Ах, песня, песня русская!..    

(часть первая)

«… песня – это именно «абсолютно необходимое» явление духовного бытия России, тот воздух (…) без которого оно, это бытие, невозможно, немыслимо…», — полагает известный мыслитель Вадим Кожинов, и статью свою о песне он назвал «О главной основе отечественной культуры». И с этим трудно не согласиться. Заглянем в глубь веков. По городам и весям со времён Древней Руси ходили калики-перехожие, рассказывали сказки, былины, но чаще пели. Песня привлекала людей, воздействовала на их чувства, вызывала жалость к поющим, но и просвещала слушавших о жизни в других местах, о жизни в прошлом, сохраняла историческую память у них.

Ныне все песни, которые были созданы до XIX века вызывают интерес только у специалистов. А напрасно, они во многом поучительны. Прежде всего, они патриотичны, пронизаны любовью к родной земле, к своему народу, к его истории, к защитникам своего Отечества. Песни отражают важнейшие исторические события, оставившие глубокий след в народном сознании. Пожалуй, самой яркой является песня-слава о Русской земле, дошедшая к нам из XIII века в составе «Слова о погибели Русской земли»:

О, светло светлая

И украсно украшенна

Земля Русская! …

 Многими красотами

Удивлена еси:

Озеры многими

Удивлена еси,

Реками и кладязьми

Местночтимыми,

Горами крутыми,

  Холмами высокими,

  Дубравами частыми,

 Польми дивными,

 Зверьми различными,

 Птицами бесчисленными,

 Городы великими,

 Селы дивными,

Винограды обительными,

Домы церковными

И князьями грозными,

Бояры честными,

Вельможами многими!

Всего еси исполнена

Земля Русская,

О правоверная

Вера христианская!

Она так полюбилась народу, что по свидетельству некоторых исследователей эту песню пели ещё в XIX веке. Вдумайся читатель с какой любовью, с какой нежностью безвестный автор перечисляет все достопримечательности родной земли, а все определения к ним даёт в превосходной степени. Так может писать только человек очарованный красотой окружающего мира, беззаветно любящий родную сторону. Обратите внимание, что древнерусский поэт называет правоверной веру христианскую, а не православной. Правильно славить ещё не значит правильно верить.

Песни XIX века жили с нами в ХХ веке, да и сегодня они нам нужны. Это песни, музыка которых написана на стихи близким нам литературным языком и стихосложением, да и сюжеты знакомы нам, поэтому они легко нами воспринимаются. Естественно, обо всех написать нет никакой возможности, выскажу своё мнение лишь о тех, которые оставили глубокий след в моей душе.

 До сих пор не может не трогать душу русского человека песня «Среди долины ровныя…», слова которой написаны в 1810 году профессором Московского университета А.Ф. Мерзляковым. Они положены на музыку разными композиторами, но более известны вариации для фортепиано М.И. Глинки.  Несмотря на то, что авторы песни известны, она по праву называется народной. И в тексте, и в музыке авторы заимствовали элементы фольклора. Одиноко стоящее дерево в степи, на лугу, да и на горке всегда таит какую-то таинственность и влечёт к себе, особенно, когда ты осознаёшь беспощадность своего одиночества, что бывает нередко и хочется с кем-то поделиться. Очевидно, эти же чувства испытывал и автор слов, выражая свою грусть и тоску. Но как бы не мучили его личные нравственные беды, ему ничего не жаль, он всё готов отдать ради Родины и милой:

Возьмите же всё золото,

 Все почести назад, —  

Мне Родину, мне милую,

Мне милой дайте взгляд!

Тема одиночества была популярна у незаурядных личностей первой половины XIX века. Вспомним одно из самых лиричных стихотворений М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»  Строки стихотворения настолько мелодичны, как будто сами просятся в песню. Очень многие композиторы писали музыку к этому стихотворению, но популярен романс Е.С. Шаниной. Приятные чувства охватывают, когда слушаешь чарующую музыку этого романса и божественные голоса И.С. Козловского или С.Я. Лемешева, ясно представляешь скоротечность и бренность человеческой жизни на Земле и хочется прожить её свободно и покойно, без войн и других потрясений. Сильные волевые, романтические личности радуются гармонии и красоте природы, но не могут равнодушно смотреть на её отсутствие среди людей и стремятся разрешить сие противоречие, обрекая себя на нравственное одиночество, вызывая враждебность общества к себе.

