Все о нравственности. Коммунистическая мораль

Все о нравственности. Коммунистическая мораль

Что такое нравственность? Толковый словарь русского языка отвечает на это вопрос так: нравственность – это совокупность норм, определяющих поведение человека.

А что такое мораль? В том же словаре читаем: правила нравственности, а также сама нравственность. То есть, фактически мораль и нравственность – это слова синонимы.

Что же это за правила нравственности?

Еще в раннем детстве каждый из нас узнает и навсегда безоговорочно принимает целый ряд законов и правил: нельзя красть, нехорошо обманывать, нужно трудиться, нельзя обижать маленьких, надо заботиться о старых, любить родителей, быть преданным Родине, помогать людям…

Мы становимся старше – и в наше сознание входят все новые и новые нормы поведения человека. Мы размышляем и спорим о доброте и жестокости, совести и чести, порядочности и бесчестии, благородстве и подлости, мужестве и равнодушии. Мы учимся не только говорить и думать, но, главное, действовать в соответствии с этими понятиями – так создается наше представление о нравственности.

А теперь представьте себе, что изобретена машина времени и мы с вами можем совершить путешествие в любую эпоху – прошедшую или будущую. Мы выбрали для начала Россию XIX века. Вот мы идет по воспетой Гоголем русской степной дороге. Навстречу движется странная для нашего глаза группа людей: впереди две молоденьких девушки в белых платьях – налегке, только с маленькими корзинками. А за ними пожилая женщина с трудом тащит тяжелую ношу: корзину с едой, саквояж с одеждой…

Мы возмущенно восклицаем: «Как это вы заставляете старого человека носить тяжести?», — и хотим помочь старой женщине, но она не отдает корзины. Девушки останавливаются. Они не понимают, что нас возмутило. Ведь эта пожилая женщина – крепостная служанка! То, что кажется нам безнравственным и безобразным, воспринимается и девушками, и этой пожилой женщиной как нечто естественное – такова мораль крепостнического века!

Не понравилось нам в прошлом. Машина времени устремляется в коммунистическое будущее. Мы на той же русской степной дороге, но как изменилось все кругом! Вон виднеется вдали новый город, весь в зелени, с белыми нарядными домами. Вот раскинулся возле дороги фруктовый сад… Но что это? Два мальчика, пробегающие мимо сада, срывают яблоки, преспокойно набивают ими карманы и теперь идут нам навстречу. Мы снова возмущены: «Как можно рвать яблоки в чужом саду?». Мальчики изумлены безмерно: откуда мы взялись, если не понимаем самых простых вещей. Сад вовсе не чужой: он общий, все работают в нем, и всем можно рвать яблоки…

Опять мы попали впросак. То, что казалось нам безнравственным, оказывается, может стать естественным в будущем.

Это самые простейшие примеры. Но из них мы можем сделать вывод: нравственные нормы не остаются неизменными, они меняются с течением времени.

Почему меняются нравственные нормы?

Приведем другую картину из далекого прошлого. На высокой скале собралось много народа. Здесь мужчины и женщины, сильные, мускулистые, красивые. Маленькие дети держатся за руки матерей; те, что постарше, бегают по скале, играют, догоняют друг друга, карабкаются на камни. Мирная, спокойная жизнь, казалось бы. А собрались эти люди потому, что сейчас с этой скалы сбросят в море, убьют дряхлого старика: он не нужен людям, обременяет их, его нечем прокормить. Вместе с ним погибнет ребенок: он слаб, хил; нет надежды, что он вырастет крепким и сильным, сможет вести суровую жизнь в суровых условиях – он должен погибнуть!

Не стоит даже спрашивать, нравственно ли такое решение человеческой судьбы с нашей точки зрения. А предкам – далеким нашим предкам – это казалось вполне нормальным. Условия жизни толкали их на такую жестокость. Вероятно, дети стариков и родители младенцев оплакивали своих близких, но помочь им не могли: законы общества оказывались сильнее жалости.

Обратимся к более близким временам. Вспомните наше путешествие в XIX век. Ведь те девушки, которых мы встретили на дороге, были вовсе не плохие помещицы. В своем обществе они считались и добрыми, и порядочными, и даже прогрессивными: не били крестьян, не продавали жестоким соседям, не разлучали мать с детьми, мужа с женой. Но при этом они жили за счет труда других людей. С нашей точки зрения, это верх безнравственности. А условия жизни помещичьей России определяли крепостническую мораль.

В современной капиталистической России две морали. Господствующий в стране класс (буржуазия) пытается навязать всем обществу ущербную буржуазную мораль. Но для нас, коммунистов и комсомольцев, несмотря на то, что мы живем в капиталистическом обществе, по-прежнему нравственной основой является коммунистическая мораль.

Таким образом, нравственные нормы зависят от условий жизни общества, определяются этими условиями.

Всякий ли труд почетен?

