Владимир Бровкин: «Как песням даются названия?»

КАК ПЕСНЯМ ДАЮТСЯ НАЗВАНИЯ?

Песни эти были записаны мной в далеком 2005 году на обычный журналистский диктофон.

А тогда только-только еще появилась, в отличие от дня сегодняшнего, всякого рода аудио и видеозаписывающая техника.

Но только сегодня у меня добрались руки до того, чтобы придать этой записи приемлемый вид для создания видеоролика.

И разом вспомнилась тут же мне та пора.

Ах, какая же это была пора! Несмотря на сумбур обрушившегося на страну времени реформ, это  разом было какое-то отчаянное время, когда в стенах городского Дворца культуры плескались праздники гармони, главным заводилой и душой которых был первоклассный гармонист из  российской десятки гармонистов Николай Вавилов, записи которого тоже надо будет поискать в своих архивах.

Гармонистов на них было — ей Богу не вру! — с полстраны. Да каких гармонистов!

До сих пор дух захватывает, с кем же мы тогда там, рядом, с братом сидели.

Уже одна  биография каждого из них была — песней.

А как  они  на своих гармошках жарили на сцене.

А как они пели…

Что же до песен, то песни  у брата моего писались по-разному. Где-то с текстами помогал ему я, когда  была у него мелодия, а текста не было. Либо текст был слабый. В основном он писал их на стихи местных поэтов по книжкам, сборникам, газетам, которые я ему  привозил при всяком  случае в деревню из города.

И всякий раз, когда я приезжал, то он меня знакомил с новой  песней.

— Послушай. Дай совет.

Многие песни у нас с ним, это как бы плод совместного творчества.

А слова песни «Опять черемуха цветет…» так мы, помнится, писали всей семьей. Когда каждый вставлял свою строчку в очередной куплет рождавшейся у всех у нас на глазах песни про победный Май.

Бывает, что и по телефону он меня знакомит со своей новой песней,

– Вот слушай! — звонит.

Многие песни как-то так и делались.

Я у него  был разом и  зав литературной частью и импресарио, и музыкальным критиком.

Многие песни мы с ним вместе пели. Ездили вместе на разного рода краевые праздники гармонистов.

Про то, как случилась песня «Я по  первому снегу бреду…» на этом же треке осталась запись.

Когда он ее  мне спел  среди прочих, то я ему тотчас же задаю первый и мой главный вопрос:

— А эта песня на чьи слова?

— А эта, — отвечает он мне, — на слова Есенина.

— Да? — удивился я. А у него до сих пор  все больше было песен  на стихи местных, краевых поэтов, и которых я знал, и книги которых мне попадались под руку и до сих пор выше, насколько я помнил, он ногу свою не поднимал. — А какое у нее название?

 Тот пожимает плечами:

— А там, у стихотворения никакого названия не было…

 — А как  тогда мы ее назовем?

Подумали, и как это водится,  дали песне назвали по первой строке врачующего душу вечно неувядаемого есенинского текста.