Но в большинстве песен и романсов этого времени посвящены самому святому и прекрасному чувству, которым природа наделила человека – любви. Никогда люди не позабудут яркие и нежные романсы «Я помню чудное мгновенье» на стихи А.С. Пушкина, «Я встретил вас» — Ф.И. Тютчева, «Средь шумного бала» — А.К. Толстого, но к глубокому сожалению, они сегодня не звучат, как и многие другие, ни из радиоприёмников, ни телевизоров, ни на эстраде.

 Там засилье кривляющихся парней и девиц что-то орущих под «фанеру» и это позиционируется как русская песня. А зрители, девушки и юноши, подобно представителям легендарного племени Мумбо-Юмбо, впервые увидавшими старую консервную банку, содрогаются в конвульсиях и диких воплях. То, что это разрушает психику молодёжи никого не интересует, а возможно это и есть цель хозяев такой музыки.

Но вернёмся в старый добрый XIX век, когда ценилась хорошая музыка и хорошее пение. Сколько прелестных волнующих сердце и душу песен дошло до нас с тех пор. И хорошо, что они сохраняются подвижниками русского песенного искусства. А песенная палитра XIX века, дошедшая до нас, обширна и многогранна. Рассмотреть все направления песенного жанра нет возможности в небольшой статье поэтому остановимся лишь на двух, сыгравших важную роль в культурной вообще и общественно-политической жизни в частности.

XIX век подарил нам замечательные романсы и песни на стихи русских поэтов того времени, потому что их поэзия была мелодична и напевна, кажется, что строки сами просятся превратиться в ноты. Но не только это. И слова, и мелодии романсов отвечали настроениям и быту людей того времени. Впрочем, и сегодня многие из них волнуют наши души и бередят нас. Многие из этих песен и романсов из салонов и концертных залов уходили в простой народ, подвергались переработке и со временем теряли своё авторство и воспринимались как народные. Таких примеров несть числа и думаю они общеизвестны.

Но в XIX веке появились романсы и песни полные романтизма, зовущие к чему-то новому, светлому, необычному, несказанному. Романс А.Е. Варламова на стихи М.Ю. Лермонтова «Парус», в котором «…мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой» отражал настроения зарождающихся «новых людей» Чернышевского, мечтающих вырваться из смердящего нравственной мертвечиной феодального домостроевского уклада жизни. А в романсе К.П. Вильбоа «Пловец» (Нелюдимо наше море) на слова Н.М. Языкова уже обозначена цель:

Там, за далью непогоды,

Есть блаженная страна,


Не темнеют неба своды,

Не проходит тишина.

Но туда выносят волны

Только сильного душой!

И следует призыв: «Смело, братья!» Возможно, этому призыву последовали многие поэты и композиторы. Так в песнях на стихи воронежского поэта И.С. Никитина «Песня бобыля» и «Вырыта заступом яма глубокая…» поётся о тяжёлой беспросветной доле бедняков, но в песне «Медленно движется время…» уже звучат слова: «Слава, кто истине служит, // Истине жертвует всем!». Это для них, честных, стремящихся облегчить долю трудового народа благодаря деятельности их предшественников:

Рыхлая почва готова,

Сейте, покуда весна:

Доброго дела и слова

Не пропадут семена.

И семена не пропали даром. Во второй половине XIX века появились революционно-патриотические песни, которые играли мобилизующую роль сначала в студенческой и разночинской средах, а затем в среде пролетариев на борьбу с самодержавием и нарождающейся буржуазией: «Смело, товарищи, в ногу». «Отречемся от старого мира», «Варшавянка», «Замучен тяжёлой неволей». С этими песнями наши предки сражались на баррикадах в 1905 году, брели по этапу на каторгу в Сибирь, шли на штурм Зимнего дворца в 1917 году, отважно сражались с интервентами и их холуями-белогвардейцами в Гражданскую войну, да и мирную жизнь начинали строить под эти мелодии.

