Александр Офицеров: «Гусарской стойкости романс»

Решил купить гитару. Моя старенькая совсем рассохлась. А музыкант я звания самодеятельного и, понятное дело, залы больше домашней кухни не собираю. Посему, дабы впредь не шибко волновать унылым бренчанием своего синего попугая, поселившегося на ней в качестве единственного благодарного слушателя, при выборе инструмента нуждаюсь в квалифицированной помощи. И такой маэстро среди знакомых имеется. Это Дмитрий Швед — талантливый автор и исполнитель песен и романсов.

Беру смартфон, звоню.

— Что за вопрос? — отвечает он положенным ему по статусу бархатным баритоном. — Полистаю каталоги и что-нибудь подберу… А пока давай приходи в наш клуб романса «Две гитары» в Центральный Дом работников искусств на концерт. Там и услышишь, как звучит настоящая гитара и, главное, о чём она поёт.

…Но не только страсти гитарных струн нашлось место на той встрече с романсом. Были тут и светлый мелодизм советской эстрадной песни, и рояль, заполнивший зал могучим рахманиновским дыханием, и интереснейшие рассказы о выдающихся наших композиторах, отдавших романсу большую часть своего дарования…

Как оказалось, небольшой уютный камерный зал ЦДРИ — одно из немногих оставшихся мест в столице, где вот уже тридцать лет привольно русскому романсу, а вместе с ним и другой хорошей музыке. И сразу кольнуло вопросом: один из последних оборонных бастионов подлинной культуры? Устоит ли? Уж больно сладкий это кусок — здание ЦДРИ в самом центре Москвы, —чтобы, глядя на него, не разгорелись аппетиты приватизаторов всех мастей. Идея открытия этого Дома принадлежит Луначарскому. В его становлении в 30-х годах прошлого века участвовали Станиславский и Немирович-Данченко. Советская власть отдавала высокой культуре лучшее, ценя её незаменимое нравственное и воспитательное значение для всей страны. У власти же буржуазной приоритеты совсем иные.

— Было несколько попыток захватить Центральный Дом работников искусств, и я не знаю, куда это дальше приведёт, — сокрушается его директор Елена Смирнова.

Куда же? Неужели к очередному магазину, массажному салону или отделению банка?

Но тревога, пусть и на время, быстро ушла, когда прелестно зазвучали на том концерте классические гитары лауреатов международных конкурсов Юрия Нугманова и Алексея Сидорова, колоритные голоса заслуженных артистов России Маргариты Корнеевой, Любови Исаевой, Александра Павлова, виртуозный рояль совсем юного пианиста, но уже лауреата международного конкурса Вани Тонких и, конечно же, красавец-голос самого Дмитрия Шведа, сразу увлёкший за собой зал в чудный мир романса.

Многие произведения, представленные на том концерте, принадлежат его перу и в стихах, и в нотах. А его романсы «Белый рояль», «Вальс любви», «Шапочка кунья» вполне могут претендовать и на принадлежность к образцам русской вокальной лирики.

В эту зимнюю ночь полнолунья

Мы помчимся на тройке вдвоём.

И покроется шапочка кунья

На твоей голове серебром…

Видели бы вы, какие аплодисменты в такт этих строк дарил в своё время Дмитрию Шведу и аккомпанировавшему ему на гитаре Алексею Сидорову наш знаменитый певец Эдуард Хиль!

Рукоплескали русскому романсу, полпредом которого Дмитрий на рубеже веков отправился за океан, и «Рут Экерд холл», и «Ван Везел». Это огромные концертные залы Флориды, где пели мировые звёзды Том Джонс, Нил Янг, Вилли Нельсон, Леонтина Прайс, играл на своей волшебной скрипке Айзек Стёрн… Выступал наш музыкант и во многих других американских штатах, а также в Лондоне и Кембридже, в залах Чехии и Прибалтики… Конечно же, исколесил с концертами, вплоть до Камчатки, и родную Россию. Не раз представлял с оркестром сольные программы в столичном концертном зале имени П.И. Чайковского, пел в Доме музыки и Театре эстрады, в Зале церковных соборов, в Доме учёных, Культурном центре ФСБ и Вооружённых сил России. Дмитрий Швед — лауреат конкурса «Романс —XXI век» телеканала «Культура». Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом М.В. Ломоносова, памятными медалями Г.В. Свиридова и А.В. Александрова.

