В середине XIX века наука обрела всесильную теоретическую и методологическую основу – диалектический материализм – философское учение о всеобщих объективных законах движения мира. Этим открытием К. Маркса и Ф. Энгельса увенчалась величайшая всемирно-историческая революция в развитии человеческого мышления, общественного сознания людей. Материалистическая диалектика получила воплощение в объективной логике истории, научном её понимании. Универсальные объективные законы диалектики – единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные сдвиги, повторение пройденных ступеней на более высоком уровне – становились теоретическим и методологическим орудием общественной жизнедеятельности человечества в конкретной практике исторического творчества. В целом диалектический материализм стал научным мировоззрением, служащим правильному пониманию мира и революционному его преобразованию в соответствии с объективными закономерностями исторического прогресса, человеческими потребностями людей.
Творческое созидательное воздействие диалектического материализма в исторической действительности К. Маркс видел в том, что «теория становится материальной силой, как только она овладевает массами» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 1, с. 422). По мнению Ф. Энгельса, «чем смелее и решительнее выступает наука, тем более приходит она в соответствие с интересами и стремлениями рабочих» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 21, с. 317). Поскольку интересы рабочего класса – освобождение общества от социального неравенства и антагонизма, угнетения и эксплуатации человека человеком – совпадают в основном с объективными закономерностями естественного течения мирового исторического процесса, диалектический материализм стал основой идеологии мирового пролетариата, отличающейся научным содержанием, революционным характером, гуманистической направленностью. Научная идеология коммунизма предлагает человечеству альтернативу классовому общественному жизнеустройству, основанному на частной собственности на средства производства.
Точкой зрения диалектического материализма К. Маркс считал «человеческое общество, или обобществившееся человечество» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 3, с. 4). В соответствии с этой точкой зрения сущность научной идеологии коммунизма К. Маркс выразил в категорическом императиве, «повелевающим ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным, порабощённым, беспомощным, презренным существом» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 1, с. 422). На основе этой революционной установки К. Марксом сформулирован главный принцип коммунистического гуманизма: «человек – высшее существо для человека» (Там же). Это означает, что человек представляет собой высшую социальную ценность в обществе, в котором свободное развитие человеческой личности является условием свободного развития общества. В итоге складывается идеал коммунистического общества как обобществившегося человеческого коллектива – человеческого мира.
Прогнозируя перспективы общественного движения человечества вперёд путем исторического прогресса, К. Маркс считал, что «между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 19, с. 27). Основным вопросом столь радикального преобразования жизни общества на коммунистических началах К. Маркс и Ф. Энгельс считали замену частной собственности общественным типом собственности на средства производства во всемирном масштабе. Содержание всемирной социалистической революции Ф. Энгельс обозначил как «скачок человечества из царства необходимости в царство свободы» (Там же с. 228). По его мнению, в процессе этой величайшей социальной революции «объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей» (Там же, с. 227). Отменой частной собственности и установлением общественной собственности на средства производства в планетарном масштабе всемирная социалистическая революция преодолевает стихийное, слепое, хаотическое развитие населения земного шара и открывает возможности для утверждения сознательного, планомерного, гармонического развития общества.
Когда к началу XX века капиталистическая формация общества вступила в высшую, монополистическую стадию своего развития – империализм – и оказалось в общенациональном кризисе, В. И. Ленин, руководствуясь научным мировоззрением диалектического материализма, выявил динамику существования империализма в том, что «основные свойства капитализма стали превращаться в свою противоположность, когда по всей линии сложились и обнаружились черты переходной эпохи от капитализма к более высокому общественно-экономическому укладу» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 27, с. 385). Это ленинское открытие фиксировало наступление всемирной или глобальной социалистической революции, действующей в соответствии со всеобщими объективными законами диалектики и воплощающей в исторической действительности социалистические интересы мирового пролетариата.
