А.Г. Войтов: Проблема трактовки собственности

Первая цель данного материала – осмыслить собственность как атрибут современного общества. Эмпирическое её постижение, как и доктринальное ее познание недостаточны, нужно теоретическое её понимание.  Вне этого не обеспечить социализации общества и не разработать идеологию эффективного преодоления катастрофы безыдейности народа (идейной его инфантильности). Вторая – с помощью объяснения собственности аргументировать значение диалектического мышления как «лучшего орудия труда и острейшего оружия» по Ф Энгельсу и главную проблему социализации – теоретизацию общественных наук на основе когнитивного потенциала диалектической логики. Объяснение собственности демонстрирует эвристический её потенциал как метода «Капитала» и канона теоретизации наук. Данный материал – редакционно уточненное   и дополненное начало главы авторской версии политэкономии «Хозяйство, экономика, рынок» [- М, 2019]. Содержательнее проблема изложена в кейсе автора для магистров «Собственность» [- М, 2014 г.]   

 А Г Войтов

Проблемы современного общества не понять без учета важнейшего его атрибута –угнетения, порабощения и эксплуатации народа горсткой людей. Данный факт игнорирует и отрицает господствующая идеология.

                  ┌─ эксплуатация

            ┌─┴─ порабощение

      ┌─┴─── угнетение

. Угнетение одних особей ввиду доминирования других существует в совместной жизни животных (стая → стадо → сообщества) и присуще обществу людей. На его основе возникло и сохраняется по настоящее время порабощение людей (Осознайте факт – сегодня рабов в мире больше чем, когда бы то ни было ранее). Возникновение меновых и затем рыночных отношений породило эксплуатацию свободных людей. Основой угнетения, порабощения, эксплуатации современных людей является пролетаризация непосредственных производителей в виду экспроприации их средств производства и господства частной собственности как высшей формы отчуждения ресурсов. Данную мысль формализовано запишем рядом:

Отчуждение →собственность → экспроприация → пролетаризация → эксплуатация

Её адекватное осмысление возможно только на основе овладения эвристическим (когнитивным) потенциалом диалектической логики и теоретической науки, которые требуют системного объяснения феноменов, лонгридного атрибута их объяснения и монографий каждой из них. Все это в полной мере понятно только тем, кто овладеет когнитивным потенциалом диалектической логики. Нет возможности все это здесь объяснить, напомним только, в целом, непонятые марксистами категории диалектического мышления, введенные Марксом, – превращенные и превратные формы объектов. В кумулятивном (но не в историческом) ряду каждое последующее слово называет превращенную форму объекта. Превращенная форма объекта преемственна с предыдущими его формами и обладает спецификой.  А превратными (иррациональными) называют такие формы объектов, которые не сохраняют преемственности с предыдущими и фактически ими не являющимися.

Фундаментальной основой современного общества является частная собственность на средства производства, как наиболее развитая форма отчуждения людей. На их основе рынок порождает экспроприацию непосредственных производителей и превращает их в пролетариев, тем самым обеспечивая их эксплуатацию.

Собственность – фундаментальная основа общества. Её понимание актуально для всех людей. Имеется много научных работ о собственности – эмпирических описаний, доктринальных концепций, юридических документов и т.п. Они создают разброд сознания людей по ее поводу и   препятствуют отстаиванию народом его интересов и вообще общественному прогрессу. Преодоление сложившегося положения с трактовкой собственности возможно только на основе адекватного понимания науки как социального явления, ее главного тренда и соответственно самой древней исторической ее проблемы – теоретизации в соответствии с философским ее проектом древнегреческих философов.

Теоретизация объяснения собственности требует выявления и систематики сущностных ее свойств.  Такой подход просматривается в рукописи Маркса 1844 года и в ряде других его работ, но не получил адекватного анализа не только марксистами. Все это должно стать объектом монографического исследования собственности. Здесь ограничимся некоторыми его аспектами.

В западной экономической науке (ЭН) собственность не объясняют, ограничиваясь некоторыми ее аспектами. Этот факт констатировал К. Маркс.  В отечественной ЭН ее объясняют доктринально, не теоретически, а поэтому не адекватно потребностям современности. Только теоретизация ЭН дает общее решение проблемы с тем, чтобы не спотыкаться на частностях (парафраз мысли В И Ленина). Это – функция общеэкономической науки (политэкономии). Но ее обеспечить можно только с помощью сущностного (эссенциалистского) объяснения общества на основе эвристического (когнитивного) потенциала диалектической логики как важнейшей функции классической философии. Гипотеза такого подхода представлена ниже. В материале объясняется собственность как важнейшая форма материальных отношений людей и ядро производственных отношений, её место в системе правовых отношений, а также ее формы. Другие её аспекты объяснены в названной выше работе.