Советский школьник на такой простой вопрос уверенно отвечал: «В нашей стране всякий труд почетен». И тогда, в СССР, действительно, ценились все профессии. Не важно, кем был человек — дворником, заводским рабочим, врачом, школьным учителем, военным или вузовским профессором — лишь бы он честно и добросовестно трудился. Помните, как у Маяковского: «Все работы хороши, выбирай на вкус!». А позором в СССР клеймили только преступников и тунеядцев.

А что же сегодня — в капиталистической России? Верна ли и сегодня фраза «Всякий труд почетен». А это все зависит о того, мораль какого класса вы разделяете.

Нам, коммунистам и комсомольцам, кажется отвратительным человек, занимающийся денежными махинациями, наживающий богатство путем обмана и эксплуатации наемных работников. Но с точки зрения морали господствующего класса (буржуазии) в капиталистическом обществе такой человек считается вполне почтенным.

Коммунистическая мораль является высшей ступенью нравственного прогресса. Это самая человечная, справедливая, благородная, основанная на верности целям революционной борьбы, идеалам коммунизма мораль. Коммунистическая мораль, по определению В.И. Ленина, «служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше, избавиться от эксплуатации труда». Революционная нравственность утверждает новые правила: нельзя использовать чужой труд, надо уважать человека и его достоинство, все люди должны быть равны…

Исходя из этого, мы и судим о характере тех или иных профессий в капиталистическом обществе. Поэтому формулу «всякий труд почетен» мы предлагаем заменить на другую формулу «честный труд почетен». А под честным трудом мы понимаем труд без денежных махинаций, обмана, наживы и эксплуатации.

Почему религия – оружие реакционных классов? 

Никогда и ничто не давалось человечеству без борьбы. Борьба за новую мораль, за новые отношения между людьми была нелегкой. И сторонники новой морали, и приверженцы старой имели свое оружие в этой борьбе. Одним из самых сильных видов оружия реакционных классов во все времена была религия. Религия настаивает:  будь кроток, если тебя ударят по левой щеке, подставь правую; люби врагов своих, — т.е. уводит от борьбы. Религия советует: не стремись построить рай на земле, поскольку он все равно тебя ждет на небе – при том условии, конечно, что здесь, на земле, ты будешь покорен богу.

Религия делает человека пассивным, тем самым приостанавливает движение человечества вперед. Христос, по библейскому преданию, сказал такие слова: «Блаженны нищие духом». Это значит – покорные, отказавшиеся от борьбы за высокое достоинство человека…

Вот это, пожалуй, самое страшное, что несет религия: духовное порабощение, принижение человека.

Теперь служители культа стали гораздо хитрее, чем сто, двести, триста лет назад. Никто вам сегодня не станет рассказывать о боге Саваофе, сидящем в райском саду под деревом познания, или об ангелах. Сегодняшние церковники расскажут вам о своей вере в высшую справедливость, в добро, о своем стремлении помогать людям, учить людей заботиться друг о друге… И кто-то из вас, развесив уши, скажет: «Правильно! Так ведь и мы того же хотим!».

Нет, неправильно! Религия всегда мастерски умела говорить одно, а делать другое. Провозглашая лозунг «не убий», церковь вела кровопролитнейшие войны. Призывая людей быть честными и не совершать грехов, церковники в то же самое время продавали индульгенции – отпущение грехов – тем, у кого были деньги. Так и сегодня.

Рассказывая о справедливости и борьбе, религия в то же время отвлекает человека от общественной и революционной деятельности, замыкает его духовный мир стенами церкви и страницами библии, лишает его многих радостей. Говоря о высшей справедливости, уводит от справедливости людской!

Да, порой церковь помогает людям – но в чем? Ее помощь сводится к тому, чтобы увести как можно больше людей в душные, мрачные храмы из светлого мира борьбы и творчества. Религия ведет к пассивному, нерассуждающему, нищему духом человеку. А для того, чтобы изменить нашу жизнь к лучшему, нужны совсем другие люди. Вот почему мы не можем примириться с религией и обязаны бороться с ней. Она тянет наших современников назад, к старым нравственным нормам, к прошлому.

Устарел ли Моральный кодекс строителя коммунизма?

Когда мы говорим о том, что нравственные нормы определяются условиями жизни людей, это вовсе не означает, что никаких усилий от нас с вами не требуется. Даже в СССР были разные люди: одни стояли на более высокой ступени нравственного развития, другие – на более низкой. Одни заботились больше всего о своем личном, узеньком благополучии, другие хотели, чтобы всем людям жилось еще лучше, чтобы скорее было построено самое лучшее, самое справедливое общество – коммунистическое. Не следует забывать, что коммунизм – это не только материальная база, это еще и сознание людей. Мы боремся не только с религией, но и с другими проявлениями буржуазной морали в сознании людей: эгоизмом, равнодушием, стяжательством.

И не думайте, что наше сознание, как и сознание всех окружающих, изменится само по себе. Во-первых, сами условия капитализма порождают капиталистическую мораль. Во-вторых, чем больше мы сами будем стремиться развивать себя, становиться лучше, требовать от себя мысли, действия, активности, чем глубже мы погрузимся в общественную работу и революционную борьбу, чем больше мы будем помогать другим людям, тем быстрее новая, коммунистическая нравственность войдет в жизнь всех людей. Наша личная ответственность за все, что происходит на земле, огромная.