Кстати, песню «Замучен тяжёлой неволей» очень любил В.И. Ленин, а в детстве и молодости ему нравились «Пловец» и «Песня бобыля». Хорошо бы, если бы руководители левопатриотической оппозиции вспомнили все эти песни, и они снова зазвучали на протестных мероприятиях. Но последних практически нет, а руководители оппозиции общероссийской и региональной уютно устроились в креслах думских и региональных представительных органов, им тепло и сытно, а «сытый голодного не понимает», гласит народная мудрость. Но об этом в другой раз.

В русской истории тридцатые — сороковые годы прошлого столетия – это особые годы. А.А. Зиновьев назвал их юностью коммунизма. Это было время, когда, как пелось в «Марше энтузиастов» (муз. И.О. Дунаевский, сл. Д”Актиль): «В буднях великих строек,// В веселом грохоте, в огнях и звонах», — жила и трудилась «страна героев, // Страна мечтателей, страна ученых». Да, это были великие годы и в них рождались и звучали великие песни. Вспомним «Маш весёлых ребят» (муз. И.О. Дунаевского, сл. В.И. Лебедева-Кумача):

Нам песня строить и жить помогает,

Она, как друг, и зовет, и ведет,

И тот, кто с песней по жизни шагает,

Тот никогда и нигде не пропадет!

А как торжественно звучали и наполняли сердце радостью и гордостью слова и музыка песни «Широка страна моя родная», побуждая всех советских людей на труд и подвиг во славу своей Советской Родины, на дружбу и братство между народами и народностями Союза. Такие же чувства вызывала песня «Моя Москва», выражая единение всех городов и весей Отчизны со своей столицей.

Молодёжь Страны Советов помнила слова В.В. Маяковского, что «Коммунизм – это молодость мира, и его возводить молодым!» они стремились стать «молодыми хозяевами земли», чтобы «покорять пространство и время», но это можно сделать лишь сообща, в коллективе и как пелось в «Песне о встречном» (муз. Д.Д. Шостаковича, сл. Б.П. Корнилова):

Бригада нас встретит работой,

И ты улыбнёшься друзьям,

С которыми труд, и забота,

И встречный, и жизнь — пополам.

В трудовом коллективе, чувствуя плечо друг друга, для них не было «преград ни в море, ни на суше», им не были «страшны, ни льды, ни облака». Мы сегодня редко вспоминаем о героических подвигах челюскинцев и папанинцев, беспосадочных перелётах экипажей В.П. Чкалова и М.М. Громова через Северный полюс в США, о замечательном стахановском движении. А ведь у наших предков в то время было желание «догнать и перегнать отцов». Эти слова из замечательной, сейчас мало кому известной «Песни о вольном ветре» (муз. И.О. Дунаевский, сл. В.И. Лебедев-Кумач) вдумайтесь:

Спой нам, ветер, про славу и смелость,

Про ученых, героев, бойцов,

Чтоб сердце загорелось,

Чтоб каждому хотелось

Догнать и перегнать отцов!

И когда фашистские орды вторглись на просторы нашей Родины у многих советских людей «сердце загорелось сразиться с этой бандой мирового империализма, подстрекаемой англосаксами. Со времён недоброй памяти хрущёвской «слякоти» в общественное сознание вбивается мысль, что Советский Союз не был готов к войне. Это чудовищная ложь.

 Главное, советские люди морально и психологически были готовы к тому, что рано или поздно всё равно придётся сразиться в смертельной схватке с коварным врагом. И определённую роль в этом сыграли песни. Такие как «Марш советских танкистов» (муз. Дан. и Дм. Покрасс, сл. Б.С. Ласкин), Авиамарш (муз. Ю.А. Хайт, сл. П.Д. Герман), «Вставайте, люди русские» (муз. С.С. Прокофьев, сл. В.А. Луговской), (Я на подвиг тебя провожала» (муз. Н.В. Богословский, сл. В.И. Лебедев-Кумач), «Орлёнок» (муз. В.А. Белый, сл. Я.З. Шведов) и многие другие.

Но в жизни советских людей была «не только борьба, но и радость хорошего чувства». Эти слова Н. Островский вложил в уста Риты Устинович в романе «Как закалялась сталь», почитаемом всеми, а особенно молодёжью в советские годы. Давно известно: «Сердцу хочется ласковой песни// И хорошей большой любви». Поэтому много было нежных и задушевных песен о любви. Но самая известная, причём всемирно известная, песня М.И. Блантера на слова М.В. Исаковского – «Катюша». Она настолько была популярна в СССР, что как писал Э.Ф. Иодковский: «А слово Исаковского Катюша враг на спине в Германию унёс».

