Почему не стало СССР и важнейшие уроки для будущей экономической практики социализма

В СССР не была решена главная задача социалистической революции (переходного периода от капитализма к первой фазе коммунизма) – полное упразднение капиталистического способа производства. Убедиться в этом можно путем проверки былой социалистической практики социалистической теорией. Иными словами, посредством сравнения важнейших организационно-экономических форм и механизмов первой фазы коммунизма (по Ленину – «полностью построенного социализма»), которые предписывались теорией,с теми, которые существовали в СССР и в других странах социалистической ориентации. Таковыми формами и механизмами являются:  

  • организация учета и планирования производства;
  • порядок перехода продуктов от производителя (поставщика) к потребителю (заказчику);
  • определение стоимости продуктов;
  • порядок планирования и распределения фонда оплаты труда;
  • формулы основного экономического закона капитализма (закона прибавочной стоимости) и первой фазы коммунизма (закона экономии труда и рабочего времени).

О необходимости учета «в общественном масштабе», «всеохватывающей бухгалтерии» и «всеобщего учета и контроля» при социализме, писали Маркс и Ленин. И это понятно. Во-первых, без такого учета невозможен общий план, следовательно, невозможно то, что принципиально присуще социализму вместо рынка. И во-вторых, из общности средств производства вытекает и общность совокупного общественного продукта, следовательно, и общность их учета. Иными словами, при социализме, бухгалтерские счета на которых учитываются средства производства и реализация произведенной продукции принадлежат уже не отдельным производителям, как это было при капитализме и оставалось в СССР, а единой и действующей от имени и в интересах всего общества системе учета. Система обслуживает правительство и всех производителей, но материально и организационно не зависит от них. Все расходы на содержание системы оплачиваются за счет соответствующих отчислений в общественные фонды (за счет госбюджета – в современных терминах). Самое важное здесь то, что первичные звенья системы (государственные бухгалтерии) работают непосредственно у производителей, на их предприятиях. Вместе со счетами средств производства и реализации произведенной продукции госбухгалтериям принадлежат также счета всех остальных общественных фондов: амортизационных отчислений, госрезервов, расширения производства и развития науки, всех социальных фондов, из которых состоит весь госбюджет и т.д. Следовательно, в противоположность капитализму, социалистические производители не имеют прежних собственных расчетных счетов, на которые приходит выручка от реализации их продукции. Вместо них – общий счет реализации продукции, который у всех производителей имеет единый номер. Точно так же единые номера имеют общие бухгалтерские счета, на которых отражается учет движения основных и оборотных средств производства, а также всех остальных отчислений в общественные фонды. Такого всеобщего учета в СССР не было.

Из поступающей на единый счет выручки от реализации продукции, госбухгалтерии прежде всего вычитают и зачисляют на свои общественные счета суммы израсходованных средств производства и суммы всех остальных отчислений в общественные фонды. То, что раньше делала частная бухгалтерия в пользу капиталиста, теперь осуществляют госбухгалтерии в пользу общества. В итоге у производителей остается лишь доля их участия в предметах потребления (фонд оплаты труда). Счета фонда оплаты труда производителей ведут также госбухгалтерии, однако принадлежат они исключительно производителям. Следовательно, и распоряжаются ими только производители. Только они имеют право распределять свои фонды оплаты труда между отдельными членами своих трудовых коллективов и создавать резервные фонды оплаты труда. Ясно, что в СССР такой учет организован не был. Фактически он был обособленным или частными, а потому и способ учета и бухгалтерские балансы оставались буржуазными. То же самое относится к планированию производства. Фактически у всех советских производителей планы производства были обособленными, т.е. частными, что тоже является одним из важных доказательств сохраняющегося в стране капиталистического способа производства.

