И.С. Бортников: «Русь»

До чего же прекрасна Земля Русская. Разве можно не восторгаться красотой её величественной природы. Помните, как писал «русской песни запевала и её мастеровой» Алексей Фатьянов:

Нашей северной русской природе

Поклоняться готов целый век,

Навсегда полюбив полноводье

С виду тихих, задумчивых рек.

Сколько силы в весеннем разливе!

Гордо воды бегут не спеша,

Будто в этом могучем порыве

Скрыта русская наша душа.

Как люблю я вас, вольные льдины,

Накануне цветенья земли.

А что любим — навеки любимо,

Без того б мы прожить не смогли.

Да поэт совершенно прав: без любви к родной земле русский народ давно ушёл бы в небытие.  Сколько раз пытался «цивилизованный Запад» огнём и мечом покорить, уничтожить его, а постоянные попытки «онемечить» Русь, но всё тщетно. Несмотря ни на что «Крепка, надёжна Русь святая,// И русский Бог ещё велик!», — как писал в 1844 году Николай Языков. Под Богом пишущий сии строки понимает величие нравственного закона русских, национальное самосознание русского народа.

Но расслабляться не стоит, поскольку и ныне Запад, а точнее ПостЗапад, не отказался от своей бредовой идеи западнизировать Россию и внутри её создал солидную когорту западномыслящих, которые захватили многие руководящие посты и изнутри ведут информационную войну против самосознания и самобытности русского народа. Будем откровенны специальная военная операция по денацификации и демилитаризации Украины усилиями и вмешательством западных держав практически перерастает в войну нового типа между нашей Родиной и ПостЗападом вплоть до уничтожения Русского мира. Но этому не бывать! Но ПостЗапад не успокоится пока не получит сокрушительного удара по зубам, как, бывало, не раз, а именно: в 1018 году, 1242, в 1612, в 1812, в 1918-1920 и в 1941-1945 годах.

Но сокрушительный удар может быть обеспечен только победой в мировоззренческой борьбе, которую ПостЗапад усилено ведёт против культуры и мировоззрения русского народа, против чистоты русского языка. В этом ему существенную помощь оказывает нынешняя «образованщина», насаждая западнистские ценности и засоряя родной язык англицизмами, доводя его до «господства смешения языков» (А.С. Грибоедов).

Борьба за сохранение самобытной русской культуры ныне приобретает первостепенное значение.  Вот потому в наше время как никогда важно патриотическое воспитание народа, привитие его сознанию русскомыслия, гордости за свою Отчизну. Неоценимую и эффективную роль в этом играет русская классическая и советская доперестроечная литература и особенно поэзия. В ней столько искренней любви к своей Родине, к своему народу.

Из глубин тринадцатого века до нас дошёл замечательный запев, в котором безвестный автор выразил свои чувства, свой жар любви даже к поруганной Родине, своё восхищение её природными красотами и красотой творениями ума и рук человека в «Слове о погибели Русской земли после смерти великого князя Ярослава»: «О светло светлая и красно украшенная земля Русская!» Приведу его полностью:

О светло светлая и красно

украшенная земля Русская!

Многими красотами дивишь ты:

озерами многими, дивишь ты реками

 и источниками местночтимыми,

 горами крутыми, холмами высокими,

дубравами частыми, полями дивными,

 зверьми различными, птицами бесчисленными,

 городами великими, селами дивными,

 боярами честными, вельможами многими, —

всего ты исполнена, земля Русская,

о правоверная вера христианская!

Да таковой была Древняя Русь до татаро-монгольского нашествия, на Западе её называли Гардарикой, потому что в ней было много городов и считали, что она «изобилует всеми благами». Вот они-то и не давали покоя хищному Западу, и он постоянно стремился завладеть этими благами, совершая многочисленные вооружённые походы на Русскую землю, нанося громадный материальный ущерб и замедляя ход развития цивилизации. Но изгнав непрошенных гостей Россия, «И только твёрже выходила из огня // Суровая, доверчивая Русь» (В.Г. Харитонов), становилась ещё краше и богаче.

Многие поэты воспевали природные достоинства Руси. Остановлюсь лишь на двух, которые ещё в начальной школе, в начале пятидесятых, запали глубоко в душу, заставили понять, что «не нужен мне берег турецкий и Африка мне не нужна» (М.В. Исаковский) и научили восторгаться повсеместными картинами родной природы.

Прежде всего это стихотворение «Русь» И.С. Никитина, воронежского поэта, двухсотлетний юбилей коего будет в октябре сего года. Простые, душевные строки очаровывают величием рисуемых поэтом картин природы и вызывают гордость, что твоя Отчизна раскинулась во все стороны света, и как различны её виды в его разных частях. Вдумайтесь в первые три строфы стихотворения:

Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.

