САТЛЕЙКИН Павел Иванович
к.ю.н., полковник милиции в отставке,
ветеран боевых действий
Ключевые слова: социализм, Россия, мир, стабильность, развитие, марксизм-ленинизм, капитализм, Маркс, Ленин, революция, эволюция.
Марксизм не догма, а руководство к действию
(Ф. Энгельс)
Предисловие
Левое движение, после кризиса конца 70-х годов прошлого века и падения социалистической системы сегодня начинает возрождаться. Но оно неоднородно. В нем есть большевистское, троцкистское, социал-демократическое, обновленческое и иные течения. Но в целом, все движения отождествляют себя с некапиталистической перспективой развития.
Левое движение разделяется и по целям. Одни ратуют за революцию, демонстрируют ярую непримиримость к капитализму. Другие – за плавные реформы, медленное вызревание социализма из капитализма. В левом движении возникают две основные проблемы: разрозненность и разнонаправленность политических программ, жесткая конкуренция между ними.
Этим пользуется власть, пытается приручить или купить лидеров движения. А при реальной угрозе – откровенно применяет репрессивные механизмы подавления политического противника. Любая попытка активного, протестного движения толкуется как насильственные, антигосударственные действия со всеми вытекающими последствиями.
Серьезный международный вызов капитализму пока не брошен. Россия, как некапиталистическая по своей природе страна, в лице правящей олигархической верхушки, находится внутри матрицы капитализма и не решается бросить вызов «своим». И в этом видится ее главная проблема.
Уроки прошлого и перспективы настоящего
Чтобы строить партию на новой идейной или иной основе необходимо провести анамнез: поставить диагноз прошлой болезни, установить причины поражения социализма в СССР, крушения всей социалистической системы. КПСС была мозгом и становым хребтом советской государственности. Дискредитация КПСС повлекла за собой надлом и провал всей советской системы государственного управления. Возникли новые течения: еврокоммунизм, социализм с человеческим лицом, национально-ориентированный социализм (Китай, Вьетнам, Куба, Северная Корея) и другие левые течения.
Свою лепту в развал КПСС внесла и сама партия, отклонившись от ленинского принципа критики и самокритики, перестав развивать теорию социализма на новом историческом этапе развития страны, фактически, погрязнув в догматизме.
Чтобы получить адекватный ответ, надо правильно поставить вопросы, а их много:
1. Может ли марксизм-ленинизм «выйти из себя», вплоть до полного самоотрицания? Применим ли к нему закон отрицания-отрицания?
2. Является ли марксизм-ленинизм единственно-верным учением? Если да, то почему? Обладает ли он всеми признаками научной истины?
3. Являются ли исторический и диалектический материализм единственными инструментами познания физической и социальной действительности?
4. Открывает ли марксистско-ленинская диалектика все тайны бытия, природу вещей для того, чтобы претендовать на единственно-верное учение?
5. Сопоставим ли марксизм-ленинизм с религией, духовной сущностью, и другими сверхъестественными силами?
6. Способен ли обновленный социализм ответить на все запросы и вызовы времени? Какова его методологическая база и научный инструментарий?
7. Признает ли обновленный социализм сложившуюся реальность и как ее инкорпорирует в свои теоретические постулаты?
8. Возможны ли другие версии социализма, кроме разработанной классиками марксизма-ленинизма?
Кроме ответов на эти и другие вопросы, обновленный социализм подстерегают две крайности: примитивизация социализма и его мифологизация. В советский период опасные отклонения дали о себе знать, стали одной из причиндискредитации и падения авторитета КПСС. Нельзя и преувеличивать роль партии как организатора общественной жизни. Кроме политической мотивации, не меньшее значение имеют религиозная, семейная, традиционная мотивация.
Советский Союз в значительной степени погубило отсутствие современной теории развитого социализма. Его руководство погрязло в догматизме и начетничестве. Похоже, КПРФ наступает на те же грабли. Почему бы коммунистам, считающим себя авангардом социального прогресса, не отойти от догм, и не явить миру новую идеологему, основанную на миролюбии, справедливости, духовности и благоговении перед жизнью.