Учет – основа всякого планирования и они неразделимы. Общий порядок учета, планирования и движения производственных планов социалистических производителей устанавливается общей планово-экономической системой, во главе которой стоит «Госплан» и осуществляется через его первичные звенья (госбухгалтерии), работающие непосредственно на предприятиях. Организационно «Госплан» становится на место и вместо центрального банка, а вся планово-экономическая система – вместо рынка и всей банковской системы. По сути своей деятельности банковские работники – это счетоводы и бухгалтеры. Как таковые все они остаются, меняются только расстановка кадров и вывески государственных учреждений.

У капиталистических производителей их частное планирование и нормирование производства в натуре и в рабочем времени уже давно доведено до полного совершенства и в высшей степени реально. Это отмечалось еще Лениным. К тому же оно основано на реальных общественных потребностях, которые отражены в договорах с заказчиками продуктов и поставщиками средств производства. В СССР оставалось лишь организовать соответствующее движение прежних частных планов в порядке «снизу доверху» и их централизацию в руках «Госплана» и правительства. Следовательно, всеобщее планирование производства должно было идти от потребителя, а движение планов производителей – в порядке «снизу доверху», а не наоборот, как это было в СССР. Только так можно составить реальные производственные планы всех отраслей народного хозяйства и общества в целом. При этом гибкость такой плановой системы обеспечивается тем, что социалистические производители в том же плановом порядке «снизу доверху» могут свободно корректировать свои производственные планы в сторону повышения или снижения в зависимости от меняющейся общехозяйственной конъюнктуры. В СССР такая гибкость отсутствовала, что приводило к перепроизводству одних продуктов и недостатку других.

При социализме общая плановая кампания проводится в течение года, предшествующего году планируемому. Первыми начинают получать заказы на производство продукции, верстать планы производства и заключать договора с поставщиками средств производства предприятия, производящие предметы потребления. Затем, через два-три месяца, подключаются и делают то же самое все остальные предприятия. А через следующие два-три месяца – весь бюджетный сектор. Производственные планы, принятые к учету госбухгалтериями, закон для предприятий, поэтому предприятия получают заказанные средства производства не потому, что они за них заплатили, а потому, что они указаны в их производственных планах. Предприятия имею право заказывать только те средства производства и производить только ту продукцию, которая указана в их производственных планах.

Предприятия поставляют продукцию и подписывают с ее заказчиками соответствующие акты приемки, являющиеся единственным документом, подтверждающим факт реализации продукции и единственным основанием для списания долга предприятий за средства производства, израсходованные на выпуск того объема продукции, который указан в актах приемки. Ясно, что в этих условиях акты купли-продажи и выставление счетов-фактур между госпредприятиями становятся излишними операциями. Отсутствует и право перехода собственности на продукты и средства производства от одних госпредприятий к другим. Средства производства остаются все время общественными. Следовательно, при непосредственно общественной системе учета движение продуктов и средств производства между производителями опосредствуется производственными планами, а не актами купли-продажи. По той же причине между производителями отсутствует переход права собственности на продукты и средства производства. Как и предсказывали основоположники марксизма посредством научного предвидения, социалистические производители не обменивают свои продукты, все движение продуктов действительно становится бестоварным, а средства производства все время остаются общественными.

Только всеобщая или непосредственно общественная система учета и планирования производства делает практически возможным определение стоимости продуктов непосредственно рабочим временем в порядке «снизу доверху». Вместо нелепого, практиковавшегося в СССР, централизованного порядка установления оптовых и розничных цен капиталистическим способом в порядке сверху донизу по формуле: себестоимость плюс средний норматив рентабельности.

