Бойтесь не министра культуры, а культуры министра

Стремительная смена правительства, которая произошла за считанные дни января, буквально взорвала интернет. «Правда» обобщила имеющуюся на сегодняшний день на сайтах и в соцсетях информацию о людях, вошедших в главный орган федеральной исполнительной власти, и продолжает цикл публикаций. Первый материал «Системотехник» взялся за Россию» («Правда», №7, 2020 г.) был посвящён новому премьер-министру М. Мишустину. Сегодня — речь о министре культуры О. Любимовой.

Ольга Борисовна Любимова, министр культуры Российской Федерации.

Родилась в 1980 году в Москве. Окончила факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова и факультет театральной журналистики ГИТИСа (РАТИ) по специальности «театровед».

С 2001 года работала на телевидении. Была корреспондентом программы «Ортодокс» канала ТВЦ (2001), корреспондентом Третьего канала, шеф-редактором программ «Православный календарь» (2002), «Регион» (2003), «Русский взгляд» (2003—2009). Вела программы «Москва-2009», «Город и люди», ток-шоу «Горожанка» на телеканале «Столица». Позднее участвовала в создании программ на телеканале «Спас». В 2010—2011 годах — руководитель итоговой информационно-аналитической программы «Контекст» на телеканале «Культура».

В 2015 году была назначена советником департамента кинематографии министерства культуры РФ. С 2016 года — заместитель директора дирекции социальных и публицистических программ Первого канала. Принимала участие в создании документальных фильмов, в том числе на телеканалах «Россия 1», «Культура», Первом канале. Автор сценария ряда документальных фильмов.

В 2018 году назначена и.о. директора департамента кинематографии министерства культуры РФ. Входит в состав совета Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино). Член совета директоров АО «Ленфильм».

Реакция блогосферы и интернет-медиа

Назначение Ольги Любимовой министром культуры возбудило интернет-сообщество, которому она хорошо известна своими эпатажными постами в «Живом журнале». Ещё до начала чиновной карьеры (до 2011 года) она вела интернет-дневник, где весьма откровенно выражала свои вкусы и взгляды на самые разные темы, в том числе касающиеся политики, культуры, искусства, религии. Затем, вероятно, решив делать чиновничью карьеру, Любимова стёрла свои старые записи. Однако, как известно, рукописи не горят. Интернет-рукописи тоже: мыслеизвержения Любимовой до сих пор можно читать в интернет-архиве.

Давайте полистаем интернет-журнал Ольги Любимовой, который она назвала «Словофлудие». Вот наиболее яркие и характерные высказывания Любимовой 8—10-летней давности (тексты приводятся из «Открытых медиа» и веб-архива блога О. Любимовой).

О культуре

«Выяснила неожиданно для себя, что я ни хрена не культурный человек. Ну, вот если быть честной перед самой собой, то я просто не переношу: ходить на выставки, в музеи, оперу, балет, классическую музыку. Для меня сущий ад — вечера памяти распрекрасных и давно ушедших людей (здесь и далее мы применили более традиционную и удобочитаемую пунктуацию, чем та, которой написаны посты Любимовой, а также несколько сократили её мыслеизвержения, «запикали» ругательства и похабщину многоточием и звёздочками, но сохранили орфографию, которая подчёркивает смысл. — А.В.). Меня тошнит от коллективных писем гнева, я не смогу принять участие в митинге и шествии, не переношу юбилеи и торжественные мероприятия за столом буквой Т или П, я пойду на спектакль в драматический театр только при условии, что его похвалили ряд уважаемых мной людей… Я была в Париже, но не была в Лувре, я не хочу увидеть своими глазами Мону Лизу & co… Я была в Бритиш мюзим, Нэшнл галлери и ещё в паре десятков европейских и российских музеев и считаю, что потеряла там время. В любом музее, как в церкви, рефлекторно ищу святыню, чтоб приложиться и побыстрее свалить. Я проехала насквозь государство Бельгия и даже не захотела остановиться. Я не хочу в Швейцарию вообще (только если пластику захочу сделать качественную). Я не знаю либретто ни одной оперы. Я не могу смотреть подавляющее большинство документальных фильмов. Мне симпатичен Гришковец. Я ни хрена не понимаю в артхаусном кино. Я никогда бы не купила б ни одной антикварной вещи. Я плохо знаю мировой кинематограф. И Я ПРОСТО НЕНАВИЖУ ЭКСКУРСИИ!!!»