Тем более, что мир нуждается в альтернативной парадигме развития, а капитализм показал свою нечеловеческую сущность. Классический (богоборческий) марксизм уже неспособен вдохновлять людей на величие задач и высоту смыслов, его время прошло. Тезис К. Маркса о том, что пролетариат станет могильщиком капитализма не во всем себя оправдал. Пока, что мы видим, капитализм сам стал могильщиком системы социализма, по крайней мере в нашей стране, и восточно-европейских странах
И все же, диалектический подход к историческим процессам и сегодня не исчерпал себя. «Диалектика говорит, что в мире нет ничего вечного, в мире все преходяще и изменчиво…меняется сама истина – поэтому-то диалектика и смотрит на все критически, поэтому-то она отрицает раз и навсегда установленную истину» (И.В. Сталин).
В свете диалектики, даже политическая азбука не догма, если она перестает отвечать духу и запросам времени. Истина важнее диалектики. Критерием истины, как известно, является практика. Основная политическая проблема СССР заключалась в том, что ценности социализма (идея всеобщего братства, солидарности, справедливости, народности) не подкреплялись жизнью и социалистическая система стала угасать под натиском материальных стимулов. Капитализм этим воспользовался и подмял под себя ослабленный социализм, потерявший жизненную энергию.
Представляется, что обновленный социализм должен учитывать ошибки прошлого и не повторять их. Материалистическое (марксистко-ленинское) мировоззрение во главу угла ставит человека как самостоятельную и автономную сущность, «меру всех вещей» (Протагор) и убирает Бога из человеческой истории. Но в общественном сознании и из человеческой души исключить Бога невозможно. Его внутреннее присутствие одухотворяет человеческие поступки и мотивирует поведение людей. Для верующих Божественные установления важнее законов и общественного мнения.
Между тем, политика всегда была завуалированным отражением религиозных взглядов. Именно религиозные взгляды определяли направление и содержание политической мысли. Религиозной основой капитализма выступает протестантизм, с его идеей личной свободы и духом избранности (личных заслуг перед Богом). Религия дохристианских обществ (государств) – язычество. Даже атеизм – ничто иное, как ВЕРА в отсутствие Бога, отрицание его существования. Именно ложная вера в автономность и всемогущество человека, является причиной всех заблуждений, в итоге, приводящих к катаклизмам.
В то же время, мир антонимичен, в нем все в меру сочетается, кроме добра и зла. Поэтому в политике можно и нужно находить баланс не только между интересами социальных групп и классов, но, и, материальным и духовным, небесным и земным. Причем, духовное выше земного, это не раз доказывала мировая история. Были времена, когда на Руси, кроме Веры, ничего не оставалось. Именно Вера исторически спасла и сохранила Россию. Вера оказалась сильнее военной силы и происков врагов. Без понимания религиозного (духовного) фактора в развитии человеческой цивилизации, ни одно политическое течение не может претендовать на массовую поддержку народа.
Только в результате синергии материи и духа, веры и дел, общего и частного, Россия может сделать ход конем и стать духовным лидером мира, что написано у нее на роду. Именно этого боятся наши враги, а мы никак не можем взять в толк эту простую истину. Моральное государство должно стать мировым образцом политического устройства государства. Политика без веры мертва. Политика вне воли Божией – осуществление мирового зла в завуалированной и латентной форме. Ибо сказано: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли…» (Молитва Господня).
Именновера определяет картину мира, задает образцы поведения, мотивирует все поступки людей. Вера (например, в коммунизм, Сталина, лучшее будущее), делала советского человека убежденным борцом за провозглашенные властью политические идеалы, порождала массовый героизм во время Великой Отечественной войны и энтузиазм в социалистическом строительстве. Ослабление веры в идеалы социализма привело к гибели СССР.
Проблема любого государства в том, какую веру сделать мировоззренческой основой, политическим идеалом государственного строительства. Идеологемой СССР было построение бесклассового общества, движение к коммунизму через переходную фазу – социализм. Эта цель долгое время давала энергию, являлась движущей силой всех общественных отношений, воспламеняла и вдохновляла людей на великие свершения и победы. Все государственное и политическое строительство в СССР подчинялось этой цели.
Но застой в теории развитого социализма, идеологический и политический догматизм, привели к постепенной дискредитации «самого прогрессивного в мире учения». Ритуальные поклоны «священной корове» – КПСС постепенно сошли на нет, и окончательно подорвали ее авторитет, даже в глазах многочисленных и преданных адептов.