Предприятия сначала определяют свою стоимость производимых ими продуктов. Для них она равна величине их живого труда, затраченного на производство продуктов, т.е. величине добавленной ими стоимости (v + m). И это понятно, они же не платят за средства производства. Да и трудовая теория стоимости утверждает то же самое. Поскольку все производители определяют стоимость своей продукции одинаково – своим живым трудом, то средства производства, которые они получают от других производителей, повсеместно учитываются по их стоимости (v + m). В результате полная (общественная) стоимость (c + v + m) обнаруживает себя лишь во внутреннем учете предприятий, который ведется госбухгалтерями. Последние поэтому четко определяют, какую величину (с) следует списать с предприятий за счет записываемой на общественный счет суммы реализации продукции. Таким образом, социалистические производители, помимо наименования и физического объема поставленной ими продукции, в обязательном порядке указывают в актах приемки две ее стоимости: свою и общественную. Такого порядка в СССР не было.

Определять цены продуктов в рабочем времени в розничных магазинах и во внешней торговле с капиталистами теоретически можно, но практически нелепо. Следовательно, нужен точный пересчет рабочего времени в денежные единицы. Делается это посредством формулы денежного эквивалента одного часа общественно среднего труда: 1 час = 36 денежным единицам, предназначенного для пересчета времени, затраченного на производство продуктов в их стоимость, выраженную в деньгах. Данная пропорция реально и независимо от воли производителей существует в каждой стране и легко выводится из трудовой теории стоимости. Согласно этой теории стоимость продуктов – это лишь иное название затраченного на их производство труда, а деньги как мера стоимости – лишь иное название рабочего времени как меры этого труда. Следовательно, деньги и затраченное рабочее время – это эквиваленты, которые различаются лишь своим названием и масштабом: в одном часе – 3600 секунд, а в одной денежной единице с метрическим масштабом – 100 мелких монет. Простая арифметическая операция приводит к указанной выше пропорции 1 к 36. Ничего подобного в общественно-экономической практике СССР не было, даже в виде намека.

Условный пример. На предприятии занято 1000 работников, следовательно, при 8-часовом рабочем дне его дневной фонд рабочего времени составит 8000 часов общественно среднего труда. Денежная стоимость дневного выпуска продукции для предприятия составит 288000 единиц (36 х 8000). Это стоимость, образуемая коллективным трудом предприятия (v + m), по которой его продукция реализуется заказчикам внутри страны. Однако, вся экспортная продукция и предметы потребления во внутренних розничных сетях реализуются по общественной цене (c + v + m), учитывающей затраты средств производства. Общественной ценой можно и должно сознательно и планомерно маневрировать на внешнем рынке и во внутренних розничных сетях, исходя из меняющегося соотношения спроса и предложения и придерживаясь закона стоимости как закона цен: понижение одних цен компенсируется ростом других и наоборот. Фонд оплаты труда госпредприятия определяется заранее – при разработке производственного плана. Он равен плановой сумме реализации продукции по общественной стоимости минус плановые отчисления во все общественные фонды. Если в нашем условном примере дневная сумма этих отчислений будет равна 200000 рублей, то чистый (за вычетом НДФЛ, который делается той же госбухгалтерией) дневной фонд оплаты труда предприятия составит 88000 рублей. Фонд оплаты труда распределятся между работниками предприятия на его общем собрании, исходя из минимального размера оплаты труда, который совпадает с формулой денежного эквивалента общественно среднего труда, т.е. МРОТ равен 36 рублям за один общественно средний рабочий час. Распределение фонда оплаты труда осуществляется внутри трудового коллектива в строгом соответствии с уровнем квалификации и качеством работы членов трудового коллектива и является не только внутренним делом, но и внутренним законом предприятий. Надзор за его соблюдением осуществляют госбухгалтерии, советы трудовых коллективов и профсоюзы. Все это и есть действительное проявление действия присущего социализму закона распределения по труду. В СССР такого порядка оплаты труда не было.

Наконец, в СССР оставалась капиталистической формула способа производства: цена товара (W) минус капиталистические издержки производства (К) = прибыль/убыток. Именно так представляется основной экономический закон капитализма на поверхности капиталистического общества. Вопреки советским авторам «социалистического товарного производства», способ производства и его формулу невозможно упразднить жонглированием экономическими категориями – заменой капиталистических издержек производства себестоимостью, а прибыль – рентабельностью.