  1. Материальные отношения и собственность

  Современное хозяйство многоукладно – представляет систему форм материальных отношений людей. Только теоретическое их понимание может быть средством прогрессивного развития общества. Этому мешает накопленная традиция (догматизм) трактовки предмета   политэкономии на основе введенного К. Марксом понятия «производственные отношения».

К. Маркс ввел в ЭН категорию «производственные отношения» или «отношения производства» [1.Т.46, Ч.1, с 51]. Его терминологическая новация отброшена сторонниками экономикс. Тем не менее, она превалирует в трудах отечественных исследователей. В связи с этим важно осмыслить то, что подразумевал К. Маркс под выражением «производственные отношения». В целом, эта проблема не осознана экономической наукой. В то же время еще в XIX веке последователи К. Маркса обращали на неё внимание, например, Г. Плеханов писал о том, что Маркс так называл «отношения собственности» [2, с. 158]. На основе его положений    многие современные авторы трактуют производственные отношения как единство организационно-экономических и социально-экономических отношений (собственности). Существует сведение производственных отношений к технологическим отношениям в процессе производства.  Представители данного смысла категории не считали производственными отношениями общение людей вне сферы производства (например, педагогов и студентов).

За­пад­ная на­ука не от­ка­за­лась пол­нос­тью от признания это­го ти­па от­но­ше­ний. На­при­мер, Хай­ман рас­сма­три­вал про­из­водс­твен­ные от­но­ше­ния   как тех­но­ло­ги­че­ские. Они опре­де­ля­ют­ся тех­ни­кой, фи­зи­че­ски­ми и ин­тел­лек­ту­аль­ны­ми воз­мож­но­стя­ми пер­со­на­ла [см.: 3, Т.1, с.198].

  Категория «производственных отношений» важна для теоретической трактовки хозяйства, но надо понять ее сущность и место в общественной практике. К. Маркс по­ло­жил эту категорию в осно­ву по­ли­тэ­ко­но­мии. Марксисты считали эту категорию универсальной для названия материальных отношений в обществе.  Следует спе­ци­аль­но осмыс­лить сущ­ность производственных отношений и их спе­ци­фи­ку по срав­не­нию с пред­шес­твующими формами отношений.

К. Маркс называл производственными, прежде всего, имущественные отношения между людьми.  Они сводятся к системе правовых отношений людей по поводу материальных ресурсов на данном этапе общественного развития. Примитивизм обычной интерпретации этого понятия К. Маркса его последователями свидетельствует о подмене понятий. Создается впечатление о том, что «великий вклад Маркса» в экономическую науку сводится к введению синонима словосочетанию «экономические отношения». У К. Маркса имеются высказывания, сводящие производственные отношения к экономическим отношениям, но не они главные.   Категория «производственные отношения» не сводится только к имущественным отношениям.  В ней следует видеть два аспекта  — фактические (технологические и т.п.) и правовые отношения людей в условиях индустриальной экономики   и вообще все регулятивы отношений, в т. ч. нравы.  Это особенно важно при сравнении современных форм материальных отношений людей. Более того правовые отношения не сводятся только к собственности, которая является наиболее развитой их формой. Необходима систематика регулятивов отношений людей.

     Производственные отношения        ┌───┴────┐  технологические  ® правовые  в производстве     (имущественные,  (фактические)       юридические)

У К. Мар­кса имеются разные опре­де­ле­ния про­из­водс­твен­ных от­но­ше­ний.  Обычно он так называл материальные отношения между людьми, т.е. отношения присвоения и использования материальных благ. В целом, его концепцию схематично покажем следующим образом.

Дви­жу­щи­ми си­ла­ми яв­ля­ют­ся не то­ль­ко лю­ди и ве­ще­ствен­ные фак­то­ры тру­да. К ним от­но­сит­ся и спо­соб ор­га­ни­за­ции лю­дей в об­щес­тве, спо­со­бы их вза­имо­от­но­ше­ний по по­во­ду благ и их регулятивы. В свя­зи с этим гипотеза трактовки основ­ных форм ма­те­ри­аль­ные от­но­ше­ния лю­дей по по­во­ду благ.

                 Отношения

              ┌───┴───┐

Просто  → материальные

                         ┌───┴───┐

          Просто  → хозяйственные

                                     ┌───┴───┐

                   Просто→ экономические (имущественные)

                                               ┌───┴───┐

                               Просто     →   Меновые  (владение)

                                                          ┌───┴───┐

                                 Дарообмен →  рыночные (собственность)

                                                                     ┌───┴───┐

                                                   Просто  → пострыночные (НОО)

Производственными отношениями обычно называют все материальные отношения. На самом же деле это лишь одна форма отношений людей.

