Какое время — такие и песни

О судьбе отечественных песен, рождённых в советскую эпоху, «Правда» с тревогой высказывалась не раз. Сегодня же эта тема обретает дополнительную актуальность, поскольку мы осмысливаем потери страны за антисоветское 30-летие после трагического 1991-го. И нельзя не обратить внимания: народ наш всё меньше поёт. А то, что приходится слышать с эстрады и в эфире под названием песен, как правило, демонстрирует ужасающее падение российской культуры.

Этому и были посвящены несколько публикаций «Правды» за последнее время. Напомню заголовки: «Какие песни нам петь?» (номер от 21—24 мая), «Низвержение» (8—9 июня), «Странный праздник — серые песни» (17 июня).

Полученные читательские отклики мы обещали печатать и анализировать, чтобы продолжить начатый разговор. И вот сегодня — первая страница, целиком составленная из ваших писем, дорогие друзья.

Главное, что надо отметить: в абсолютном большинстве вы поддержали важность поднятой темы. Не скрою, один скептический отклик мне довелось услышать по телефону. Дескать, предлагаете обсуждать судьбу песен, а ведь за проклятое 30-летие мы потеряли сотни замечательных предприятий, целые отрасли индустрии и т.д.

Это так. Но разве тут есть какое-то противоречие? Разве не одинаково важны для нас потери материальные, о которых «Правда» тоже постоянно рассказывает, и духовные?

«Нам песня строить и жить помогает», — пел советский народ. И не случайно эту крылатую строку вспоминают авторы многих писем, которые мы получили. Среди них на публикуемой странице — нынешняя комсомолка и участник Сталинградской битвы.

Он, Игорь Григорьевич Гребцов, утверждает: духоподъёмные советские песни, начиная с гениальной «Священной войны», сыграли колоссальную роль в достижении нашей Великой Победы. Так же считали Маршал Советского Союза Георгий Жуков и другие сталинские полководцы, миллионы бойцов Красной Армии и тружеников тыла.

Вся история Советской страны проникнута небывалым песенным взлётом. Но доходит ли то изумительное вдохновение до новых поколений в сегодняшней России? Что им предлагается вместо него? Как нам общими силами — коммунистов, комсомольцев и всех истинных патриотов Родины — спасать нашу песню?

Будем и дальше вместе думать об этом, бороться за это.

Виктор КОЖЕМЯКО.

Давайте делать всё, что от нас зависит

Прочитав статью политического обозревателя «Правды» В. Кожемяко «Какие песни нам петь?» с призывом откликнуться на поставленные им вопросы о состоянии песенной культуры в современной капиталистической России, я не мог остаться равнодушным. И прежде всего задумался вот над чем: а как же нам — патриотам своей страны, борющимся за возвращение её на социалистический путь развития, сберечь весь тот колоссальный песенный клад, который создан лучшими отечественными мастерами песни в советское время? Как сохранить в людской памяти и заслуженные имена — советские имена композиторов, поэтов, исполнителей?

Вспоминая те песни, Виктор Стефанович пишет: «…Выбор здесь — широчайший! Но какова судьба этих песен сегодня? Часто ли вы их слышите и поёте? И что за минувшее антисоветское 30-летие создано взамен?»

Да, песенный выбор в советские годы был действительно богатейший. В одной только Крымской филармонии солистами были такие известнейшие народные артисты СССР, как Юрий Богатиков и София Ротару, удостоенные ранее к тому же и звания народного артиста УССР. А ведь были у нас ещё и местные знаменитости, которые активно гастролировали по тогдашней Крымской области, выступая в домах культуры, на стадионах и в трудовых коллективах.

Есть они, конечно, и сейчас. Продолжают гастролировать, но уже гораздо реже, а о выступлениях на предприятиях и в организациях говорить практически не приходится. Это явление, бывшее обыденным в советские годы, теперь стало почти диковинным.

И ведь те же артисты региональных филармоний, музыкальных, оперных театров или театров оперетты и музыкальной комедии, как правило, живут не на широкую ногу. Порою вынуждены едва сводить концы с концами. Об этой проблеме, считаю, также следует нам, коммунистам, говорить, а по возможности и помогать этим коллективам и лучшим их представителям.

Вернусь всё же к советскому песенному наследию. Выше мною было названо имя Юрия Иосифовича Богатикова. Народный артист СССР, заслуженный и народный артист УССР, лауреат премии Ленинского комсомола, кавалер ордена «Знак Почёта» и знака «Шахтёрская слава» трёх степеней, кавалер российских и украинских орденов, почётный гражданин Славянска, Ялты, почётный крымчанин, он был хорошо известен на просторах Советского Союза.