Общенациональный кризис капитализма характеризуется постоянным обострением всех его общественных противоречий вплоть до возникновения мировых империалистических войн, обостряющих эти противоречия до крайних пределов. Практический выход из катастрофической ситуации капитализма В. И. Ленин нашёл во всемирной социалистической революции. В 1917 году он писал: «Только пролетарская, социалистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами. Каковы бы ни были трудности революции и возможные временные неуспехи её или волны контрреволюции, – окончательная победа пролетариата неизбежна» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 54, с. 483). Победа Великой Октябрьской социалистической революции в России оказала глубинное преобразующее воздействие на общественное развитие всех стран и народов земного шара. Она возглавила наступившую историческую эпоху новейшего времени, определив её содержание, характер, направление развития – революционный переход человечества от капитализма к социализму. Постепенно социализм стал мировой общественной системой и достиг к 1970-м годам равновесия в историческом развитии с мировой капиталистической системой.
Рождённые Великим Октябрём, всемирно-исторические сдвиги в общественном развитии человечества побудили к середине XX столетия величайшую производственную революцию во всемирной истории – мировую научно-техническую революцию, которая радикально опередила производительные достижения предшествовавших ей аграрной и промышленной революций. Особенность научно-технической революции состоит в том, что она превратила науку – способ теоретического осознания объективных законов движения мира – в непосредственную производительную силу общества. Тесное соединение науки с материальным производством породило качественно новый вид производства – наукоёмкое производство, обеспечивающее подъем совокупных производительных сил человечества на совершенно новый уровень развития. Наукоемкое производство является необходимой и достаточной основой для построения материально-технической базы коммунистического общества. В свою очередь, объективные возможности становления коммунистической формации общества побуждают соответствующие социальную и духовную революции всемирного объема, преобразовывающих коренным образом мировые цивилизацию и культуру. Выступая основой коммунизма, наука пронизывает все сферы жизни общества.
В процессе мировой научно-технической революции капиталистический способ общественного производства полностью исчерпал все свои конструктивные возможности и естественно вступил в исторический этап необратимого прекращения своего существования, так как монополизация капитала достигла максимальной высоты, апогея роста. Частная собственность на средства производства перестала служить основой для формирования производственных отношений общества. Она превратилась в разрушителя производства и всей общественной жизнедеятельности народов: межмонополистическая конкуренция разворачивает процесс самоуничтожения частной собственности – основы классово-антагонистической цивилизации. Отставание капиталистической системы производственных отношений от возросшего уровня развития производительных сил обернулось очередным обострением в 1970-е годы общенационального кризиса капитализма и его перерастанием в глобальный кризис всей частнособственнической цивилизации, который оказался самым масштабным и катастрофическим переломом во всемирной истории. В итоге мировая капиталистическая система охвачена всеобщей агонией. В земном пространстве стали радикальнее действовать объективные законы всемирной социалистической революции.
Агонизирующий империализм оказался необычайно агрессивным и опасным. В 1980-е годы он развязал глобальный передел мира ради империалистического захвата всемирного богатства путём хищнического разграбления транснациональными сверхмонополиями национальных богатств народов и природных ресурсов планеты. Нарастающая дестабилизация мирового исторического процесса быстро развернулась в глобальный хаос, который не поддаётся произвольному управлению господствующими «верхами» планеты, что равнозначно всемирной революционной ситуации. Соответственно обострилась «война интересов» на земном шаре – всемирная гражданская война, угрожающая перерастанием во вселенскую катастрофу и уничтожением человечества в ней. К тому же межмонополистическая конкуренция следует к всемирному социальному взрыву, завершающему существование капитализма. Спасти население планеты от гибели может только всемирное утверждение социализма, устраняющее причины социального неравенства и антагонизма. Выход из глобального хаоса возложен только путём научного обоснования организации жизни общества и научного управления её развитием, то есть целенаправленного использования всеобщих объективных законов диалектики в революционной практике.