Пожалуй, спросите: почему клуб называется «Две гитары», а не три или четыре? Как в своё время поясняли его создатели, советские музыканты Юрий Фёдоров и Анна Широченко, эта струнная пара состоит из давнего союза гитары русской и цыганской. Добавлю, что сейчас и испанская не редкий в клубе гость.

В традициях «Двух гитар», которые продолжает нынешний руководитель клуба Дмитрий Швед, — содружество на одной сцене самых разных жанров исполнительского искусства, их народность и интернациональность. Что, впрочем, и было заветом тех, кто создавал ЦДРИ в тридцатые годы прошлого века.

Репертуар у певца богатейший. Это циклы вокальной лирики: «Дарите женщинам цветы!», «Гори, гори, моя звезда», «Романсы и вальсы весны»… Это и уникальная программа посвящённых Отечественной войне 1812 года гусарских романсов, в которых нашлось видное место стихам Дениса Давыдова. Это и цикл песен советских композиторов о Великой Отечественной войне, который подхватили его авторские: «Офицеры русские», «Защитникам Отечества Российского», «Севастополь», «Вспомним каждого»…

У костра мы сидели весной,

И дурманил нас воздух лесной.

Вдруг из лесу шагнул к нам солдат

И сказал: «Здесь ребята лежат.

Я же там вон лежу, у сосны,

Не отпетый с той самой войны!»

Он сказал и назад оглянулся.

И исчез, только ельник качнулся…

Много в арсенале Дмитрия Шведа и советских эстрадных песен, партий из знаменитых зарубежных мюзиклов «Призрак оперы», «Кошки», «Отверженные», «Вестсайдская история»… А гениальную битловскую Yesterday («Вчера») он блестяще исполняет, чередуя куплеты на английском и русском. И, разумеется, с особой любовью преподносит залу лирику есенинского стиха…

Почему разумеется? Да ведь Дмитрий, как и Есенин, родом из тех укутанных «берёзовым ситцем» рязанских краёв. Там ещё мальцом освоил он русскую трёхрядку. За ней — баян и гитару. А уроки вокала брал у солиста Большого театра, поселившегося на Рязанщине, Вячеслава Дмитриевича Наумова. После школы поступил в Москве в ГИТИС. Молодого выпускника, было дело, приглашал работать в Большой драматический театр Ленинграда сам Товстоногов. Но музыкальный талант Дмитрия оказался сильнее зова театральных подмостков.

Сильна была и его боль за русскую и советскую музыкальную культуру, когда её в горбачёвскую перестройку с остервенением принялась душить распоясавшаяся попса, вытесняя всё лучшее из эфира и концертных залов. С этой болью он и сейчас.

— Отчего же? — спрашиваю Дмитрия за чашкой чая с печеньем, которыми нас любезно угостила давняя хранительница клубного очага Рита Павловна Куракина. — Есть сегодня теле- и радиоканалы «Культура», есть специализирующееся на симфонической и камерной музыке радио «Орфей»…

— К сожалению, их слушают и смотрят только те, кто чувствует и любит классическую музыку. Но я говорю о песне, городском романсе, которые широкой аудитории более близки и понятны. Сегодня, на мой взгляд, нет хороших песен. А хорошая новая песня — это оригинальная, не похожая на прежние, мелодия, талантливые стихи. Они могут быть и простыми, как у Дербенёва, а могут быть и посложнее, как у Евтушенко. Главное, чтобы слова были не надуманны, а правдивы, чтобы они вызывали ответные эмоции, чтобы рассказывали они о жизни, о судьбе, о любви. Но любви самой настоящей, без обмана.