С духовной точки зрения, классический коммунизм (социализм) и капитализм несильно расходятся между собой. Оба учения базируются на материалистическом понимании истории, в основе которой экономические (производственные) отношения и конечность человеческой жизни. Коммунизм, как оппозиция капитализму, тоже обещает народу построение «общества всеобщего благоденствия», по сути – земного потребительского рая, он ориентирует людей на достижение внешнего, материального благополучия, забывая о бесценном даре человеческой душе. А человек – это его душа, состояние его сердца.
Без преобразования души к лучшему, никакой прогресс не возможен. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою»? (Мф.16:25-26). Не бытие и социальные отношения определяют сознание, а человеческая душа. Не отрицая преимущества социализма, считаю, что это учение, как западноевропейское (рационалистическое) направление политической мысли, без ее адаптации к матрице русского мира (как это сделал И.В. Сталин), для России неприемлемо. Красный проект – это прежде всего, русский стиль, русская мощь и русский дух. Так же как национальны по своей природе немецкое, японское или китайское чудо.
Уверен в том, что социализм – подготовительная стадия русской православной цивилизации, где очистившийся от капиталистической заразы и заблуждений, народ, наконец дозреет до понимания высших смыслов человеческой истории, которые познали наши праведники и святые. Не в силе, Бог, а в правде. Это идеологема – единственно-верный путь для России.
В православии содержится код русской цивилизации, благодаря которому Россия стала великой державой, добилась выдающихся исторических результатов. Не случайно главный русофоб З. Бжезинский считал православие главным врагом Запада после коммунизма.
У каждой страны свои дрожжи и своя закваска. Социалистический (пролетарский) интернационализм – это идеологический миф. Каждая страна, даже находясь на общей идеологической платформе, решает задачи по-своему. Страны могут объединять только стратегические интересы, например, Организация Варшавского договора, созданная в противовес НАТО.
На недооценке роли духовного фактора (морали и религии), их влияния на общественное сознание, уже споткнулась КПСС. Экономический детерминизм, голый материализм, по-прежнему являются краеугольным камнем идеологии социализма. И в этом смысле, социализм и капитализм – близнецы братья. Они чужды христианскому миропониманию, не устремлены в вечность и основаны на плоском материализме, угождающем человеческому чреву.
И несмотря на это, социализм имеет несомненное преимущество в том, что в его основе лежит общественный интерес, он сдерживает личный и корпоративный эгоизм. Пока же, ни одна европейская партия не вышла из догм материализма и эмпиризма, не соединила в своей идеологии небесное и земное, текущее и вечное.
КПРФ, как партия, отражающая интересы народа, ближе всего к справедливости, а справедливость стоит рядом с Истиной. Почему бы КПРФ, как народной партии, не ввести в политическую практику не приходящие ценности религии, основанной на надмирном понимании человеческого бытия, вере в Божественный промысел? «Россия отличается от всех других стран тем, что управляется Господом Богом, потому что иначе совершенно нельзя понять, почему она до сих пор существует» (Христофор Миних).
Не пора ли КПРФ не стать авангардом новой идеологемы, сочетающей в себе дух и материю, небо и землю, общее и частное, найти правильные пропорции и соотношения между ними? Чтобы не заблудиться на земле, надо чаще смотреть на звезды.
Одним из направлений современной теории социализма может стать обогащение его понятийного аппарата новейшими научными знаниями и открытиями, прежде всего, в гуманитарной области и духовной сфере. К тому же, противоречия современной эпохи гораздо глубже и сложнее экономических отношений, они выходят далеко за пределы земного бытия. Поэтому вовлечение внеэкономической составляющей в политическую практику – огромный резерв любой социально-ориентируемой партии.
Политика, по Платону, – это искусство жить вместе. К этой идеологеме ближе всего социализм, ментально совпадающий с духом и душой русского мира.
Именно поэтому в России у социализма большие перспективы. Разумеется, при условии постоянного развития теории, отвечающей запросам и вызова времени. Обновленный социализм должен быть на порядок привлекательнее советского, и, тем более, намного убедительнее капитализма, уходящего, но тянущего мир в пропасть.