На XXII Съезде КПСС (1961) была принята Третья Программа КПСС, куда вошел Моральный кодекс строителя коммунизма — свод принципов коммунистической морали. Эти принципы во многом остаются актуальными и для современных коммунистов. Перечислим их:

   1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.

   2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.

   3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.

   4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.

   5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.

   6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.

   7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.

   8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.

   9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.

  10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.

  11. Непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.

  12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

В конце XX века руководство КПСС во главе с Горбачевым и Ельциным, преступно предав коммунистические идеалы, разрушило СССР и мировую социалистическую систему.  Нет, к сожалению, у нас теперь социалистической Родины. Но мы по-прежнему, преданы делу коммунизма, и ставим перед собой задачу возродить нашу социалистическую Родину. Необходимо претворять свои убеждения в действия. Мы не можем просто ждать будущее, которое кто-то для нас построит, не можем просто говорить и мечтать о будущем – мы должны приближать его, активно участвуя в революционной борьбе.

Почему у честного человека спокойная совесть?

Выполнить все требования морального кодекса не так-то просто. Нужно очень многое в себе пересмотреть, многое воспитать, чтобы быть достойным комсомольцем и коммунистом. Посмотрите, сколько мыслей вызывает, например, одна только такая заповедь морального кодекса:  честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.

Алексей Максимович Горький в очерке «В.И. Ленин» рассказывает: «Был в нем некий магнетизм, который притягивал к нему сердца и симпатии людей труда. Он не говорил по-итальянски, но рыбаки Кипра, видевшие и Шаляпина и немало других крупных русских людей, каким-то особым чутьем сразу выделили Ленина на особое место. Обаятелен был его смех – «задушевный» смех человека, который, прекрасно умея видеть неуклюжесть людской глупости и акробатические хитрости разума, умел наслаждаться детской наивностью «простых сердцем».

Старый рыбак Джиованни Спадаро сказал о нем:

— Так смеяться может только честный человек».

Это очень мудрые слова. У честного человека спокойная совесть. Ничто не мешает ему наслаждаться солнцем, морем, рыбной ловлей, улыбками людей. Честному человеку легче жить на земле – вот что надо запомнить! Какого же человека мы называем честным?

Прежде всего, о понятии честь. Отвлечемся на минутку от нашего разговора и перенесемся… на бал. Перед нами два друга. Один из них решил подшутить над другим. Он танцует с невестой друга «и, наклоняясь, ей шепчет нежно какой-то пошлый мадригал и руку жмет…». Обиженный друг «выходит, требует коня и скачет. Пистолетов пара, две пули – больше ничего – вдруг разрешат судьбу его». Вы, конечно, узнали Онегина и Ленского. Вы помните, как трагически кончилась эта «шутка»: Ленский вызвал Онегина на дуэль, тот сразу же согласился, но «наедине с своей душой был недоволен сам собой». Онегин знал, что нельзя, недопустимо принимать вызов и рисковать двумя жизнями из-за пустяка. Он даже чувствовал, что был неправ, но надо было извиниться… Но – законы чести! Онегин едет на дуэль – и… «младой певец нашел безвременный конец! Дохнула буря, цвет прекрасный увял на утренней заре, потух огонь на алтаре!».

Мы не согласны с Онегиным, мы осуждаем его. А ведь он защищал свою честь. Но понимание чести у него было другое, чем у нас, — ограниченное, дворянское, эгоистическое. Любая мораль, кроме нашей, коммунистической, — мораль замкнутой касты. Недаром существовали понятия дворянской, королевской, рыцарской чести. Для нас же важна честь любого человека, кем бы он ни был!

Мы не позволим оскорбить словом и тем более действием наших близких – мать, отца, сестру. Но по-настоящему честный человек не позволит оскорбить в своем присутствии любую женщину, любого старика, любого человека. А если сам нечаянно обидит человека, то сейчас же извинится.

Как преодолеть свой страх?

А ведь выполнить требования чести, быть до конца честным не всегда просто. Иногда так хочется промолчать, отойти в сторонку, слукавить перед самим собой – мол, не мое дело, меня не спрашивают… Умение преодолеть это боязливое желание называется гражданским мужеством.

Храбр не тот, кто ничего не боится, а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Наверняка Юрий Гагарин боялся лететь в Космос. Первый человек – первый раз! И подвиг его в том, что он преодолел, убил в себе страх – спокойно спал, готовился к полету, улыбался…

А вы что чувствовали, когда первый раз готовились спуститься на лыжах с высокой горы? Или выступить наперекор общему мнению на собрании? Признайтесь честно – вы боялись. И в этом нет ничего стыдного. Стыдно не уметь преодолеть свой страх. А бояться и переступить через свою боязнь – это и есть мужество, где бы они ни проявилось: на собрании или на космодроме.

Мужество многообразно, но прежде всего оно в том, чтобы заставить себя не бояться!

