Л.И. Ольштынский о современном глобальном кризисе капитализма

СОВРЕМЕННЫЙ ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС КАПИТАЛИЗМА
И УРОКИ ИСТОРИИ XX в.

Мировое сообщество вступает в системный кризис капитализма. Этот факт осознан мировой политической элитой и отмечен на международном уровне. Его наступление предсказывали ещё в 1980-х годах западные учёные — экономисты и социологи, изучавшие воздействие на мировую экономику НТР 50-х гг. и технологическую революцию 70-х гг. XX в. (Гэлбрайт, Валлерстайн и другие). Но разрушение СССР и стран организации Варшавского Договора (ОВД) в Европе, превращение их в сырьевой придаток и рынок сбыта западного капитализма отсрочило неизбежный кризис на 20 лет. Однако США, ставшие единственной сверхдержавой в однополярном мире, в начале XXI в. начали утрачивать экономическое лидерство и политическое влияние. Быстрое социально-экономическое развитие социалистического Китая делает его конкурентом США на мировом рынке, успехи социалистического Вьетнама и Кубы, рост экономики развивающихся стран в Азии и Латинской Америке усиливают империалистические противоречия. Российская Федерация, сохранившая советский ВПК и ракетно-ядерную мощь, заявила свои претензии на роль мировой державы.

Сигналом начинающегося системного кризиса всей мировой капиталистической системы стал кризис 2007–2008 гг. После него, как свидетельствуют исследования независимых учёных-экономистов, шло систематическое падение мирового производства. Рост безработицы, падение жизненного уровня основной массы населения, массовая миграция бедствующих народов с Северной Африки и Ближнего Востока в Европу вызвали рост левых движений и популярность марксизма. В руководящих финансово-экономических кругах и аналитических центрах Запада разрабатываются сценарии кризиса и модели «посткризисной» экономической системы, а в ряде стран поднимается откровенный фашизм.

Независимые российские учёные — экономисты, социологи, историки, объединившиеся в общественную организацию «Российские учёные социалистической ориентации» (РУСО) провели глубокий анализ кризиса капитализма и опыта социализма XX в.[1]. Проблемам мировой экономики посвятили свои исследования экономисты Глазьев, Хазин, Делягин, Катасонов и другие. Либеральные же идеологи и экономисты продолжают апологетику «свободного рынка» и «прогресса модерна». Идеологическая борьба в российском обществе обостряется по мере нарастания кризисных явлений в экономике и падения жизненного уровня основной массы населения.

Кризисные явления в мировой экономике и необходимые преобразования экономической системы в современных условиях стали темой многочисленных статей в средствах массовой информации, как в России, так и за рубежом. В них всё чаще употребляются такие понятия, как «крах капитализма» и «фашизм». Среди многих публикаций на эти темы заслуживает внимания серия статей доктора исторических наук, профессора А.И. Фурсова — крупного учёного в области всеобщей истории, одного из ведущих специалистов «Изборского клуба» — неформального объединения российских учёных-обществоведов, публикующихся в газете «Завтра».

В 2021 г. Фурсов опубликовал серию статей под общим заголовком «Жизнь и смерть капитализма». Она завершается четвёртой статьёй в газете «Завтра» № 29 (июль 2021 г.). Положения, изложенные автором в этой статье, важны как для общественного сознания в целом, так и для политических деятелей в формировании внутренней и внешней политики. В ней автор на профессиональном уровне рассматривает сущность современного глобального кризиса капитализма, перспективы его разрешения и показывает разложение западноевропейской цивилизации, породившей систему капитализма много веков назад. Со многими положениями автора можно согласиться. Но сразу необходимо отметить, что в его анализе исторического процесса не учтены два важных фактора, влияющие на ход общественного развития: характер социально-экономических противоречий в капиталистическом обществе, характер и роль войн в развитии общества. Главное же возражение вызывают его представления о завершении глобального кризиса и о фашизме.