Несмотря ни на что, одухотворенный социализм остается единственным строем, способным вывести страну из кризиса. Из всех политических систем только социализм плотно прилегает к духовным ценностям христианства, общинной ментальности русского мира и традициям всех проживающих в России народов. По сути, социализм – общественный строй, в основе которого лежит философия общего дела, баланс интересов человека, общества и государства, понятие справедливости, контроль общества за распределением благ. Выгодоприобретателем при социализме является весь народ, а не кучка паразитирующей элиты, выдающей свой интерес за всеобщий.
Социализм подвержен научному управлению, ритмика же капитализма – стихия. И этим социализм выгодно отличается от капитализма. Если капитализм стимулирует эгоизм, стяжательство и другие человеческие пороки, то политическими ценностями социализма являются умеренность, ограничение, коллективизм, альтруизм, т.е., общественно-поощряемое поведение. Этому, на мой взгляд, препятствует идейная неопределенность, научная не разработанность теории обновленного социализма.
КПРФ продолжает бить ритуальные поклоны прошлому, уклоняясь и отставая от новых вызовов времени. Программа «20 шагов к достойной жизни» – это, все же, тактика, а не стратегия, и, тем более, не теория. Программа КПРФ – тоже не теория обновленного социализма, поскольку теория – это, прежде всего, политическое учение, система взглядов, объясняющих и обобщающих определенные политические закономерности на том или ином этапе общественного развития.
Складывается ощущение, что КПРФ одной ногой стоит на почве догматизма, а второй нащупывает новую политическую реальность. Расстояние между точками быстро расходится и КПРФ следовало бы окончательно определиться: она возвращается в прошлое или смотрит в будущее.
Второй опасностью является обвинение ортодоксами руководства КПРФ в ревизионизме (отступлении от исходных постулатов марксизма-ленинизма). Считаю догматизм более опасной болезнью, чем уклон в сторону ревизионизма. Коммунизм исключает частную собственность на средства производства, не признает многоукладность экономики, а его идейной базой является оголтелый атеизм. Так что, обновленному социализму с коммунизмом лучше было бы размежеваться. В этом смысле, именно коммунизм догматичен, а социализм способен к развитию.
Социализм, как способ производственных отношений, в отличие от
коммунизма, имеет материальные формы, обладает мощной созидательной и подъемной силой.
Социализм вполне самодостаточная политическая величина, он не нуждается в политических подпорках старшего (коммунистического) учения. Социализму есть куда самостоятельно развиваться и расти НА СОБСТВЕННОЙ ОСНОВЕ. Чтобы не отпугивать догматиков, можно, примирить коммунизм с социализмом, обновив его некоторые фундаментальные положения. Вместо ключевого тезиса К. Маркса о диктатуре пролетариата, идейным стержнем социализма, например, может стать диктатура закона, совести и справедливости. Понятно, что теория обновленного социализма должна постоянно совершенствоваться, принимать на вооружение новейшие достижения научно-технического прогресса, обогащаться знаниями в области гуманитарных наук.
Советскому строю не хватило высоты духа, и он разбился о землю. Его
могильщиками стали идеологический догматизм, атеизм, антропологизм, экономический детерминизм.
Однако идеологи социализма должны понимать, что духовная составляющая мотивирует людей не меньше, чем материальные интересы. Непонимание сакральных факторов исторического процесса обедняет политиков, делает их несостоятельными и профессионально непригодными для серьезных дел. В орбиту БОЛЬШОЙ политики должна быть включена ВСЯ сфера человеческой деятельности (материальная, культурная и духовная среда), вся метафизика истории, как понимание ее конечной цели и логики развития.
Что касается тактики политической борьбы, то ошибкой КПРФ считаю ставку на критику власти, без ярко выраженной альтернативной программы (в т.ч. в сравнении с другими партиями). На мой взгляд, позиция КПРФ должна быть не ПРОТИВ, а ВЫШЕ власти.
Здесь мы снова наталкиваемся на не разработанность теории и концепции нового социализма. А ведь Ф. Энгельс предупреждал: «Нет ничего практичнее хорошей теории». В.И. Ленин развил эту мысль так: «Пытаясь решить частные вопросы, не решив прежде общие, мы вновь и вновь будем натыкаться на эти общие вопросы».
