата­то­ра. На са­мом же де­ле, он обес­пе­чи­вал и са­мо­го се­бя. До­ход ра­бо­вла­де­ль­ца не рав­нял­ся все­му продукту тру­да ра­бов. Не­об­хо­ди­мо бы­ло вы­честь рас­хо­ды на их со­де­ржа­ние.  Фе­ода­ль­ная экс­плу­ата­ция так­же мно­го­об­ра­зна, а со­от­ветс­твен­но, и различны фор­мы ре­зу­ль­та­тов тру­да. При от­ра­бо­тках яв­но обо­со­блен­ны час­ти тру­да на се­бя и на экс­плу­ата­то­ра. При дру­гих фор­мах рен­ты те­ря­ет­ся яс­ность де­ле­ния ре­зу­ль­та­тов тру­да на се­бя и на экс­плу­ата­то­ра. Осо­бен­но сле­ду­ет иметь в ви­ду тот факт, что в За­пад­ной Ев­ро­пе арен­да ста­ла глав­ной фор­мой фе­ода­ль­ных от­но­ше­ний ты­ся­чу лет на­зад. В та­ком слу­чае до­ход фе­ода­ла, т.е. собс­твен­ни­ка не­дви­жи­мо­сти от сдачи ее в арен­ду, называют рен­той. Фе­ода­лизм в раз­ных фор­мах, в т. ч.  как арен­да ис­точ­ни­ков средств су­ще­ство­ва­ния, ши­ро­ко рас­про­стра­нен в обществе ХХI ве­ка.

В от­но­ше­нии на­зван­ных форм экс­плу­ата­ции вряд ли су­ще­ству­ют рас­хо­жде­ния в их при­зна­нии.   Иное де­ло  — экс­плу­ата­ция на­ем­но­го тру­да. Ее не признают господствующие парадигмы ЭН. Эта эксплуатация воз­ни­кла в древ­но­сти и при­об­ре­ла глав­ное зна­че­ние во вто­ром ты­ся­че­ле­тии. Её осно­ва  — ры­ноч­ные от­но­шения. Тем более не признаваема и замалчивается главная форма эксплуатации людей всего мира как потребителей и как граждан с помощью финансовых, валютных, монетарных и иных форм отношений.

Эксплуатация производителей возникла на основе собственности. В таком случае конкретные люди работают на других конкретных людей. Не трудно объяснить неэкономическую эксплуатацию рабов. И её не надо замалчивать, поскольку она широко распространена в современном обществе.  Трудней объяснить экономическую эксплуатацию. Она возникла в форме эксплуатации арендатора земли как главного ресурса в аграрной экономике. Более сложной формой является эксплуатация наемных работников. Она происходит по законам рынка.

Развитие рыночных отношений привело к возникновению денег, денежных отношений и, тем самым, к формированию торговли. Это изменило отражение труда в качестве основного фактора пропорций обмена товарами: вместо стоимости труд стал проявляться в цене. Стоимость товара превратилась в цену товара.  Цена  —  не стоимость товара, а его превращенная форма.  Однако консерватизм терминологии и т.п. привел к сохранению прежнего имени для названия новых типов рыночных отношений. В результате непрекращающаяся полемика о сути стоимости, цены. И надо знать конечную ее причину. Она состоит в том, что учение о стоимости воспринимают как основу эксплуатации. «Трудовая теория стоимости» — исходный пункт для объяснения прибыли как неоплаченного труда работников и проявление эксплуатации. В таком случае   объяснение эксплуатации  — цель, а другие категории   —  средства.

Эксплуатация─˃ труд ─˃  прибыль ─˃   стоимость

Этот подход следует признать истинным. Но следует учесть его критику оппонентами и уточнить его трактовку, в т. ч. используемые понятия. История экономической мысли показывает такое направление.

 Злободневной проблемой экономической науки остается понятие стоимости и даже возрастает противостояние   концепций по этой проблеме.  И следует заранее признать тот факт, что причина полемики  —  идеология. Стоимость сама по себе не проблематична, а проблематичны выводы из нее. Для оппонентов стоимость или отрицает, или скрывает эксплуатацию человека человеком в условиях рынка. Те, кому выгодна эксплуатация, нанимают легион исследователей, которые отрицают данный факт. Другим людям, с которых «дерут три шкуры», не остается ничего иного, как защищать право на кусок хлеба в борьбе с идеологией эксплуатации. А для этого нужно объяснить обществу сущность эксплуатации и то, как происходит эксплуатация свободного труда, а сейчас и любого потребителя, гражданина. И без истинного объяснения стоимости этого не достигнуть.