Фурсов полагает: «…БЭТ-фашизм (БЭТ — биоэкотехнологический фашизм. — подч. Л.О.) … способен обеспечить историческое существование (подч. авт.). Далее продолжает: «Второй уровень пирамиды — «этаж» финансиолизма. Строго говоря, как эксизм это даже не совсем (а скорее, совсем не) капитализм» (подч. Л.О.). Затем следует обоснование: «Прибыль создаётся здесь не в сфере производства… а исключительно в сфере обращения». Короче говоря, исключая сложные, малопонятные широкому кругу читателей термины западных социологов, автор полагает, что современный фашизм («БЭТ-фашизм») представляет новую некапиталистическую формацию (общественную систему после «капитализма») и она способна к «историческому существованию». Это опасное заблуждение (в лучшем случае), особенно в современном обществе, находящемся в начале кризиса. Опасное для общественного сознания и соответственно для реальных политиков. Здесь необходимо уточнить понятия: что такое «капитализм» и что такое «фашизм».

Капитализм — изначально был понятием науки политэкономия, затем оно вошло как понятие в социологию и соответственно в историческую науку. Главное его содержание составляет исторически сложившаяся общественно-экономическая система, основанная на капиталистическом способе производства и распределения результатов (продуктов) общественного труда в этой системе. Эта система, возникшая сначала в нескольких странах, затем становится господствующей в течение исторического времени — эпохи (в данном случае «эпохи капитализма»). «Капитализм» в мировой истории представляет историческую общественно-экономическую систему — «формацию» (капиталистическую формацию), сменившую «феодализм».

В капиталистической формации доход от общественного труда, получаемый прибылью производства от любого вида капитала (промышленного, финансового, торгового — безразлично), распределяется в обществе в соответствии с величиной капитала, находящегося в частной собственности (лица или группы лиц определённой численности). Соответственно этому доход от производства распределяется в интересах собственников капитала, а не в интересах производителей и развития всего общества в целом. Это создаёт главное непримиримое противоречие между трудом производителей и собственниками капиталов. Оно разрешается только сменой способа производства и соответственно сменой формации — всей системы общественных отношений. Таким образом, капитализм отличает не способ получения прибыли от капитала промышленного или финансового, а способ производства и распределения доходов от любого вида производительного труда. В этом коренная ошибка историка Фурсова.

На рубеже XIX–XX вв. капитализм, как известно, в своём развитии вступил в новую стадию, получившую в науке название империализм. Эту стадию так определили западные экономисты и социологи ещё в начале XX в., Ленин изучил его черты и дал формационную характеристику как «высшей стадии капитализма», создающей исторические условия для смены способа производства и всей формации. Посткапиталистическая формация в различных концепциях политэкономии и социологии конца XIX в. и получила название «социализм». Противоречия же империализма, полагал Ленин, рождают мировые войны нового типа, несущие огромные потери человечеству. Ход истории XX в. подтвердил эти выводы Ленина. Это неоспоримый исторический факт.

Первая мировая война невиданных ранее масштабов и бедствий привела к революциям в России и Европе. Великая Октябрьская социалистическая революция в России образовала социалистическое государство РСФСР, которое победило в гражданской войне и интервенции Антанты в 1920 г. Вокруг РСФСР сплотились новые советские республики, и в декабре 1922 г. образовался на добровольной основе впервые в истории Союз Советских Социалистических Республик — СССР. В этом социалистическом государстве создавалось социалистическое общество на новом способе производства — на общественной государственной собственности на орудия и средства производства и общественном, государственном распределении доходов в интересах трудящихся без эксплуатации человеческого труда человеком. Это тоже исторический факт.

«Фашизм» — это социально-политическое явление, возникшее после Первой мировой войны в капиталистических государствах. Оно возникло как идеология и политическая партия, используемые крупным капиталом против социалистического рабочего движения. Приход фашистских партий к власти в Италии, Японии и Германии в 1930-е гг. и «Великая депрессия 29–30 гг.» обострили все противоречия империализма, началась подготовка к новой мировой войне. В 1936 г. образовался военно-политический блок фашистских государств, объявивший целью разгром СССР, а фактически завоевание мирового господства. Советский Союз возглавил мировое антифашистское движение. Но Великобритания и Франция с поддержкой США решили уладить свои противоречия с этим блоком за счёт СССР.