КПСС потерпел поражение именно на идейном, теоретическом фронте. Похоже, КПРФ страдает той же болезнью. Предшественники КПРФ – большевики с привлекательными лозунгами: «Землю крестьянам», «Фабрики рабочим», «Мир народам», повели за собой массы, совершили великий рывок в будущее. Способна ли сегодня КПРФ выполнить такие масштабные задачи, как построение обновленного социализма в условиях тотального капиталистического удушения, сговора мировой олигархии против
России?
Без теории все практические действия носят тактический, хаотичный, спонтанный характер. Без нее невозможно сверять (корректировать) свои действия, определять цель и стратегическую перспективу. Но критерием истины как известно, является практика. «По плодам их, узнаете их» (Мф.7:16). Это касается действий как власти, так и оппозиции.
В христианском понимании, если земное устроение не согласуется с Писанием, то это временная и ненадежная затея. Почему бы обновленному социализму не взять на вооружение и не обогатить свое учение христианскими представлениями о мире, человеке, вечности? Политика и религия – не антиподы. Христианство и другие традиционные религии не против материальных отношений и технических совершенств. Христианские ценности имеют не только религиозное, но и моральное измерение. Они облагораживают и возвышают общественные отношения, делают их более устойчивыми, качественными и жизнеспособными.
Неужели коммунисты хотят взять в удел только землю, а небо оставить Ангелам и воробьям? (И. Бабель). Такая ограниченность очень опасна для политики.
Ангелы от КПРФ отвернутся, а воробьи заклюют. Между тем, время работает на КПРФ. Политический маятник опять качнулся в сторону социализма, потребность в левом повороте становится все более актуальной и неизбежной.
На стороне КПРФ опыт построения социализма в СССР с его несомненными
успехами, усталость мирового сообщества от диктата США и всевластия денег.
Если КПРФ не оседлает и не возглавит левую волну, ее энергия примет
нарастающий, стихийный характер, у нее появятся новые, более волевые и
решительные лидеры.
Пока новый мировой порядок окончательно не втянул и не растворил в себе
Россию, надо действовать решительно и бескомпромиссно. Тем более, что
страна и так находится в международной изоляции. Нам уже бояться и терять
нечего. Пора прекращать играть на поле противника по навязанным им
правилам. Если КПРФ, в отличие от власти, это видит, то должна сказать свое веское слово, в т.ч. и на международном уровне.
Надо менять всю парадигму общественного развития (код, мировой порядок, философию и методологию). Глобальный политический процесс сам по себе не изменится. Нужны усилия здравомыслящих людей, нежелающих умирать за чужой интерес. Противовесом олигархической власти может стать мировое общественное мнение, способное повернуть колесо истории от гибели к развитию и прогрессу.
Историческим переломом может стать идея перехода от материи к духу, (одухотворение материи и материализация духа). Во имя всеобщего
спасения, мир должен перейти к духовному измерению экономики, политики,
идеологии, согласованию социальных процессов с моральными принципами и
экологическими возможностями природы.
Необходима новая парадигма развития, основанная на принципах коллективной ответственности за судьбы мира.
Только понимание единства жизненного пространства как всеобщей заботы и боли может обеспечить мировой гомеостазис. Ни в природе, ни в мире нет самодостаточных и независимых величин. Все управляется общими
законами нравственности, где причинение вреда другому, в тоже время,
означает причинение вреда самому себе. Вселенский порядок может быть
только всеобщим, а хаос – гибельным для всех. Такую повестку, в прямой
постановке, не предлагала миру ни одна страна, но может представить только Россия.
Именно Россия с ее вселенской ответственностью, способна удерживать мировое сообщество от полного морального и духовного разложения. Только Россия может изменить вектор мировой истории, движущейся к апокалипсису.
Россия великая и самодостаточная страна, но заблудившаяся в
потемках исторического выбора. Действующая власть не в состоянии, неспособна и не заинтересована в окончательном и бесповоротном разрыве с
коллективным Западом, поскольку связана с ним одной пуповиной.
У России должна быть сила, идея и люди, способные поднять ее с колен, дать возможность распрямиться, и, разорвав западные путы, вернуться на исконное место. Кроме КПРФ это сделать некому. Но нерешительность и бездействие ее лидеров, тормозят очищению и спасению России.
