Как Сталин Достоевского «запрещал»

Под таким заголовком в «Правде» (номер за 8—9 февраля 2022 года) была опубликована реплика Александра Рогожкина, убедительно, как говорится, с фактами и цифрами в руках, развенчавшего усердно, навязчиво тиражируемый антисоветчиками миф. Автор сразу замечает: «Достоевский действительно длительный период своей жизни и правда не был товарищем для революционеров. Но как действительно обстоит вопрос с его изданиями в СССР в сталинские годы?» Ответ: при Иосифе Виссарионовиче вышло 13-томное собрание сочинений писателя, два издания избранных произведений — в 1931 и 1946 годах. Даже «ненавистные» (по мнению либеральной и провластной пропаганды) «Бесы» были изданы только при Сталине дважды. А всего в советское время творения Фёдора Михайловича печатались 428 раз общим тиражом 6,468 миллиона экземпляров.

В короткой заметке, естественно, невозможно было рассказать о всех фактах бесовщины вокруг имени великого русского писателя. Поэтому продолжим эту злободневную и поныне тему.

Как рефрен разные авторы публикаций повторяют одни и те же слова: «Запрещённый Достоевский», «Почему в СССР Достоевского запрещали», «Кому неугоден Достоевский?», «Советская власть не любила издавать труды Достоевского», «В 1920—1930-х годах были случаи полного отрицания Достоевского», «С началом правления Сталина и ужесточением политического режима творчество Достоевского запретили. Его книги не издавались и не изучались в школах», «В 1956 году писатель был реабилитирован советскими литературоведами, когда успех Достоевского на Западе достиг апогея»… А 13-томное собрание сочинений писателя не в счёт?

И ещё одно наглядное свидетельство вранья либералов ради того, чтобы очернить Советскую власть. В моей библиотеке, кроме 30-томного собрания сочинений писателя, есть и книга «запрещённого» Достоевского. Посмотрите на фотографию. Внизу указан год издания — 1926. Вышла в свет… при Сталине! Любопытно, как оформлена лицевая обложка: «Достоевский». Впервые вижу, чтобы вот так, без имени. Других называли не иначе как Александр Пушкин, Лев Толстой. А тут только фамилия. Издатель не сомневался: читатель знает имя и отчество великого мастера слова, не стоит напоминать. И это при Сталине.

Яростный антисоветчик Виктор Правдюк — режиссёр документальных фильмов о «Второй мировой войне» (так он называет Великую Отечественную), кинопасквилей на Сталина и Ленина, снял и разместил в «мировой паутине» видео: «Сожжение книг большевиками». На фоне документальных кадров о кострах с книгами в нацистской Германии провокационно, надрывая гортанные связки, клевещет: «1 апреля 1918 года в Советской России началось сожжение книг большевиками. Началось оно по инициативе Крупской и в дальнейшем этот процесс проходил под руководством наркома просвещения Луначарского и той же Крупской».

Под воздействием Правдюка протоиерей столичного храма пишет на сайте: «Горели романы и книги самого реакционного, по мнению Крупской, писателя Достоевского». Этот навет на большевиков подхватывают и тиражируют затем другие антисоветчики, явно не читавшие «запрещённых» произведений.

«Сожжение книг большевиками»? Нет ни единого документального, мемуарного свидетельства о якобы таком кощунстве. Одни лишь голые, облыжные слова ненавистников большевиков.

Зато общеизвестен такой факт: в 1918 году в Москве, на Цветном бульваре, был поставлен первый в России, России Советской, а не царской, памятник Фёдору Михайловичу во весь рост. Из гранита высек его скульптор С.Д. Меркуров. В 1936 году на бульваре начали прокладывать трамвайные пути и изваяние перенесли на улицу Достоевского во двор Мариинской больницы к флигелю, где родился писатель. С 1928 (!) года, с благословения Сталина, здесь работает Музей-квартира Фёдора Михайловича.

Кстати, памятник Достоевскому был возведён по списку, получившему название «ленинский план монументальной пропаганды». В том документе, очень длинном, Владимир Ильич под номером один написал «Толстой», а под вторым — «Достоевский» (Пушкин на четвёртом месте).

Владимир Ильич составил этот план весной 1918 года. Разгорается Гражданская война, насущных забот у молодой республики уйма. А вождь заботится о монументах.

Сожжение книг Достоевского большевиками «под руководством наркома просвещения Луначарского»? Известны отзывы Сталина и Ленина о творчестве и жизненной позиции Фёдора Михайловича. Их то и дело приводят либералы. Им недосуг, видно, прочесть речь Анатолия Васильевича на торжествах по случаю 100-летия со дня рождения писателя в 1921 году. Выступление было длительным, поэтому приведу лишь короткие высказывания наркома просвещения о Достоевском.

«Конечно, вряд ли найдётся человек, который усомнился бы, что Достоевский — художник и притом великий». «Достоевский не только художник, но и мыслитель. Тут он тоже огромен». «Если бы Достоевский воскрес, он, конечно, нашёл бы достаточно правдивые и достаточно яркие краски, чтобы дать нам почувствовать всю необходимость совершённого нами подвига и всю святость креста, который мы несём на своих плечах».

Далее нарком сообщает: «Вчера были вскрыты оставшиеся после Достоевского документы. Среди них найдены две новые главы романа «Бесы» (запрещённые царской цензурой. — Прим. автора) Эти главы будут напечатаны».

И этот человек мог приказать жечь книги «художника, притом великого, мыслителя»? Воистину, злоба правдюков на большевиков безмерна, подпитывается из бездонной чаши с жёлчью и ядом. Фигура режиссёра на фоне книжных костров в Берлине зловеща. Вопрос Генеральной прокуратуре РФ: не подпадает ли это его «художество» под действие закона, запрещающего сравнивать нацизм, его вождей с Советской властью?

Труды великого писателя сложны для восприятия. И форма их часто несовершенна. В частности поэтому он не является любимым для многих читателей. Луначарский, анализируя форму и содержание романов и рассказов Достоевского, сказал: «Большая часть его произведений не доделана, как-то не закончена, внешне не отшлифована. Но эта слабость совершенно искупается титаничностью художественного содержания».

Имя великого писателя бесы с «лихих 90-х» используют для пасквилей на Советскую власть.