Н.А. Островский: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества».

Что значит «жить по совести»?

А что такое совесть? Толковый словарь отвечает на этот вопрос так: «Внутренняя оценка, внутренне сознание моральности своих поступков, чувство нравственности за свое поведение».

Ответственность перед кем? Для первобытного человека – перед своим родом, перед обожествленными им силами природы. Для средневекового монаха – перед богом. Да и для пушкинского царя Бориса – тоже ответственность перед богом: ведь никто, кроме самого царя и бога, в которого Борис верил, не знает точно, убил ли он царевича Дмитрия.

Современный образованный человек не верит в бога, перед кем же он несет ответственность за свои поступки? Перед самим собой. Перед собственным, воспитанным с младенчества убеждением: надо жить честно! Этому научили его семья и общество, в котором он живет. Значит его совесть – это ответственность перед обществом.

Понятие совести менялось в течение веков. Можно обмануть одного человека. Еще легче – бога. Можно даже себя самого. Общество обмануть нельзя! Поэтому наше сегодняшнее чувство совести требовательнее, чем у наших предков.

Люди не рождаются честными и бесчестными. Они делаются такими, постепенно развиваясь и формируясь. Каждый наш поступок против совести, даже самый мелкий, опасен тем, что учит нас мириться со своими недостатками – постепенно заглушает нашу совесть, лишает нас нравственной чистоты.  

А зачем все это человеку? Зачем быть честным, мужественным, благородным, добрым? Может, не стоит воспитывать в себе эти качества?

Мы, люди, не живем в одиночку. И все качества, которые мы хотим воспитать в себе и других, для того и нужны, чтобы нам всем было хорошо жить вместе.

Кому не хватает скромности?

Вы знаете и таких людей, которые делают это на каждом шагу, поучая и наставляя, навязывая свое мнение, которое они считают единственно правильным, непогрешимым… С такими людьми тоже трудно жить рядом. Им не хватает важного человеческого качества – скромности.

Однажды Владимир Ильич Ленин пришел в кремлевскую парикмахерскую и спокойно занял очередь. Все, кто был в парикмахерской, понимали: дел у Ленина больше, чем у них, а времени, чтобы ждать, меньше. Но Ленин ни за что не хотел идти без очереди, пока один человек не предложил ему поменяться очередью, сказав, что он не торопится.

Так вел себя Ленин. А вы, признайтесь, всегда ли дожидаетесь своей очереди, чтобы подойти к кассе или прилавку, войти в трамвай, получить пальто на вешалке? Это не мелочи, поверьте! В таких, казалось, незначительных обстоятельствах воспитывается скромность – умение не ставить себя выше других людей, помнить о них, уважать их.

С какими пороками боролись в СССР?

Вы заметили, вероятно, что в заповедях морального кодекса говорится не только о тех качествах, которые мы должны воспитывать в себе, но и о тех, с которыми нам нужно бороться, и бороться активно, непримиримо, горячо.  

Вот типичный пример. В магазине какой-то гражданин прорывается на кассу вне очереди. И льгот у него никаких нет, просто он ставит себя выше других. Мы не ищем конфликты, так может в данной ситуации нам лучше смолчать, стерпеть? Ни в коем случае! Мы обязаны проявить гражданскую позицию и сделать наглецу замечание.

В СССР, когда случались подобные ситуации, как правило, люди в очереди были настроены против наглецов, и они были вынуждены ретироваться.  Но в современной буржуазной России люди разобщены, и порой не способны объединиться для протеста. Даже в такой простой казалось бы ситуации…

Недавно автор этих строк стал участником подобного инцидента.  Я сделал замечание наглецу, но очередь промолчала, и кассир его обслужила, несмотря на мой активный протест. Далее мне уже ничего не оставалось, как оставить соответствующую запись в книге жалоб и предложений.

В СССР все люди были равны перед закономи эксплуатация людей запрещена. Тунеядство считалось одним из главных преступлений против коммунистической морали. Но все же находились и такие мерзавцы, которые обходили закон, ускользали от него. Например, великовозрастный сынок эксплуатировал своих родителей. Они работают, а сын развлекается на заработанные ими деньги. Случалось, что родители, ослепленные любовью, говорили: «Кому какое дело, ведь мы сами даем деньги сыну, ведь он не сильно использует наш труд, мы добровольно его поддерживаем, мы ведь не чужие…». На самом деле это объяснение было чудовищно, хотя и продиктовано любовью. Бесконтрольное владение незаработанными своим трудом деньгами развращает человека. Ему всего кажется мало. Он непременно начнет изыскивать пути, чтобы, не трудясь, получать как можно больше «легких денег».

В современной буржуазной России, к сожалению, существует целый класс подобных тунеядцев – это буржуазия. Буржуй не работает сам, но при этом пользуются трудом других людей – рабочих, крестьян и интеллигенции. Такие же тунеядцы – помещики и капиталисты – жили в нашей стране до 1917 года, но Октябрьская революция уничтожила эту чудовищную несправедливость, прекратила существование паразитических классов. Но когда-нибудь придет конец и современным тунеядцам…  

Многие людские пороки вырастают из уверенности: я не такой, как все, мне позволено то, что не позволено другим; я лучше всех, а все остальные ниже меня… Тот же тунеядец так рассуждает: пусть другие трудятся, а я иной, я выше простых «работяг».