Имея сочный, выразительный баритон, обладая уникальными артистическими данными, он покорял слушателей блестящим исполнением таких полюбившихся в народе песен, как «Давно не бывал я в Донбассе» Н. Богословского на стихи Н. Доризо, «Усталая подлодка» А. Пахмутовой на стихи С. Гребенникова и Н. Добронравова, «Спят курганы тёмные» Н. Богословского и Б. Ласкина, «Прощайте, скалистые горы» Е. Жарковского на стихи Н. Букина, «На безымянной высоте» В. Баснера на стихи М. Матусовского, «Весна сорок пятого года» А. Пахмутовой и Е. Долматовского, «Не остуди своё сердце, сынок» В. Мигули и В. Лазарева, «Воспоминание о полковом оркестре» Ю. Гуляева и Р. Рождественского, «Золотая Керчь» А. Экимяна и Ф. Лаубе, «Крымские зори» С. Пожлакова и Г. Горбовского, «Мы — армия народа» Г. Мовсесяна и Р. Рождественского, «Давай поговорим» Э. Ханка на стихи И. Резника, «Не плачь, девчонка» В. Шаинского и В. Харитонова, «Через две зимы» В. Шаинского и М. Пляцковского, «Шумят хлеба» А. Пахмутовой и С. Гребенникова и многих других.

Но вот прошло два десятилетия, как певца не стало. И что же? Ведь даже крымчане, а в Крыму он прожил почти три десятка лет, стали его забывать! Молодёжь крымская, кому сейчас 20—25 лет, так и вовсе это славное имя не знает, при том что ходят мимо памятника певцу, находящегося в центре Симферополя, возле Госсовета Республики Крым.

Как понять такое беспамятство? Или, может быть, творчество Богатикова напрочь устарело и совсем неинтересно сегодняшним слушателям? Нет, проблема не в этом. А в том, что сегодня в нашей стране нет должной государственной культурной политики. Во многом сказывается и пещерный антисоветизм. Если советское — значит плохое, как говорят ныне — не в тренде. А каков критерий подобных оценок? Да и кто оценивает?

* * *

Ну скажите, часто ли по телевидению на центральных каналах или по радио, хотя бы такого уровня, как всероссийское радио «Спутник», вы слышите песни в исполнении того же Юрия Богатикова, а вместе с ним Клавдии Шульженко и Марка Бернеса, Леонида Утёсова и Георгия Виноградова, Рашида Бейбутова и Георга Отса, Людмилы Зыкиной и Ольги Воронец, Гелены Великановой и Майи Кристалинской, Владимира Трошина и Юрия Гуляева, Анны Герман и Марии Пахоменко, Нани Брегвадзе и Эдиты Пьехи, Муслима Магомаева и Эдуарда Хиля, Кола Бельды и Виктора Вуячича, Батыра Закирова и Полада Бюль-Бюль оглы, Людмилы Сенчиной и Марии Кодряну, Сергея Захарова и Николая Гнатюка, Розы Рымбаевой и Надежды Чепраги, а также и других достойнейших советских эстрадных исполнителей? Уверен, ответ будет отрицательным. Народ наш целенаправленно отстраняют от подлинного, высокохудожественного и высоконравственного эстрадного искусства, заменяя его низкопробным скороспелым суррогатом, типа «Я сошла с ума», о котором и речь вести как-то совсем уж противно.

Хотя, безусловно, есть и в наши дни мастера, есть и песни, достойные внимания и добрых слов. Но, во-первых, их теперь очень мало, а во-вторых, они-то до массового слушателя доходят с наибольшим трудом. Их стараются не пропускать те, кто эстраду превратил в шоу-бизнес. А ежели во главу угла поставлен бизнес, то о каком искусстве может идти речь?

Значит, наш долг — доносить лучшее до нынешних молодых, вырабатывая у них эстетический вкус и способность воспринимать прекрасное.

