Глобальный кризис, комплексно охвативший все страны и народы мира, все сферы жизни общества, все общественные процессы на земном шаре, отличается определенными особенностями, связанными, прежде всего, с отражением столь радикального перелома в общественном сознании людей.
Раньше во всемирной истории подобные явления наблюдались в периоды социальных революций. Об этом К. Маркс писал: «Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснять из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 13, с. 7). Революционный кризис классового общества аккумулирует в себе как экономический, социальный, политический кризисы, так и духовный перелом, охватывающий общественное сознание населения. Для реального восприятия тотального, совокупного кризиса общества необходимо научное мировоззрение диалектического материализма.
Нынешний глобальный кризис антагонистического общества вырос в 1970-е годы из общего кризиса капитализма, который разразился в 1900 году и постоянно нарастал на протяжении всего ХХ века. Первый этап обострения всеохватывающего кризиса капитализма отмечен его возникновением в начале прошлого столетия, кульминацией накала в Первой мировой войне, прорывом народов к выходу из него через победу Великой Октябрьской социалистической революции в России в 1917 году. Второй этап обострения общего кризиса капитализма наблюдался в 1930-е годы, достиг своего апогея во Второй мировой войне, был прерван социалистическими, народно-демократическими, национально-освободительными революциями во многих регионах земного шара в послевоенное время. Третий этап нарастающего накала тотального кризиса капитализма развернулся в 1970-е годы, перерос в глобальный кризис и достиг всемирного хаоса в общественном развитии человечества, поставив на повестку дня истории завершающую волну социалистических революций первоначально в большинстве, а в дальнейшем и в остальных странах планеты Земля. Словом, глобальный кризис оказывается не только самым масштабным, всеохватывающим, катастрофическим, но и последним кризисом во всемирной истории.
Предшествовавший глобальному кризису общий кризис капитализма не только охватывал экономическую, социальную, политическую сферы жизни общества, но и коснулся буржуазного общественного сознания людей. На планете наблюдалась острая идеологическая борьба, непримиримая «война умов». В столь сложной ситуации В.И. Ленин искал выхода из тотального кризиса капитализма в научном мировоззрении, высшим достижением которого оказался марксизм. Об этом поиске В.И. Ленин писал: «Марксизм, как единственно правильную революционную теорию, Россия поистине выстрадала полувековой историей неслыханных мук и жертв, невиданного революционного героизма, невероятной энергии и беззаветности исканий, обучения, испытания на практике, разочарований, проверки, сопоставления опыта Европы» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 41, с. 8). Ленинский поиск увенчался адекватным восприятием и научным пониманием высшей, империалистической стадии капитализма. В итоге В.И. Ленин сделал вывод, что «только пролетарская, социалистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 54, с. 483). Историческая практика полностью подтвердила правильность этого ленинского вывода. Поэтому соединение научной теории с революционной практикой стало наиболее характерной чертой ленинизма.
Отражение глобального кризиса в общественном сознании людей носит кризисный характер. Кризис буржуазного сознания получил всемирный масштаб, охватил всю духовную жизнь человечества, стал мировым духовным кризисом. Главным проявлением этого особого кризиса выступает отставание умственной развитости общества от удовлетворения необходимых потребностей его развития, обусловленных мировой научно-технической революцией второй половины ХХ столетия. Отсутствие адекватного восприятия исторической действительности лишает людей научного понимания своей жизни. Превратный подход к общественному развитию противодействует осознанию всеобщих объективных законов диалектики истории, рождает пренебрежение объективной логикой мировых общественных процессов. В повседневной жизни эти тенденции проявляются как затмение ума людей, утрата ими здравого смысла своей жизнедеятельности, умственная ограниченность. Империалистические средства идеологического воздействия на людей поддерживают эти тенденции массовым распространением дезинформации, демагогии, безыдейности, банальности, маразма.
Основной причиной возникновения всемирного духовного кризиса явилась мировая научно-техническая революция, которая качественно преобразовала материальные производительные силы человечества на основе постепенного превращения науки в непосредственную производительную силу общества. Тесное соединение науки с производством породило наукоемкий вид производства, гарантирующий возможности для его беспредельного развития вплоть до достаточного удовлетворения человеческих потребностей всего населения земного шара. Но ни один народ мира не овладел должным образом производительными достижениями научно-технической революции, так как этому противодействовала капиталистическая система производственных отношений.