Капиталистической формуле основного экономического закона прямо противоположна формула основного экономического закона первой фазы коммунизма. Исходя из научно установленного факта, что стоимость и трудоемкость продуктов (накопленный в них, или затраченный на их производство труд) – это одно и то же, формула основного экономического закона первой фазы коммунизма в общем виде следующая: плановая трудоемкость реализованного продукта минус фактические затраты труда на его производство = экономия/перерасход труда. Если план реализации продукции, расходования средств производства и рабочей силы выполнен, то эта формула для каждого производителя следующая: количество общественного труда, воплощенного в фонде оплаты труда производителя (в доле его участия в предметах потребления), минус фактические затраты его живого труда на эту долю = экономия/перерасход труда и рабочего времени. Это означает, что в конечном итоге каждый работник физического труда будет реально стремиться к тому, чтобы фактические затраты его живого труда были ниже труда, воплощенного в плате за труд, которую он получил за выполнение плана производства и реализации продукции. Работники умственного туда – научно-техническая интеллигенция, будут реально заинтересованы еще и в том, чтобы увеличить оплату своего труда за счет повышения полезного и экономического эффекта физического труда. То есть за счет повышения производительной силы работников физического труда, с одной стороны, и сокращения рабочего времени их труда – с другой, достигнутых посредством внедрения всевозможных новшеств в общественное производство. В СССР основной экономический закон социализма не действовал так же, как и закон распределения по труду.

Сказанного выше достаточно, чтобы сделать главные выводы.

Победа капиталистической реакции и распад СССР были обусловлены двумя основными причинами: объективной и субъективной.

Первая состояла в том, что в стране все еще сохранялся капиталистический способ производства. Этот факт затуманивался тем, что, по выражению Ленина, это был «госкапитализм при коммунизме», т.е. госкапитализм на общей земле, с общими природными ресурсами, внутри почти полностью обобществленной социальной сферы, под контролем советской власти и в стране с коммунистической идеологией. В конечном счете развитие и судьбу СССР определил способ производства, что только подтвердило верность марксизма.

«Социализм – это прежде всего всеобщий учет и контроль», неоднократно подчеркивал Ленин вслед за «учетом в общественном масштабе» и «всеохватывающей бухгалтерией» Маркса (выделено мной). И это не праздные слова вождей мирового пролетариата, а коренной вопрос социалистической революции, который встает во весь рост сразу вслед за решением первых двух коренных вопросов – вопросов власти и собственности. Именно этот вопрос не был решен социалистической революцией в СССР и в других странах социалистического строительства. Не решен он и по сей день во всем коммунистическом движении. Ведь ясно, раз все средства производства и продукты труда становятся общими, то и учет всего этого общественного достояния должен быть общим. Сегодня к словам классиков следует лишь добавить – «учет,  централизованный в руках органа с коротким названием «Госплан», служащего всему народу и действующего исключительно от его имени и в его интересах». Без такого учета общий план, о необходимости которого говорили классики марксизма, невозможен. Следовательно, невозможно то, что принципиально присуще полностью построенному социализму (первой фазе коммунизма) вместо всякого рынка и всякого капитализма.

Вторая причина, сыгравшая решающую роль, состояла в том,  что коммунисты СССР и других стран социалистической ориентации так и не нашли важнейших организационных форм коммунистического процесса производства в его первой фазе и не воплотили их в свою социалистическую практику. В результате социалистическая революция сначала остановилась, что для нее смерти подобно, а потом выродилась в капиталистическую реакцию. Желаемый в СССР «полностью построенный» и «развитой социализм» лишь выдавался за действительный.  

Апрель 2022 г.

Владимир Першин

Экономист-международник,

лауреат Всероссийского конкурса

«Экономист года 2016»