Добрым словом вспоминаем советскую актрису Валентину Кибардину

Актриса Валентина Кибардина проснулась знаменитой утром 28 января 1935 года. Накануне в кинотеатрах СССР прошла премьера первой части самой знаменитой довоенной кинотрилогии — «Юность Максима».

Валентина Кибардина. Фото etoretro.ru

Валентина Кибардина. Фото etoretro.ru

Кибардина сыграла в ней, как и в двух последующих частях, одну из главных ролей — подпольщицы Натальи. Красавица Наташа покорила не только своего боевого друга — Максима, но и всех кинозрителей Советского Союза. Только за первые две недели и только в Ленинграде фильм, снятый режиссёрами Григорием Козинцевым и Леонидом Траубергом, посмотрело более полумиллиона человек. А песню «Крутится вертится шар голубой«, которую Максим пел для Наташи, стала распевать вся страна.

Крутится, вертится шар голубой,

Крутится, вертится над головой,

Крутится, вертится, хочет упасть,

Кавалер барышню хочет украсть.

Где эта улица, где этот дом,

Где эта барышня, что я влюблён,

Вот эта улица, вот этот дом,

Вот эта барышня, что я влюблён.

Григорий Козинцев. Фото craftkino.ru

Григорий Козинцев. Фото craftkino.ru

Интересно, что песня эта не была написана специально для фильма, как это обычно делалось и делается. Она была известна ещё в середине девятнадцатого века — этот романс хорошо знал Михаил Глинка. А в 1934 году, после завершения съёмок» «Юности Максима», она была записана на пластинку. Правда, иногда автором э той песни называют композитора Фёдора Садовского, известного по песням «Мой костер», «Ухарь-купец» и «Ах, зачем эта ночь так была хороша», жившего в начале двадцатого века. Ну да это не особо важно — популярной она стала после того, как её исполнил Борис Чирков. Интересно, что изначально никакой песни в сценарии не было, это уже в процессе съёмок пришла идея, что Максим должен спеть что-то жизнеутверждающее, оптимистичное, но в то же время — лиричное. Таким и оказался этот незатейливый романс, который в детстве слышал Борис Чирков и вдруг вспомнил на съёмочной площадке.

Кадр из фильма "Юность Максима", 1934 г. Поливанов - Михаил Тарханов, Наташа - Валентина Кибардина

Кадр из фильма «Юность Максима», 1934 г. Поливанов — Михаил Тарханов, Наташа — Валентина Кибардина

Кадр из фильма "Юность Максима", 1934 г. Максим - Борис Чирков, Наташа - Валентина Кибардина

Кадр из фильма «Юность Максима», 1934 г. Максим — Борис Чирков, Наташа — Валентина Кибардина

Кадр из фильма "Юность Максима", 1934 г. Наташа - Валентина Кибардина

Кадр из фильма «Юность Максима», 1934 г. Наташа — Валентина Кибардина

Конечно же, театральным зрителям Ленинграда Валентина Кибардина была известна и до выхода на экраны «Юности Максима». В 1924 году после окончания школы в Витебске она приехала в Северную столицу и поступила в студию известного актёра Юрия Юрьева, который в то время был художественным руководителем Государственного театра драмы имени Пушкина, как тогда называлась нынешняя Александринка. А по окончанию студии она была принята в труппу Ленинградского театра Народного дома, вскоре слившегося с Красным театром. Именно исполнение ею комедийных и характерных ролей и привлекло внимание Козинцева, когда он подбирал актёрский состав для своей трилогии. Правда, изначально Кибардиной отводилась небольшая эпизодическая роль. Сама актриса так рассказывала о своей героине:

Она делала какие-то глупости, пела какие-то песенки и вообще была очень мила и забавна. Я находила вполне естественным, что эту роль дали мне, ибо никогда не ощущала себя «героиней». У меня была уже установившаяся репутация комедийной актрисы в течение всего моего недолгого театрального пути — в студии Госдрамы, в Красном театре, в студии Рубена Симонова.

К слову, сначала у Козинцева был замысел снять биографическую ленту о советском наркоме иностранных дел Максиме Литвинове. Но от этого сюжета осталось лишь имя главного героя.

Максим Литвинов. Фото edicthai.com

Максим Литвинов. Фото edicthai.com

А вообще, Чирков и Кибардина далеко не сразу были утверждены на главные роли в этом фильме. Сначала Козинцев с Траубергом решили снимать в роли Максима Эраста Гарина — будущего Короля из «Золушки» и профессора Мальцева из «Джентльменов удачи», а в роли Наташи — Елену Кузьмину, будущую жену Михаила Ромма. Было даже отснято несколько эпизодов с их участием, но что-то создателям не понравилось, и они решили заменить исполнителей главных ролей. И вот тогда Козинцев с Траубергом и предложили главную женскую роль Кибардиной. Видимо, в этом и состоит талант режиссёра — увидеть в актёре то, чего он даже сам не видит.

Интересно, что несмотря на оглушительный успех кинокартины, нашлись критики, которые считали, что

путь к большевизму молодого рабочего изображён довольно таки схематично и бледно. Фигура Наташи эпизодична. Старый большевик Поливанов местами дан интересно, но «засорён» рядом трюков. В тексте есть ряд небольших несообразностей (вроде записки в тюрьму о конференции и побеге).

