«Покаяние». Как грузинские антисоветчики разрушали фундамент социализма

Совершенно уникальный случай в мировом кинематографе — власти страны используют художественный фильм, не самого высокого художественного качества, в роли одного из таранов для разрушения собственной страны. Удачнейшая попытка нейролингвистического программирования подавляющей части населения второй державы мира. Попытка внести в сознание советских людей нового кода — дискредитации коммунистической идеи — «а зачем эта улица, которая не ведет к Храму», и «надо выбросить труп коммунистического прошлого на помойку, иначе никакого будущего нет», — имела успех тогда и сейчас продолжает повторяться всякими современными «иноагентами». Фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние».

А ведь вся эта история началась после того, как грузинскому режиссеру Тенгизу Абуладзе рассказали историю, которая произошла в Западной Грузии. По одной из апокрифических версий, бытующих в сети, это была история о том, как в 1937 году один чекист решил заполучить себе в наложницы жену местного бухгалтера. Он отправил мужа и всю его семью в лагерь, а ее сделал любовницей. Когда этот «деятель» умер, кто-то выкопал из могилы труп только что захороненного покойника, и поставил к воротам дома, где жили его родственники. Как выяснилось позднее, это был сын бухгалтера. По другой версии выкопанный труп принадлежал не чекисту, а прокурору. А выкопавший тело стал его жертвой — семья несчастного была фактически уничтожена. Отца арестовали и расстреляли, мать покончила жизнь самоубийством.

Эта история, якобы, натолкнула Абуладзе начать собирать рассказы людей о т.н. «тридцать седьмом годе». А скорее всего, натолкнуло его на эту мысль чтение «Архипелага ГУЛАГ» А.И. Солженицына, который является сам по себе не научно-документальным трудом, а художественной обработкой с добавлением авторской фантазии воспоминаний 250-ти бывших лагерников сталинских времен. В Советском Союзе любой уважающий себя представитель творческой интеллигенции обязан был находиться в оппозиции к этой «совковой власти», и чтение «Архипелага» было для них , как чтение Библии для верующих.

Вот Абуладзе и решил снять свой мини-«Архипелаг». И что характерно, получил при этом горячее одобрение и всестороннюю поддержку первого секретаря ЦК КП Грузии Э. А. Шеварднадзе. То есть, когда за хранение и распространение солженицынского «Архипелага ГУЛАГ» могли дать срок до трех лет за распространение заведомо ложных измышлений,
порочащих советский государственный и общественный строй, бывший министр внутренних дел Грузии, и действующий глава грузинских коммунистов, кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, дает отмашку на съемки самого антисоветского фильма в истории советского кинематографа.

При этом Абуладзе с Шеварднадзе пошли на небольшую хитрость. Чтобы сценарий фильма избежал союзной цензуры, фильм снимали как телевизионный для регионального грузинского телевидения. Сценарий местных телефильмов цензуру не проходил. И выделено было на этот «телефильм» почти миллион рублей из местного бюджета. К съемкам приступили в 1983 г.

Правда, пришлось снимать фильм в виде некоей условной притчи о взаимоотношении Власти и Художника. Никаких конкретных исторических реалий, что-то типа сюрреалистической сказки с элементами абсурдизма. То есть, Абуладзе и Шеварднадзе могли » включать дурака», когда отписывались в Москву, куда поступали сообщения КГБ, о том, что в Грузии снимается антисоветский фильм. «Какой такой антисоветский, действие фильма происходит в вымышленном времени и обличает не конкретные исторические периоды и фигуры истории СССР, а обобщенный образ тирании — хоть того же Гитлера или Муссолини.»

И вот так фильм продолжал сниматься под покровительством грузинских властей. Но случился вопиющий случай. Исполнитель одной из ключевых ролей — юного Торнике Аравидзе, Гега Кобахидзе 18 ноября 1983 г. в составе еще шести представителей «золотой» грузинской молодежи попытался угнать в Турцию пассажирский Ту-134, летевший рейсом Тбилиси – Батуми – Киев – Ленинград. При этом за границу они хотели попасть как «идейные борцы с советским режимом», угнавшие авиалайнер. Во время захвата ими самолёта погибло три члена экипажа и двое пассажиров. 12 человек получили ранения. Экипаж оказал сопротивление, было убито два террориста. Оставшиеся в живых члены экипажа сумели посадить Ту-134 на тбилисский аэродром, а здесь авиалайнер взяла штурмом «Альфа». Все мужчины-террористы, в т.ч. и Гега Кобахидзе, были приговорены к смертной казни и расстреляны в октябре 1984 г. Жена Кобахидзе, участвовавшая в захвате, получила 14 лет и в 1991 г. была амнистирована в независимой Грузии.

Казалось бы, после такого случая съемки фильма были запрещены. В 1965 г. во время съемок фильма «Директор» погиб Евгений Урбанский и почти готовый фильм был закрыт. А тут исполнитель одной их главных ролей во время съемок совершает теракт и расстрелян по приговору суда. Но нет, фильм продолжили снимать. Сцены с участием Торнике пересняли с участием другого исполнителя. В декабре 1984 г. съемки фильма были завершены и по одним данным фильм даже показали по грузинскому телевидению.

