Горе-художник Игорь Синявин. История из цикла «Судьба диссидентов»

Покидая родину, творческие люди обычно считают, что благодаря своему таланту везде будут востребованы. Чаще всего они ошибаются.

Игорь Синявин в СССР

Игорь Иванович Синявин родился в 1937 году в деревне Синявино Ленинградской области. Учился в Военно-топографическом училище Ленинградского государственного университета, затем на историческом факультете при кафедре истории искусств ЛГУ. Ни топографическое училище, ни истфак ЛГУ так и не окончил. Художественного образования не имел.

Игорь Синявин / Общедоступное фото

Игорь Синявин / Общедоступное фото

В 1960-х сблизился с андеграундной ленинградской художественной богемой. Свободный образ жизни неофициальных советских художников Синявину нравился. Манила романтика. Глядя на работы непризнанных гениев, Синявин решил, что и сам может рисовать не хуже. Вот, например, работа художника Михаила Матвеевича Иванова — одного из тогдашних знакомых Синявина:

Картина «Художник» автора М. Иванова, 1975 г.

Картина «Художник» автора М. Иванова, 1975 г.

Начав рисовать самостоятельно, увлекающийся и целеустремлённый Игорь Синявин к середине 1970-х стал одним из лидеров независимого советского художественного движения. Позиционировал себя художником-нонконформистом. Устраивал квартирные выставки, на которых бурно обсуждались как проблемы современного искусства, так и вопросы мироздания в целом.

Ниже представлена одна из самых известных работ Синявина того времени — созданный в 1974 году автопортрет мастера:

Игорь Синявин. «Автопортрет», 1974 г.

Игорь Синявин. «Автопортрет», 1974 г.

На наш взгляд, смотрится даже лучше и сложнее, чем картина М. Иванова. Хотя у Иванова, пожалуй, цветовая палитра несколько интересней.

Будучи по духу человеком протеста, Синявин принимал активное участие в диссидентском движении. Писал для самиздата, готовил антисоветские акции, был одним из участников ставшей впоследствии знаменитой «Бульдозерной выставки», с помощью автомобильной техники разогнанной 15 сентября 1974 года в Москве.

Не без влияния западных «голосов» Синявин стал убеждённым антисоветчикам. Он считал, что культура в СССР подавляется властью, и его талант в полной мере сможет расцвести только на Западе.

Игорь Синяев был замешан в «деле о надписях». В 1976 году в Ленинграде на стенах зданий, в подземных переходах, на общественном транспорте стали появляться надписи с лозунгами: «Свободу политзаключенным!», «СССР — тюрьма народов!», «Долой партийную буржуазию!».

На витрине радиотоваров Гостиного двора было написано «Слушайте Голос Америки!».

3 августа на стене Петропавловской крепости появилась огромная надпись «Вы распинаете свободу, но душа человека не знает оков».

«С ума сходят люди». Судьба советского диссидента, художника-эмигранта

Прокатилась волна обысков и арестов. Самое большое наказание — за надпись на Петропавловской крепости — понесли в итоге художники Олег Волков и Юлий Рыбаков. Волков был приговорён к семи, а Рыбаков к шести годам заключения.

У Игоря Синявина не прошло даже обыска. Некоторые участники тех событий подозревали его в доносительстве.

В том же 1976 году имевшие израильский вызов Синявин с женой получили разрешение на выезд. Через австрийскую Вену они эмигрировали в США.

Суровая американская действительность

Талант Синявина может быть и расцвёл в вожделенной Америке, но вот плоды этого таланта — картины художника — продавались плохо.

Игорь Синявин представляет свои работы в Нью-Йорке в 1978 году / Общедоступное фото

Игорь Синявин представляет свои работы в Нью-Йорке в 1978 году / Общедоступное фото

Жене Синявина Татьяне, которая в Союзе была учительницей, в США пришлось зарабатывать тяжёлым физическим трудом. Игорь Синявин так говорил об американских рабочих нагрузках:

Чтобы как-то тут удержаться, приходится с такой интенсивностью работать, которая даже не снилась людям в Советском Союзе. Вот Таня работает… С ума сходят люди от перенапряжения — так приходится работать.

Самому же Синявину, чтобы зарабатывать хоть немного, с живописи пришлось переключиться на публицистику. Он писал статьи и рецензии для эмигрантских русскоязычных изданий.

Триптих И.Синявина. Одна секция из трех холстов, 1978 г. / Общедоступное фото

Триптих И.Синявина. Одна секция из трех холстов, 1978 г. / Общедоступное фото

В какой-то момент, полностью разочаровавшись в американском обществе и образе жизни, Игорь Иванович стал сотрудничать даже с просоветской газетой «Русский голос».

А в середине 1980-х запросился домой. В интервью для документального фильма о пожелавших вернуться обратно в СССР эмигрантах художник говорил о своём разочаровании американским обществом:

Здесь колоссальный индивидуализм и эгоизм личности. Американцы в этом воспитаны, они не понимают ничего другого. Нет того русского коллектива, дружбы, открытости. Здесь каждый замкнут в своём собственном мире, и даже в своей собственной семье он одинок.

Если на родине достоинства личности оценивались по идеям, в которые она верит. Тому духовному содержанию, которое она несёт. То здесь достоинства личности оцениваются только одним критерием — счётом в банке.

Выросшего в СССР художника смутил «очень вульгарный американский материализм».

В 1984 году в газете «Ленинградская правда» было напечатано покаянное «Письмо оттуда» Игоря Синявина. А в 1986-ом художник вернулся на родину.

Общество Память и неоязычество

Напомним, что уезжал Синявин по израильской визе. Тем не менее, оказавшись в СССР, он примкнул к небезызвестному обществу «Память», став даже руководителем одного из подразделений организации. С 1987 года жил в Москве.

Выступление общества «Память» / Общедоступное фото

Выступление общества «Память» / Общедоступное фото

Не противопоставлять себя большинству Синявин не мог. В СССР он выступал против советской власти. В США возмущался прагматизмом и бездуховностью американцев. А в ельцинской России стал антихристианским публицистом.

В 1990-е Игорь Синявин написал свой антихристианский катехизис «Стезя Правды»* — впоследствии неоднократно переиздававшуюся, бывшую уважаемой в среде русских неоязычников книгу.

В 1997 году Синявин стал московским представителем «Русской трудовой партии России» (РТПР). Некоторые выдержки из вступительной части Программы РТПР:

Катастрофическое положение во всех областях жизнедеятельности нашего государства обязывает всех его граждан к принятию неотложных мер по спасению Отечества.

Отчуждение творца от произведенного им материального и интеллектуального продукта достигло своего апогея.

Международный валютный фонд диктует нам свои условия, влияя на внутреннюю и внешнюю политику страны через продажных чиновников госаппарата и агентов влияния.

Обороноспособность страны снижается с каждым днем.

Система образования разрушена.

Мы не можем мириться с таким положением дел.

Умер Игорь Синявин 15 февраля 2000 года.

«С ума сходят люди». Судьба советского диссидента, художника-эмигранта

*В 2012 году решением красноярского суда книга «Стезя Правды» авторства И. Синявина пополнила список экстремистских материалов.