Казалось бы, что общего между неработающим тунеядцем и человеком, с утра до ночи проводящим на работе, стремящимся как можно быстрее и как можно выше продвинуться по службе? А общее – то самое убеждение: мне все позволено, я лучше других… Карьеристы помышляют только о своем благополучии!

Читали ли вы увлекательную повесть В. Козлова «Копейка»? В ней убедительно показано, как убога жизнь человека-стяжателя, стремящегося к своему личному обогащению и не замечающего кипящей вокруг жизни. Прочтите эту повесть, и вы поймете, почему стяжательство названо в моральном кодексе среди самых опасных пороков.

Зачем буржуазия раздувает вражду между народами?

Мы также не можем мириться с проявлениями национальной и расовой неприязни, потому что они враждебны нашим принципам. Буржуазия целенаправленно раздувает вражду между народами. Она внушает темным, малокультурным людям, что представители другой национальности – виновники всех бед. Национальная неприязнь отвлекает людей от классовой борьбы, мешает росту сознания, уводит от единственно правильной мысли: в невзгодах всех народов виновата капиталистическая система.

Коммунистическая партия с первых же лет своего существования начала борьбу за дружбу людей всех национальностей, за объединение у всех народов в борьбе против общих врагов – помещиков, капиталистов, царя. В СССР люди всех национальностей были равны, не было никаких оснований для национальной и расовой неприязни.

Тем не менее, сионисты (сторонники реакционного, националистического течения, ставящего своей задачей подчинение интересов трудящихся евреев классовым интересам еврейской буржуазии) внутри СССР в свое время прибегли к иезуитской тактике. Они повсюду вопили о якобы имевших место фактах бытового антисемитизма, и эти лживые сплетни охотно подхватывала и распространяла буржуазная пресса на Западе. На самом же деле никакого антисемитизма в СССР конечно же не было и никто и нигде советских евреев не преследовал. Но, к сожалению, советское государство не всегда адекватно реагировало на такую тактику сионистов, порой занимая оборонческую позицию и начиная оправдываться. И это была ошибка. Комитету государственной безопасности (ГКБ) следовало жестко пресекать подобные бредни сионистов.

Сегодня буржуазия вновь раздувает вражду между народами. Когда мы видим неприязненное отношение к человеку другой, чем наша, национальности, мы не вправе пройти мимо, как не вправе мириться с карьеризмом, тунеядством, стяжательством, лицемерием – со всеми пороками, которым не будем места в коммунистическом обществе.

Ведь мы не просто идем в будущее, мы боремся за него, воспитываем себя для него, накапливаем в себе духовное богатство.

Для чего живет человек?

Это очень важный вопрос, который мы должны с вами разрешить, прежде, чем перейти к разговору о духовном богатстве.

Теперь представьте себе человека, который больше всего на свете заботится о своем драгоценном спокойствии и благополучии. Ему хорошо, он считает себя счастливым. Он встает утром, жена подает ему завтрак, он идет на работу. Неважно, где и кем он работает: слесарем, учителем, артистом, сапожником, врачом… Неважно, потому что, не желая платить собой, этот человек не получает радости от своего труда. Он отбывает свои рабочие часы – на заводе, в школе, в театре, в мастерской, в поликлинике – и спешит домой. У него нет друзей: ведь друзьям надо отдавать частичку себя, а он не хочет этого делать. Вот он поднимается по лестнице, входит в квартиру. Жена подает ему ужин. Скорее всего, она не работает, она-то платит собой за то, чтобы мужу было спокойно жить… Скорее всего, у них нет детей: дети шумят, мешают. Но даже, если ребенок есть, он замолкает, чтобы не мешать папе, он не бегает, не играет, не задает вопросов – он тоже платит собой за папино спокойствие.

Вечер проходит тихо, у телевизора или за газетой. У соседей заболела дочка, ей мешает шум телевизора. Наш герой не выключает его: зачем же он будет платить своим удовольствием за чужое благополучие? Наступает ночь, а назавтра утром, и все начинается сначала, и так проходит жизнь!

Вы скажете, что в этой картине сгущены краски. Что же, может, так оно и есть. Может какой-нибудь, живой, конкретный Иван Иванович выключит, «так и быть», телевизор, чтобы не помешать больной девочке. Но разве в этом дело!

Иван Иванович «умеет жить», с его точки зрения. Он даже счастлив, с его точки зрения. Он, может быть, и богат, с его точки зрения: у него есть деньги, квартира, автомобиль, дача. А с нашей точки зрения, он не умеет жить, он несчастен, он нищий.