В условиях глобального хаоса диалектический материализм оказался единственным учением, которое не поддаётся разрушительному воздействию глобального хаоса, а служит научному познанию причин его возникновения и способов преодоления. Тем более что становление науки непосредственной производительной силой общества закрепило всемирно-историческую победу диалектического материализма в качестве её теоретической и методологической основы. Наука стала играть решающую и определяющую роль в развитии материального производства и всей общественной жизнедеятельности народов. Наука – система объективных знаний о законах развития природы, общества, сознания людей – обладает безграничной силой познания мира. Непосредственное соединение науки с производством – наукоемкое производство – обеспечивает автоматизацию производства и беспредельное его развитие вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всего населения земного шара, что соответственно требует коренного преобразования системы производственных отношений общества на научной основе, отвечающей коммунистическим принципам социальной свободы и равенства.
К. Маркс квалифицировал науку как «всеобщую общественную производительную силу» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 26, ч. 1, с. 400). Будучи продуктом всеобщего труда людей на благо всего человечества, наука воплощает в себе высшую степень обобществления труда. Поэтому непосредственное соединение науки с материальным производством обусловливает уровень наукоёмкости производства и соответствующую степень его обобществления. Сила научной мысли, воплощенная в производственных технологиях, определяет уровень наукоёмкости производства, требующий его соответствующего обобществления. Становление науки, обладающей безграничной силой познания мира, непосредственной производительной силой общества обеспечивает обобществление производства во всемирной степени, что вступает в непримиримый конфликт с частной собственностью на средства производства. Не случайно отмена частной собственности и установление общественного типа собственности на средства производства во всемирном масштабе является основным вопросом глобальной социалистической революции. Решение этого вопроса открывает революционный переход человечества от классового общественного жизнеустройства социального неравенства и антагонизма к общинному общественному укладу социальной свободы и равенства.
Смена типов собственности на средства производства влечет за собой революционное преобразование всего общественного жизнеустройства человечества. Поскольку особенности науки как непосредственной производительной силы общества заключаются в её безграничности, в беспредельных возможностях развития материального производства, осуществление столь могущественных возможностей в исторической действительности предполагает соответствующую подготовку личности человека – основной производительной силы общества, в которой воплощаются достижения социальной зрелости и умственной развитости человечества. В силу того, что наукоемкое производство определяет наиболее высокие социальные и духовные потребности людей, их удовлетворение выдвигает на первый план жизни общества повышение сознательности народных масс, усвоение ими научного мировоззрения диалектического материализма, усиление субъективного или человеческого фактора в историческом творчестве народов. Тем более что общественное сознание людей не только познает общественное бытие, но и оказывает активное воздействие на исторический прогресс в зависимости от их умственной развитости, духовного богатства, интеллектуального потенциала, культуры мышления. Столь высокие человеческие свойства утверждаются в народных массах мировой научно-мировоззренческой революцией, благодаря которой человек входит в центр общественной жизнедеятельности мирового сообщества народов.
Высшим показателем умственной развитости человека является его научное мировоззрение, диалектико-материалистический подход к исторической действительности. Только научная теория играет созидательную роль в революционной практике. Сила научной мысли определяет уровень наукоёмкости материального производства, который выступает исходной позицией при определении форм общественной собственности на средства производства, налаживании мирового материально-производственного процесса, общественной организации труда на планете, переводе всей жизнедеятельности человечества на научную основу. Умственное развитие людей стимулируется усилением творческого характера труда в их общественной жизнедеятельности. Творческий труд предполагает научное сознание человека, содержание которого состоит в диалектико-материалистическом понимании мироздания. Научное сознание представляет собой осознание всеобщих объективных законов диалектики развития природы и общества. В этом заключается сила человеческого ума, выступающая наиболее существенным свойствам личности человека, служащая созиданию человеческого общества. Обладая адекватным восприятием и научным пониманием исторической действительности, человек способен к построению человеческого мира, свободного от угнетения и эксплуатации человека человеком, основанного на социальном равенстве всех людей в отношении всемирного богатства, функционирующего на научном фундаменте в соответствии с коммунистическими принципами коллективизма и гуманизма.
Юозас Ермалавичюс, доктор исторических наук, профессор.