Стране нужен не рывок (его коллективный Запад сделать не позволит, собьет на старте), а взлет, через ИНВЕНТАРИЗАЦИЮ, САНАЦИЮ и ДУХОВНОЕ ОЧИЩЕНИЕ. Власть же продолжает следовать тактике Э. Бернштейна: «Движение все, конечная цель – ничто». Отсутствие цели не позволяет определить и средства ее достижения. Если нет цели, то обессмысливаются и обесцениваются все общественные усилия, принимаются волюнтаристские и спонтанные управленческих решения.
Только при социализме возможно научное управление обществом. Социализм, в отличие от капитализма, (тем более дикого, как у нас), имеет четкое видение будущего, готов к мобилизации и решению стратегических задач в короткий период. Условия строительства социализма в СССР были намного хуже, чем сейчас. Все нужно было делать заново и идти в неизведанное, поэтому и было допущено много ошибок.
Социализм, несмотря на исторические ошибки, сегодня все ярче и величественнее выходит из-за горизонта истории. Остановимся на некоторых его предпосылках.
Исторические предпосылки
Мировая история выделила и кристаллизовала две основные общественно- экономические системы (формации) – капитализм и социализм с их временными разновидностями и национальными особенностями.
Капитализм – общество избранных, диктатура меньшинства. Сегрегированное общество не может быть устойчивым, рано или поздно оно будет разорвано внутренними противоречиями. Кризис капитализма, заложенный в самой его природе, неизбежен, он выживает только за счет поглощения чужой энергии, которая тоже не безгранична.
В отличие от обреченного капитализма, социализм может амортизировать, гасить имущественные противоречия, поскольку обладает государственной монополией над распределением прибавочного продукта, тем самым, мягко выравнивая уровень жизни различных слоев населения.
Социализм более адаптивен к поиску новых (конвергированных) форм. Это подтверждают успехи строительства социализма с китайской спецификой в КНР, занимающей первое место в мире по темпам экономического роста.
Социализм есть продолжение естественно-исторического процесса на более высокой организационной, технологической и духовной стадии развития человечества.
Болезни социализма изживаются быстрее и легче, чем хронические язвы капитализма. Поэтому за социализмом будущее.
Философские предпосылки
Фрагментация, эклектичность и расщепленность общественного сознания, отделение сознания от бытия, стирание граней между реальным и виртуальным миром, требует нового понимания (прочтения) смыслов и сущностей бытия человека, включенного в техносферу, и, фактически, ставшего его частью.
Без государственной идеологии невозможно выработать целостного мировоззрения, без которого любое общество – сборище разнонаправленных элементов, борющихся за выживание.
Мировоззрение и его составная часть – сознание, главное средство воздействия на человека. Через эти институты преломляются все человеческие поступки, определяется их социальная значимость. Только приняв государственную идеологию гражданин становится патриотом. При отсутствии государственной идеологии нет и критериев преданности стране. Социализм без государственной идеологии невозможен, и он этот недостаток устраняет.
Социализм больше отражает запросы человека, его отношения с государством и гражданским обществом более гармоничны и естественны, поскольку интересы всех трех основных субъектов политического процесса совпадают. Демократическая сущность социализма очевидна, поскольку власть избирается народом и действует в его интересах, по своей политической природе, власть подотчетна народу. Общественная необходимость сглаживает противоречия между властью и народом.
Экономические предпосылки
Усложнение мирового хозяйственного механизма, его интернационализация (глобализация) приводят к ускорению центробежных сил. В национальном измерении снижается государственный контроль за стратегическими отраслями. А это препятствует интеграции (корреляции) народно-хозяйственного комплекса в политическую, социальную, правовую и другие системы.
В этих условиях для нахождения баланса и структурных пропорций, требуется более жесткая «сцепка» и координация всего государственно-общественного механизма, которая возможна только при социалистической организации производства и мобилизационных методах управления.
В России рыночные механизмы могут работать (если вообще работают) только на локальном уровне. Мировая же экономика (в которую Россия тоже интегрирована), манипулируется глобальными транснациональными компаниями, навязывающими слабым свои интересы. Внешнее давление на российскую экономику не позволяет ей эффективно использовать свои ресурсы и защищать экономические интересы. России отводится роль сырьевого придатка, безвозмездно помогающей ее врагу насытиться своим телом.
