Владимир Ембулаев: «Кого называть пролетариями сегодня»

КОГО НАДО НАЗЫВАТЬ ПРОЛЕТАРИЯМИ СЕГОДНЯ

(статья подготовлена на основе сделанного автором доклада 20 апреля 2022 года на полит. учёбе в п/о «Наука» Приморского регионального отделения КПРФ).

В своём произведении «Великий почин» В.И. Ленин дал развёрнутое научное определение классов, в котором выделено четыре основных признака: 1) место класса в исторически определённой системе общественного производства; 2) отношение класса к средствам производства; 3) роль класса в общественной организации труда; 4) способы распределения и размеры получения общественного дохода. С учётом этих признаков и рассмотрим вопрос о пролетариате.

По материалам прессы можно представить себе следующую картину о состоянии российского общества. Население страны составляет около 144 миллионов человек, из которых 100 млн. человек ничего не производят и существуют за счёт бюджета и работающей части населения. К ним относятся и депутаты со своими помощниками. Получается картина, соответствующая пословице – «один с сошкой, а семеро с ложкой». И чтобы как-то прокормить этих «семерых с ложкой» руководство России вынуждено периодически изменять в сторону повышения социальные налоги, осуществляя жестокую эксплуатацию работающих жителей, которые и производят эти налоги.

По распределению полученного общественного богатства между всеми согражданами России российское общество разделено на следующие слои: крайне нищие, нищие, бедные, богатые среди бедных, лица среднего достатка, состоятельные и богатые. Состоятельные и богатые составляют 1,8% населения, к которым относятся и депутаты. При этом даже по официальным данным, отношение доходов 10% самых богатых граждан России к доходам 10% самых бедных составляет 17:1.

Именно поэтому марксизм-ленинизм придерживается той позиции, что объединять «всех трудящихся» только по признаку найма ими рабочей силы, не замечая при этом их коренного различия и по другим признакам понятия класса, в том числе и по распределению и размерам получения доли общественного дохода, – это позиция мелкобуржуазного социализма. И если депутат-коммунист без зазрения совести делает вид, что это к нему не относится, и что получать зарплату в 200-420 тысяч рублей в месяц для него как бы само по себе является разумеющимся фактом, – как же, ведь он является представителем государственной власти!? – то стоит напомнить: он, как и многие его соратники по партии, является наёмным работником. Но только его нанимает капитал как бы по «рекомендации» партии. И труд его в органах буржуазной власти, по сравнению с трудом простых тружеников, не производит новой стоимости, а лишь создаёт ему право на получение некоторой доли общественного дохода.

Другими словами, доход депутата-коммуниста есть некоторая доля произведённой трудящимся прибавочной стоимости. А поэтому, согласно учению марксизма-ленинизма, – хочет с этим соглашаться депутат-коммунист или нет, – он является косвенным капиталистом, дольщиком капитала, теневым эксплуататором. И как в этом случае депутат-коммунист собирается бороться с миром несправедливости, если он сам «несправедливо» получает приличную долю из общественного дохода, создаваемого эксплуатацией трудящихся? Как это у него будет получаться: одной рукой загребать и наполнять свой карман, а другой что-то делать в интересах трудящихся? Более того, так как бытие определяет сознание, то такая ситуация создаёт для него благоприятные условия для развития мелкобуржуазного сознания, что чревато для единства и сплочённости рядов КПРФ.

[В этом месте доклада Беспалов, как хронический депутат-коммунист (четыре созыва подряд избирается депутатом ЗС ПК по одному и тому же Арсеньевскому округу), прерывает докладчика и с возмущением обращается в президиум, что, мол, доклад не по теме, – было заявлено о пролетариате, а он опять за своё, о депутатах-коммунистах. Надо остановить такой доклад. В ответ докладчик произнёс, что о пролетариате будет ниже, согласно последовательности построенного доклада: «общество – трудящиеся массы – пролетариат». И доклад был продолжен].