Вторая мировая война развернулась агрессиями блока фашистских государств, приступивших к завоеванию мирового господства. Нападение Германии и её европейских союзников на СССР в 1941 г. создало угрозу фашистского мирового господства. В 1942 г. образовалась антифашистская коалиция. Фашизм был разгромлен в Европе и Азии в 1945 г. при решающей роли СССР. Эти факты надо помнить тем, кто пользуется понятием «фашизм». Человечество содрогнулось от ужаса, узнав о чудовищных преступлениях фашизма. Нюрнбергским, Токийским и Хабаровским трибуналами фашизм осуждён и запрещён мировым сообществом. Он стал олицетворением мирового зла, человеконенавистничества. В итоге борьбы с фашизмом после Второй мировой войны образовалась вокруг СССР мировая система социалистических государств. Это тоже исторический факт и урок истории XX в. Причины же разрушения СССР и социалистического содружества в Восточной Европе в 1991 г. на фоне успехов Китая — особая тема исследований.

Профессиональное изучение фашизма проводилось во второй половине XX в. в Советском Союзе и за рубежом, оно продолжается поныне. Общепризнано, что фашизм проявился в разных цивилизациях в капиталистических странах и имел различные формы с общей для всех социально-экономической сущностью, похожими политическими чертами и одинаковой идеологией. Наиболее ярко они проявились в итальянском фашизме (родоначальник явления), японском («милитаризм»), германском («нацизм»). Под их влиянием сложились и другие национальные формы. Анализ фашизма XX в. показал, что все его национальные формы имели идеологической основой расизм (шовинизм), т.е. превосходство своего народа над другими народами с ксенофобией, мальтузианством, антикоммунизмом и антисоветизмом как его антиподами и политическим противником. Национальные особенности фашизма определялись национальным шовинизмом и историческими имперскими традициями. Фашизм утвердился в Испании, Португалии, Венгрии. Под германским воздействием он охватил Австрию, Румынию, Болгарию. Фашистские партии были во Франции, Великобритании, США, странах Латинской Америки. На оккупированных фашистами территориях европейских стран создавались фашистские организации, которые направили в состав вермахта более миллиона добровольцев.

В эмигрантских русских белогвардейских организациях, также принимавших участие во Второй мировой войне на стороне фашистской Германии, были популярны идеи религиозного философа, националиста и монархиста И.А. Ильина — активного антисоветчика, жившего сначала в Германии, а затем в Швейцарии накануне и в ходе Великой Отечественной войны. Другой русский религиозный философ Н.А. Бердяев, также высланный из Советской России в 1922 г., обосновался с 1924 г. в Париже. В 30-е годы он разрабатывает труд «Истоки и смысл русского коммунизма». В нём философ, «критически относясь к Ленину», отметил, что Ленин «смог стать не только вождём революции, но и создателем нового русского государства», и сравнивал его с Петром Великим. В отличие от Ильина, в годы Второй мировой войны Бердяев находился в оккупированном немцами Париже, и «Дом Н.А. Бердяева стал одним из центров русского патриотического движения»[2], которое было составной частью французского движения Сопротивления[3]. Так война развела русских религиозных философов в разные стороны, разделённые фронтом Великой Отечественной войны, показав этим лицо истинного русского патриота в схватке с фашизмом. Разделила она и иерархов РПЦ и Зарубежной РПЦ (ЗРПЦ).

Следует подчеркнуть, что главные виды фашизма (германский, японский) не «плевок на зеркало истории», как образно выразился историк Фурсов, а опасное для человечества социально-политическое явление, свойственное капитализму в стадии империализма. Фашизм в мировой системе капитализма не был уничтожен с разгромом блока фашистских государств в 1945 г. Он проявился после Второй мировой войны в других капиталистических странах и получил развитие в ходе холодной войны против СССР и социалистических стран. На опасность англо-саксонского фашизма указал И.В. Сталин уже в 1946 г. в известном ответе на речь Черчилля в Фултоне[4], объявившего Советскому Союзу «холодную войну».