«Когда гремит оружие, музы молчат» — это восходящее к Древнему Риму изречение ни в коей мере не относится к нашей Отечественной войне. Даже самый скептический исследователь бытия страны в 1941-1945 годах неизбежно придёт к выводу, что его насквозь пронизывала поэзия, — правда, в наибольшей степени в её музыкальном, песенном воплощении, которое и очень значительно усиливает воздействие стихотворной речи на уши людей, и словно придаёт ей крылья, несущие её по стране. (…) Нашу жизнь в 1941-1945 годах невозможно представить себе без постоянно звучавших из тогдашних радиотарелок и поющихся миллионами людей лирических песен о войне, а в Германии их нет вообще. Перед нами, несомненно, чрезвычайно многозначительное различие, которое, в частности, начисто перечёркивает потуги иных нынешних авторов, преследующих цель поставить знак равенства между Третьим рейхом и нашей страной», — так писал о нравственном подвиге советского народа выдающийся мыслитель второй половины ХХ века В.В. Кожинов.

Уже в ночь с 22 на 23 июня В.И. Лебедев-Кумач пишет в стихотворении «Священная война» строки, которые показывают мировоззренческое превосходство защитников социалистического Отечества над агрессором:

Как два различных полюса,

 Во всём враждебны мы:

За свет и мир мы боремся,

 Они – за царство тьмы.

Эти стихи положил на музыку композитор А.В. Александров и родился героико-трагический марш, набатом созывающий советских людей дать «отпор душителям// Всех пламенных идей,// Насильникам, грабителям,// Мучителям людей!»  И это важно знать молодому поколению.

Тогда же А.А. Сурков пишет свою «Песню смелых», а музыку к ней написал В.А. Белый, рефреном в ней звучали слова: «Смелого пуля боится,//
Смелого штык не берет», прозвучав по Всесоюзному радио она зазвучала на просторах Родины, вселяя в людей уверенность в победе.

Но уже во время Московской битвы появилась новая песня «Прощание», слова которой написал Ф.Т. Кравченко, а музыку Т.Н. Хренников. В ней ярко показано гражданское величие и высокое чувство ответственности советской женщины за судьбу своего Отечества. Провожая на войну своего любимого, она говорит ему:

Иди смелее в бой, рази врага!

Жестокий дай отпор кровавым хищным стаям.

Иди смелее в бой, рази врага.

……………………………………

Там, где кипит жестокий бой,

 Где разыгралась смерти вьюга,

 Всем сердцем буду я, мой друг, с тобой,

 Твой путь я разделю, как верная подруга,

 Иди, любимый мой, иди, родной!

Эти песни укрепляли боевой дух бойцов и командиров, вселяли в них надежду на победу над врагом, рождали мужество и смелость. Чётко сознавая, что кусочек крупповской стали может попасть в каждого из них, они по приказу командира подымались на встречу шквалу смертоносного огня и отважно бросались на врага.

В первые дни войны, отступая с тяжёлыми боями, они не сдавались врагу, продолжали сражаться в окружении, а оставшись один на один с врагами зарывались в землю и отбивались до последнего патрона, подрывая себя и окруживших их фрицев последней гранатой. Благодаря мужеству и героизму бойцов и полевых командиров, несмотря на ошибки и просчёты фронтового и армейского командования, был сорван план блицкрига и уже летом 1941 года фашисты были обречены на поражение.

Советские композиторы и поэты за годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. написали много песен, но в них звучали воспоминания о счастливой мирной довоенной жизни или мечты о будущем, о том, что их ждёт после войны, как их встретят родные и близкие, жёны и невесты. Об этом говорят все песни военных лет, они ежегодно звучат в День Победы по радио и телевидению, на концертных площадках и на улице и вряд ли уместно их перечисление без анализа.

Но об одной всё же скажу. Это песня из кинофильма «Жди меня», она как-то осталась в забытье. А ведь в ней клятва бойца:

Сколько б ни было в жизни разлук

 В этот дом я привык приходить.

 Я теперь слишком старый твой друг,

 Чтоб привычке своей изменить.

……………………………………

 Я ведь скоро с победой вернусь-

Не на час, а навек, навсегда.