                                     ┌─  Не­по­средс­твен­но-об­щес­твен­ные  (НОО)

                               ┌─┴─  Про­из­водс­твен­ные 

                            ┌┴───   Ры­ноч­ные (то­вар­ные)       

                   ┌──┴────   Эко­но­ми­че­ские         

             ┌─┴───────   Иму­ще­ствен­ные  

        ┌─┴─────────   Хо­зяйс­твен­ные            

  ──┴───────────   Ма­те­ри­аль­ные       

МАТЕРИАЛЬНЫЕ (вещ­ные) ОТНОШЕНИЯ  — са­мые про­стые от­но­ше­ния по по­во­ду использования благ. Одновременно эта категория называет самое общее свойство других форм отношений, т.е. является началом движения от абстрактного к конкретному.  Они су­ще­ству­ют в жи­вот­ном ми­ре и со­став­ля­ют ба­зу от­но­ше­ний лю­дей по по­во­ду благ. Ма­те­ри­аль­ные об­ще­ния жи­вот­ных яв­ля­ют­ся осно­вой воз­ни­кно­ве­ния ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний лю­дей. Эти от­но­ше­ния все бо­лее при­об­ре­та­ют опре­де­ля­ющий ха­рактер. «Эти ма­те­ри­аль­ные от­но­ше­ния суть лишь не­об­хо­ди­мые фор­мы, в ко­то­рых осу­ще­ствля­ет­ся их ма­те­ри­аль­ная и ин­ди­ви­ду­аль­ная де­яте­ль­ность» [1, Т.27, с.403].    Ма­те­ри­аль­ные от­но­ше­ния яв­ля­ют­ся объ­ек­том эко­но­ми­че­ских на­ук. В про­стом слу­чае та­кие от­но­ше­ния являются естественными и су­ще­ству­ют по по­во­ду сво­бод­ных благ, например, при загорании или бесплатном сбо­ре гри­бов и т.п. В та­ком слу­чае нет при­свое­ния, а потребление со­впа­да­ет с использованием.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ  — пре­вра­щен­ная фор­ма ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний. Их воз­ни­кно­ве­ние про­ис­хо­дит по ме­ре обособления функции распорядительства при вы­де­ле­нии ли­де­ров, ко­то­рые ре­ша­ют основ­ные во­про­сы со­вмест­ной жизни: что и ско­ль­ко де­лать, ко­му и на ка­ких усло­ви­ях пе­ре­да­вать про­дук­ты тру­да. Эти от­но­ше­ния воз­ни­ка­ют вмес­те с обществом меж­ду простыми лю­дь­ми и те­ми, кто ре­ша­ет эти во­про­сы.

Хо­зя­ин ®  гос­по­дин® гос­по­дарь® го­су­дарь. 

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ  — бо­лее раз­ви­тая фор­ма от­но­ше­ний. Для них ха­рак­тер­но опе­ре­жа­ющее при­свое­ние благ при­ро­ды в ка­че­стве усло­вия по­ль­зо­ва­ния ими. Иму­ще­ствен­ные от­но­ше­ния воз­ни­ка­ют прежде всего по по­во­ду про­дук­тов тру­да. Они воз­ни­кли в древ­но­сти в усло­ви­ях на­ту­ра­ль­ной эко­но­ми­ки при хозяйственном обособлении семей на основе дарственных меновых отношений. (Проблема дарообмена как предтечи рынка практически не известна современным экономистам, а поэтому требует специального объяснения).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ —  пре­вра­щен­ная фор­ма имущественных от­но­ше­ний. Они воз­ни­ка­ют на осно­ве становления до­машних, хра­мо­вых, двор­цо­вых, ра­бо­вла­де­ль­че­ских и т.п. ­хо­зяйств Их пер­во­на­ча­ль­ное зна­че­ние огра­ни­чи­ва­лось рас­пре­де­ли­те­ль­ны­ми от­но­ше­ни­ями  — опре­де­ле­нием ко­му принадлежат те или иные ресурсы и кому пе­ре­да­вать тот или иной про­дукт тру­да. В це­лом, эко­но­ми­че­ски­ми от­но­ше­ни­ями бы­ла сис­те­ма рас­пре­де­ли­те­ль­ных от­но­ше­ний в до­мо­хо­зяйс­твах и между ними. По ме­ре раз­ви­тия меновых, прежде всего, ры­ноч­ных от­но­ше­ний, со­де­ржа­ние эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний рас­ши­ри­лось. Ими ста­ли на­зы­вать фак­ти­че­ски все фор­мы ры­ноч­ных от­но­ше­ний. В та­ком слу­чае эти от­но­ше­ния при­ни­ма­ют фор­му от­но­ше­ний по по­во­ду то­ва­ров. Глав­ной фор­мой рас­пре­де­ле­ния ока­зы­ва­ет­ся вме­не­ние ин­те­ре­сов субъ­ек­тов в це­ны то­варов.      Име­ют­ся раз­ные зна­че­ния тер­ми­на «эко­но­ми­че­ские от­но­ше­ния». В од­ном слу­чае они яв­ля­ют­ся си­но­ни­мом «ры­ноч­ных от­но­ше­ний, а в дру­гом слу­чае тер­ми­ном на­зы­ва­ют бо­лее об­щее яв­ле­ние  — все эко­но­ми­че­ские от­но­ше­ния, в том чис­ле и на­ту­ра­льные.      В современном рыночном хозяйстве экономические отношения существуют по поводу встроенных стабилизаторов и др.

РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ  — бо­лее раз­ви­тая фор­ма от­но­ше­ний, ког­да  рынок рас­пре­де­ляет про­дук­ты тру­да. Они многообразны: товарные, денежные, финансовые, кредитные и т.п. Их основой является владение ресурсами.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ  — пре­вра­щен­ная фор­ма хо­зяйс­твен­ных, эко­но­ми­че­ских, ры­ноч­ных от­но­ше­ний. Их условием следует считать производящую экономику и существование государства. Их ядром следует считать собственность на ресурсы, возникшую с появлением государства.  Они воз­ни­ка­ют на осно­ве рыночных отношений в свя­зи с при­об­ре­те­ни­ем про­из­водс­твом ре­ша­юще­го зна­че­ния в эко­но­ми­ке. Ина­че говоря, их воз­ни­кно­ве­ние про­яв­ля­ет дейс­твие эко­но­ми­че­ско­го за­ко­на ПРИМАТА ПРОИЗВОДСТВА. Ког­да про­из­водс­тво ста­но­вит­ся основ­ной сфе­рой жиз­ни и определяет правовые, юридические отношения людей. В таком случае производство бо­лее вы­год­но по срав­не­нию со все­ми дру­ги­ми фор­ма­ми тру­да. Такие рыночные отношения мож­но на­звать про­из­водс­твен­ны­ми.   

  НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ  — фор­ма ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний, ко­то­рая все бо­лее про­яв­ля­ет­ся по мере социализации общества. Их мес­то  — пострынок, внут­рен­ние фор­мы рын­ка (мик­ро­мар­кет, например, внут­ри­фир­мен­ный ры­нок). К ним от­носится потребление об­щес­твен­ных благ (скажем, пособия бомжам США), но­вые ти­пы от­но­ше­ний, в част­но­сти пред­при­ни­ма­те­льс­кий па­тер­на­лизм, пред­при­ни­ма­те­льс­кие се­ти. По­след­ние стро­ят­ся не то­ль­ко на осно­ве эко­но­ми­че­ских (де­неж­ных, ры­ноч­ных и т.п.) от­но­ше­ний. Для них не всег­да при­быль яв­ля­ет­ся глав­ным фак­то­ром. Их целью часто становится подде­ржа­ние ста­би­ль­ных хозяйственных от­но­ше­ний.

  • Сущность собственности

Следует различать три формы трактовки сущности любого объекта, в т. ч. собственности, – указание одного, специфического свойства объекта, его родового  и видового свойства, множества его свойств на основе кумулятивного ряда форм объекта. В первом случае констатируют легальность (законность) собственности, во втором случае легальность имущественных отношений, а в третьем случае множество ее свойств на основе теоретического ее объяснения. При этом все это относительно и может быть уточнено.

Собственности нет в природе и у животных. Её не было до возникновения государства, т. е. семь тысяч лет назад. Эту мысль высказывал Ф. Лассаль. Сегодня она — ядро (основа) производственных отношений, но не единственная форма отношений людей по поводу ресурсов. Поэтому, прежде всего, следует уяснить ее сущность, т. е. ответить на вопрос «Что такое собственность?». Ответ на основе кумулятивного ряда форм отношений людей по поводу ресурсов жизни и их дихотомной модели Порфирия:

  отношения (естественные)  → отчуждение (обладание) →  присвоение (достояние) →  владение (имущество) → собственность

       Общение людей

     ┌──┴──┐

  Просто → отношения

           (материальные)

        ┌──┴──┐

Естественные → на основе отчуждения

Безграничные     ограниченные

                       ┌──┴──┐

         Обладание →  присвоение

                               ┌──┴──┐

                   Народом  → индивидами

                  Достояние    владение

                                   ┌──┴──┐

                        Имущество → собственность

При теоретическом объяснении собственности н основе движения от простого к сложному и от абстрактного к конкретному исходным его свойством полагаем то, что она – материальные отношения людей, форма общения и соотнесения.

