Юрий Антонов: «Вертикаль фондов и госплан»

Для управления производством предлагается организовать, создать и использовать систему ОГАС. Однако система ОГАС применима для внутреннего управления производственных единиц и комплексов. Внешнее управление придется осуществлять с использованием фондов ресурсного регулирования.   Фонды каждого предприятия обмениваются ресурсами с районным фондом, районные с городскими, те с региональными, и, в завершение с общегосударственным. Образуется расширяющаяся к низам вертикаль управления. Страна превращается в единую фабрику.

 Вопросы бытового потребления и  распределения решаются отчислениями продукции в специальные отделы фондов, образующие единую систему потребления рабочей силой и нетрудоспособным населением исходя из создавшихся государственных возможностей, местных условий и традиций населения.  Задача этой сети обеспечить непрерывный рост уровня удовлетворения потребностей населения страны.

Поскольку производство управляется и балансируется путем ресурсного регулирования, то должна существовать  система распределения ресурсов  между фондами, исполняющая следующие функции.

  1. Организацию обратной связи, позволяющую стабилизировать развитие производства без нарушений коэффициента эффективности, без понижения производительности труда, и без понижения уровня удовлетворения потребностей трудящихся.
  2. Организацию развития технологического  уровня производства.
  3. Организацию обеспечения работа предприятий свободного труда.
  4. Ликвидацию форс-мажорных ситуаций.
  5. Обеспечение социальных нужд.
  6. Выполнение целей госплана.

Так как из-за различия мощности производственных структур система фондов имеет иерархическое строение на программу работы фондов накладываются ограничения.

Каждый фонд должен решать две задачи формирования обратной связи.

Во-первых, передавать на фонд верхнего уровня информацию о исполнении плановых показателей   и о требованиях получения необходимой продукции, обеспечивать работу подведомственных предприятий в соответствии с управляющими указаниями фонда верхнего уровня

Во-вторых, контролировать работу нижестоящих фондов, помогая им поддерживать баланс производства и потребления, а также требовать от них продукцию, необходимую для поддержания собственного баланса и исполнения плановых показателей.

Каждый фонд должен содействовать изобретательству и рационализации, путем выделения части продукции для обеспечения опытных работ.  Мало того, при каждом фонде   должен быть создан орган планирования материальных инвестиций в технологическое развитие.

Хоть свободный труд и освобожден от финансового управления, он нуждается в обеспечении своего поискового характера. На фонд, по-видимому, следует возложить и контроль полезности этого труда.

В каждом фонде должен быть накоплен резерв продукции для компенсации неожиданных потерь от природных катаклизмов и технических катастроф.

Фонд выделяет часть продукции подведомственного предприятия или комплекса предприятий, а также продукции, получаемой фондом от вышестоящих и нижестоящих фондов для    расходования на социальные нужды нетрудоспособных членов общества, в том числе для  предприятий не производящих продукцию.

В масштабе страны осуществляется ступенчатая централизация.

Централизация распределения продукции осуществляется поддержанием части относительной меры распределения между нижестоящими фондами. Мера распределения определяется вышестоящим фондом только в части 50% а оставшаяся часть остается в ведении самого фонда и требований системы  ОГАС. Так или иначе фонды всех уровней и всех регионов должны вести общую политику управления с учетом местных условий, с нахождением компромисса. Соответствие компромисса единой цели поддерживается системой ОГАС, лишенной пороков оппортунизма и угодничества.

Оптимальное управление различается на разных уровнях фондов, чем ниже, тем больше и важнее учет и ликвидация отставания в развитии.