Вечно живые. Часть 1. Николай Майоров

Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, недолюбив,
Не докурив последней папиросы.

Таков обобщённый портрет поколения юности социализма дал Николай Майоров в стихотворении «Мы».  Это было особое поколение. Но на его особость мы сегодня не обращаем внимание. В чём же его особость? Это было первое поколение, воспитанное Советской властью. Это поколение искренне и свято любило свою Советскую Родину, верило в победу коммунизма во всём мире и стремились приблизить её. Это они двадцатилетние и тридцатилетние «мужество как знамя пронесли», это они «жгли костры и вспять пускали реки», это им «не хватало неба и воды», это они «жили, не тратя лишних слов», «брали пламя голыми руками», и «грудь раскрывали ветру», они верили в себя…

Много позже о таком состоянии жизни Роберт Рождественский писал: «Жить взахлёб! Это здорово кто-то придумал!» Вот они и жили «взахлёб» и вместе со старшими поколениями пробежали за 10 лет в экономике тот путь, для прохождения которого капиталистическим странам потребовалось 50 – 100 лет. Это они создали материально-техническую базу, способную не только выдержать «удар Европы всей» (Ф. Глинка). Это они «захватчиков подлых с дороги смели», «в битвах решали судьбу поколений», «к славе Отчизну свою привели», потому что Советская власть, партия большевиков воспитывали их как «людей, (…) которые сами, без подсказки властей и без насилия становятся носителями новых общественных отношений» (А.А. Зиновьев).

Вот поэтому они и горели подвижничеством и трудовым героизмом, но их никогда не покидала тревога, ведь страна со всех сторон была окружена империалистическими хищниками, готовыми в любую минуту пойти крестовым походом на единственную страну рабочих и крестьян. И они готовились дать отпор врагу и жизнь их была вечным боем с вражескими поползновениями, о чём поэт и пишет:

Когда б не бой, не вечные исканья

Крутых путей к последней высоте,

Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,

В столбцах газет, в набросках на холсте.

А эти «пути к последней высоте» не розами усыпаны, не выстланы ковровыми дорожками:

Был камень тверд, уступы каменисты,

Почти со всех сторон окружены…

Поэт уверен, что в грядущей войне его современников как бы ни было трудно ничто не остановит на пути к победе, он это утверждает:

И шли вперед, и падали, и, еле

В обмотках грубых ноги волоча…

Более того он ни на йоту не сомневается в победе, и особо указывает, что она не позволит провести расчеловечивание человека. Странно, но Николай Майоров предвидел и то, что произошло с черной руки малограмотного и подленького, скрытого троцкиста Хрущёва: очернение подвига советского народа при строительстве социализма.

Мир, как окно, для воздуха распахнут

Он нами пройден, пройден до конца,

И хорошо, что руки наши пахнут

Угрюмой песней верного свинца.

И как бы ни давили память годы,

Нас не забудут потому вовек,

Что, всей планете делая погоду,

Мы в плоть одели слово «Человек»!

Стихотворение «Мы» — патриотическая лирика с философскими отступлениями, оно пронизано гордостью за своих современников, за их вклад в развитие страны. Поэт восхищается патриотизмом, любовью к жизни и к социалистическому Отечеству у советских людей. Для них любовь к своей Родине важней, чем любовь к конкретной женщине и поэтому они были готовы защищать её до последней капли крови, и потому были непобедимы. Но им не была чужда и «радость хорошего чувства» (Н. Островский). Об этом говорят слова: «А как любили мы – спросите наших жён!», но когда пришла общая беда они уходили от жён на фронт подобно трубачу из стихотворения: «он тоже дома женщину оставил,// не оглянувшись даже с горяча».

Тема любви присутствует во многих стихотворениях Н. Майорова.  Он был наделен, очевидно, самым сильным чувством любви к женщине, о чем свидетельствуют такие его стихи, как «Весеннее», «Мой отъезд», «В тот день, когда я был еще не твой…», «Что значит любить», «Здесь все не так…», «Я был ее. Она еще все помнит…», «Заснуть. Застыть. И в этой стыни…», «Все к лучшему. Когда прошла гроза…», «Мне нравится твой светлый подбородок…», «В грозу», «Я знал тебя, должно быть, не затем…», «Мне только б жить и видеть росчерк грубый…» и др.