Соотнесение → общение → отношение → собственность

Соотнесение – категория философской онтологии. В простом виде соотнесение существует в неживой природе – соотносятся элементы природного мира. В живой природе возникает превращенная форма соотнесений – общение. Маркс неоднократно его использовал при формировании собственного миропонимания. Постулируем трактовку   общения людей как более общего явления по сравнению с их отношениями.  Общение является атрибутом жизни животных и общества и главным фактором его прогресса. Данный факт осмыслен давно, но теоретически не объяснен и не занял достойного места в прогрессивной идеологии общества.  А поэтому важно осмыслить его сущность, формы, их последовательность и т.п.  И здесь без гипотез не обойтись.  Общение состоит из половых, духовных и материальных форм, а может быть каких-либо еще иных. Каждое из них имеет значение и требует специального объяснения. (Маркс о духовном общении, см. 1. Т 3. С. 590). Здесь сосредотачиваем внимание только на материальных (вещных) формах общения, называемых отношениями.  «Эти материальные отношения суть лишь необходимые формы, в которых осуществляется их (людей) материальная и индивидуальная деятельность» [1. Т. 27. С. 403].

Отношение – способ общения по поводу прежде всего материальных ресурсов. Специфика общества – отношения между людьми. Она имеет определяющее для него значение как основа прогресса общества. А поэтому общественные науки объясняют разные его аспекты. Основополагающим отношением между людьми является собственность. Современная наука не теоретически объясняет ее, что выгодно ретроградным силам общества и препятствует защите народом его интересов.

Итак, первое сущностное свойство собственности (самое абстрактное его свойство) – отношения людей по поводу ресурсов. Второе его свойство – регулятивная функция собственности.  В связи с этим актуально осмыслить регулятивы общества. К сожалению современные исследователи игнорируют в целом эту проблему. В науке сверх редко встречаются идеи о них и тем более нет системного их объяснения. Гипотезу системной их трактовки показывает график развития:

               ┌─ законы

         ┌─┴─ права

   ┌─┴─── нравы

В сообществах животных возникают предтечи нравов, а общество без них невозможно.  На основе нравов существует отчуждение и обладание, а затем возникает присвоение и владение,  собственность как более развитые формы регулятивов.

  1. Первая форма отношений – естественные по поводу свободных благ. Естественные отношения по поводу ничейных (свободных) благ – исходная и простейшая форма материальных отношений. Эти блага    не продукты труда. Ничейные блага — норма жизни животных. Они существуют и в обществе людей. Они безграничны и каждый человек потребляет их в меру наличия (тепло солнца различно в разных местах земли или воздух на разных высотах горы) и вне регуляции. Так люди ассимилируют воздух, ветер, лучи, тепло и свет солнца, пользуются океаном, водой туч, космосом, Антарктидой. Каждый индивид пользуется ими без присвоения и без ограничения возможности других пользоваться ими.
  2. Отчуждение и обладание возникают у животных в форме насильственного удержания ресурсов. Они были у гоминид и присущи людям по настоящее время в форме нравов, насилия, мошенничества и т.п. Отчуждение проявляется в простом виде в обладании ресурсами. Отчуждение не обязательно предполагает присвоение, например, места в общественном транспорте. Эта категория известна давно, но ее фактически не используют и тем самым обедняют понимание системы форм отношений людей, в том числе практики жизни.  Маркс использовал данное понятие в своих трудах и указывал на предшественников. Обладание – исторически исходная и сегодня базовая форма отчуждения. Таковым, например, можно считать использование мест для сидения в общественном транспорте. Человек занимает свободное место и тем самым обладает им, отчуждая временно его от других пассажиров. К отчуждению можно отнести и грабеж, мошенничество и т.п.  Оно возникает на основе нравственности и сохраняется на основе правовых и юридических отношений в качестве обособленного феномена жизни.   Развитие отчуждения порождает другие ее формы и высшей ее формой становится частная собственность.
  3. Присвоение – более развитая форма отчуждения. Оно происходит на основе установленных в обществе нравов и прав.  Первой формой присвоения является   достояние — совместное присвоение ресурсов людьми. Его предтечей считаем территориальные рефлексы животных, отстаивающих место своего обитания от сородичей. Народы присваивают территорию   своего обитания в качестве средства к жизни. Основанием присвоения является кровь, которую пролил народ для отстаивания их от притязаний других. Присвоение предшествует потреблению.

Достояние

        ┌───────┼────────┐

Членов семьи – общины – народа

Достояние народа – территория (земля) и акватория (вода) страны, воздушное пространство, недра, флора, фауна. Данные ресурсы не продукт труда и не собственность правительства.