Но когда картину посмотрел главный критик страны Иосиф Сталин, то такие отзывы о фильме прекратились. Сталин после просмотра сказал:

Хорошая картина. Смотрю уже третий раз и открываю в ней всё новые и новые черты. Тема её страшно трудная, ведь всё в ней строится не на подъёме движения, ибо показываются годы реакции, не на кульминации революции, а на буднях революционной подпольной борьбы в эпоху самой мрачной реакции. Художники, взявшиеся за эту постановку, действительно пошли на труднейшее дело и с ним хорошо справились.

Было бы странно, если б после такого отзыва, фильм продолжали критиковать.

Картина была отмечена Главным призом Первого Советского Международного кинофестиваля (он разделил его с фильмами «Чапаев» братьев Васильевых и «Крестьяне» Фридриха Эмлера), Козинцев, Трауберг и Чирков были удостоены Сталинской премии I степени, а Национальный совет кинокритиков США присудил приз «За лучший иностранный фильм». При этом «Юность Максима» была запрещена к показу во Франции и в некоторых штатах США. Правда, запрет вскоре был снят.

К Борису Чиркову после выхода фильма на экраны на улице обращались исключительно по имени Максим. И ещё один интересный факт — открытый в 1968 году огромный — на 1250 мест — новый кинотеатр на Выборгской стороне был назван в честь героя этой трилогии.

Бывший кинотеатр "Максим" на Выборгской стороне

Бывший кинотеатр «Максим» на Выборгской стороне

После первой части последовали продолжения трилогии. В 1937-м вышло «Возвращение Максима», а в 1938-м — «Выборгская сторона», которая и завершила эпопею. Во всех этих частях Кибардина играла одну из главных ролей. За «Выборгскую сторону» в 1939 году она была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Кадр из фильма "Возвращение Максима", 1937 г. Наташа - Валентина Кибардина

Кадр из фильма «Возвращение Максима», 1937 г. Наташа — Валентина Кибардина

Кадр из фильма "Выборгская сторона", 1938 г. Максим - Борис Чирков, Наташа - Валентина Кибардина

Кадр из фильма «Выборгская сторона», 1938 г. Максим — Борис Чирков, Наташа — Валентина Кибардина

После головокружительного успеха «Юности Максима» Кибардина была приглашена в Ленинградский Большой драматический театр, в котором играла потом тридцать лет. Театралам она запомнилась по ролям в спектаклях «Враги» по пьесе Максима Горького (Татьяна Луговая), «Разлом» Бориса Лавренёва (Таня), «Любовь Яровая» Константина Тренёва (Павла Панова) и многим другим. За исполнение роли Татьяны Берсеневой спектакле «Разлом» Валентина Кибардина получила Сталинскую премию (аналог нынешней Госпремии) III степени. Многие спектакли с её участием были экранизированы. Так появились фильмы-спектакли, снятые на «Ленфильме» — кроме трёх вышеназванных, на плёнку перенесли «Возмездие» и «Верного робота». А вот с кино её отношения почему-то после триумфа «Максима» не сложились. После выхода последней части части трилогии её не приглашали в кино почти десять лет. И лишь в 1948 году Кибардина сыграла у режиссёра Ильи Фрэза в его детском фильме «Первоклассница». Ну, как «сыграла» — мелькнула в эпизоде.

Кадр из фильма "Первоклассница", 1948 г. Учительница - Валентина Кибардина, мама - Кира Головко

Кадр из фильма «Первоклассница», 1948 г. Учительница — Валентина Кибардина, мама — Кира Головко

Советский телезритель мог видеть Кибардину, по сути, лишь в экранизациях спектаклей. В БДТ после прихода Георгия Товстоногова востребованность Кибардиной пошла на убыль. Она проработала в театре ещё несколько лет, но в 1966 году решила из него уйти. В другой театр она переходить не хотела, поэтому фактически ушла и из профессии.

Кадр из фильма-спектакля "Разлом", 1952 г. Годун - Виталий Полицеймако, Татьяна - Валентина Кибардина

Кадр из фильма-спектакля «Разлом», 1952 г. Годун — Виталий Полицеймако, Татьяна — Валентина Кибардина

Кадр из фильма-спектакля "Достигаев и другие", 1959 г. Таисия - Вера Осокина, Глафира - Валентина Кибардина

Кадр из фильма-спектакля «Достигаев и другие», 1959 г. Таисия — Вера Осокина, Глафира — Валентина Кибардина

Тогда же, в 1966 году, она снялась последний раз в кино. Её пригласил Леонид Менакер в драму «Не забудь… станция Луговая», где актриса сыграла большую роль матери главной героини Люси.

Кадр из фильма "Не забудь... станция Луговая", 1966 г. Кудрявцева - Валентина Кибардина, Люся - Алла Чернова

Кадр из фильма «Не забудь… станция Луговая», 1966 г. Кудрявцева — Валентина Кибардина, Люся — Алла Чернова

Народная артистка РСФСР Валентина Тихоновна Кибардина умерла в Ленинграде 5 октября 1988 года. Ей был 81 год. Она была похоронена на Серафимовском кладбище.

Памятник на могиле Валентины Кибардиной на Серафимовском кладбище Петербурга

Памятник на могиле Валентины Кибардиной на Серафимовском кладбище Петербурга