Современный российский драматический (реже оперный) театр – это на каждом шагу искаженная, изуродованная русская классика в масштабе постмодернистской извращенности того или иного режиссера. Возникает вопрос: по какому праву нынешние режиссеры и сценаристы-лженоваторы, неспособные создать ничего своего нового и выдающегося, издеваются над творениями классиков? Что за странное «авторское право», позволяющее полный произвол по отношению к произведениям гениев?
К примеру, читаем о новой постановке «Бесов» Ф.М. Достоевского в московском Театре на Малой Бронной его худруком К. Богомоловым: «Спектакль, как и всегда у этого режиссера, даже не интерпретация, а совершенно новое произведение (!?). В текст вплетены отрывки из «Братьев Карамазовых» и «Преступления и наказания» вперемешку с реалиями сегодняшней жизни. Верховенский задает вопрос залу: вы бы донесли, если знали, что готовится убийство? А Ставрогин стал женщиной» (!?)…
А это анонс о пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» (московский театр им. Пушкина) в постановке В. Мирзоева («мэтр, прославившийся авторским прочтением классики»): «Живой оркестр на сцене, отчаянные современные танцы, явление призрака утонувшего мальчика – лишь малая часть символов, которые предстоит разгадать зрителям. И как апофеоз – падающие с колосников капельницы, наполненные то ли кровью, то ли вишневым соком» (Панорама ТВ. СПб, 2023, № 8, с. 73).
А вот анонс одного из спектаклей «ХХIV международного фестиваля Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева» (Санкт-Петербург, май, 2023 г.): «Красноярский драматический театр им. А.С. Пушкина, здесь режиссер О. Рыбин поставил «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Действие перенесено в 70-80-е годы ХХ века в среду высокопоставленных московских чиновников и «золотой молодежи». На сцене артисты в модных костюмах советского времени и музыкальные хиты того периода».
В Санкт-Петербурге также проявили новацию, вместо оперы П.И. Чайковского по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» поставили мюзикл «Демон Онегина» в «LDM новая сцена». Читаем в анонсе «Билетера» (июнь, 2023): «…Всю биографию Онегина можно познать глазами самого героя – но героя в его глубокой старости. С ужасом и жалостью увидим мы того, кем стал тот самый романтичный и слегка скучающий денди. В чем же его прегрешение, в чем винит себя этот полусумасшедший одинокий старик? И кто он на самом деле? Не тот ли злой демон, который в юности взлелеял самые негативные черты характера Евгения?»
Эти очередные постмодернистские издевательства над классиками вызывают сарказм: опять продают убогие коллажи, нагло занимаясь своеобразным плагиатом и надругательством. Когда же наши правоведы сумеют защитить авторские права великих?! Но защищать, например, Гоголю надо уже даже право на свою реальную биографию, ибо и её кинобизнес превратил в дешевый блеф под псевдонимом «фэнтези» (фильм «Гоголь. Начало» и др.).
Нечто подобное происходит и с Львом Толстым. Московский театр им. Маяковского, приехавший в Петербург в июне 2023 на гастроли, привез спектакль «Русский роман» – «вариации на тему романа «Анна Каренина», в котором Толстой выступает как автор не только литературного шедевра, но и собственной семейной драмы» (Панорама ТВ, СПб, 2023, №24. С.73).
Современные литераторы-постмодернисты добрались даже до детских народных сказок и сказок Пушкина. Читаем анонс книжки А. Усачёва и Г. Дядиной «Хулиганские стихи и неправильные сказки» (изд-во АСТ, «Малыш»): «Книжка-перевертыш. Помните кота, который жил у Лукоморья и рассказывал сказки? Знаете, что с ним случилось потом? Он свалился с дуба, врачи намазали его зеленкой, и он стал… зеленым! А помните сказки «О рыбаке и рыбке» и «Репка»? Если их объединить, то получится одна очень весёлая – «О рыбаке и репке»! Андрей Усачёв прочитал все-все самые известные детские сказки и придумал их неправильные, но очень веселые версии. А Галина Дядина сочинила удивительно смешные поэтические версии про курочку Рябу, снесшую яйцо … Фаберже, про семерых козлят-безобразников, с которыми даже волки не могли сладить» (Панорама ТВ, СПб. 2023 № 20, с. 72).
Что тут скажешь: наглость есть – ума не надо! В. Маяковский ещё в 1916 г. в своей эпиграмме назвал разбоем подобное беспардонное обращение с текстом Пушкина, допущенное В. Брюсовым (Полн. собр. соч. Т.1 С. 123):
Разбоя след затерян прочно
во тьме египетских ночей.
Проверив рукопись построчно,
гроши отсыпал казначей.
Бояться вам рожна какого?
Что против Пушкину иметь?
Его кулак навек закован
в спокойную к обиде медь!
Да, всё-таки очень несовершенно авторское право, которое по сути уже через 50 лет после смерти авторов позволяет использовать даже их самые великие произведения для манипуляций и коллажей бездарей, к тому же нередко ещё и мизантропического, а то и психопатологического типа.
Господа, товарищи юристы совместно с неравнодушными и ответственными писателями и людьми искусства, пожалуйста, обратите внимание на авторское право в литературе и искусстве и его насущные проблемы!