Классики марксизма-ленинизма теоретически обосновали, а практика многократно подтвердила, что мелкая буржуазия не способна вести борьбу трудящихся масс против капитала до победного конца. Тогда возникает вопрос: кто, какой класс – не партия или группа лиц, а класс! — способен взять власть в свои руки и осуществить социалистические преобразования в стране? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать, а какой класс трудящихся в первую очередь способен на революционные преобразования в стране, способен воспринять социалистическое сознание, за которым другие классы (группы) трудящихся потянутся?

Дифференциация трудящихся классов капиталистического общества, выделение из них пролетариата как единственно последовательной революционной силы – исключительно заслуга марксизма-ленинизма. А марксизм-ленинизм придерживается той позиции, что объединять «всех трудящихся» по признаку только найма ими рабочей силы, не замечая при этом их коренного различия по признаку отношения к средствам производства и продукту своего труда, – это позиция мелкобуржуазного социализма. Например, программист, имея собственный компьютер, сразу является и собственником своего труда, поэтому он не пролетарий, а индивидуальный товаропроизводитель, ничем не отличающийся от «некооперативного кустаря», т.е. мелкий буржуа. Программист становится пролетарием только в том случае, если он продаёт свою рабочую силу нанимателю, в собственность которого автоматически обращается произведённый им продукт. Точно так же и не владение средствами производства не даёт ещё прямых оснований для зачисления данной категории трудящихся в пролетариат.

Классификация трудящихся классов и слоёв в капиталистическом обществе следующая.

Буржуазия – это господствующий, эксплуататорский, правящий класс капиталистического общества. По определению К. Маркса: «Под буржуазией понимается класс современных капиталистов, собственников средств общественного производства, применяющих наёмный труд».

Пролетарий есть наёмный работник, чей труд производит новую стоимость, состоящую из стоимости его рабочей силы и прибавочной стоимости. Его доход есть зарплата, т.е. доля во вновь произведённой стоимости, остающаяся после вычета из неё прибавочной стоимости.

Мелкий буржуа есть собственник средств производства, не пользующийся наёмной рабочей силой, работающий на рынок. Он присваивает всю вновь произведённую стоимость, но в силу низкой производительности труда живёт нередко хуже пролетария.

Служащие являются наёмными работниками, продающими свою рабочую силу капиталисту, но не создающими новую стоимость. Труд служащего лишь переносит стоимость его рабочей силы на продукт, в создании которого он участвует, но прибавочной стоимости он не создаёт. Поскольку современное Российское государство является капиталистическим, то государственные служащие не отличаются по своему социально-экономическому положению от служащих капиталистических предприятий. Вместе с тем служащие у капиталистов (которых именуют как «офисный планктон») по своей психологии ближе к буржуазии, ибо стоят вместе с ней по одну сторону баррикады. Служащий есть наёмный работник, чей труд не производит новую стоимость, а лишь создаёт ему право на получение некоторой её доли. Его доход есть некоторая доля произведённой пролетарием прибавочной стоимости. Поэтому служащий является косвенным капиталистом, дольщиком капитала.

Таким образом, социально-экономическое положение рабочего класса при капитализме (именно при капитализме, и это следует особо подчеркнуть!) тоже в известной мере промежуточное. У него есть общие признаки как с мелкими буржуа (а именно, труд, производящий новую стоимость), так и со служащими (а именно, нет частной собственности на средства производства и у них труд по найму). В то же время у мелкой буржуазии и служащих общие объективные экономические признаки отсутствуют. В силу этого именно пролетариат вне зависимости от своей численности объективно является социально-экономическим ядром трудового народа (трудящихся). Именно пролетариат способен привлечь на свою сторону при некоторых политических ситуациях в стране как мелкую буржуазию, так и служащих. Именно с пролетариями и должны работать коммунисты по внесению социалистического сознания в их ряды.

Когда говорят, что боремся за власть трудовому народу, то возникает вопрос: а конкретно за власть кому, какого класса? Ведь понятие трудовой народ включает в себя всех, кто так или иначе трудится. А трудится, как известно, и капиталист, и помещик, и банкир, и политик, и депутат. Более того, капиталистическая кабала пролетария и капиталистическая кабала мелкого производителя – разные вещи. С одной стороны, это сближает, с другой – разъединяет эти части трудового народа. Отсюда вопрос: какова может быть искомая власть трудового народа, не развалится ли она на следующий же день после её завоевания? И почему, чтобы власть не развалилась, она должна быть завоёвана пролетариатом?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо вначале ответить на вопрос, а что такое пролетариат?

