«Кто не горит, тот коптит — тот закон.
Да здравствует пламя жизни!»
Николай Островский
Вопрос необходимости чтения классической литературы в современной школьной программе не является дискуссионным для настоящего человека и настоящего народа. Потому школьная программа по литературе должна включать в себя прежде всего книги, которые учат как надо и как не надо поступать по жизни, учат думать и познавать мир. В процессе воспитания и обучения литература должна помогать формировать целостное мировоззрение, показывая примеры поведения людей и обществ. Вместе с другими предметами она должна помочь выковать из самого себя Человека.
В этой связи понятен уход классики из школьной программы. Вместо неё нам насаждаются Солженицын, Улицкая и прочие бездарности и лжецы.
Советский Союз не убрал из литературной программы великих писателей. К российским дореволюционным писателям были добавлены советские. Классику сохранили и изучали.
Вот мнение Авангарда Леонтьева актёра, педагога, народного артиста РФ, высказанное в 2014 году:
«Недавно я посещал лагерь «Орлёнок» и на берегу Чёрного моря читал детям классику. Молодёжь, затаив дыхание, внимательно слушала Горького. Представьте только, концерт длился час! А подростки ловили каждое слово, показав себя благодарными слушателями. На вопрос, знает ли кто-нибудь, кто такой Николай Островский (на территории лагеря стоит поставленный ему памятник), никто не ответил. Подумать только, никто не знает этого великого
романтика. Да, Островский увлёкся революционными идеями, но он отдал себя, своё здоровье за идеалы родины и народа.
Изучение классики невозможно без таких инструментов, как изложение и сочинение. Детей нужно учить говорить. Сегодня они изъясняются жаргонными словечками, смешанными с уголовным сленгом. Вместо русского языка слышится какой-то новояз. Язык сегодняшней молодёжи скудный. Между двумя словами «блин» и «короче» втиснуто скудное изложение их мысли. Это печально. Наш богатый язык, величие которого признало мировое сообщество, загнан в угол сегодняшним уровнем образования».
Николай Алексеевич Островский родился 16 сентября 1904 года в селе Вилия Ровенской области Украины пятым ребёнком в многодетной семье. В Шепетовке учился в двухклассном, а затем высшем начальном училище. Сблизился с местными большевиками, во время немецкой оккупации участвовал в подпольной деятельности, с марта 1918 по июль 1919 года был связным Шепетовского ревкома.
В пятнадцать лет Островский ушёл добровольцем на фронт в кавалерийскую бригаду легендарного Григория Котовского, а затем сражался в 1-ой Конной Армии Буденного. Меньше года ему удалось повоевать, под Львовом он получил тяжёлое ранение позвоночника шрапнелью. В шестнадцать лет он стал инвалидом, но это не сломило его.
Он потерял возможность ходить. Всего 23 года, а человек лишён всех радостей жизни. Но Островский не сдаётся. Да, он не может двигаться, но его мозг, его руки работают, память хранит имена боевых друзей и их героические подвиги. Он пробует свои силы на литературном поприще. Через год Островский теряет зрение. Кажется, жизнь становится бессмысленной. Но он сам изобретает
трафарет и продолжает свою литературную деятельность.
В этот период времени он как раз работал над созданием романа «Как
закалялась сталь».
Участником тех героических и трагических, в высоком смысле этого слова, событий был сам Николай Островский. Об этом времени он и написал замечательный роман «Как закалялась сталь». И хотя судьба главного героя романа — Павки Корчагина — очень схожа с судьбой автора, всё-таки Павка — собирательный образ и типичный человек своего времени.
В марте 1935 года в газете «Правда» был опубликован очерк Михаила Кольцова «Мужество». Из него миллионы читателей впервые узнали, что герой романа «Как закалялась сталь» Павел Корчагин —не плод фантазии автора. Что именно автор этого романа — и есть герой. Его роман переводился на английский, японский и чешский языки. В Нью-Йорке он печатался в газетах.
1 октября 1935 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Островского наградили орденом Ленина. В декабре 1935 года Николаю Алексеевичу была предоставлена квартира в Москве, на улице Горького и специально для него была построена дача в Сочи. Также ему было присвоено воинское звание бригадного комиссара.
Островский продолжал работать, и летом 1936 года он закончил первую часть романа «Рождённые бурей». По настоянию автора новую книгу обсудили на выездном заседании президиума правления Союза советских писателей на московской квартире автора.
Последний месяц жизни Николай Алексеевич был занят внесением поправок в роман. Он трудится «в три смены» и готовился отдохнуть. А 22 декабря 1936 года сердце Николая Алексеевича Островского остановилось. В день его торжественных похорон, 26 декабря, книга вышла в свет — рабочие типографии набрали и отпечатали её в рекордно короткие строки.