Так называемая «свободная конкуренция» в международном разделении труда при неравенстве экономических потенциалов, приводит к не эквивалентному обмену товаров и услуг, и фактически означает поглощение слабого конкурента сильным.
В условиях экономической отсталости России, только социалистические методы управления способны защитить ее от внешнего диктата, насытить внутренний рынок, обеспечить экономическую независимость и безопасность.
Стране нужна такая экономическая модель, которая будет сориентирована не только на прибыль, но прежде всего – на выполнение социальных обязательств государства и обеспечение всеобщего блага. Ближе всего к этим требованиям социализм.
Только социализм способен восстановить единый производственно-хозяйственный комплекс страны, разорванный после распада СССР.
В условиях международной изоляции России пора опираться на собственные силы и опыт прошлого. А лучший результат – социализм. Это диктует необходимость включения режима мобилизационной экономики и всех политических процессов. А это может сделать только социалистический способ производства.
Политические предпосылки
Любой общественно-политический строй вырастает из сложившихся исторических предпосылок, созданных предшественниками, понимания народом исторической роли страны, зрелости общественного сознания, вектора интересов большинства населения. Ориентация народа на потребление и досуг (хлеба и зрелищ), рационализация и индивидуализация сознания – хорошая питательная среда для капитализма.
Русский мир иерархичен и государственно-центричен, его отличает обостренное чувство справедливости, стремление к общности, уважение к власти. Народы России отдают приоритет духовным, а не материальным потребностям и не принимают западноевропейских ценностей, в основе которых лежит извращенное понимание свободы.
С политической точки зрения, криминально-олигархический капитализм для России – главный раздражитель. Именно он привел к резкому имущественному расслоению, дифференциации общества, расколу на враждебные классы.
Дух капитализма ВООБЩЕ ЧУЖД национальному самосознанию народов России. Его разлагающее влияние может привести к революционной ситуации, потере контроля над политическими процессами.
Практика показывает, что социализм вариативнее, гибче и жизнеспособнее капитализма. Апробированный в СССР социализм (несмотря не его недостатки) показал его безоговорочные достижения в военной области, индустриальном, экономическом и культурном строительстве. Советский период заложил такой задел, что капиталистическая Россия до сих пор паразитирует на этих ресурсах.
Опыт политического строительства КНР показывает, что социализм вполне совместим с лучшими элементами капитализма (многоукладная экономика, конкуренция, политика «открытых дверей», сочетание директивного планирования с рыночными механизмами). Такое сочетание дало мощный толчок стране, которая сегодня занимает первое место в мире по темпам экономического роста. Капитализм в России не способен к крупномасштабным изменениям, (и такой цели себе не ставит) требующим централизованного (проектного) подхода к решению государственных задач. Это под силу только социализму.
Научно-технические предпосылки
Развитие информационных технологий, роботизация в ближайшей перспективе высвободит миллионы людей, которых будет нечем занять.
Сближение социосферы с техносферой создают новую реальность – человека-машину. Подключение сознания человека к компьютеру, многократно усилит интеллектуальные возможности киборга (машинно-человеческого гибрида), даст ему преимущество в конкурентных отношениях перед обычными людьми.
Привязанность человека к машине, на фоне снижения моральных норм, может подорвать саму сущность человека, превратить его в биоробота, зависимого не от государственных или общественных установлений, а от машины. Если научно-технический прогресс и дальше пойдет в этом направлении, то человек, как самостоятельно мыслящий субъект-созидатель, превратится в часть общей матрицы, которая будет полностью управлять им.
Оцифрованный человек (а в перспективе и человечество) потеряет свою биологическую природу, перестанет идентифицировать себя с другими людьми и выйдет за грань понимания добра и зла. К избавлению человека от всех ограничений (духовных, моральных, биологических, физических) призывает трансгуманизм, который вполне укладывается в аморальные ценности и устремления капитализма.
Прекратить опасные опыты над человеком может только усиление роли государства в т.ч., в области контроля за движением научно-технического прогресса. На это способен только социализм, высшей ценностью которого является общее благо и человеческое достоинство.
Социализм имеет и больший потенциал развития, чем капитализм. Известно, что конвергированные формы социальной организации более живучи, чем аморфные. А синтез, как наиболее глубокий способ познания мира, эффективнее анализа.