Кто не платит собой, тот ничего не получает, — вот в чем дело! Не получает радости, веселья, удовлетворения трудом, восторга дружбы, любви, преклонения перед природой, спокойной совести, благодарности людей, уважения людского – ничего не получает, более того, кто не платит собой, тот не может  «сохранить себя целым».

Как сохранить себя целым?

Каждому человеку от природы дано очень многое: ум, который нужно развивать; тело – оно требует закалки, физкультуры; чувства – их надо воспитывать, их надо использовать, иначе они окостенеют, умрут. Сохранить себя целым – это значит использовать в жизни все, чем наградила тебя природа. Как же ты сохранишь себя, если не будешь тратить?

Итак, выбор существует: можно жить ни за что не платя, но ничего и не получая. А можно иначе. Попробуем пойти по другой дороге, посмотрим, какова она.

История рассказывает нам о множестве людей, проживших свою жизнь нелепо, по мнению нашего Ивана Ивановича, а с точки зрения истории – прекрасно, возвышенно и счастливо!

Известный вам всем Константин Эдуардович Циолковский был школьным учителем в Калуге, и в его обязанности вовсе не входила разработка проблем межпланетных полетов. Зачем же он целую жизнь мучился над этой проблемой, отдавал своим занятиям и ночи, и короткие часы, отведенные на отдых? Ведь тогда, в дореволюционную эпоху, научная работа не давала Циолковскому ни славы, ни денег, а только порождала насмешки соседей, не принимавших ученого! А он не мог иначе. Для него в мучительной и, казалось, бесперспективной работе было счастье.

Софья Ковалевская, первая женщина-математик, преодолела такие трудности, какие не вставали на пути ни одной женщины. Зачем? Разве не спокойнее была бы ее жизнь, стань она просто женой и матерью. Ковалевская не хотела спокойствия – так она понимала счастье.

Был ли счастлив Ф.Э. Дзержинский, ведь он полжизни провел в тюрьмах, заболел там туберкулезом, знал, что обрекает себя на мучительную и раннюю смерть? Были ли счастливы все те герои революции, о которых Маяковский сказал, что умерли они «от трудов, от каторг и от пуль, и никто почти – от долгих лет»?

Жил и работал в Саратове скромный учитель гимназии Николай Гаврилович Чернышевский. Учил детей, писал диссертацию, любил девушку… Мог бы сделать карьеру, читать угодные начальству лекции, копить деньги. А вместо этого встал во главе революционной молодежи, организовывал кружки. Знал, прекрасно знал, что впереди тюрьма, каторга, может быть, казнь… И все-таки жил именно так, а не иначе. Зачем?

Чернышевский в своем романе «Что делать!» изложил свои взгляды на жизнь. Вот что говорит герой романа Кирсанов: «Всякий человек эгоист, я тоже… если я раз поступлю против всей своей человеческой натуры, я навсегда утрачу возможность спокойствия, возможность довольства собою, отравлю всю свою жизнь».

Понимаете мысль Чернышевского? Каждый человек – эгоист. Это значит, что он хочет быть счастлив, заботиться о себе, о своем собственном благополучии. Но настоящий человек не может быть счастлив в одиночку. Он будет страдать от страданий близких ему людей. Значит, чтобы быть счастливым, он будет заботиться об этих людях. Если же в опасности его Родина, он будет бороться за нее, потому что без нее ему – лично ему – счастья.

Точно также Циолковский не мог быть счастлив без своей работы над «космическими проблемами, Софья Ковалевская – без занятий математикой. А Ф.Э. Дзержинский был счастлив и в тюрьме, потому что и там он продолжал бороться за победу своих идей.

Кого мы называем творцами и людьми-ремесленниками?

Одна из тех человеческих радостей, от которых отказался наш Иван Иванович, — это творчество.  

Существует довольно распространенное, хотя и абсолютно неверное мнение, что творят только отдельные, избранные люди. Остальные работают – и только. И профессии, мол, делятся на творческие: писатели, физики, актеры, художники, геологи —  и не творческие: все остальные. Эту теорию придумали люди ленивого ума, чтобы оправдать свое нетворческое отношение к своим профессиям: врача, бухгалтера, трубоукладчика, учителя, завхоза, портнихи…

Нет нетворческих профессий. Есть люди-творцы и люди-ремесленники. В обществе, к которому мы обязательно придем, все люди станут творцами.

Что же такое творческий труд? Прежде всего, он приносит радость и заботу. Нет, не только удовольствие: волнение, боль, поиски – обязательно. Без этого не получишь радости. Видели вы, как сдает заказчику готовый костюм хороший портной? Он ни за что не отдаст свою работу без примерки. Любящий свое дело портной потребует, чтобы заказчик надел новую вещь. Он обязательно что-то еще подправит, никому, кроме него, не видное; потом отойдет, и, волнуясь, засмотрится на свою работу, как художник на только что законченную картину. А ремесленник сунет вам сверток и поспешит откланяться: его ждет новая работа, и в ней снова не  будет ни желания сделать хорошо, как можно лучше, ни сомнений, ни поисков, ни радости – всего того, что есть в работе творца. А ведь, на первый взгляд, портной – какая будничная профессия!