Автор всего двух романов- «Как закалялась сталь» и «Рожденные бурей», а какой литературный взрыв! Мировое признание! Искренняя любовь народа! Свою миссию в жизни Н.А. Островский выполнил на «отлично»! После выхода в свет романа он писал: «Книга издана, значит признана! Значит — есть для чего жить!»
Он всколыхнул сознание молодежи! Стал её кумиром! Мейерхольд поставил спектакль о Павке Корчагине по инсценировке романа, сделанной Евгением Габриловичем (29.09.1899 — 05.12.1993). За несколько лет до своей смерти Евгений Иосифович Габрилович рассказывал, какое это было грандиозное зрелище: «На просмотре зал взорвался овациями! Это было так жгуче, так потрясало! То была торжественная трагедия».
Роман «Как закалялась сталь» Островского выдержал более 200 изданий на многих языках мира. До конца 1980-х годов он занимал центральное место в школьной программе.
Вот что пишет об Островском и его произведениях автор-публицист, доктор технических наук Андрей Ведяев:
«Жизнь и творчество Николая Островского стало одной из ярчайших страниц культурно-исторического наследия советской эпохи. А исключение из школьной программы его романа «Как закалялась сталь» следует признать одной из самых позорных страниц «коррозии металла» пореформенной России».
В своём романе «Как закалялась сталь» Николай Островский создал величественной образ человека новой эпохи по силе стойкости, мужеству, верности высоким принципам, преданности идеям освобождения человечества равного своим любимым героям.
Павка Корчагин сразу стал любимым героем советской молодёжи. Сколько юношей и девушек страны Советов стремились ему подражать и повторили его подвиг на фронтах и во вражеском тылу в период Великой Отечественной войны, на стройках, заводах и колхозах в критических ситуациях.
Подвиг Корчагина осенял антифашистскую деятельность Юлиуса Фучика. Ещё в 1934 году он прочитал «Как закалялась сталь» и, размышляя об ожидающих его испытаниях, о возможной гибели, сказал друзьям: «Ничто не страшно коммунисту — вот вывод из книги, вот итог жизни автора, а какой итог будет у нашей жизни?». Книга казнённого гитлеровцами Фучика «Репортаж с петлёй на шее» сохранила для человечества итог жизни пламенного чехословацкого
революционера».
Во время Великой Отечественной Войны псевдонимом «Павел Корчагин» награждались болгарские и югославские партизаны-герои. Имя Корчагина присваивалось и подпольным комсомольским группам, доблестно действовавшим во время народно-освободительной борьбы в Китае, Вьетнаме, Корее.
Подвиг Корчагина помог литературному герою «Повести о настоящем человеке» -Маресьеву-встать на ноги и вернуться к полётам. Удивительно, что Николай Островский со своим автобиографическим Павкой Корчагиным — с Западной Украины… (жил в разное время в Ровенской, Хмельницкой, Тернопольской областях) — и действие романа и фильма разворачивается в тех
местах. Детская колония, где из босяков, воришек, беспризорных растили «настоящих» людей, и где работал Макаренко — тоже была на Украине.
Знают ли об этом сегодняшние жители Украины, студенты и школьники, помнят ли их?
Если набрать в поисковике «украинские писатели», то в этих списках не найдётся фамилий Островского и Макаренко, как и многих других. И это несмотря на то, что они внесли огромный вклад в развитие культуры и образования не только нашей страны, но и всего мира. Просто они боролись за счастье всего человечества, а не узкой группы или конкретной нации.
Отказ от своих корней означает гибель, хаос и конец народа. Память же и уважением своего прошлого даёт крепкую основу для строительства светлого будущего.
Если говорить о роде и жанре самого произведения «Как закалялась сталь», то род его — эпический, а жанр произведения — воспитательный роман. Только рассказывается здесь не о воспитании детей, а о самовоспитании человека-бойца.
На материале своей жизни Николай Островский раскрыл проблему социалистического перевоспитания людей, рождения нового человека, который до самой последней минуты своей жизни стремиться быть полезным своей стране.
Труд является одной из тем. Николай Алексеевич показывает, как человек закаляет свой характер и в бою, и в труде, и в тяжёлой схватке с болезнью. Тему романа, по-нашему, можно назвать так же, как называется сейчас музей Островского в Москве — «Преодоление».
Идея романа дана автором чётко в самых знаменитых строках произведения:
«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и
прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно
прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества…».
Но для того, чтобы освобождение человечества настало, нужно было пройти через войну, через холод и голод, через тяжёлый труд. И в борьбе за освобождение погибло очень много людей, поэтому в романе Николая Островского много трагического.
Павел Корчагин на примере своей жизни доказывает, что «…сталь закаляется при большом огне и сильном охлаждении. Тогда она становится крепкой и ничего не боится». Идеал человека в 1920-30-х годах представал в образе нового героя: Чапаев, Левинсон, Павел Корчагин, Семён Давыдов, Кожух.
«Благодаря огромной силе воздействия этих и других образов советской литературы идеалы социализма стали понятнее, ближе миллионам людей на земле», — пишет Юрий Барабаш.