В процессе мировой научно-технической революции капиталистический способ производства, частная собственность на средства производства полностью исчерпали все свои конструктивные возможности и естественно вступили в исторический этап необратимого прекращения своего существования, так как монополизация капитала достигла максимальной высоты, апогея роста. В итоге мировую капиталистическую систему, всю частнособственническую цивилизацию охватила всеобщая агония. Но буржуазное общественное сознание оказалось бессильным перед адекватным восприятием агонизирующего состояния капитализма. Превратное видение мира обернулось особым духовным кризисом, воспринимающим общественную действительность иллюзорным образом. Умственное отставание буржуазного общества от качественного скачка научного прогресса повлекло за собой необычайный духовный спад людей. Духовный кризис антагонистского общества характеризуется отсутствием адекватного восприятия исторический действительности, превратным мировоззрением вплоть до умственной невменяемости.
Искаженное восприятие буржуазным сознанием социально-экономического развития человечества, пренебрежение объективными общественными законами, бессилие перед диалектикой исторического прогресса народов поддерживают иллюзии империалистической контрреволюции о реставрации безраздельного господства капитализма во всемирном масштабе. Эти иллюзии привели к демонополизации экономики, приватизации средств производства и другим практическим мерам, прямо противоположным основной объективной закономерности развития материального производства – его обобществлению, определяемому ростом его научного уровня развития. Столкновение же самообманчивой приватизации с объективными законами общественного развития не может не обернуться разрушительными последствиями в хозяйственной деятельности народов и полным ее обвалом в конечном итоге. Иного исхода не могут обещать частнособственнические иллюзии, наполняющие империалистическую идеологию – национализм, клерикализм, либерализм, фашизм и другие потуги антикоммунистического психоза.
Мировая научно-техническая революция превратила науку – всеобщую общественную производительную силу человечества – в непосредственную производительную силу общества, что послужило основой для обобществления материального производства во всемирной степени. А глобальное обобществление производства вступило в непримиримый конфликт с частной собственностью на средства производства и обрекло ее на неизбежную гибель. Поэтому объективная историческая необходимость призывает к действию грядущую волну социалистических революций в большинстве стран земного шара по замене частной собственности общественным типом собственности на основные средства производства. В этих условиях антинаучный прожект о приватизации средств производства выступает в качестве яркого примера умственной беспомощности, а его практическая реализация представляет собой путь к уничтожению общества. Для идеологического прикрытия столь катастрофической реальности империалистическая реакция прибегает к изощренной лжи, обману, клевете, очернению общественного прогресса. Но кризис общественного сознания не может обещать иного исхода, кроме как самоуничтожение общества. Ныне спасти народы от гибели могут только социалистические революции, обеспечивающие соответствие характера производственных отношений общества возросшему уровню развития его производительных сил, обеспеченному мировой научно-технической революцией.
Искаженный подход к общественному развитию современного человечества не может реально воспринимать процессы диалектического превращения основных свойств капитализма в свою противоположность. А тем временем финансовый капитал, господствующий в условиях империализма над всеми остальными формами капитала, превратился в фикцию, лишившую деньги золотого обоснования. Когда деньги стали псевдокапиталом, капиталистические производственные отношения получили спекулятивный, жульнический, криминальный характер. Спекуляция капиталом подорвала международное право на земном шаре, побудила глобальную агрессию империализма против исторического прогресса мирового сообщества народов, спровоцировала транснациональный террор и бандитизм. Это обернулось не только стагнацией материального производства на планете, но и всемирным хаосом в общественном развитии человечества. Идеологической ширмой столь губительной ситуации империалистическая реакция выбрала раздувание культа денег, фетишизацию финансовой фикции над народами. Для этого самообмана она часто использует технократическую вульгаризацию и идеологическую догматизацию достижений науки.
