В сентябре этого года газета «Литературная Россия» проводила опрос на тему: «Каким должен быть положительный герой современной России?» («Литературная Россия», 2014, № 37).
В опросе участвовали писатели разных поколений. Однако большинство ответивших (Сергей Шаргунов, Борис Евсеев, Анатолий Байбородин, Герман Садулаев, Анастасия Чернова) сошлись в мнении, что положительный герой современной России – это защитник Новороссии, ополченец Донбасса.
Удивил участвовавший в опросе философ Иван Гобзев. По его мнению, «непонятно, где проходит грань между положительностью и отрицательностью». Положительный герой русской литературы в восприятии любителя мудрости Гобзева – «это вообще что-то крайне неинтересное, это идиот Мышкин и прочие идиоты». Контекст восприятия героя Достоевского здесь понятен, как говорится, без комментариев.
Странный тезис выдвигает кинорежиссер и писатель Владимир Алеников: «Не может быть одних и тех же героев для детей и взрослых». Видимо он не задумывался о том, что разрыв идеалов поколений ведет к разрушению поколенческих связей и, как следствие, к распаду общества.
Одну из важнейших тенденций современной литературы выразил Сергей Шаргунов: «…Не хватает в прозе обычных людей – инженеров, офицеров, учителей, врачей, таксистов, слишком часто в центре произведения – альтер-эго автора, нервно извивающийся книжный червь».
Проникновение в отечественную литературу постмодернизма ведет к исчезновению героя в первоначальном смысле этого слова. Как описан русский герой Викт. Ерофеева, В. Сорокина, Вяч. Пьецуха, М. Шишкина? Это, как правило, или недочеловек с претензией на мессианство или слабоумный кретин, чем-то напоминающий сказочного Иванушку-дурачка, или кровожадный маньяк, перегруженный сексуальными фантазиями.
Одновременно с этим идет процесс дегероизации отечественной литературы. Его старательно поддерживают Дм. Быков, Л. Улицкая, Д. Рубина, Е. Чижова. В их произведениях герой по определению не может быть русским. А если русский становится героем, то он полностью должен отказаться от своих национальных идеалов, презреть их. Прежде всего, это относится к Православию, державности, народности.
Чтобы правильно сформулировать настоящие черты героя русской литературы, обратимся к творчеству писателей-классиков.
* * *
Настоящих героев в современном литературном процессе, действительно, немного. Однако в русской литературе (если слово «русский» понимать как «соответствующий русским духовным традициям») такой положительный герой всегда был, есть и будет. Его характер и внутренний мир не всегда идеален, но он всегда стремится к конкретному идеалу – идеалу православному. От самых истоков нашей словесности мы видим такого героя: князь Владимир в «Слове о Законе и Благодати», князь Игорь в «Слове о полку Игореве», Борис и Глеб, Сергий Радонежский и многие другие святые, в нашей земле просиявшие и прославленные в агиографическом жанре, пушкинский Петруша Гринёв, гоголевские Тарас и Остап Бульба, тургеневские крестьяне, некрасовские русские женщины, толстовские Платон Каратаев, Тихон Щербатый, друзья-дворяне Андрей и Пьер из романа-эпопеи, Алёша Карамазов и другие герои Достоевского, очарованный странник Иван Флягин и когорта героев произведений Лескова, студент из одноимённого рассказа Чехова…
Михаил Юрьевич Лермонтов, 200-летний юбилей которого мы недавно отмечали, в своем творчестве дал нам несколько типов настоящего героя. Несомненно, наивысший тип героя России, наделенного обостренным чувством Родины, простотой, мудростью, горячим сердцем, поэт показал нам в стихотворении Бородино. Рассказчик-дядя — вот образчик солдата-героя, готового отдать свою жизнь за Отечество.
Другой удивительный пример такого солдата – Максим Максимыч. Пусть его образ бледно выглядит не только рядом с образом Печорина, но и рядом с такими второстепенными образами-персонажами, как Вернер и Грушницкий. Но его понятие о чести и родстве душ, его детская наивность и чистота позволяют отнести этого персонажа к высшему разряду героев. Не случайно и Николай I именно в Максиме Максимыче разглядел настоящего героя времени.