Вот какова была сила уверенности в победе, сила любви у людей героического поколения первых лет советской власти, и она вызывала желание скорее вернуться к родным, усиливала ненависть к врагу и вдохновляла смертью смерть поправ «захватчиков подлых с дороги смести».

Хотелось бы напомнить ещё об одном музыкальном произведении, созданном в годы войны. Об оратории Ю.А. Шапорина «Сказание о битве за Русскую землю» для голосов, хора и оркестра, в которой тревожно и величественно звучит песня на стихи К.М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», написанном в грозном 1941 году, когда Красная Армия с кровопролитными боями отступала к сердцу родины. В последних куплетах звучали слова, выражающие сокровенные мысли советских бойцов и командиров:

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней мне сражаться завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

Маршал Г.К. Жуков говорил, что ему особенно дороги песни «Священная война», «Дороги» и «Соловьи», их он называл бессмертными… «потому что в них отразилась большая душа народа…»

Думается, не случайно, именно в 1943 году, когда наступил коренной перелом в боевых действиях, И.В. Сталин организовал работу над созданием гимна страны. И Гимн Советского Союза на музыку А.В. Александрова, на слова С.В. Михалкова и Г.А. Эль-Регистана прозвучал по Всесоюзному радио 1 января 1944 года и начинался словами:

Союз нерушимый республик свободных

Сплотила навеки Великая Русь.

Да здравствует созданный волей народов

Единый, могучий Советский Союз!

Торжественная, величественная музыка, чеканные строки гимна воодушевляли советских людей, наполняли их сердца гордостью за свою страну и усиливали любовь к ней, подвигая на ратные и трудовые подвиги.

Не умаляя воли других народов, всё-таки подчёркивалась ведущая роль русского народа в создании великой державы. Интернационалист И.В. Сталин счёл необходимым, чтобы гимн Страны Советов начинали именно эти слова. Все народы страны приняли это как должное и «в битвах решали судьбу поколений», и «к славе Отчизну свою вели», пока в ряде союзных республик не выросло национальное чванство. Эта тема требует отдельного разговора.

Отгремели последние залпы великой битвы, жизнь продолжается… Но слишком глубоки и горьки раны, нанесённые войной народу. Из памяти они не уходили. Композиторы и поэты продолжали военную тему, впрочем, и сегодня они её не оставляют. В 1946 году появилась проникновенная, душераздирающая песня М.И. Блантера и М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату…». Она сильно бередила слишком свежие раны десятков тысяч бойцов и командиров, пришедших с войны к родным пепелищам, и жителей сотен сёл, деревень, хуторов, сожжённых фашистами и их бандеровскими и прибалтийскими пособниками. Поэтому после первого исполнения по радио В.А. Нечаевым её больше не выпускали в эфир и на концертные сцены.

Жизнь требовала других песен. Н.В. Богословским и АИ. Фатьяновым была написана песня «Три года ты мне снилась…», нежная задушевная мелодия которой усиливала эти же свойства поэзии. Уверен, что любая девушка мечтала, чтобы о ней так пели:

Мне тебя сравнить бы надо с песней соловьиною,

С майским утром, с тихим садом, с гибкою рябиною,

С вишнею, черёмухой,

Даль мою туманную —

Самую далёкую, самую желанную.

Как это всё случилось, в какие вечера?

Три года ты мне снилась, а встретилась вчера.

Не знаю больше сна я, мечту свою храню.

Тебя, моя родная, ни с кем я не сравню.

И хотя сразу она завоевала сердца советской молодёжи, но в верхах была признана кабацкой и надолго была предана забвению. Что ж жизнь прожить без ошибок невозможно, главное, чтобы вовремя их исправлять.

Вторая половина сороковых и первые годы пятидесятых обогатили нашу жизнь прекрасными песнями, зовущими к быстрейшей ликвидации последствий войны не только в хозяйстве, но и в душах людей.  

К подвижничеству молодёжи ударно трудиться, быть новаторами в нём призывала песня А.И. Островского и Л.И. Ошанина «Комсомольцы – беспокойные сердца»:

Солнцу и ветру навстречу,

На битву и доблестный труд,

Расправив упрямые плечи,

Вперед комсомольцы идут!

Комсомольцы — беспокойные сердца,

Комсомольцы все доводят до конца.

Друзья, вперед,

Нас жизнь зовет!