Иллюзорное восприятие империалистической буржуазией общественной действительности вызывает самообманчивые последствия в мировом политическом процессе. На земном шаре преобладающей тенденцией стала играизация политики, которая оказывается ширмой над подлинной политикой новейшего времени – всемирной «войной интересов» противоположных общественных сил социалистической революции и империалистической контрреволюции. Политический самообман противостоит адекватному восприятию того, что политика, как и вся жизнь общества, обладает объективной логикой, не зависящей от каких-либо намерений общественных сил. Политику объективно обусловливают способ материального производства, тип собственности на средства производства, социальная структура общества, совокупная система общественных отношений, а также содержание и характер текущей исторической эпохи, соотношение классовых сил на международной арене, новейшие особенности мирового исторического процесса и другие определяющие факторы. Поэтому политика предполагает научное обоснование, обеспечивающее целенаправленное использование в ее осуществлении объективных законов общественного развития. А играизация политики лишь поддерживает ее иллюзорность, спекулятивность, обманчивость. Более того, кризис политического сознания неизбежно подталкивает к гибели общественные силы, следующие за контрреволюцией.
Превратное восприятие политики побудило империалистическую контрреволюцию к развязыванию в 1980-е годы глобальной антикоммунистической агрессии, нацеленной на установление мирового господства фиктивного финансового капитала над человечеством. Но разрушением Советского Союза в 1991 году империалистическая реакция перешагнула критическую грань допустимого в мировом историческом процессе, загнав себя в безвыходную ситуацию, которой она не может овладеть, поэтому обречена на неминуемую гибель. Расчленение СССР обернулось подрывом баланса классовых сил на международной арене, нарушением равновесия в общественном развитии человечества, полной дестабилизацией мирового исторического процесса. Внутренние и внешние разрушители СССР стали заложниками своих преступлений, все их контрреволюционные потуги оборачиваются губительными для них самих последствиями. В итоге глобальная агрессия империализма крайне усугубила всемирный хаос, который стал хоронить частнособственническую цивилизацию на кладбище истории.
На исторических похоронах капитализма наблюдаются различные антиобщественные рецидивы, свидетельствующие о десоциализации и дегуманизации буржуазного общества, его нравственной и духовной деградации. А духовный спад народов при взлете научного прогресса в развитии их производительных сил привел к пещерной антинаучности, крайней бездуховности, полному обесцениванию человека. В этих условиях империалистическая контрреволюция манипулирует общественным сознанием населения земного шара, навязывая ему духовное убожество и невежество, разжигая человеконенавистничество. Агонизирующая общественная система капитализма не только не может адекватно воспринимать свою кончину, но и завершает гибелью свою тотальную деградацию. Действуя против объективных законов общественного развития, контрреволюция следует путём самоуничтожения.
Главным субъектом духовного спада оказался человек буржуазного общества, характеризующегося социальным неравенством и антагонизмом, эксплуатацией и угнетением трудящихся. К духовному подавлению человека, его умственному одурачиванию империалистическая контрреволюция привлекла религию и клерикализм, национализм и нацизм, антикоммунизм и фашизм, а также подобные им рычаги идеологического манипулирования общественным сознанием народов. В итоге кризис человеческой личности стал вершиной глобального кризиса частнособственнической цивилизации. К счастью, необходимые потребности жизни человечества объективно определяются производительными достижениями мировой научно-технической революции, удовлетворение которых предполагает не только построение материального фундамента коммунизма, достижение социального равенства в обществе, научное управление его развитием, но и формирование научного мировоззрения людей. По мнению Ф. Энгельса, коммунистический способ производства «будет нуждаться в совершенно новых людях и создаст их» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 4, с. 335). Формирование человека социальной свободы и равенства возможно в процессе коллективистского и гуманистического развития народов к высшей, коммунистической ступени общественной цивилизации, что станет основным содержанием грядущей исторической эпохи. Поэтому мировой духовный кризис лишь свидетельствует о завершающем этапе революционного перехода человечества от капитализма к социализму.
Мировой духовный кризис, эрозия буржуазного общественного сознания людей вызвали превратное, виртуальное, иллюзорное восприятие мира в форме «искусственного интеллекта», несовместимого с человеческим мышлением – научным осознанием человеком самого себя как высшей социальной ценности в обществе в соответствии с марксистским принципом коммунистического гуманизма «человек – высшее существо для человека» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 1, с. 422). Поэтому преодоление умственной невменяемости, политической шизофрении, духовного убожества населения возможно только путём революционного освобождения общества от социального неравенства и антагонизма, угнетения и эксплуатации человека человеком. Это возможности освещены философским учением К. Маркса, отличающимся «категорическим императивом, повелевающим ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным, порабощенным, беспомощным, презренным существом» (Там же). Эту историческую задачу решает всемирная социалистическая революция.