С латинского слово «пролетарий» означает «производящий потомство», «неимущий, имеющий только потомство».

Впервые слово «пролетарий» появилось в римской империи. С VI века до нашей эры римское общество делилось на имущественные разряды, или классы. Их было пять. Богатые классы составляли армию всадников и тяжеловооружённых пехотинцев (легионеров), бедный класс (пятый разряд) – легковооружённую пехоту. Граждане, не включённые в пятый разряд, назывались пролетариями. Они не привлекались к службе. Лишь при особой опасности призывались в ополчение и содержались за счёт государства.

Со временем слово пролетарий трансформировалось в понятие «простонародный». В «Толковом словаре» Даля под словом пролетарий приводится понятие как «бобыль, бездомный или безземельный, бесприютный, захребетник». Швейцарский экономист Сисмонди (1773-1842 гг.) ввёл в социально-экономическую литературу своего времени само слово «пролетариат», возродив и переосмыслив древнеримский термин. И в эпоху первой французской революции под словом пролетариат уже стали понимать совокупность неимущих людей, живущих изо дня в день за счёт своего труда и отличающихся необеспеченностью существования. В скором времени под пролетариатом стали подразумевать весь рабочий класс, живущий продажей своей рабочей силы и не имеющий в своём распоряжении средств производства. Такое понятие и сегодня главенствует у многих.

Согласно К. Марксу под пролетариатом понимается угнетённый и эксплуатируемый класс буржуазного общества, который для того, чтобы существовать, вынужден продавать буржуазии свою рабочую силу. В специфическом представлении Ф. Энгельса под пролетариатом понимается «как класс современных рабочих, которые, будучи лишены своих собственных средств производства, вынуждены, для того, чтобы выжить, продавать свою рабочую силу». Однако следует отметить, что при этом К. Маркс соотносит пролетариат с «современными рабочими». Но, что самое главное, не отождествляет их с ними, т.е., если ты рабочий, то это совсем не значит, что ты относишься к пролетариям. В отличие от обычных рабочих «пролетариат должен… конституироваться как нация, он сам пока ещё не национален, хотя совсем не в том смысле, как понимает это буржуазия». И этим К. Маркс указывает, что пролетариат, по большому счёту, это способ и форма существования не всех, а определённой части рабочих в своей среде. И так как пролетарии по своему происхождению враждебны буржуазии, то развитие буржуазного общества автоматически формирует из них своего могильщика.

Из концепции К. Маркса не трудно дать определение пролетариата: это эксплуатируемый класс буржуазного общества, не владеющий средствами производства и для поддержания собственной жизни вынужденный продавать свою рабочую силу капиталистам.

Это определение отражает как бы внешнюю сторону, форму пролетариата, которая вытекает из самого механизма капиталистической эксплуатации. Под это определение подпадают все современные наёмные работники умственного и физического труда. Именно поэтому теория К. Маркса о пролетариате вмещает в себя больше, чем просто выведение его из механизма капиталистической эксплуатации. Под внутренней стороной, содержанием пролетариата он подразумевает его революционность. Именно эту сторону пролетариата К. Маркс считает более важной в его определении. По большому счёту, если рассматривать пролетариат как наёмного работника и ничего не говорить о его революционной роли, то выделение и определение границ этого класса в среде наёмных работников умственного и физического труда теряет всякий смысл. Важно понимать, что революционность пролетариата не просто случайная гипотеза К. Маркса, или «приложение» к его теории, а вывод из анализа капиталистической формы производственных отношений. Этот вывод получается в результате диалектического рассмотрения общества, взятого в его развитии, и это отличает К. Маркса от многих исследователей по вопросу о пролетариате, ограничивающихся лишь статичным взглядом на внешнюю сторону механизма капиталистической эксплуатации. И если пролетариат является антиподом капитала, то в этом и заключается необходимость говорить о его революционности.

Так кого в настоящее время следует относить к пролетариям?