 Любовь всегда является истоком высоких устремлений, желания проявить себя, подвигает человека на лучшие нравственные деяния.  Так было во все времена, так есть сегодня и так будет впредь. Любовь Майоров воспевает с историко-философских воззрений. Своё понимание любви он наиболее ярко и всесторонне выразил в стихотворении «Что значит любовь»:

Идти сквозь вьюгу напролом.

Ползти ползком. Бежать вслепую.

Идти и падать. Бить челом.

И все ж любить ее — такую!

Да, любовь — это борьба, прежде всего с самим собой, надо устранить в себе то, что не нравится твоей любимой, или убедить её принять что-то как должное, и также помочь любимой избавится от того, что не нравится тебе в ней. Научиться прощать обиды от любимого человека, да и самому не наносить их.  А главное через любовные тревоги и мучения познать смысл жизни.

Не спать ночей, не досчитаться писем,

Не чтить посулов, доводов, похвал

И видеть те неснившиеся выси,

Которых прежде глаз не достигал, —

Найти вещей извечные основы,

Вдруг вспомнить жизнь.

В лицо узнать ее.

Здесь чувствуется влияние В.В. Маяковского, вспомните его стихотворение «О сущности любви», помните эти строчки:

Любить —

     это с простынь,

            бессонницей рваных,

срываться,

     ревнуя к Копернику,

его,

  а не мужа Марьи Иванны,

считая

   своим

      соперником.

Поэт, как и большинство его современников, в любви видели средство достижения нравственного совершенства, и искали пути к нему, и стремились «пламя души своей, знамя страны своей» пронести «через миры и века».  Они не из тех «кто любовь, как мелкую монету, раздавал, не зная сам кому» (С. Щипачёв).

 Стихотворение «Рождение искусства» автор пишет, обращаясь к любимой. Поэт указывает, что «мир встаёт столетье за столетьем» и когда-то у нашего далёкого предка, вдохновенного мыслью о любимой женщине, пленившей его взор и вошедшей к нему в сердце, возникло обостренное чувство жажды жизни и потребности гармонии. И он услышал «ветра голос многоустый», увидел «своды первозданных скал», «влюбляясь в жизнь он выдумал искусство и образ твой в пещере изваял». Он — «художник гениален был» потому, что «совершенство форм его (мира – ИБ) заметил и первый трепет жизни ощутил». (…)  «различил однажды неба цвет» и

 Тогда в него навек вселилась зависть

к той гамме красок.  Он открыл секрет

Бессмертья их. И где б теперь он ни был,

Куда б ни шел, он всюду их искал.

Так, раз вступив в соперничество с небом,

Он навсегда к нему возревновал.

Вдохновившись неба цветом наш предок разрисовал обычный камень, что было для людей торжеством и женщина «сдалась, когда, припав губами к его руке, поверила в него». Вот такова волшебная сила искусства. И поэт вновь обращается к своей любимой:

Вот потому ты много больше значишь,

Чем эта ночь в исходе сентября,

Что даже хорошо, когда ты плачешь,

Сквозь слезы о прекрасном говоря.

Они, строящие социалистическое общество, стремились повысить своё нравственное, духовное состояние, вещизм им был чужд. Своё призвание они находили в творчестве и как пелось в песне тех лет:

К станку ли ты склоняешься,

В скалу ли ты врубаешься-

Мечта прекрасная, еще не ясная,

Уже зовет тебя вперед.

Эти мысли Майоров выразил в стихотворении «Творчество». Он видел смысл жизни в созидании чего-то нового, общественно полезного, в вечной преемственности поколений, в полной самоотдаче того, что ты от жизни получил:

А жизнь научит правде и терпенью,

Принудит жить, и, прежде чем стареть,

Она заставит выжать все уменье,

Которое ты обязан был иметь.

Да, жизнь заставила поколение ровесников поэта отдать всё умение, которому она их научила, на алтарь победы над Третьим Рейхом, объединёнными силами Западной Европы во главе с нацистской Германией. А в конце 30-х прошлого столетия в мире явно пахло войной, да она уже и гремела, и в стране все силы были брошены на подготовку отпора агрессору. Коммунистическая партия обращала особое внимание на укрепление морального духа советского народа, и литература была одним из главных борцов в этом деле. Было написано много стихотворений от бравурного «Если завтра война…» (В. Лебедев-Кумач) до печальных предвидений, одно из таких принадлежит Н. Майорову:

Я не знаю, у какой заставы

Вдруг умолкну в завтрашнем бою,

Не коснувшись опоздавшей славы,

Для которой песни я пою.