В советском обществоведении, как и в других странах, где проводился научный анализ фашизма, утвердилось следующее определение социально-политической сущности фашизма. Фашизм есть самый реакционный, террористический и человеконенавистнический вид диктатуры крупного капитала (личного или группового, промышленного или финансового — безразлично), стремящегося к мировому господству. Капитал управляет фашистским государством через своих политических ставленников — фашистских партий. Фашистские партии, захватившие власть, формируют государственный аппарат, сливаются с управленческими структурами капиталистической экономики, обеспечивая государственной политикой доходы владельцев капитала и бюрократии. Экономическая система в фашистских государствах в период подготовки и в ходе Второй мировой войны представляла форму военно-государст­венного капитализма, служащего экономическим и политическим целям крупного капитала. Эти цели маскировались «национальными интересами» и прикрывались идеологически «национал-социализмом» (в Германии), который обеспечивает «благосостояние всей нации» за счёт эксплуатации «неполноценных» народов в «новом мировом порядке».

Американский капитализм, владеющий ядерным оружием, после Второй мировой войны вступает в борьбу за мировое господство, развязывает холодную войну против СССР как главного противника. Американский фашизм воспринял идеологию, цели и методы фашизма 30–40-х годов. Германские и японские военные преступники, тайно вывезенные в США, передали ему свой опыт и агентуру. Независимые американские социологи в XX в. изучали развитие фашизма в США и изучают его ныне. Показателен современный труд Дж. Голдберг «Либеральный фашизм» с подзаголовком «от Муссолини до Обамы» (перевод с англ. М., 2011). В нём есть положение, сформулированное на примере США. — «Фашизм — это когда государством управляют кампании» (в целом — частный капитал). Применяемый нами термин «американский фашизм» соответствует исторической реальности. Но он маскируется под «демократию», его опасность замалчивается, а сам термин в СМИ не используется.

В идеологической борьбе с советским социализмом идеологи капитализма старательно подменяют понятие фашизм его германской формой — «нацизм», связывая его только с антисемитизмом и геноцидом евреев, не «замечая» геноцида других народов. Чтобы скрыть социальную сущность фашизма как диктатуры крупного капитала, ими изобретено понятие «тоталитаризм», его стремятся приклеить к советскому социализму. Вся мощь современных средств пропаганды была направлена на решение этой задачи. В научный оборот внедряются новые термины и концепции. Вместо политэкономии создаётся «экономикс», в политологии — «тоталитаризм» и «демократия», в социологии — «эксизм», «БЭТ-фашизм», «финансиолизм», которые использовала Е.С. Ларина в своей социологической модели в духе абстракционизма. В исторической науке внедряется «цивилизационный подход». В нём формации подменяются культурно-историческими «эпохами», исключая реальный социализм XX в. как формирование новой посткапиталистической формации и отбрасывается всё советское научное наследие. Эта методологическая установка в изложении истории фактически расчищает путь к идеологии фашизма в его борьбе за умы людей и сохранение умирающего капитализма.

После разрушения СССР в Российской Федерации был навязан западный «цивилизационный подход» к изучению истории в соответствии с программной «декоммунизации российского общества», разработанной МВФ как условие вхождения РФ в мировую систему капитализма. Он стал и основой в создании учебников по истории фондом Сороса. В противостояние этому в постсоветской независимой исторической науке, сохранившей преемственность научных достижений советской историографии, разработан современный системный, формационно-цивилизационный подход. Он был представлен автором статьи на международной научной конференции (в рамках СНГ) историков вузов в 1996 г. на тему: «Цивилизационный и формационный подходы в изучении отечественной истории». Затем на его основе им разработаны ряд научных трудов по отечественной и всеобщей истории XX в. К теме статьи относятся «Курс отечественной истории IX–XXI веков. Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе». Учебник для вузов. 3-е изд. М.: ИТРК, 2012. 2000 экз. и «Угроза фашистского мирового господства. История и современность (взгляд из XXI века)». М.: ИТРК, 2018. 2000 экз.