Про американские же мотивчики в новых песнях и говорить не приходится. А где же наше родное? Я говорю о русской мелодике в эстрадной песне. Ведь, да будет вам известно, половина американцев слушают кантри. А что же мы-то слушаем: либо приблатнённые дворовые петые-перепетые в начале ХХ века мотивчики со скабрёзными текстами, либо нашу поп-музыку, подражающую американскому рок-н-роллу или британскому року. Тогда уж лучше слушать оригинал. Вы можете представить, что на британском телевидении или радио звучали бы английские песни с русскими мотивами, а на их телешоу наших песен было бы подавляющее большинство?

— Разве что в анекдоте… И как тогда весь этот абсурд исправлять?

— Убеждён, что настало время вводить цензуру. Но исключительно художественную, нравственную, эстетическую наконец, которая бы отслеживала уровень и содержание песенных стихов, качество и уникальность новых песенных мелодий. За аранжировочками тоже стоило бы присмотреть, чтобы они не были вторичны. Также важно сохранять в песенном исполнении чистоту русского языка. А то некоторые, с позволения сказать, певцы под предлогом показать свою индивидуальность, не имея ярких вокальных данных и узнаваемости голоса, искажают гласные и согласные звуки так, что понять смысл песни порой получается лишь с третьего раза.

Сегодня в искусстве, думаю, надо особенно настойчиво говорить о подлинной духовности, нравственности, о наших патриотических чувствах. Но не забывать при этом о высокой художественности, о профессионализме и об уникальности в музыке, в литературе, в кино и театре, эстрадных шоу. Поймите: мы особая, великая страна! Сколько у нас выдающихся учёных, писателей, композиторов, изобретателей, спортсменов! Мы богаче не только территорией, ресурсами, природой, но и культурой, языком, который, увы, хотят сейчас примитизировать.

В советское время, особенно в военные годы, композиторы по заказу правительства, а больше от своего глубокого понимания чаяний народа создавали песенные шедевры — ту же «Священную войну», «Тёмную ночь», «Прощай, любимый город», «В землянке» и другие. Эти песни очень помогли нам победить врага.

Хочешь сделать страну передовой, говорил Сталин на встречах с партийными руководителями, поднимай грамотность и культуру своей страны — остальное приложится. Достойного той нашей державы качества он от искусства буквально требовал.

— В вашем клубе тоже стараетесь так, по-гусарски стойко держать уровень?

— Представляете, даже в годы Великой Отечественной войны Центральный Дом работников искусств ни на день не останавливал свою работу!

Давайте же посмотрим, что Дмитрий Швед в этом пантеоне всех муз предложит зрителю в ближайшие дни. В воскресенье, 28 ноября, клуб «Две гитары» силами целого ряда именитых российских исполнителей даёт в ЦДРИ концерт «А.Б.В. в романсе!», посвящённый русским композиторам XIX века Алябьеву, Булахову и Варламову. А днём ранее в Зеркальном зале «Москонцерта» на Пушечной к 220-летию со дня рождения композитора А.Е. Варламова, как раз и отмечаемому 27 ноября, он проводит вечер романса «На заре ты её не буди».

Строка эта из стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета, на чьи слова и был сочинён Варламовым знаменитый романс. И Советская власть в своё время постаралась, чтобы об этом знали все. А чем отличилась власть нынешняя, буржуазная, дабы напомнить людям об имени замечательного композитора, на века украсившего Россию венком великолепных песен и романсов? Разве что «подвигом», когда в 1997 году на столичном Никитском бульваре взяла и снесла к чертям дом, где жил Александр Егорович Варламов. В нём, по свидетельствам современников, в 1843 году останавливался приезжавший повидать Москву великий Ференц Лист. Ходит легенда, что однажды, в день своего отъезда, он заслушался варламовскими романсами до такого очарования, что умудрился опоздать на почтовый дилижанс.

Вот, собственно, и я в свете предстоящих концертов и несмотря на возражения синего попугая с покупкой гитары решил не спешить. Прежде послушаю, что она расскажет со сцены завтра.