Ширь России, дали Украины,

Умирая, вспомню… и опять —

Женщину, которую у тына

Так и не посмел поцеловать.

Да, сколько таких нецеловавшихся парнишек сложили головы в неравных боях, и сколько из них тех, кто, как писала Юлия Друнина, представительница этого поколения, прошедшая всю войну в медсанбате: «И снова нецелованные губы израненный парнишка закусил»,  а сколько раз им приходилась стоять с опущенной головой над братскими могилами, в которых хоронили их ровесников. Генофонду советских народов агрессией Третьего Рейха нанесён огромный ущерб. Нам об этом никогда нельзя забывать, особенно сегодня, когда коллективный Запад вновь намерен окончательно решить «русский вопрос».

Но тщетны их попытки, потому что на Руси издревле и мёртвые воюют с врагами. Н. Майоров об этом пишет в стихотворении, которое приведу полностью:

Нам не дано спокойно сгнить в могиле —

Лежать навытяжку и, приоткрыв гробы, —

мы слышим гром предутренней пальбы,

призыв охрипшей полковой трубы

с больших дорог, которыми ходили.

Мы все уставы знаем наизусть.

Что гибель нам? Мы даже смерти выше.

В могилах мы построились в отряд

и ждем приказа нового. И пусть

не думают, что мертвые не слышат,

когда о них потомки говорят.

Кто-то скажет мистика. Что ж и будет прав. Но в памяти народной навеки живы ратоборцы, сложившие свои головы на ратном поле в бою с захватчиками за свободу и независимость своей Отчизны, как и их полководцы. И не случайно, не для красного словца, на параде войск Рабоче-Крестьянской Красной Армии  на Красной площади 7 ноября 1941 года, когда фашисты стояли у стен Москвы, И.В. Сталин сказал: « Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!» Эти слова укрепили у бойцов, идущих на фронт, веру в том, что «наше дело правое, победа будет за нами».

Как уже говорил выше, Н. Майоров предчувствовал трагедию своего поколения, и он страстно желал, чтобы оно прожило свою жизнь достойно, оставило после себя величественный след в истории, чтобы потомки могли гордиться ими. В стихотворении «Памятник», посвящённому гибели экипажа самолёта, из-за отказа мотора не взявшему рекорд, он пишет:

Им не воздвигли мраморной плиты.

На бугорке, где гроб землей накрыли,

Как ощущенье вечной высоты,

Пропеллер неисправный положили.

………………………………………

О, если б все с такою жаждой жили!

Чтоб на могилу им взамен плиты

Как память ими взятой высоты

Их инструмент разбитый положили

И лишь потом поставили цветы.

Что ж, над могилой Н. Майорова высятся его стихотворения, полные романтизма юности социализма и гордости за своё поколение. Очень мало оставил поэт нам стихотворений ( в Интернете приводится лишь 99, остальные считаются утерянными), и хотя сам он к их поэтике относился критически: «Пусть неточны слова,// слог тяжёл, и выраженья грубы!», они выражают суть жизни его современников и указывают нам пути своего нравственного совершенствования.

Николай Петрович Майоров прожил очень мало. Он родился 20 мая 1919 года в семье рабочих. Закончив в 1937 году школу, он поступает на исторический факультет Московского государственного университета, а с 1939 года одновременно занимался в Литературном институте им. М. Горького в поэтическом семинаре П.Г. Антокольского.

С началом Великой Отечественной войны Н. Майоров вместе с другими студентами был отправлен рыть противотанковые окопы под Ельню. После возвращения поэт вместе с другими членами литературного кружка обивал пороги военкомата желая получить повестку на фронт и 18 октября 1941 года он был призван в РККА и назначен помощником политрука и стрелком пулемётной роты. 8 февраля 1942 года во время первого большого наступления советских войск в бою с противником под Смоленском он погиб.

Молодой, здоровый, влюблённый в жизнь и в Советскую Отчизну, Н. Майоров не успел полностью раскрыть свой поэтический дар, который у него, несомненно, был, что видно по его стихам, полными глубоким философским смыслом и содержанием и они по праву находятся в числе лучших произведений советской литературы. Его стихи и сегодня находят живой отклик у всех, кто искренне любит Россию.