Посмотришь на юг и видишь «нивы зрелые», «мурава лугов» ласкающие твой взор, да и «виноград в садах наливается». На севере же другая картина, но она тоже радует глаз: «в глуши пустынь снег, что белый пух», «море синие», «горами лед ходит по морю», «пожар небес ярким заревом освещает мглу непроглядную…» И поэт восклицает:

Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

А затем он обращается к Родине с вопросами, а есть ли поле чистое для разгула воли смелой? А запас казны? А для друзей есть ли стол, для недругов -меч? Его волнует сохранила ли Русь «Богатырские силы,// Старины святой,// Громких подвигов?»  И строго вопрошает:

Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?

Да и Древняя Русь, и Россия, и Советский Союз могли постоять за себя. Вот только пришедшие к власти западномыслящие демократы превратили Россию в сырьевой придаток ПостЗапада или как считал А.А. Зиновьев установили в ней режим управляемой колониальной демократии. Когда же наш глубинный народ поймёт это и ужаснётся своего положения, да и, как писал К. Маркс, обретёт отвагу и освободится от колониальнных уз МВФ, ФРС и прочей англосаксонской глобалистской нечестивой шпаны. Оппозиция должна убедить народ, что никто ему не принесёт избавленья, а добиваться освобождения надо своими мозгами или как говорил академик В.А. Коптюг: «Надо их передумать».

Но вернёмся к стихотворению Никитина. Поэт повествует о героических подвигах русского народа: и полчища татар положила, и спор вела с Литвой, и дала урок ляху гордому. Особо он пишет об Отечественной войне 1812 года, когда на борьбу с захватчиками «со всех концов поднялася Русь».

И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.

Но, а Русь залечила свои раны, и жизнь в ней наладилась и гремит о ней слава в всех концах света белого, и идут к ней на поклон корабли из далёких стран. Люди моего поколения помнят каким уважением во всём мире пользовался Союз Советских Социалистических Республик -историческая Россия. И это уважение наша Родина заслужила ратными и трудовыми подвигами. Наши предки свято исповедовали те призывы, которыми Никитин завершил своё стихотворение:

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову.

Написано в 1851 году, но как оно современно. Россия и ныне могучая страна, мировому глобализму не удаётся задушить её санкциями, а нашим соотечественикам надо полюбить свою Родину и встать за её честь против недругов, прежде всего, вытравить из своих умов западнопоклоничество.

В далёкие детские годы часто слышал по радио в исполнении Народных артистов СССР С.Я. Лемешева и И.С. Козловского песню «Вижу чудное приволье…», да и на уроках пения мы её разучивали. Сомневаюсь, что большинство нынешних современников слышали эту песню, впрочем, вряд ли известны им имена наших знаменитых исполнителей и русских романсов, и народных песен, и партий в операх. Поэтому приведу её текст полностью:

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля, —

Это русское раздолье,

Это русская земля!

Вижу горы и долины,

Вижу реки и моря, —

Это русские картины,

Это Родина моя!

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья…

Это русская сторонка,

Это Родина моя!

Вроде бы простые, незамысловатые слова, но чувствуется, что они идут из сердца автора, утверждающего свою любовь к Родине, гордость за её величие и красоту, трогают самые сокровенные уголки души. Они пронизаны солнцем и светом. И уже по-другому смотришь на свою малую Родину, по-иному воспринимаешь привыкшие глазам картины. Они предстают уже в романтическом виде. Также как и в стихотворении Никитина «Русь» в песне выражен глубинный опыт народной души. Песня «Вижу чудное приволье» считается народной, это высшие признание. Но и у слов, и у музыки есть авторы.

В 1912 году композитор Абрам Полячек положил на музыку три строфы из стихотворения «На родной почве», написанного в 1885 году вологодским поэтом Феодосием Савиным (подробнее о его творчестве можно узнать в статье Анастасии Черновой «Феодосий Савинов и его поэзия» https://proza.ru/2020/07/24/2003) и песня зазвучала на просторах России.

Для русского человека очень важна связь времён. Ведь не случайно И.В. Сталин на параде 7 ноября 1941 года вспомнил выдающихся русских полководцев- защитников Земли русской. В том же году отступая вместе с бойцами Красной Армии К. Симонову в стихотворении «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» (кстати оно положено на музыку Ю.А. Шапориным в оратории для голосов, хора и оркестра «Сказание о битве за Русскую землю» вот только не помню, чтобы оратория исполнялась на радио или телевидение)  Родина представилась как «эти проселки, что дедами пройдены,// С простыми крестами их русских могил». Потому что:

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.

А сколько таких трактов и просёлков на Руси?.. И ведь они все исхожены нашими пращурами и в минуты тяжких поражений, когда приходилось отступать, но чаще в минуты грозных наступлений, когда гнали подлых захватчиков с родной земли. Но и в часы отступления не надо терять силу духа, а надо гордиться своей землёй. И поэт утверждает:

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся

Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.

Стихотворение «Родина» он начинает словами, показывающим её величие, ширь её просторов:

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Да, страна большая, но в последний час вспоминаешь всё-то, что в детстве увидал и сохранил в своём сердце на всю жизнь и потому

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

Поколения предвоенных лет были так воспитаны, потому они и победили в самой страшной войне за всю историю человечества. Это надо внушать в души и сердца молодого поколения XXI века, чтобы выстоять под натиском западного умственного ига.