О Дмитрии Медведеве

«Как облегчить президенту его учаcть, как тронуть искренней заботой его израненное сердце? Не знаю, кому пришел в голову единственно верный ответ на все эти риторические вопросы. Но был он поистине гениален. В мужском туалете возле студии, где будет писаться интервью и твориться современная история, произвели мелкий косметический ремонт. На 10 см опустили уровень писсуаров».

О быте и крепостном праве

«Эх, ну какая сволочь отменила крепостное право (то есть я знаю какая). Главное: зачем? Как бы вот мне такую Дуню при хозяйстве иметь, Палашу, Феню… ну и Прохора, чтоб следил за котлом на даче, вайфаем, вызывал вовремя откачку и вывоз мусора, и машину на ТО возил».

О вранье

«Я вот вру часто, поэтому у меня есть два варианта вранья:

1. Вру официально, потому что насрать на тех, кому вру. Типа: вы знаете, что я вру, и я это знаю. Но мы держим лицо и продолжаем нести вот всё это. Ну как на встречах Медведева с министрами, ну типа так…

2. Вру упоически и начинаю верить в то, как правильно я сейчас все изложила… думаю простительно, если это не хвастовство, а желание добавить драматургии и демиургии в происходящие события, и кстати такое враньё всегда прощаю другим.

А вот я у вас спросить хотела: а вы часто врёте? для красоты или надобности???

3. Ложь мерзкая, обыкновенная, типа «во спасение».

Об РПЦ и патриархе Кирилле

«Я вот ещё что хотела сказать. Какие же всегда красивые облачения у патриарха Кирилла! Я всё время думала — ну где я такие ещё красивые видела… и вот поняла: фильм «Герцогиня» с Натали Портман. Только там. У них «Оскар» за лучшие костюмы».

«ЕСЛИ ЭТУ Х***Ю БЛАГОСЛОВЯТ В РПЦ — ВСЁ, Б***!!! НИ ХРЕНА БОЛЬШЕ ЭТУ БОГОДЕЛЬНЮ ПИАРИТЬ НЕ БУДУ!!! (речь об акции православного корпуса молодёжного движения «Наши». — Ред). Лучше на Старой площади тогда работать — так хоть честнее и прибыльнее, кстати… и люди приличнее».

Манифест Любимовой

Пост от 19 ноября 2010 года (выдержки).

«Вот что меня пугает — я не могу понять, что такое гражданское общество. Кто эти люди? Как должно выглядеть гражданское общество?

Я вот ***пой чувствую, как перед выборами ситуация накаляется. Вот мои друзья начали ходить на митинги. В моём детстве на митинги ходили алкаши и бездельники — там поили водкой. Потом на митинги ходили несчастные, доведённые до отчаяния люди. У меня тоже были друзья. Несчастные и доведённые до отчаяния. Но они на митинги не ходили, понимая, что это всё бессмысленно и можно придатки только отморозить…

…Тяхта — мой начальник бывший и умница. Он всегда откровенно ржал над теми, кто чего-то пытается добиться по серьезному, по закону, по правде… он говорил мне в начале работы на ТВ: «ты, Любимова, баба хорошая. На телевидении приживёшься. Тебе бы мужика найти, чтоб он ***хал тебя и тексты за тебя же писал». Вот, как он мне говорил, а теперь он ходит с рупором и говорит в него. А раньше он ходил в казино.

Вот я и хотела абсолютно серьёзно и без подъё*** спросить: а чего вы пытаетесь добиться? Верите ли вы, что вас услышат? Что над вами не ржут в голос на Старой площади?

Я-то просто давно пользуюсь советом психолога. Живу в городе Москва, стране России по принципу, завещанному жертвам насильника: я легла на спину, раздвинула ноги, глубоко дышу и даже стараюсь получить удовольствие. Я знаю, что я не права. А вы пытаетесь биться? И за что?»

Пост от 4 августа 2010 года.

