Почему актёры не хотели сниматься в «Большой перемене», а Кононов согласился только после разговора с директором «Мосфильма»

Почему актёры не хотели сниматься в «Большой перемене», а Кононов согласился только после разговора с директором «Мосфильма»

История появления этого популярного фильма была весьма затейливой. Многие не знают, что первоначально фильм задумывался как обычная советская агитка по заказу Министерства просвещения СССР, и фильм с самого начала совсем не претендовал на роль киношедевра.

Почему актёры не хотели сниматься в «Большой перемене», а Кононов согласился только после разговора с директором «Мосфильма»

Дело в том, что после школьной реформы в середине 60-х программа среднего образования была существенно дополнена и усложнена. Особенно в старших классах. Поэтому многие ученики уходили из школы после 8-го класса и шли либо сразу на производство, либо в училища и техникумы. Это позволял действующий в то время закон от 1958 года об обязательном восьмилетнем образовании.

В связи с этим заметно снизилось количество юношей и девушек, поступающих в высшие учебные заведения. Конечно же, МГУ и другие популярные ВУЗы не страдали от нехватки абитуриентов, а вот многие менее известные институты столкнулись с проблемой недобора студентов, так как банально не хватало выпускников школ с полным среднем образованием.

В те годы даже появились многочисленные программы по привлечению молодежи в институты с различными льготами для поступления. Например, солдат срочной службы, уволившийся в запас при наличии 10-летнего образования и хорошей характеристики из армии, в некоторые «непопулярные» ВУЗы принимался сразу без экзаменов. А в востребованных учебных заведениях он мог пройти только минимум вступительных испытаний. То же самое касалось абитуриентов по направлениям из колхозов и совхозов, но при условии, что после окончания обучения и получения дипломов, они вернутся работать домой.

Но очень скоро стало ясно, что программы были неэффективны, так как для их реализации просто не хватало молодых людей с 10-летним школьным образованием. И тогда стартовала еще одна госпрограмма по привлечению юношей и девушек в так называемые школы рабочей молодежи (ШРМ).

Так сложилось, что мой отец участвовал в разработке и внедрении некоторых программ привлечения молодежи за школьные парты, так как после окончания института в 1964 году он был направлен в качестве младшего научного сотрудника в один из НИИ Министерства просвещения РСФСР.

Позже он рассказывал, что их министр лоббировал в правительстве принятие закона об обязательном 10-летнем образовании, но в ЦК этот закон считали преждевременным. По сути, руководители страны опасались социального недовольства и того, что обучение станет формальным, когда многие неуспевающие ученики ради обязательного аттестата будут вынуждены просто просиживать за партой 9-10 классы.

И тогда стали разрабатываться программы привлечения молодежи, не имеющей полного среднего образования в вечерние школы. В том числе и с помощью художественных средств – книг, фильмов и т.д. Поэтому фильм «Большая перемена», как, кстати, и менее популярный фильм «Каждый вечер после работы», вышедший в те же годы, появились только благодаря программе привлечения молодежи в вечерние школы.

Почему актёры не хотели сниматься в «Большой перемене», а Кононов согласился только после разговора с директором «Мосфильма»

Что касается «Большой перемены», то изначально стояла задача снять оптимистический веселый фильм, после которого каждому юноше или девушке (и даже людям постарше), не имеющим законченного среднего образования, захотелось бы пойти в такую школу. Собственно, для решения этой задачи и был написан сценарий с незамысловатым сюжетом, а потом снят фильм. И других целей у этого фильма не было.

Почему актёры не хотели сниматься в «Большой перемене», а Кононов согласился только после разговора с директором «Мосфильма»

Это понимали и актёры, поэтому многие отказывались от участия в откровенной агитке, как тогда представлялось им по сценарию.

Известно, что на роль Степана Леднёва (отца Нелли) режиссер приглашал Юрия Никулина, но тот, прочитав сценарий, отказался даже от проб. На роль Ганжи приглашали Олега Янковского, на роль Полины – Маргариту Терехову, на роль Петрыкина – Евгения Евстигнеева, но все они под разными предлогами тоже отказались от съёмок.

Известно, что автор сценария Георгий Садовников писал главную роль Нестора Петровича под актёра Андрея Мягкова. Рассказывают, что тот с самого начала не хотел играть эту роль, но его якобы сниматься уговорила жена и попросила походатайствовать за неё. Ей очень хотелось сыграть учительницу Светлану Афанасьевну.