Права была народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда Л. Зыкина, когда в книге «На перекрёстках встреч» высказала такое наблюдение, нисколько не потерявшее своей актуальности: «Чаще всего молодые люди не приемлют того, о чём не имеют достаточно чёткого представления. В музыке это проявляется особенно. Душевная чёрствость, грубость, отсутствие малейшего участия в судьбе ближнего, как правило, свойственны тем, кто к музыке, к искусству равнодушен или имеет о них весьма смутное представление. Я абсолютно убеждена — мой опыт творческой жизни в большом искусстве тому порука, — что человек, не понимающий глубоко искусства, обязательно неполноценен, его эстетические убеждения и гражданская незрелость обнаруживаются довольно явственно».

И не стоит думать, что сегодняшние двадцатилетние совсем не воспримут советские песни в исполнении истинных талантов. Отнюдь! Автору этих строк неоднократно удавалось пробивать незнание среди наших молодых единомышленников и просто знакомых мне молодых людей, сослуживцев. Причём простые слова часто действуют как надо: «А ты послушай, Иван, песню «Течёт река Волга» в исполнении Людмилы Зыкиной»; «А тебе бы, Валентина, рекомендовал «Синюю вечность» Муслима Магомаева»; «А почему бы вам, ребята, не послушать песню «Один раз в год сады цветут», которую исполняла Анна Герман?»

Может, такие индивидуальные беседы-наставления, ставящие цель познакомить молодых с советским песенным наследием, массовой погоды и не сделают. Но работать-то необходимо с каждым. Не мы ли, коммунисты, всегда брали на вооружение установку «От дома — к дому, от человека — к человеку»?

А как приятно слушать восторженные отзывы этих молодых людей, открывающих для себя советскую песню и лучших её исполнителей! Глаза их горят, они начинают понимать, что есть не только то, современное, как правило, зарубежное, что они привыкли слушать, но и совершенно иное, более проникновенное и прошедшее проверку временем. Ведь многие песни создавались и исполнялись, говорю я им, тогда, когда и родителей ваших не было на свете, а тем не менее, смотрите, песни эти продолжают жить.

И будут жить, а если мы, коммунисты, начнём их более активно и наступательно пропагандировать, так и вообще станем свидетелями ренессанса всего нашего богатейшего советского песенного искусства.

* * *

Что конкретно предлагаю в этой связи делать?

Прежде всего, давайте сами не забывать наших неповторимых мастеров культуры. Упомянутый выше народный артист СССР Юрий Богатиков до конца своих дней был коммунистом, а в трудные годы восстановления Компартии Украины избирался даже членом её ЦК. После его кончины в 2002 году (похоронен он в Симферополе) руководство Крымского рескома КПУ проделало большую работу по увековечению его памяти. Депутатские обращения тогда разошлись по городам и учреждениям, в результате чего в Симферополе и установлен памятник певцу. Он составил часть пусть и небольшого, но всё же архитектурно-мемориального комплекса. Открыта мемориальная доска на здании Крымской филармонии, названы его именем музыкальные школы в Симферополе и Саках, а также городской культурно-образовательный центр в Керчи. Снят документальный фильм, проводятся фестивали юных исполнителей, посвящённые памяти артиста, издан красочный памятный альбом…

Пишу об увековечении памяти Юрия Иосифовича столь подробно для того, чтобы товарищи в других регионах могли в случае необходимости использовать наш опыт. Не следует забывать и здравствующих мастеров. По возможности с ними нам следует теснее контактировать, тем самым вновь продвигая их творчество в массы.

Как можно чаще надо бы в партийных отделениях обращаться к советской песне, к лучшим её образцам, исполнявшимся замечательными советскими артистами. А для сего включать записи их стоит не только по праздничным дням, но и при проведении небольших, что называется, локальных мероприятий.

Очень нужны сегодня нашим активистам и песенники, издававшиеся в советские годы массовыми тиражами. Думается, партийным отделениям в регионах по силам подготовить и издать хотя бы небольшой карманный песенник, дабы вооружить им наших партийцев и сторонников КПРФ, готовых, в том числе и с помощью песни, нести идеи справедливости нашим согражданам. А уж каким подспорьем такие песенники могли бы стать для наших комсомольцев и молодёжи! Пробелы в их знаниях о советской песне быстрее надо ликвидировать.

Безусловно, чаще транслировать советские песни необходимо и по телеканалу КПРФ «Красная Линия». Неплохо было бы организовать цикл тематических передач о советских композиторах и певцах. Стоит вновь взяться за проведение песенных конкурсов с привлечением к ним не только детворы и юношества, но и людей среднего и старшего возраста. Поющих-то у нас в России должно стать как можно больше, причём поющих в первую очередь наши любимые и родные советские песни — те, замены которым нет и не будет.