Завершая критический анализ ошибочного определения современного фашизма историка А.И. Фурсова, необходимо подчеркнуть. Современный фашизм (в различных национальных формах) есть не «посткапитализм», а способ продления жизни умирающего капитализма, удержания любыми методами господства владельцев крупного капитала над народами мира. Конвульсии умирающего капитализма могут быть более опасными для человечества, чем угроза фашизма в 1941–1942 гг. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки без военной необходимости и руины Дрездена — урок истории XX в., показывающий на что способен поднимающийся американский фашизм.

Следует отметить, что историк Фурсов дал объективную картину разложения западноевропейской цивилизации и кризисной ситуации умирающего капитализма. Его описания «БЭТ-фашизма» вполне реальны. Это «электронное», «цифровое» рабство человека, его превращение в «биоробота» и сокращение численности населения планеты, её «очищение» от «лишних людей» под управлением «мирового центра». Эти цивилизационные оценки фашизма необходимо дополнить анализом реального кризисного состояния мировой капиталистической системы с учётом факторов социально-экономических противоречий современного состояния капитализма и современного характера военных действий.

Функционирование мирового рынка, построенного на кредитно-денежной системе доллара как резервной мировой валюты, позволила банковскому капиталу ВБ и МВФ присваивать бо́льшую часть прибыли промышленного капитала. Промышленное производство переместилось из США в Китай и развивающиеся страны, обогащая финансовую мировую элиту и спекулятивный финансовый капитал. В политической жизни США интересы промышленного капитала выполняет республиканская партия, а финансового мирового капитала — демократическая. И та, и другая партии есть представители крупного частного капитала и осуществляют его диктатуру: республиканская в форме «национального» фашизма (гитлеровского образца), а демократическая — типа «либерального фашизма». Смена партий у власти не меняет сущности и целей американского фашизма — установление фашистского мирового господства.

Победа Трампа на выборах президента США в 2015 г. и его политика возвращения промышленного производства в США с лозунгом «Америка превыше всего» стала попыткой промышленного капитала взять власть для накопления сил к борьбе против Китая, КНДР, Кубы и России. Надвигающийся системный кризис мировой капиталистической системы резко обострил внутренние противоречия империализма, что явно выразилось на выборах президента США в 2020 г. Скандальная победа Байдена над Трампом разоблачила фальшивость «американской демократии» и стала утверждением диктатуры крупного финансового капитала мировой финансовой олигархии, которая получила американскую военную государственную машину для утверждения своего мирового господства в американском исполнении.

Весь опыт XX в. свидетельствует, что империализм разрешает свои противоречия военным путём. Реальная опасность мировой войны нарастает. Россия как «слабое звено империализма» неизбежно втягивается в военную схватку. Современная отечественная военная наука учитывает, что в США и НАТО разработан и используется новый тип войн — «гибридная война». Она включает применение ещё в мирное время против намеченного противника экономических способов борьбы, организационного оружия (подрыв государственной системы «изнутри»), идейно-психологического, информационного (пропаганду) и электронно-технического оружия («кибероружия») и бактериологического оружия. Проведение локальных военных конфликтов на его границах сочетается с угрозой военного вторжения и готовностью к применению ракетно-ядерного оружия. В борьбе с блоком потенциально противостоящих государств политическая стратегия фашизма предусматривает разгром стран поодиночке, последовательно, по примеру действий фашистского блока во Второй мировой войне.