Андрей Мягков и Анастасия Вознесенская в 70-х годах.

Андрей Мягков и Анастасия Вознесенская в 70-х годах.

Мягков не стал ходатайствовать, а поставил жёсткое условие режиссёру, что он согласится играть Нестора Петровича только при участии в фильме своей супруги.

Позже режиссёр фильма Алексей Коренев вспоминал, что они обсуждали с Садовниковым требование Мягкова. В принципе эту роль второго плана можно было отдать его жене Анастасии Вознесенской. Но их тогда насторожило другое: если исполнитель главной роли в достаточно большом 4-серийном кинопроекте сразу начинает с ультиматума, то где гарантия, что и дальше он не будет чем-нибудь шантажировать? Поэтому, всё взвесив, режиссер сам отказался от Мягкова.

Второй кандидатурой на роль учителя Северова был популярный в те годы актёр Евгений Карельских. Но тот почти сразу уклонился, сославшись на то, что он уже снимается в двух других картинах.

Евгений Карельских в фильме "Следствие ведут ЗнаТоКи. Динозавр " (1972)

Евгений Карельских в фильме «Следствие ведут ЗнаТоКи. Динозавр » (1972)

Его отказ был принят, но через неделю Коренев узнал, что загруженность не помешала ему принять другое предложение на «Мосфильме». Еще на эту роль рассматривались: Константин Райкин, Евгений Стеблов, Алексей Локтев, но подходящего актёра найти не удавалось.

И вот однажды Садовников предложил Кореневу попробовать Кононова. Он ему понравился в фильмах «Начальник Чукотки» и «Здравствуй и прощай».

Сам актёр позже рассказывал, что когда его пригласили на пробы, он уже знал, что от этой роли отказались несколько его коллег. Прочитав сценарий, он понял, что фильм агитационного характера, да при этом еще и оторванный от реальной жизни. В то время его двоюродный брат учился в ШРМ и рассказывал ему совсем о другой школьно-вечерней жизни.

Когда Кононов приехал в «Мосфильм» на первые пробы, он попытался сразу вежливо отказаться от роли, обосновав это тем, что он не понимает суть героя и вообще эмоциональный фон, на котором развивается весь сюжет. Режиссёр попытался успокоить его, что, мол, дело это поправимое, но, видя, что тот всё равно сомневается, Коренев вдруг сказал Кононову, что его хочет видеть у себя директор киностудии Сизов.

Николай Трофимович Сизов считался одним из самых строгих директоров за всю историю «Мосфильма». Он пришел на эту должность из Мосгорисполкома, где много лет проработал начальником УВД. На киностудии его откровенно боялись даже именитые режиссёры, а тут хоть и популярный, но еще совсем молодой актёр.

Визит актёра к директору состоялся, но позже Кононов никогда не рассказывал, о чем они говорили. Известно только, что он согласился сниматься в этом фильме и постарался сделать свою работу хорошо.

Почему актёры не хотели сниматься в «Большой перемене», а Кононов согласился только после разговора с директором «Мосфильма»

Несмотря на отказ многих актёров в фильме всё же удалось собрать звёздный состав: Евгений Леонов, Ролан Быков, Михаил Яншин, Владимир Басов, Людмила Касаткина, Валентина Талызина, Лев Дуров, и другие.

Вместе с ними снимались еще молодые, но уже популярные: Савелий Крамаров, Валерий Носик, Наталья Гвоздикова, Александр Збруев, Нина Маслова, Виктор Проскурин, Светлана Крючкова и еще с десяток талантливых актёров нового поколения.

Почему актёры не хотели сниматься в «Большой перемене», а Кононов согласился только после разговора с директором «Мосфильма»

В своих неопубликованных мемуарах, которые Кононов не успел завершить, даже через много лет он нелестно отозвался о «Большой перемене». Актёр написал, что фильм являлся фантасмагорией с несуразными текстами и нереалистичными ситуациями. И только великолепный актерский состав смог этот откровенный бред превратить в милую современную комедию, которая имела зрительский успех.

Как бы то ни было, фильм выполнил поставленную задачу. Известно, что в 70-ые годы в вечерние школы и вправду был приток молодежи. Возможно, на это повлияли другие обстоятельства, но то, что и картина вложила свою долю в этот результат, никто тогда сомневался, так как фильм сразу стал народным кинохитом.

В статье использованы кадры из фильма «Большая перемена» (1973 год).