4. Имущество (владение) — продукты труда, являющиеся ценностями и присвоенные индивидами на основе обычаев, прав. Такой тип присвоения иногда называют римским, обычным (неписаным), естественным правом. Оно – главная форма богатства народа.

5. Собственность — имущество, присвоенное субъектами по закону, на основе юридических актов, легально (имеется документ), и зарегистрировано в реестрах органов власти. За неё платят налоги и государство защищает ее. Это показывает принадлежность вещи субъекту, т.е. его отношения с другими людьми по поводу вещей. Она — высшая форма присвоения материальных благ, имущественных отношений, юридическое проявление наиболее развитых форм материальных отношений. Она не отрицает своих предшественников

                        ┌─  собственность

                  ┌─┴─  владение (имущество)

            ┌─┴───  присвоение (достояние)

      ┌─┴─────  обладание

┌─┴───────  естественные

Названные формы материальных отношений сосуществуют и все люди вступают в них в повседневной жизни. Собственность – определяющий тип отношений. В то же время следует иметь в виду то, что собственностью обычно называют все формы обладания и присвоения ресурсов.  Названные типы материальных отношений необходимо исследовать монографически, обобщить имеющиеся мысли о них и т.д. Ограничимся пояснением трактовки отчуждения (см. приложение).

  • Система форм собственности

Собственность рассматривают на основе многих подходов. Прежде всего, по субъекту обладания (кому принадлежит). Различают два подхода. Первый подход.

                                     Собственность

       ┌─────────────┼─────────────┐

     Граждан         ®    Совместная        ®      Публичная

   ┌──┼──┐            ┌───┼─────┐         ┌───┼────┐

Лич- Инди- Част-  Семей- Общест-  Коллек-  Мест- Реги-    Госу-

ная  виду-    ная     ная        венных    тивная      ная   ональ-  дарст-

      альная                           органов                              ная    

Собственность граждан (домохозяйств) имеет для них различное значение, а поэтому ее и называют по-разному.

       Личная  — предметы потребления.

       Индивидуальная — средства производства как основа трудового дохода.

       Частная  — средства производства,  обеспечивающие получение нетрудового дохода.

Легковой автомобиль может быть объектом разных форм собственности граждан. Если гражданин использует его как предмет потребления, то это будет его личная собственность. Если он его использует для заработка средств, например, как такси, то это будет его индивидуальная собственность. При сдаче автомобиля в аренду и получении ренты автомобиль оказывается объектом частной собственности, предпринимательства. Личной собственностью человек одновременно владеет, пользуется и распоряжается.

Атрибутом   частной собственности является получение нетрудового дохода на основе   присвоения ресурса.

Второй подход. Все имущество граждан называют частной собственностью и выделяют ее формы:

— частную и государственную (общественную);

— частную, общую, государственную.

Она предполагает частное присвоение и отрицает право совместного пользования имуществом. К ней относят не только индивидуальные фирмы, но и имущество партнерств и корпораций.

Формы частной собственности – индивидуальная, групповая (нескольких) коллективная (многих) акционерная

Версии трактовки форм собственности:

              Собственность

                     ┌──┴──┐

индивидуальная → совместная

                              ┌──┴──┐

                     Долевая   →   общая

    (акционерная и т.п.) ┌──┴──┐

                            Семейная   →   общественная

                                                ┌──┴──┐

                       Муниципальная → государственная                     01.12.2020

  ПРИЛОЖЕНИЕ

Для понимания собственности актуально осмыслить обособленно понятие «отчуждение» с учетом мыслей предшественников и т.п.  Оно не должно загромождать теоретический текст – усложнять его композицию, а поэтому его выносим за его пределы в форме прикладного его основания.  Теоретический текст должен был строгим, а полемическое обсуждение многословно потому, что актуально показывать разные аспекты проблемы. В таком случае обосновано многословие – «потоптаться на месте», что физиологически показывал 60 лет назад профессор МГУ Ф.Я. Полянский …..

ОТЧУЖДЕНИЕ И САМООТЧУЖДЕНИЕ (ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ)

Слово «отчуждение» и сегодня неопределенно. Ему не придают должного значения. Его смысл может быть установлен только при объяснении сущности собственности.  Маркс строго увязывал трактовку смыслов отчуждения и частной собственности, но его подход не породил теоретизацию объяснения собственности вообще [см. 1, т. 42, с.41-174].  Он констатировал игнорирование политэкономией объяснения собственности, что имеет место и сегодня. Точнее, это привело к отказу от политэкономии по Марсу и Энгельсу с тем, чтобы противостоять социализации общества.