Нет нетворческих профессий. Есть разное отношение к труду – творческое и ремесленническое. Какое лучше?

Опять-таки непростой вопрос. Легче быть ремесленником: отработал положенное время и гуляй себе. Голова, как говорится, не болит. Но зато до чего же скучно ремесленнику на работе! Как хочется ему уклониться, отделаться хоть на день от труда, в котором он не видит ни смысла, не интереса!

Творчески работать очень трудно. Вот именно – в прямом смысле: болит голова от забот о своем труде. Ни днем, ни ночью не оставляют эти заботы. Но зато интересно же!

Как же добиться, чтобы тебе было интересно работать? Для этого надо научиться относиться с интересом к любой работе. Это очень важно – воспитать в себе такое умение. Например, самое будничное дело  уборка квартиры. Это дело до смерти скучно, если не владеть одним секретом: всякое дело приятно делать хорошо. Приятно, когда посуда вымыта и блестит, но приятен и процесс превращения посуды из грязной в чистую. Этот секрет не всем открывается сразу. Но он обязательно приходит к тому, кто хочет его узнать.

Говорят: талант дается человеку от природы. Да, конечно, это верно. Но можно развить, воспитать свой талант, а можно и «закопать его в землю». То же самое относится и к умению работать с интересом. Его можно воспитать в себе, а можно убить.

Какого человека можно назвать образованным?

Есть люди, полагающие, что стоит только ходить в школу, на курсы, в институт, техникум – и механически получишь знания. Такие люди либо не осиливают курса наук, либо кое-как выползают из своего учебного заведения с дипломом или справкой, но с малыми знаниями. Образование – это труд, и, как всякий труд, оно требует интереса, усилий, мысли, любви – требуют творчества. Ни алгебра, ни физика, ни история, ни английский язык не входят в наше сознание сами по себе, без нашего участия, без нашего желания, без усилий воли, без упорного труда!

Вспомните, как учился Ленин! Разве мог бы он, при всех его гениальных способностях, кончить в короткий срок университет без чьей бы то ни было помощи, если бы не воспитал в себе мужественного, волевого, творческого отношения к занятиям!

Какого человека можно назвать образованным? Некоторые считают: того, кто все знает. А ведь узнать все просто невозможно. Людские познания безграничны, и ни одной человеческой жизни не хватит на то, чтобы познать все накопленные человечеством богатства науки, техники, искусства. Но стремиться к тому, чтобы каждый день узнавать новое, — это и означает быть образованным человеком.

Всесторонне образованный человек – тот, кто отдался влечению к какой-то одной отрасли  знания, но не закрывает глаза и на другие. Он развивает свой ум, талант, культуру, изучая, допустим, химию или математику, но его умение мыслить, наслаждаться знаниями позволяет ему быстрее и серьезнее овладеть и другими науками, и искусством, чем тому, кто не испытал радости познания своего дела.

Образованному человеку всегда хочется учиться. Например, известный баснописец И.А. Крылов пожилым человеком древнегреческий язык; Л.Н. Толстой до последних дней жизни продолжал изучать поэзию, музыку, интересовался индийской философией, читал книги об освободительном движении народов Востока.

Образованный человек никогда не перестает учиться. Он посещает лекции, кружки, концерты, диспуты, он читает книги, изучает новые открытия науки – форм самообразования много. Главное же, что вам надо запомнить, образование человека кончается только с его жизнью. И это не беда, а радость, потому что знания приносят именно радость.

Жизнь человеческая может быть духовно бедной и богатой. Зависит это от нас самих. И если духовно бедная жизнь включает в себя только заботу о своих личных интересах, своем благополучии, то богатая открывает мир высоких наслаждений: творчества и образования, искусства и природы, идей и борьбы за счастье всех людей на земле. Без этого нет полного счастья.

Можно ли жить в обществе и быть свободным от общества?

Предположим, что нашелся такой человек, который безо всякой злобы на общество просто не хочет жить по тем законам, которые оно установило. Он никого не принуждает, но он сам будет жить как ему хочется…

В 1905 году В.И. Ленин написал статью «Партийная организация и партийная литература», где он ответил всем сторонникам «свободы» человека от общества: «…мы должны сказать вам, что ваши речь об абсолютной свободе одно лицемерие… Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».

Буржуазная культура поведения принципиально отличается от нашей — коммунистической. Наш главный закон – всегда помни о других людях. И этим законом определяется все. А «джентльмен» из буржуазного мира озабочен, прежде всего, тем, чтобы произвести впечатление воспитанного человека, чтобы внешним лоском скрыть грубость души, алчность, заботу о себе одном и неуважение к другим людям, стремление к выгоде.

Проявление эгоизма и неуважение к другим людям вам наверняка приходилось наблюдать в общественном транспорте. Некоторые пассажиры включают музыку (хотя зачастую эту какофонию «музыкой» можно назвать весьма условно) в плеерах настолько громко, что она звучит даже через их наушники, что создает неудобства для других пассажиров. На замечания они не реагируют, так как формально они закон не нарушают (слушают плеер через наушники). Не удивляйтесь. Перед вами типичные носители буржуазной морали. Для них главное – им хорошо, а до окружающих – им нет никакого дела.