Однако синтезирование (сжимание) социальной материи требует жестких форм удержания разнонаправленных процессов, крепкой оболочки для погашения противодействующей энергии. Речь идет не о насилии (принудительном соединении людей), а об общественной необходимости решения стратегических задач и достижения общих целей в условиях нарастания хаоса и неопределенности, ускорения центробежных сил.
Мобилизационный метод государственного управления особо актуален в кризисные периоды, когда механизмы самоорганизации не укрепляют, а разрушают государственность тем, что каждый субъект пытается выжить в одиночку и за счет другого.
Социализм, в отличие от стихийного капитализма, подвержен научному управлению, прогнозированию и плановому развитию, а значит, не должен допускать нарастания разрушающих процессов.
Духовно-нравственные предпосылки
Аморальный по своей природе капитализм продуцирует человеческие пороки, такие как, эгоизм, стяжательство, корыстолюбие. Социализм, напротив, поощряет социально одобряемые типы поведения: организованность, солидарность, заботу людей друг о друге.
В этом аморфном, разобщенном, атомонизированном мире никто, кроме государства не может задавать культурные образцы, нормы социально-одобряемого поведения как путеводителя в постоянно изменяющемся социальном пространстве.
Социализм, в отличие от плоскостного и рационалистического капитализма, способен к духовному восхождению, движению вверх, очеловечиванию экономики, политики и всей социальной сферы, придавая им устойчивость, всемирность и глубину исканий. Духовно-нравственные законы универсальны, они являются базисом всех других законов, критерием их соответствия справедливости и гармонии.
Нравственные законы – это высшие законы человеческого общежития. Только они могут служить непререкаемым авторитетом в межличностных, общественных и межгосударственных отношениях.
С нравственно-правовой точки зрения, капитализм противоречит и Русской традиции, основанной не на человеческом, а Божественном понимании закона. Социализм в этой части, гасит пороки и способствует добродетелям.
Государственно-правовые предпосылки
Россия – огромная страна, растянутая на несколько часовых поясов. Удерживать такое пространство без жестко-стягивающего каркаса невозможно, центробежные силы при слабом централизме могут разрушить страну.
Объем и сложность решаемых проблем, тем более в кризисный период, требует глубокой проработки вопросов и коллегиального решения. За этим следует кардинальное изменение всего механизма государственного управления, усиления федеральных и централизованных начал функционирования государственного аппарата.
Доминирующая роль Президента РФ в системе исполнительной власти не оправдана. Один человек не способен осмыслить огромный объем информации и принять эффективное управленческое решение. Аппарат (Администрация) Президента РФ осуществляет контроль над его поручениями, проводит его политическую линию. Такой подход исключает критическое отношение к поручениям, рассмотрение альтернативных вариантов решения поставленных задач.
Персонализированное понимание и решение стоящих перед страною проблем чревато опасностью принятия волюнтаристских, субъективных, конъюнктурных решений, во вред государственным интересам, поскольку президентской власти фактически нет противовеса.
В этой связи возникает необходимость в создании коллегиального органа, типа Политбюро ЦК КПСС или иного коллегиального органа.
Идеологические предпосылки социализма
Идеологической основой капитализма является либерализм. Основа либерализма – индивидуализм, выросший из протестантской этики, построенной на принципах разумного эгоизма. Современный либерализм еще сильнее расширил рамки представления о человеческой свободе до степени противопоставления личности государству. В действительности же, вся свобода либерализма заключается в оправдании человеческих пороков. Либерализм – идеологический СПИД для России.
Эта болезнь может быть исцелена только усилением роли государства в т.ч., и в формировании государственной идеологии, а в духовно-нравственной сфере, возвратом к традиционным ценностям, основанным на культурном коде народа и других народов, проживающих на территории России.
ВЫВОДЫ:
1. Россия остро нуждается в смене курса и политического режима (левом повороте, возможно, в левой диктатуре). Такие предпосылки уже созрели. Стране нужны перезагрузка, проветривание всего дома. Только так можно направить энергию уставшего от неопределенности и разобщенного народа в созидательное русло.
2. Социализму необходимо кардинальное обновление и новая научно-обоснованная методология.
3. Коммунистам давно пора сформулировать антикапиталистический Манифест как основной инструмент политической борьбы с гибельным капитализмом.