Сегодня эксплуатируют не только тех, кто живет продажей рабочей силы, но и тех, кто вступает в рыночные отношения. Если человек занят натуральным хозяйством, то платит налоги, которые оказываются средством «обслуживания государственного долга».

 И вся полемика о стоимости идет только по этой причине  —  желание одних отвергнуть эксплуатацию производителей, а других  —  доказать ее. Но не сводится к этому объяснение экономической эксплуатации. Надо объяснить и наиболее распространенную на сегодня главную ее форму  — эксплуатацию потребителей через диспаритет цен и финансовую эксплуатацию граждан. А это требует иного объяснения рынка.

В ХХ веке главной стала ценовая эксплуатация. Ей подвержены, прежде всего, покупатели, т.е. те, кто вступает в торговые отношения с другими. В конце ХХ века зловещие формы приобретает финансовая, налоговая, инфляционная, монетарная, долговая эксплуатация всех граждан.

Ценовая эксплуатация возникает не только по отношению к производителям, но и к покупателям.  Эксплуатация потребителей происходит посредством ценообразования.  О ее существовании говорили многие исследователи [см. 33, т.25, Ч.2, с.145 и др.]. 

Монополистическое ценообразование, проявляющееся в диспаритете цен, ведет к эксплуатации ТНК народов всего мира, занятых не только на их предприятиях, но и всего аутсайдерского капитала, предпринимательства. Эксплуатация немонополистического бизнеса проявляется в несопоставим уровне их рентабельности по сравнению с ТНК. В печати встречается выражение самоэксплуатация и даже сверхэксплуатация для объяснения судьбы предпринимателей (ремесленников, фермеров, торговцев и т.п. форм малого бизнеса). Являясь частными собственниками, они не только не получают прибыли на вложенный капитал, но их трудовой доход меньше трудового дохода пролетариев (работников наемного труда). Это результат  их эксплуатации  монополиями

Фискальная  — посредством налогов. Государство собирает налоги и за их счет обеспечивает общественные нужды страны, в которых заинтересованы его граждане. За этот же счет оно оплачивает и полученные кредиты  — государственный долг. В результате возникает «налоговое бремя» на население. В таком случае государство становится посредником при эксплуатации народа главным образом иностранным капиталом.

Валютная эксплуатация проявляется посредством курса валют, отличающегося от покупательной способности валют. Обычно это показывают так. Определим то, что можно купить за доллар в США, а потом купим за этот доллар евро и определим сколько за него можно купить во Франции этого же товара и т.д.  Так, ко­ли­че­ство то­ва­ров, ко­то­рое мож­но ку­пить на один дол­лар в США и на дол­лар, кон­вер­ти­ру­емый в на­цио­на­ль­ную ва­люту: в Япо­нии и Шве­ции  — бо­ль­ше еди­ни­цы, в раз­ви­тых стра­нах  — рав­но еди­ни­це (ва­лют­ный па­ри­тет), в сла­бых стра­нах  — ме­нь­ше еди­ницы. США по­лу­ча­ет от это­го 30-40% НД.

   Монетарная – население нашей страны хранит 100 млрд. американских долларов как резервы, тем самым передав эти ресурсы тем, кто печатал доллары. Инфляция постепенно их уничтожает.

Инфляция – обесценение бумажных символов денег. В ХХ веке она стала законом рынка и формой эксплуатации народа.  Эту ее природу акцентировали многие авторитеты общества. Для понимания этой ее природы необходимо досконально ее изучить. Здесь отметим только ряд аспектов. Богатство олигархов существует в форме неподверженных инфляции активов. Даже их денежные средства хранятся на условиях, которые практически не подвержены инфляционному обесценению. Денежные накопления являются нормой народа, и их, прежде всего, обесценивает инфляция. В последние несколько лет инфляция рубля уничтожила сотни миллиардов долларов населения страны. Эти ресурсы не пропали. Они, так или иначе, попали в руки олигархов.