А в апреле 1985 г. к власти пришел М.С. Горбачев и его ближайшим сподвижником стал Э.А. Шеварднадзе, который и стал пробивать «телефильму» дорогу на всесоюзный экран. Первоначально объявленное Горбачевым т.н. «ускорение» в сфере экономики не привело ни к каким результатам, наоборот все стало только ухудшаться. Взорвалась атомная станция, утонул пароход, издевательская «антиалкогольная» компания привела к потерям бюджета и росту самогоноварения. Не получилось с базисом — решили ломать надстройку. В стране объявили «перестройку» и «гласность», «нет больше тем закрытых от критики.» И вот тут то и пригодился фильм «Покаяние».

Он сразу же понравился отвечавшему в горбачевском ЦК КПСС за идеологию А.Н. Яковлеву.

Я понимал, что выпуск фильма будет подобен сигнальной ракете, которая ознаменует поворот политического курса», «с выхода этой картины у нас меняется строй.

Правда, Горбачев по своей привычке вильнул в сторону. Не сказал ни да , ни нет. Пусть сами кинематографисты решают, что делать с фильмом. А Союз кинематографистов к тому времени уже был «захвачен» ярыми «перестройщиками — Климовым, Смирновым, Соловьевым, которые без всякого стеснения выкинули с «парохода истории » своих учителей — Герасимова, Бондарчука, Кулиджанова.

А тут еще и подоспел «исторический», прошедший 27-26 января 1987 г., Пленум ЦК КПСС, который дал старт тотальной смене кадров в партаппарате. За две недели до начала Пленума был арестован зять Л. И. Брежнева, уже полгода находившийся в отставке Ю. М. Чурбанов. Тем самым «брежневцам» был дан вполне ясный сигнал, что будет с ними, если они выступят против новой политики Горбачева и его группировки.

А в марте 1987 г. на экраны страны вышло «Покаяние». Видимо, так торопились, что фильм вышел без русских титров и без многоголосового дублирования. Перевод за кадром осуществлялся одиноким мужским голосом.

Перед фильмом была проведена беспрецедентная рекламная компания. «Наконец-то, вы увидите всю правду о Сталине!» Грузинский региональный телефильм выпустили тиражом в 1200 копий. Такой тираж был у чемпионов советского проката всех времен «Пиратов 20 века», «Операции Ы» и «Женщины, которая поет.» Фильм показывали и в лучших кинотеатрах столицы, и в самом далеком сельском клубе. Народ должен знать правду.

В кинотеатры, особенно в столичных городах, поначалу стояли извивающиеся очереди за билетами — правду о Сталине народ хотел знать. Но при всех потугах властей фильм посмотрело 13 млн. зрителей. По сравнению с теми же лидерами проката 1987 г. — «Человек с бульвара капуцинов»- 50 млн., незамысловатой и забытой сегодня «Акселераткой» — 38 млн., тем же «Курьером» — 31 млн., результат более чем скромный при таких рекламных затратах.

А в чем же дело? А в самом фильме. Широко известный в узких кругах, как очередной гений, грузинский режиссер снял для своей «элитарной», в первую очередь грузинской публики, такой же «элитарный» фильм — «притчу» с известными только для этой публики подробностями. Но ведь обещана же была «правда о Сталине», и широкий зритель всего Советского Союза ждал конкретные «адреса, пароли, явки» о том суровом времени.

Прошли уже две волны «массовых реабилитаций», уже кто- по «Голосу Америки» слушал, а кто-то читал в «самиздате «Архипелаг ГУЛАГ», кто-то по изустному народному творчеству знал в общем или в «подробностях» о времени «Большого Террора». В общем, народ жаждал увидеть на киноэкране в визуальном изображении, что что он уже знал. А ему предложили некую «притчу», а скорее даже сказку, снятую в абсурдистко-сюрреалистической манере.

Вот помню свое недоуменное впечатление после премьеры фильма в нашей тайге. А что же это было ? Чего тут со мной авторы в кошки-мышки играют. То, на что они мне пытаются намекнуть в своей сказке, я уже лет как десять знаю в реальных подробностях. Вы давайте мне «кровавой гэбни» и конкретных жертв «массовых репрессий», и побольше, и по кровавей. Сами же писали, как маршала Тухачевского били так, что протокол допроса в кровавых пятнах, как на генерала армии Мерецкова озверевшие чекисты справляли малую нужду ( ох, боюсь статью заблокируют за шокирующий контент). А вы мне тут абстрактные сказочки из абстрактного времени в абстрактной стране.

И как простой зритель в дальнем сельском клубе должен на всю эту абстракцию и сюрреализм реагировать? Недоуменно пожать плечами? Тогда еще не существовало этого определения, но «Покаяние» типичнейший «арт-хаус» и «фестивальный» фильм. Именно для зарубежных кинофестивалей. Что он и подтвердил, огребя кучу призов в Канне.

Но вот этот «арт-хаус» советская ( или уже антисоветская) пропаганда и агитация использовала на двести процентов. И постепенно, поняв, что простому зрителю надо все говорить простым и доступным ему языком, тем более, что все возможности появились, это стало уже государственной идеологической политикой, «кровавая гэбня», лагерные ужасы, несчастные, невиновные жертвы, полились на экран широким потоком.

«Покаяние» я как тогда, в 1987 г., посмотрел, так сразу же забыл. Впечатление было, что это какая-то сказка, снятая в условной манере, как в фильме Павла Арсенова «Король-олень».