В марксистском идейном наследии имеются эти слова, особенно в юношеских произведениях Маркса. Маркс не ввел их – их активно использовали многие его современники. Они проявляют интерес многих исследователей того периода времени к данным аспектам жизни общества при объяснении религии, юриспруденции, хозяйства.  Господство доктринальной науки в то время объясняет многообразие смыслов данных слов у авторов и их неопределенность.  Прошедшее с тех пор время не привело к решению проблемы. Главная проблема современности   – теоретизация наук требует специального обсуждения их смыслов, их систематики как фундаментальных основ теоретического объяснения современного общества.

При изучении    отчуждения надо четко понимать смыслы следующих слов обозначение → вербализация → терминация →категоризация. Идея может быть обозначена не обязательно словом. Вербализация – название ее словом. Но это обыденный рассудок и человек может придать любой смысл используемому им слову. Терминация предполагает строгое установление смысла слова, а категоризация –   детерминация смысла слова теорией. Слово «отчуждение» не стало категорией – не имеет строго детерминированного смысла. Им обозначают не понятие как элемент теории, а представления разных доктрин. Теоретизация ЭН требует категоризации данного слова на основе системного представления о нем. Это естественно не будет воспринято доктринерами, но это их проблемы.  Данное слово надо сделать важнейшей категорией теоретического понимания хозяйства, а поэтому актуально исследовать его. Естественно, что авторские гипотезы относительны и необходимо их обсуждение.

   Слово «отчуждение» возникло до Маркса. Во время Маркса его использовали часто не только в юриспруденции, но и в теологии и при объяснении хозяйства. Аналогично использовал его и Маркс, но главным для него стал его анализ применительно к объяснению хозяйства. Это слово не актуально в обыденной жизни при объяснении конкретных фактов реальности, но без него невозможно теоретическое, системное объяснение хозяйства.  Теоретическая его сущность может быть объяснена на основе кумулятивного ряда

отношения → отчуждение → экспроприация → пролетаризация → эксплуатация → эмансипация → социализация.

Становление миропонимания Маркса предполагало освоение им языка и поиск им слов для выражения мысли. Данный факт достаточно содержательно показан исследователями. Такая природа текста вполне закономерна для любого начинающего исследователя.   Для его понимания надо читать не только текст его работы, но и комментарии издателей и многое другое. В тексте присутствуют как неоправдавшиеся идеи, так и прозрения.  Имеют значение и другие факты, прежде всего то, что Маркс закончил юридический факультет, что проявляет овладение лексическим крючкотворством при объяснении обыденных явлений и другими средствами аргументации, а также то, что он начал свою профессиональную деятельность журналистом и был склонен писать популистски, публицистически….

Из неоправдавшихся идей текста Маркса назову название производством изготовления гнезд животными [см. 1, 42, с. 43]. Если признать обоснованным данный смысл слова, то тогда червяка можно назвать человеком в виду определенной общности данных форм жизни.  Производством обычно называют деятельность, возникшую вместе с земледелием 10-20 тысяч лет назад (производящее хозяйство). Не любая деятельность людей является производством.  При этом по умолчанию подразумевают материальное производство – изготовление в качестве продуктов труда материальных благ (вещей, предметов), а не услуг. Сейчас экономикс навязывает название производством и услуги. Это идеологически выгодно его адептам, но усугубляет теоретизацию ЭН и её доступность народу. Конвенциональность слов   закономерна, но требует определенности трактовка их смыслов. Надо противостоять часто возникающему эффекту – называть именем более развитой формы объекта его предшественников

Маркс использовал слова «самоотчуждение» и «отчуждение». Первое из них практически не известно в политэкономии, а второму не придано адекватное значение. Если попытаться осмыслить все это и пойти далее, то возможна следующая гипотеза. Маркс взял эти слова предшественников и применил их к объяснению хозяйства. Первое из них неудачно и   порой заменяется им словом «опредмечивание». Что называют в таком случае или каков смысл данного слова? В связи с этим осмыслите используемое Марксом слово  «опредмечивание»

Объективация → опредмечивание → самоотчуждение

Обособим предметы природы и продукты труда (артефакты). Последние всегда отличаются от первых потому, что созданы людьми. Они объективируют духовные потенции людей в свойствах их продуктов труда – понимание ими их потребностей, интересов, целей, их способности и т.п. В продуктах труда производители опредмечивают свои духовные и физические свойства. На основе продукта труда как артефакта (поинтересуйтесь смыслом данного слова в археологии) всегда можно определить духовные и физические признаки (атрибуты) его производителя – его идеи, способности и т.п. Производитель отчуждает или опредмечивает свои признаки в продукте его труда. И это так даже в самой простой форме труда – когда человек делает продукт для себя. Это – атрибут общества. То же самое имеет место и в случае изготовления продукта труда для других на условиях альтруизма – для детей, стариков, родственников и посторонних в качества дара и при производстве продукта труда как товара в условиях простого товарного производства (ПТП) – крестьянина, ремесленника и т.п. При этом предполагаем идеальный тип ПТП – производитель свободен, равноправен, получает полную стоимость товара, нет угнетения, несправедливости и т.п. Данный факт можно назвать словом «самоотчуждение» по аналогии с религией, но адекватнее назвать его словом «опредмечивание». И такое лексическое предпочтение актуально для понимания того, что возникает на основе опредмечивания и что является главным в тексте Маркса – отчуждение. Отчуждение – не естественное и не стихийное экономическое явление, а антигуманное насилие над народом. И данный факт надо четко обозначить с тем, чтобы не путать его с первым фактом, обособить от него.

