Из рассмотрения первых двух этапов послереволюционных реформ становится ясно, что этапы перекрываются и связаны один с другим.
Ясно что этап формирования новой структуры народного хозяйства не может быть осуществлен до получения результатов второго этапа. Но начинать его нужно постепенно по мере частичных результатов второго. Формирование структуры хозяйства третий этап реформ, но первый шаг социалистического процесса.
Социалистический процесс состоит не только с установлением руководства диктатуры пролетариата народным хозяйством, но и государственной системы планирования (Госплан). Планирование неотрывно связано с учетом и контролем, в обеих формах, государственной и общественной.
Соблюдение баланса между производством и потреблением позволяет достичь устойчивости всего хозяйства. Можно уже говорить об образовании новой формации. Да, формация в равновесии и способна к развитию. И это уже не госкапитализм, это начальная фаза социалистического процесса, а следовательно новая формация. А устойчивая формация во всех своих частях сопротивляется изменениям, для изменений требуется перестройка управления. Но реформы открыли путь к естественному развитию системы управления. Будет ли ДП, или не будет заботиться об автоматизации и самоуправлении, но модернизация системы управления в мире созревает, а у нас после третьего этапы она подготовлена и требует проведения.
Так совпало, что самоуправление невозможно без единой увязки действий руководства на всех уровнях, а сплошная компьютеризация хозяйства невозможна без самоуправления. Централизованная система самоуправления требует использования системы ОГАС. А систему ОГАС не построить без участия самоуправления.
Очевидно, что построение нетоварного обмена принципиально отличается для производственного потребления и для бытового. Производственное потребление происходит под управлением Советов через Фонды, осуществляющие ресурсное регулирование. Реформы бытового потребления проводятся постепенно и в переменном объеме. Сначала передача части функций распределения от Госторговли Фондам предприятий, организация бесплатной выдачи продукции в соответствии с местными нормативами. Затем , в зависимости от расширения производства переход к нормативному распределению другой продукции и повышение прежних пределов нормативов до полного удовлетворения потребностей. Так нам не дойти до удовлетворения всех потребностей, Они растут быстрее производства. Но главная задача системы фондов, это организация производственного потребления и ресурсного регулирования с целью оптимального развития промышленного и сельскохозяйственного производства.
Процесс длительный и трудный, но если его заложить во время третьего этапа, то торможение развития устойчивой системы будет преодолено. И это не будет формационным переходом до тех пор, пока не приступим к реализации освобождения труда и замены рынка и ТДО иной системой.
Почему речь идет о замене, да потому что и то и другое не являются системой, а только её механизмами, средствами. Попытка ликвидации чего-то из них приведет к развалу хозяйства поэтому действовать придется исподволь, сначала организовать и развить заменяющие структуры, а потом постепенно вытеснять прежние. Процесс замены форм является творческим процессом, поэтому он должен начинаться во время третьего этапа и продолжаться во время четвертого.
После вытеснения будем иметь формационные изменения с сохранением устойчивости политического и хозяйственного развития.
И это будет следующая формация с иным менталитетом, иными производством и распределением, иными юридическими законами (придется), иными этикой и моралью.
Начнется 4 этап социалистического процесса, развития системы централизованного самоуправления, развития и расширения диктатуры пролетариата и развития самого пролетариата, начала коммунистического преобразования всего общества.