Довольно часто можно услышать, что, мол, сегодня рабочий превращается в пролетария, так как ему и продать-то нечего, кроме своего труда и таланта. Да, у него нет ни заводов, ни фабрик, ни земли. У него нет материальной собственности. Но зато у него есть не только рабочие руки, чем может похвастаться любой трудящийся, а ещё то, что и отличает его от других наёмных работников умственного и физического труда – пролетарское сознание. А пролетарское сознание – это есть осознание своей исторической миссии в уничтожении капитализма революционным путём и построении коммунизма, в его готовности неустанно вести классовую борьбу против буржуазии до установления диктатуры пролетариата.

Согласно известной пословице, что «встречают по одёжке, провожают по уму», мы должны сегодня говорить и думать о пролетариате не по его «одёжке» — что, мол, он наёмный рабочий и что у него ничего нет, кроме рабочих рук, — а в первую очередь «по уму», как могильщика буржуазии с пролетарским сознанием. Мы каждый день должны помнить о пролетариате, так как в современном кризисе капитализма у трудящихся только одна осталась надежда – организованный пролетариат. И об этом не должны забывать современные коммунисты.

Сегодня многие задаются вопросом: почему это современные трудящиеся не проявляют политической активности, не отстаивают свои классовые интересы? Ответ лежит на поверхности, — потому, что это может делать только организованный класс пролетариев, сформированный работой коммунистов внесением классового, революционного сознания в рабочую среду. И при этом не должны надеяться на то, что каждый рабочий сам выработает в себе классовое сознание. Отсюда вытекает главная и основная задача коммунистов в условиях капитализма – вносить классовое сознание в рабочую среду.

Примечание 1. В.И. Ленин о пролетариате в 1922 году:

«Разве у нас сейчас общественные и экономические условия таковы, что на фабрики и заводы идут настоящие пролетарии? Это не верно. Это правильно по Марксу, но Маркс писал не про Россию, а про весь капитализм в целом, начиная с XV века. На протяжении 600 лет – это правильно, а для России теперешней неверно. Сплошь да рядом идущие на фабрики – это не пролетарии, а всяческий случайный элемент» (В.И. Ленин, XI съезд РКП(б), 1922 г.).

Примечание 2. И.В. Сталино пролетариате в 1936 году:

«Взять, например, рабочий класс СССР. Его часто называют по старой памяти пролетариатом. Но что такое пролетариат? Пролетариат есть класс, лишенный орудий и средств производства при системе хозяйства, когда орудия и средства производства принадлежат капиталистам и когда класс капиталистов эксплуатирует пролетариат. Пролетариат – это класс, эксплуатируемый капиталистами. Но у нас класс капиталистов, как известно, уже ликвидирован, орудия и средства производства отобраны у капиталистов и переданы государству, руководящей силой которого является рабочий класс. Стало быть, нет больше класса капиталистов, который мог бы эксплуатировать рабочий класс. Стало быть, наш рабочий класс не только не лишен орудий и средств производства, а наоборот, он ими владеет совместно со всем народом. А раз он ими владеет, а класс капиталистов ликвидирован, исключена всякая возможность эксплуатации рабочего класса. Можно ли после этого назвать наш рабочий класс пролетариатом? Ясно, что нельзя. Маркс говорил: для того, чтобы пролетариат освободил себя, он должен разгромить класс капиталистов, отобрать у капиталистов орудия и средства производства и уничтожить те условия производства, которые порождают пролетариат. Можно ли сказать, что рабочий класс СССР уже осуществил эти условия своего освобождения? Безусловно можно и должно. А что это значит? Это значит, что пролетариат СССР превратился в совершенно новый класс, в рабочий класс СССР, уничтоживший капиталистическую систему хозяйства, утвердивший социалистическую собственность на орудия и средства производства и направляющий советское общество по пути коммунизма». (И.В. Сталин «О проекте конституции СССР», 25 ноября 1936 г.)

С 1991-1993 гг. в России произошла реставрация капитализма. Поэтому современным пролетарием считается тот наёмный работник умственного и физического труда с пролетарским сознанием, который неустанно в силу своих возможностей ведёт классовую борьбу за установление диктатуры пролетариата.

Владимир Ембулаев.

(г. Владивосток)

10 мая 2022 г.