События 2020 и 2021 гг. показывают, что развитие глобального кризиса предусмотрено мировой финансовой олигархией, её центрами выработана стратегия борьбы за сохранение своих капиталов и утверждения в итоге кризиса мирового господства в «посткризисном мире». Экономический кризис в этой стратегии увязывается с развитием эпидемии covid-19, мерами борьбы с ней и усилением угрозы войны, что позволит не допустить массовых протестных действий под руководством левых политических сил. В 2020 г. опубликован документ Всемирного банка, озаглавленный (в переводе на русский язык) «Анализ проекта программы стратегической готовности и реагирования на covid-19» и предложенные 25 проектов в рамках фазы 1[5]. Этот документ опубликован ещё до объявления ВОЗ «пандемии» (!). В печати есть материалы об «утечке» вируса covid-19 из лабораторий бактериологической войны. Эти факты свидетельствуют о связи мирового экономического кризиса с распространением эпидемии и мерами борьбы с нею.

Поднятая кампания борьбы с covid-19 весной и летом 2020 г. использовалась в подавлении массового левого движения против капитализма в связи с ростом безработицы и обнищанием населения в ряде стран мира. Одновременно на Западе развернулась новая антисоветская и русофобская кампания к 75-летию победы в Великой Отечественной войне с активизацией фашизма в странах Восточной Европы. Сложилась напряжённая международная обстановка между Россией и НАТО. На саммите «двадцатки» 21–22 ноября 2020 г. отмечается, что начался системный экономический кризис, «которого современный мир не знал со времён «великой депрессии». Однако лидеры этих стран сосредоточили внимание на борьбе с пандемией covid-19 и выразили надежду, что удастся не допустить развития кризиса. Последующие «локдауны» широко использовались в борьбе с массовыми протестными движениями.

Нарастание экономического кризиса сочеталось с развёртыванием добровольно-принудительной вакцинации и ограничениями в общественной жизни в мировом масштабе. В России в 2021 г. борьба с «пандемией» проходила в период подготовки и проведения выборов в Государственную Думу и региональные органы власти. Она использовалась для ограничения предвыборных массовых мероприятий левых сил при усилении антисоветской пропаганды в электронных СМИ и периодической печати и введения электронного голосования без надлежащего общественного контроля. Однако даже в этих условиях результаты выборов показали рост авторитета КПРФ в союзе с другими левыми политическими организациями.

На заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» 21 октября 2021 г. В.В. Путин выразился вполне уже более определённо: «Социально-экономи­ческие проблемы человечества обострились до степени, при которой в минувшие времена случались потрясения всемирного масштаба: мировые войны, кровопролитные общественные катаклизмы. Всё говорит о том, что существующая модель капитализма — а это сегодня основа общественного устройства в подавляющем большинстве стран — исчерпала себя, в её рамках нет больше выхода из клубка всё более запутанных противоречий»[6]. Давосский «Мировой экономический форум» мировой олигархии, прошедший в 2021 г., подтвердил факт глобального кризиса. Но его участники пошли дальше констатации факта. В докладе организатора Форума К. Шваба озвучена программа создания «постковидного мира» — мировой капиталистической системы, которая, согласно документу Всемирного банка, должна быть создана к 2025 г. Она предусматривает экономическую систему единой мировой капиталистической экономики, управляемой из одного центра на основе глобальной технотронной цифровой системы. Фактически это экономическая система глобального фашизма, давно лелеемая американской финансовой элитой (Зб. Бжезинский). Доклад Шваба молчаливо приняли большинство лидеров стран Запада. Против выступили лидеры Китая и России, каждый из них высказал свой взгляд на выход из кризиса.

Появление осенью 2021 г. новых опасных штаммов covid, вспышки пандемии и требование достижения «коллективного иммунитета» с поголовной периодической вакцинацией становятся более похожими на развёртывание бактериологической войны. На границах России на западе и юге нарастает военная угроза, фашиствующие силы на Украине провоцируют военные конфликты против Донбасса, на границе Белоруссии и Польши создан очаг напряжённости беженцами из Ближнего Востока. Вход кораблей НАТО с ракетным оружием в Балтийское и Чёрное моря, проведение в этих районах военных учений накаляют обстановку. Одновременно дипломатия США предпринимает усилия для подрыва стратегического партнёрства России и Китая, а прозападные политические силы в этих странах активизируют антисоветскую, антисоциалистическую пропаганду.