Какое правило самое главное в культуре поведения?

Не такое это простое дело – культура поведения. Над ее законом – помни о других людях – стоит задуматься. Посмотрите, в каких разных случаях его нельзя забывать. Не кричи – это может помешать другим. Не вмешивайся в чужие разговоры – это вовсе не всегда приятно. Не воображай, что ты самый главный и можешь поучать, требовать, навязывать свое мнение. Будь точен – иначе ты можешь подвести других людей!

Еще одна определенная тем же законом особенность хорошо воспитанного человека: он умеет подавлять свои настроения. Не скрывать, не лицемерить, а именно подавлять плохое настроение, потому что какое же это удовольствие другим людям видеть надутое, недовольное лицо, слышать неприветливые слова!

Понятие культура поведения так многообразно, что обо всем не скажешь. Хочется только напомнить еще одну картину, всем нам знакомую. Входит, например, в автобус бабушка с внуком. Бабушка, едва поднявшись на ступеньку, уже начинает ворчливо понукать сидящего на переднем сиденье юношу: «Не видишь – ребенок идет, уступить надо…». Молодой человек уступает место, но безо всякой радости. Бабушка и не думает поблагодарить его – ей кажется: выполнил человек свою обязанность, и довольно! Она забывает о многом. Во-первых, молодому человеку было бы приятно уступить место без напоминаний. Во-вторых, рядом стоит ребенок, ее внук. Он привыкает не ждать, не просить, а требовать внимание к себе – воспитает ли это в нем культуру поведения? В-третьих, в автобусе едут еще пожилые люди, которые, глядя на такую агрессивную старушку, может, осудят ее, а может, и сами в следующий раз будут столь же агрессивными.

Культура поведения – это, прежде всего, такт. Женщина, которой подали пальто, не может не поблагодарить за этот простой акт внимания. Пожилой человек, которого мы пропустили вперед, непременно скажет нам спасибо или улыбнется. Иначе это некультурные люди. А мы с вами уж, конечно, уступим место и ребенку, и старику, пропустим вперед инвалида – иначе мы сами себя не сможем уважать, это так естественно!

Некоторые говорят: «Так много надо запомнить, чтобы культурно себя вести, — просто голова может лопнуть. Того не делай, этого не делай, в одном случае так поступай, в другом случае – этак… Никогда я всего не запомню!».

А запомнить надо только одно правило: обращайся с людьми так, как ты хочешь, чтобы они обращались с тобой. Помни об этом – и ты всегда будешь вести себя культурно, и тебе легче будет жить среди людей, общаться с ними.

Чем духовно богаче человек, чем полнее его жизнь, тем интереснее, привлекательнее он для других людей. Чем больше может человек отдать добра, внимания, заботы, тепла, мысли, знаний, чувств, тем больше он и получит от других. Значит, умение любить – это, прежде всего, умение отдавать накопленные тобой духовные богатства. Научиться любить – значит научиться быть хорошим человеком.

Что же такое счастье?

«Человек создан для счастья, как птица для полета», — сказал писатель огромной доброты и честности – В.Г. Короленко. А вот что говорил про счастье детский писатель А.П. Гайдар: «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Не все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной».

Карл Маркс на вопрос, что такое счастье, ответил кратко: борьба!

Что же – все они говорили о разном? Нет, об одном и том же. Потому что все они настоящие люди. Счастье настоящего человека – в борьбе за честность, за справедливость, за яркую, полную и богатую жизнь для всех; счастье в том, чтобы бороться за Коммунизм! В том, чтобы с каждым днем делаться лучше, добрее, благороднее, чище, больше знать, больше уметь; счастье – в дружбе, в любви, которая помогает тебе жить, работать, думать, искать и творить.

Мы с вами уже знаем, как изменялся с веками нравственный мир человека. Изменялось и его представление о счастье. Для далеких наших предков счастье было очень, с нашей точки зрения, узким: добрая природа – вот, пожалуй, и все. Чем богаче становился нравственный мир человека, тем шире, разностороннее, богаче становилось и его представление о счастье: возникла мечта о справедливости, о равенстве, о братстве всех людей, о мирных и честных отношениях между ними, о взаимопомощи людской…

К каким же выводам мы пришли? Прежде всего: нравственный мир человека не остается неизменным. Он изменяется в зависимости от условий жизни общества. И, значит, самый чистый, самый богатый, самый прекрасный  нравственный мир будет у человека коммунистического общества.

Но уже сейчас, не дожидаясь, когда наступит Коммунизм, мы с вами можем становиться лучше. Настоящий человек духовно богат. В его нравственный мир входит творческое отношение к труду, образованность, любовь к природе, понимание искусства…

Настоящий человек любит людей, умеет заботиться о них, быть верным другом, уметь любить, строить семью. Счастье для настоящего человека – это борьба за светлое будущее всех людей на земле.