И комсомольцы, увлекая за собой несоюзную молодёжь, отдавали все свои силы на скорейшее восстановление угольных шахт Донбасса, чёрной металлургии Юга страны, других предприятий промышленности.  Они гордились своими трудовыми успехами и мечтали о покорении неизведанных высот. Как об этом пелось в песне Б.А. Мокроусова на слова А.И. Фатьянова «Мы люди большого полёта»:

Летим мы по вольному свету,

Нас ветру догнать нелегко.

До самой далекой планеты

Не так уж, друзья, далеко!

Почему у людей конца 40-х годов было столько романтизма и была такая уверенность в будущем. Потому что они жили в социалистическом обществе и веру в светлое будущее у них воспитал советский учитель. Да это были «годы, чудесные// С дружбою, с книгою, с песнею».

  Кто из людей моего поколения не помнит, как «в первый погожий сентябрьский денёк// Робко входил… (он)… под светлые своды». А потом ощущал, что «юность бушует, как вешние воды» и всё сильнее зреет уверенность: «радость найдём, одолеем невзгоды». Вот такими мы выходили в большую жизнь и об этом пелось в песне Д.Б. Кабалевского на сл. Е.А. Долматовского «Школьные годы».

Но и достигнув успехов в жизни не забывали школьные годы и многие поколения с нежностью и теплом вспоминают свою первую учительницу (а у меня ею была моя мама, очень строгая) и слова замечательной песни «Школьный вальс» (муз. И.О. Дунаевский, сл. М.Л. Матусовский):

Но где бы ни бывали мы,

Тебя не забывали мы,

Как мать не забывают сыновья…

Простая и сердечная,

Ты — юность наша вечная,

Учительница первая моя!

Тогда в стране все осознавали, что социализм – это общество всесторонне образованных, воспитанных, нравственных людей и об этом писали поэты и композиторы в песнях как для школьников, так и студентов, потому что понимали именно им принадлежит будущее. В «Песне московских студентов» (муз. А.Г. Новикова, сл. Л.И. Ошанина) от имени тех, кто собрались «От сибирских снегов,// От днепровских садов» и «готовы, Отчизна, на подвиг любой» говорилось: «С нашим завтрашним днём мы ведём разговор// С юных лет мы берем его в крепкие руки». Ну разве нынешние студенты думают о Родине, они мечтают, как получше устроиться, чтобы побольше денег получать. Кстати, эти мысли бытовали и в среде советских студентов, в основном, у тех, кто пришёл с производства (в хрущёвские времена предписывалось 70% принимать в ВУЗ, имеющих трудовой стаж не менее двух лет), но это было редко, да и вслух многие боялись так рассуждать.

Вернёмся в те далёкие годы. А они были не простыми. Мир был на волоске от ядерной катастрофы. Потребовались песни, объединяющие всех людей доброй воли в борьбе за мир на всей планете, против «чёрных сил, роющих миру могилу». Взоры поэтов и композиторов обратились к молодёжи. На слова Л.И. Ошанина А.И. Новиковым была написана песня «Гимн демократической молодёжи (Гимн ВФДМ), которая призывала:

Каждый, кто честен,

Встань с нами вместе

Против огня войны!

А В.И. Мурадели на слова того же автора написал песню «Гимн международного союза студентов», утверждавшей, что

Воля друзей

Верных друзей,

Атомной бомбы и пушек сильней!

Тогда атомной катастрофы удалось избежать. Сегодня мир снова у опасной черты. Недавно в Минске на Международном Антифашистском форуме принят Манифест за объединение народов мира «Оградить человечество от фашизма!» Вот бы нынешним поэтам и воплотить его идеи в поэтическое слово, а композиторам в музыку. Опыт показывает, что песня легче проникает в душу человека и захватывает его. Но в мире буржуазного чистогана тщетны сии надежды.

Что ж, очевидно, на этой грустной ноте и закончу первую часть. Получилась она сумбурной, но мне хотелось обратить внимание активистов «Русского Лада», РУСО, наконец, КПРФ на большой арсенал песен прошлого, которые не устарели и могут сыграть значительную роль в борьбе за русское национальное самосознание, за очищение его от западной умственной скверны, за победу социализма.

Иван Стефанович Бортников, публицист, г. Красноярск, апрель 2023 год