Самоотчуждение как опредмечивание – объективный феномен, не являющийся сам по себе негативным для производителя. Совсем иная природа отчуждения, возникающего не по воле производителя и направленная против его интересов. Поэтому их надо различать и средством для этого следует считать название их не паронимами, а разными словами. В связи с этим вместо самоотчуждения называем его опредмечиванием, как это имеет место у Маркса. 

Опредмечивание человеческой сущности [см. 1, т. 42, с. 33] в продуктах его труда делает их важными для него, но создает потенцию господства продуктов труда над их производителями. Разделение труда, возникновение нравственных и правовых регулятивов общества, меновых и тем более рыночных отношений приводит к господству продуктов труда над самим производителем, делает их более важными чем сам производитель, порождает отделение его от средств производства   – экспроприацию и пролетаризацию и в конечном счете эксплуатацию. Это Маркс акцентирует, в частности, при объяснении товарного фетишизма и первоначального накопления капитала.  В целом, опредмечивание создает условия для отделения или отчуждения производителей от средств производства со всеми социально-экономическими последствиями, что представляет собой сугубо негативный тренд для них.   

Товар, т.е. продукт труда для продажи, представляет собой опредмечивание духовных и физических сущностей людей.  Этот факт стал причиной роковой его функции для людей – этот его атрибут стал причиной порождения эксплуатации производителей на основе становления отчужденного труда при возникновении   эксплуататорского производства.  

Естественные отношения людей при пользовании свободными благами породили обладание ограниченными ресурсами, скажем, занятие места в общественном транспорте. Ничейным местом сидения обладает некто и тем самым отчуждает его от использования другими. Применительно к продуктам труда отчуждение возникает в виду существования регулятивов общества, начиная с нравов.  Охотник принес тушу животного, а вожаки распределяют ее по нравам (обычаям) племени. Если охотник сам потребит ее, то племя избавиться от него, а поэтому он потребляет не только сам, но и кормит детей, своих предков и немощных чужих стариков и т.п. Тем самым происходит отчуждение продуктов его труда. Оно породило затем власть лидеров общины и их превращение в вождей, хозяев и т.п. и закабаление ими тех, кто обеспечил эти продукты труда – охотников.  Так возникло обособление эксплуататоров, распоряжающихся продуктами чужого труда. Это и было началом возникновения отчужденного труда – человек трудился не для себя, а для эксплуататора. Все это обеспечивалось сначала нравами, затем правами и наконец законами отдельных субъектов, ставших государями, – возникло государство и собственность как его юридическая основа.

Опредмеченность свойств производителей в товаре породила условия для возникновения неравенства и экспроприации их большинства и тем самым для эксплуатации. Опредмечивание – фундаментальная основа отчуждения. Первое представляет собой самоотчуждение, а второе отчуждение другими труда производителя. Но первое не следует называть паронимом второго слова с тем, чтобы обособить эти феномены и сделать их доступными для понимания людьми со здравым рассудком. Опредмечивание происходит стихийно, а отчуждение сознательно.  Первое не порождает само по себе угнетения, что свойственно второму.  Закономерно возникновение второго на основе первого, как становление людей и обезьян на основе единого предшественника, но тем не менее следует различать людей и обезьян от их общего предшественника.

Отчуждение существует как обособленный элемент. На его основе возникают превращенные его формы – присвоение, владение и собственность и их следствия – экспроприация и эксплуатация людей. Осмысление отчуждения не должно затуманивать главного – эксплуатации людей, что отрицает современная постнаука.  Для этого надо понять сущность постнауки и т.п., но это уже другая проблема.

Литература

  1. Маркс К., Энгельс Ф, Соч. – М, 1955
  2. Пле­ха­нов Г.В. Из­бран­ные фи­ло­софс­кие про­из­ве­де­ния в 5‑ти то­мах. ─ М.: Гос­по­ли­ти­здат, 1957.
  3. Хай­ман Д.Н. Со­вре­мен­ная мик­ро­эко­но­ми­ка: ана­лиз и при­ме­не­ние. ─М.: Фи­нан­сы и ста­ти­сти­ка, 1992.