О демократии

«…почему-то стала раздражать пресловутая идея демократии. Эта самая демократия почти физически представляется мне чем-то вроде Алёши Баталова — сплошные разговоры о хорошем, личина хорошего, а на самом деле — жри кто кого может, а ты сам спасайся как можешь — у нас демократия. Либо наоборот: ты не смей меня трогать — у нас демократия. Мне кажется, что в диктатуре куда больше пользы и справедливости. Демократия — ужасная гадость. И словечко это буржуазное…»

Непроверенные слухи

Как сообщают осведомлённые источники Телеграм-канала «Шуманов», Любимова в нелёгкой борьбе за министерское кресло победила Екатерину Проничеву. Проничева занимает должность председателя комитета по туризму правительства Москвы. Екатерина — это дочь генерала армии Владимира Проничева, занимавшего до 2013 года должность первого замдиректора ФСБ.

Вердикт блогосферы

Телеграм-канал @criminalru так резюмировал собранную о новом министре культуры информацию: «Живёт по принципу, «завещанному жертвам насильника: я легла на спину, раздвинула ноги»; признаёт, что «ни хрена не культурный человек», ибо не любит оперу, балет, классическую музыку, театр и музеи; щеголяет в футболке с надписями непристойного содержания».

А Телеграм-канал «Футляр от виолончели» отмечает: «Ольга — фанатка Израиля, куда эмигрировала учительница Владимира Путина по немецкому языку. «Путин её навестил, квартиру подарил в центре Тель-Авива», — с завистью пишет госслужащая». Этот же источник обращает внимание на возможную наркозависимость нового министра, у которой в блоге найдены такие строки про кокаин, который нюхает отец её детей — комментатор Первого канала Евгений Баранов. «Ускорялся порошком», — отчитывается министр. «С утра жалкое зрелище. Слабость, отходняк, трясущиеся ручки, депрессия и плаксивость». Репортёр госTV не скрывает зависимости: рассказывает всем, включая своего ребёнка. «Будешь, Никиточка, употреблять наркотики? А курить будешь? А алкоголиком будешь?» — спрашивает Ольга Любимова у наследника. «Бл***», — отвечает его папа-кокаинист. Мама грустит: «Наркотическое похмелье дОвалось моему мужу непросто». Но гордится, что не стала наркоманкой сама. «Употребляю наркотики редко, сама не покупаю их уже лет пять», — сообщает новый глава минкульта сотням тысяч севших за вещество в кармане. Блог Любимовой удалён из Сети после поста «Футляра от виолончели» с обзором».

Телеграм-канал «Байки из Спасской башни» высказывается под углом «кому выгодно?»:

«На самом деле министром культуры России стал Никита Михалков. Сосед Любимовых по даче на Николиной горе. И, собственно, крёстный папа Ольги Любимовой. Вас ждут новое «великое кино о великой войне» и преобразование передачи «Бесогон» в консультативный орган при минкульте».

Этот же источник обращает внимание, что в разгоревшемся вокруг Любимовой скандале небезызвестная Наталья Поклонская и ряд других медиаперсон попытались защитить её: «Вслед за Симоньян, Потупчик, Гоблином, Коцом, Винокуровой и всей остальной «ратью» к отмазыванию Любимовой привлекли Наталью Поклонскую. Ну то есть Наташа не против, что новый глава минкульта признался в ненависти к культуре и любви к ЛСД, гашишу и кокаину? Ну ок… запомним».

Поклонская же в своём Телеграм-канале написала следующее: «Наблюдаю, как интернетные копатели (прям как археологи) нашли в соцсетях старые странички нового министра культуры РФ Ольги Любимовой, которые она вела 10 лет назад — когда ещё, наверное, как и все мы, не думала о карьере и не знала, что каждый текст или личное фото могут легко использовать против тебя же. А теперь «сетевые праведники» устроили ей травлю за обычные житейские посты… И те, кто сейчас пишет гадости про нового министра, забывают об одном: если хорошенько покопаться в ваших комментариях, постах в соцсетях, фотографиях — тоже можно нарыть много чего интересного… И если вы займёте крупную должность, о которой даже и не мечтали в 15 или 25 лет, поверьте, всё это всплывёт наружу… С этим просто нужно смириться и жить дальше. Когда на каждого есть, смешно сказать, компромат, чего пенять на другого?..»

…Назначение Ольги Любимовой министром культуры ознаменовалось оглушительным скандалом. «Правда» будет следить за развитием событий.