Сам Николай Островский так пишет о своих героях: «Главных действующих лиц я знал лично и, показывая их, желал сделать это правдиво, указав все их недостатки и положительные стороны».
Если говорить о своеобразии языка романа, то, прежде всего, хотелось бы отметить изменения в речи главного героя романа. Павел Корчагин эволюционирует как человек. «Вначале он груб и примитивен: «Душа с меня вон», «волынку подымет», «из школы выперли», «жарить в город» и т.п. Но в романе Павел не только стреляет, рубит, строит — он много читает и думает».
Вот как воспитывала молодёжь юная Советская власть! Вот как воспитывал её Комсомол!
Поколение Павла Корчагина тем не менее нельзя назвать аскетическим. Они ощущают полноту жизни, их подвиги нельзя назвать жертвенными: они чувствуют свое место в жизни, а отсюда — их уверенность в себе и убежденность, что они делают великое дело.
Особенности эпических и эстетических идеалов писателя и героя его романа таковы: они категорически против любой пошлости, честны и справедливы, требовательны сами к себе и окружающим, не любят анекдоты, связанные с вопросами пола. Николай Островский и Павка Корчагин — эти два имени
неразрывно связаны в памяти людей. Миллионы людей волновали эти
имена. Тысячи «мальчишек кудрявых лет семнадцати», «живших за
фабричными заставами», «мало видевших света» и «добрых слов неслыхавших», но «мечтавших о весенних рассветах»- «за рабочее дело
ушли воевать».
Многие из них в юношеском возрасте сложили свои головы, отдали свои жизни «самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества…»
Но благодаря их беззаветному героизму «разгромили атаманов, разогнали воевод». Оставшиеся в живых вернулись с фронта и приступили к восстановлению разрушенного хозяйства и строительства нового общества, общества социальной справедливости. И за двадцать мирных лет из разрушенной страны создали могучую державу с высокопроизводительной
промышленностью и развитым сельским хозяйством, оснащённые
передовой техникой мощные Вооружённые Силы.
На всю жизнь они запомнили литые строки романа:
«… Всё это бумажный героизм, братишка! Шлёпнуть себя каждый
дурак сумеет всегда и во всякое время. Это самый трусливый и легкий
выход из положения. Трудно жить — шлёпайся. А ты попробовал эту
жизнь победить? Ты всё сделал, чтобы вырваться из железного
кольца? А ты забыл, как под Новоград-Волынском семнадцать раз в
день в атаку ходили и взяли-таки наперекор всему? Спрячь револьвер
и никому никогда об этом не рассказывай! Умей жить и тогда, когда
жизнь становится невыносимой. Сделай её полезной».
Только ради этих слов стоит прочитать книгу «Как закалялась сталь».
Я вас прошу…
Я в сотый раз читаю строго
Роман «Как закалялась сталь»
И понимаю, как убога
Вся современная мораль.
Как бесконечно приземлённы
Мечты и помыслы людей,
Бедой ещё не наделённых,
Не переживших страшных дней.
Им не понять, зачем стремился
Писатель выжить всем назло.
Зачем писал, зачем трудился,
Ведь в жизни часто не везло.
Но чтобы не было вопросов
И чтоб смотреть бесстрашно
вдаль,
Я вас прошу — прочтите просто
О том, как закалялась сталь!
Джон ЗАБИРОВ. Ученик 8-го класса школы № 665 г. Москва
Роман неоднократно экранизировался в СССР. Первая экранизация книги Николая Островского — фильм «Как закалялась сталь» вышел в 1942 году, в тяжёлое время Великой Отечественной войны. Тогда главный герой романа Павел Корчагин вдохновлял на подвиги советских людей, ведущих борьбу с нацистскими захватчиками. Его образ воплотил актёр В. Перист-Петренко. Cразу же после съёмок в фильме он ушёл на фронт и в этом же году погиб.
В 1957 году вышла совместная режиссёрская работа Владимира Наумова и Александра Алова « Павел Корчагин», в которой главного героя сыграл Василий Лановой.
В 1973 году режиссёром Николаем Мащенко был создан шестисерийный телефильм «Как закалялась сталь», в котором образ Корчагина воплотил на экране Владимир Конкин. Фильм получил две премии им. Ленинского комсомола. Павка в исполнении Конкина отличался от прежних экранных Корчагиных бо́льшим лиризмом, романтичностью и интеллигентностью. В 1975 году под тем же названием «Как закалялась сталь» вышла также киноверсия этого романа.
В 2000 году 20-серийный телевизионный фильм «Как закалялась сталь», снятый китайскими кинематографистами на Украине, был признан в Китае лучшим сериалом года. В роли Корчагина снялся украинский актёр Андрей Саминин.
Уверена в том, что роман, по праву входящий в золотой фонд мировой литературы, должен вернуться на свое место в школьной программе.