Модернизация экономики нужна. Но какая?
Осенью 2009 года наблюдалось повторное с 2000 года улучшение внешнеэкономической конъюнктуры. Это привело к временному оживлению экономики, к возобновлению её формального роста. Однако структура российского народного хозяйства продолжала оставаться уязвимой. Кризис 2008 – 2009 гг. продемонстрировал бесперспективность сидения на сырьевой игле, устранения государства от внимания развитию экономики и инноваций. Сперва многим казалось, что руководство России вроде разработало план решения затронутой задачи. Например, Д.А. Медведев в опубликованной им в сентябре 2009 года статье «Россия, вперёд», констатировав факт кризисного социально-экономического положения нашей страны, её отсталости, поставил вопрос о модернизации экономики, о переходе с сырьевой модели развития на инновационную. Но какие меры были предложены для достижения поставленной цели?
Основной упор был сделан на создание и развитие инновационного центра «Сколково». Но при этом словно забыли отечественные научные учреждения, фактически дав понять, что государство не намерено уделять внимание оказанию им поддержки. Кроме того, следовало бы уделить внимание и новой индустриализации, а не ограничиваться лишь инновационным сектором. Экономическая система любого государства представляет собой синтез различных производственно-технологических укладов – от наиболее передовых до освоенных и угасающих. Страна, стремящаяся занять ведущие позиции в мире, должна иметь преимущество во множестве отраслей. В этой связи нужно уделить внимание как отраслям будущей технологической волны (в частности, нанотехнологиям), которые способны гарантировать независимость России в перспективе, так и традиционным отраслям, являющихся основным источником занятости. Даже США и государства Европы с постиндустриальной экономикой, импортируя значительную часть ширпотреба из Китая, не отказываются от собственного национального производства как потребительских товаров, так и продукции машиностроения – автомобилей, самолетов.
Ведь именно развитая индустрия является основой внедрения передовых технологий. Смена технологической основы экономики должна формировать мощь современной промышленности. Наличие большого количества инновационных центров неспособно изменить ситуацию в условиях слаборазвитой индустрии. Отсутствие внимания к развитию национального производства, высокая степень зависимости от импорта продукции, капитала содержит целый ряд рисков, таких как возможность эмбарго в ключевых сферах машиностроения, ликвидация производственных мощностей в случаи их недостаточной эффективности, либо если в других странах мощности окажутся нужными в большей степени, чем в России. Так, «Бюро промышленности и безопасности» министерства торговли США 8 марта 2013 г. объявило о включении российской компании «Т – Платформы» в «Список организаций и лиц, действующих вопреки национальной безопасности и внешнеполитическим интересам США». Эта компания является ведущим российским производителем суперкомпьютеров. Внесение её в черный список означает не только запрет на продажи этих изделий в США и Европу, но и делает невозможным производство суперкомпьютеров для российских потребителей. Это объясняется тем, что у нас отсутствует элементная база этих изделий. А существующая зарубежная находится под контролем США.
Перечисленные обстоятельства предопределяют актуальность проведения новой массовой фронтальной индустриализации. Спрос на инновации должны генерировать не только «чемпионы» по добыче углеводородов, а как можно более широкий список предприятий. Особенно важно, чтобы инновации поступали в первую очередь в традиционные отрасли экономики, уменьшая там издержки, обеспечивая существенный рост производительности труда и капитала, что может служить базой для решения социальных проблем России.
Всё те же «проверенные» рецепты
Одновременно власть сделала ставку на усиление неолиберальной составляющей социально-экономической политики. Прежде всего, был разработан план приватизации целого ряда государственных компаний – «Русгидро», Федеральной сетевой компании, «Совкомфлота», Сбербанка, Роснефти, Объединенной зерновой компании, Росагролизинга, РЖД, Россельхозбанка. Также 16 ноября 2011 года в Женеве на восьмой министерской конференции ВТО был подписан Протокол по присоединению России ко Всемирной торговой организации. Однако многие эксперты долгое время заявляли о неготовности вступления России в ВТО на данном этапе – в условиях слаборазвитости национальной промышленности, высокой степени импортозависимости. Так, в области сельского хозяйства, по мнению специалистов, полное снятие барьеров для импорта, сокращение государственной поддержки приведет к тому, что отечественное производство будет окончательно задавлено иностранными конкурентами. Об этом заявляли как ученые (например, директор Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства Иван Ушачев в своей статье «Мы не готовы к ВТО»), так и отечественные сельскохозяйственные производители (в частности, глава ЗАО «Моссельпром» С.Ф. Лисовский в интервью «Народной газете» от 24 сентября 2008 года).
На наш взгляд, дальнейшие события подтвердили справедливость предупреждений о преждевременном вступлении России в ВТО. Так, в области сельского хозяйства после присоединения нашей страны к Всемирной торговой организации наблюдался рост импорта. В частности, в сфере свиноводства доля импортной продукции выросла на 13% в 2012 году, а с августа 2012 по январь 2013 гг.. увеличилась на 34% по сравнению с аналогичным периодом за 2011 – 2012 гг. Данный факт констатировал в своем заявлении руководитель Национального союза свиноводов Юрий Ковалёв. В результате предприятия свиноводства работали с рентабельностью минус 15 – 20%.