Третий образ русского героя дарован нам Лермонтовым в «Песне про купца Калашникова…» Здесь мы видим максимализм русского человека в отстаивании чести своей семьи, в решительном выборе смертельной правды, которая предпочтительнее дарующей жизнь лжи. Именно в «Песне…» проявляется ставшая сегодня штампом и потому теряющая свое исконное значение известная нравственная максима «жить не по лжи». Купцом Калашниковым можно проверять на русскость и других героев литературы. Так, воспетый многими критиками и историками литературы солженицынский Иван Шухов, ради сохранения жизни оклеветавший себя на допросе в НКВД и попавший из-за этого в лагерь, рядом с эпическим персонажем Лермонтова — просто трус.
Прекрасны многие женские образы Лермонтова. Несомненно героично поведение казачки-матери, поющей своему малышу о грядущей суровой судьбе казака и понимающей всю свою жизненную трагедию («Казачья колыбельная песня»). Ведь растит она ребенка для того, чтобы он посвятил всю свою жизнь не матери, а Отечеству. Честная жена купца Калашникова Алена Дмитриевна – пример для подражания современным замужним дамам…
Лермонтов, чтобы показать современникам и потомкам настоящий идеал, использовал и прием отталкивания от отрицательных черт персонажа. Циники и эгоисты Арбенин, Печорин, Вернер, Грушницкий — это типажи, растерявшие главное национальное русское содержание человека и живущие ради удовольствия, самоутверждения, властвования над окружающими людьми.
Приведенный нами далеко не полный ряд положительных персонажей русской классики можно продолжить героями произведений, созданных такими писателями века XX, как М.Шолохов, С.Есенин, А.Платонов, И.Шмелёв, Б.Зайцев, Ф.Абрамов, В.Белов, В.Распутин, Н.Рубцов, В.Личутин и многими другими.
Доминирующая в современной литературе тенденция к выхолащиванию положительного героя сегодня понемногу преодолевается. По-своему с ней борются В.Дворцов, о. Тихон (Шевкунов), Л. Сычева, З. Прилепин, Д. Ермаков и некоторые другие авторы.
Чтобы появлялись герои, нужна героическая национальная идеология. Таковая сегодня, я надеюсь, возрождается, возвращается.
Настоящий герой нашего времени, как и любого другого, для русской литературы – человек, способный пожертвовать собой ради ближних, способный «душу положить за други своя» и готовый служить Богу, России, семье…
Это может быть кадровый военный, спасающий солдат-срочников от разрыва боевой гранаты, это предприниматель, не желающий жить только для обогащения и собственных удовольствий и безоглядно отправившийся воевать в Новороссию, это семьянин, воспитывающий в национальных традициях своих детей, это школьник или студент, способные на большой и самоотверженный поступок, это пожилая сельская учительница, которая ещё держит корову и не продаёт, а раздаёт молоко своим нищим соседям, это священник, продающий свою квартиру, чтобы достроить храм и многие другие наши современники.
Таких людей множество: я их не однажды встречал и встречаю каждый день. Хватит увековечивать мерзость. На обозрение читателям НАДО выставлять человека с прекрасными чертами. Конечно, идеальных людей не бывает и в литературе их быть не должно. Но необходимо показывать, как человек идёт к свету, к добру, прорывается сквозь внутренний и внешний мрак ко Христу.
P.S. Не только возрождение национальной идеологии необходимо для появления героя в современной литературе. Нужны еще писатели, любящие Россию и способные на настоящие поступки, готовые жить для нее. Не те, кто за западные гранты готов написать все, что угодно грантодателям. Не Пелевины с Шишкиными и Улицкими. А те, кто готов жить вместе с родным народом, разделяя его радости и горести. Нужен не писатель-потребитель (буржуа), а писатель-труженик, со-ратник. Вспомним А.С. Пушкина: в 1831 году он написал известное стихотворение «Клеветникам России», не испугавшись негативной реакции либерального дворянства России. Да и такие положительные герои, как Савельич, Петруша Гринев, Маша Миронова и их родители появились не у Пушкина-фрондера, а у Пушкина-патриота и государственника.
России нужен человек искусства, живущий не ради искусства, а ради своего народа, своей Родины.
Николай Крижановский,
доцент кафедры отечественной филологии и журналистики
Армавирской государственной педагогической академии,
член «Союза журналистов России»
г. Армавир