Саммит «Большой двадцатки» в конце октября 2021 г., выступление в Риме президента Байдена лишь подтвердили, что мировая олигархия намерена и дальше направлять разрушение мировой экономики при сохранении своего капитала для создания им «централизованного мирового хозяйства». Как «пандемия», так и «борьба за экологию» — это способы решения этой экономической и политической задачи.

В целом события 2020 и 2021 гг. показывают нарастание мирового системного кризиса капитализма и угрозы войны за мировое господство центра глобального фашизма, использующего американскую военную машину. Американский фашизм питает и организует фашистские силы в других странах мира, подчиняя их своим целям. Ныне, как и в 1930-е годы, необходима организация международного антифашистского движения под лозунгом «Фашизм не пройдёт!» и активизация борьбы с фашизмом в каждой стране.

Глобальный кризис капитализма и угроза фашизма вновь остро ставит вопрос о социальном устройстве общества перед народами всего мира: «Социализм или капитализм». История XX в. свидетельствует, что этот вопрос решается в каждой стране в соответствии с конкретной обстановкой в своё время, своими способами и в своей форме при поддержке международных левых сил с общей социалистической идеологией: социального и национального равенства, идей мира и сотрудничества, социально-экономического развития и роста благосостояния всего народа. Опыт истории XX в. необходимо изучать и творчески использовать в политической борьбе в ходе наступающего глобального кризиса.

В последних статьях Андрея Ильича Фурсова с названием «Храм биоцифры» («Завтра», декабрь 2021 г.) даётся подробное изложение ранее опубликованных положений о современном капитализме и его кризисе. В последней из них («Завтра № 47, декабрь 2021 г.) историк даёт точную характеристику программы ВЭФ, озвученную К. Швабом как «прямого наследника Третьего рейха», т.е. гитлеровского фашизма, и не упоминает фашизм как посткапиталистическую формацию. Более того, он полагает, что России для будущего в нынешний «опасный и острый судьбоносный момент… требуется … «гиперболоид инженера Ленина» — партии нового типа…». С этим можно согласиться.

«Однако в заключении он пишет, что «Капитализм умирает», но ему на смену идёт глобальный фашизм и необходимо «вставить лом в колесо его истории», чтобы «максимально его ослабить». Это не соответствует исторической тенденции общественного развития, ясно проявившейся в XX в. в СССР и других странах и развивающейся в XXI в. в социалистическом Китае, Вьетнаме и КНДР. Автор остаётся в тисках антимарксистского «цивилизационного подхода» к осмыслению исторического процесса. История XX в. показывает, что на смену умирающему капитализму в период его острого кризиса приходит не фашизм, как государственная форма капитализма, а социализм в его первой фазе «переходного периода» в социалистическом государстве во главе с Коммунистической партией и в национальных формах новой государственности.

В современном мировом кризисе капитализма, если удастся не допустить перерастания «гибридной войны» во всеобщую ядерную, то антифашистская борьба в ходе кризиса сформирует в «послекризисном» мире новое соотношение стран «в переходном периоде» к социализму со странами, где капитализму удалось удержаться, в том числе и фашистских, в национальной форме фашизма. Проблема «социализм или капитализм» — главное содержание общественной жизни мирового сообщества в XXI веке, как и при смене предыдущих формаций.


[1] Теория и практика социализма и перспективы его в XXI веке. М.: ИТРК, 2009.

[2] Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма // Репринтное издание, воспроизведение УМСА-PRESS-1955. М.: Наука, 1990. Послесловие А.Л. Андреева. С. 194–195; 199.

[3] Волкогонова О.Д. Бердяев // Библиотека Knigomir.info (Бесплатная Онлайн Библиотека). Главы 17–18 стр. 103–112.

[4] Сталин И.В. Сочинения. М.: ИТРК. Т. 16. Ч. I. С. 221.

[5] Это самый настоящий психоз… // Советская Россия № 44, четверг 24 декабря 2020 г. С. 1–2.

[6] Выступление опубликовано на сайте Кремля в разделе «Новости. Выступления и стенограммы» 21 октября 2021 г.