Вспомним немецкую писательницу-антифашистку Анну Зегерс

Борис Полевой, лично знавший великую писательницу, будучи её гостем на праздновании семидесятилетия и посетив на следующий день Анну Зегерс в небольшой берлинской квартире, в которой она долгие годы жила, рассуждая о личностном потенциале этого выдающегося художника-антифашиста, писал: «Я следил за всем её творчеством, и её суровые книги, такие, как, скажем, «Седьмой крест», помогали мне понять тайные пружины нацизма не менее, чем Нюрнбергский процесс, на котором я просидел девять месяцев».

10.12.1955 Немецкая писательница, лауреат международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» Анна Зегерс. А. Ляпин / РИА Новости

АННА ЗЕГЕРС, 120-летие со дня рождения которой было отмечено в ноябре минувшего года, — выдающаяся немецкая писательница, член Компартии Германии с 1928 года, всемирно признанный мастер прозы социалистического реализма, член Всемирного Совета Мира и Международного комитета по Ленинским премиям, многие годы возглавлявшая Союз писателей ГДР, член Немецкой академии искусств, удостоенная Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами» и ордена Трудового Красного Знамени, а также национальных премий ГДР, была не одно десятилетие хорошо известна советскому читателю. Её книги в нашей стране, выходившие ещё до войны, пользовались неизменным успехом. В послевоенные годы их тиражи и подавно были необычайно внушительными. Причём печатались они не только на русском языке.

Творчество Зегерс в Советском Союзе действительно знали и воспринимали, понимая, что писателем она была ярким, неординарным, одарённым, наделённым способностью к глубокому анализу причинно-следственных связей и к постижению сложных, противоречивых натур и характеров. Потому и не залёживались её книги в книжных магазинах и на библиотечных полках. Самая читающая страна в мире с удовольствием читала произведения Зегерс.

Ровесница бурного и дерзновенного XX века, Зегерс при рождении получила другое имя — Нетти Рейлинг, но не с ним ей суждено было прийти в большую литературу. Родилась она в Майнце, в обеспеченной семье владельца магазина антикварно-художественных изделий. Училась в Кёльнском и Гейдельбергском университетах, где изучала филологию, историю искусств.

Литературные вкусы будущей писательницы формировались как на традициях немецкой классической, так и на примерах мировой литературы. В студенческие годы она увлекается Бальзаком и русской классикой: Тургеневым, Гоголем, Л. Толстым, Чеховым, Горьким. На становление же политических взглядов Анны оказали влияние её участие в студенческом движении, революционные события в России, Германии. Об Октябрьской революции Зегерс говорила: «Смысл справедливости по-настоящему открылся мне благодаря Октябрьской революции».

Псевдоним начинающий литератор подберёт себе в 1924 году во время учёбы в университете Гейдельберга. Связан же он будет с именем её любимого голландского художника XVII века Геркулеса Зегерса, графическими ландшафтами которого она восхищалась. Тогда защитит она и докторскую диссертацию на тему «Евреи и иудаизм в творчестве Рембрандта» и выйдет замуж за венгерского коммуниста Ласло Радвани, с которым, а был он человеком острым на язык и жизнерадостным, проживёт большую и счастливую жизнь.

В 1925 году супруги переезжают в Берлин, где Зегерс начинает приобретать известность. Её повесть «Восстание рыбаков» в 1928 году получает самую почётную по тем временам премию Веймарской республики — премию Генриха Клейста. Начинает писательница работать и для Компартии Германии, пишет статьи и размышляет о роли коммунистической прозы и деятельности коммунистических писателей. Вместе с другими немецкими коллегами по перу впервые приезжает она и в Советский Союз, где участвует в конференции по международному сотрудничеству революционных писателей.

Через четыре года после появления «Восстания рыбаков» Зегерс пишет роман «Спутники». В нём она выступает уже с последовательно революционных позиций, посвящая роман изображению революционного движения, деятельности компартий разных стран: Венгрии, Болгарии, Италии, Польши, Китая.

А начинается роман с событий, связанных с разгромом Венгерской революции 1919 года. Несмотря на то, что в романе показывалось поражение пролетариата в ряде стран Европы, в нём проводилась мысль о неизбежном торжестве дела революции.

Зегерс смогла удачно создать и образы мужественных революционеров: венгра Ковача, болгарина Дудова, поляка Янека, китайца Ляу Хан-чи и других. Они живут в разных странах, не знают друг друга, но их объединяют общие цели, общая борьба. Они — товарищи, спутники в освободительной борьбе человечества. Писательница изображает трудности этой борьбы, требующей крепкой воли, убеждённости в правоте своего дела, целеустремлённости. Она показывает, к каким истязаниям и утончённым пыткам прибегают враги, чтобы сломить волю коммунистов.

Красной нитью через весь роман проводит она и своё отношение к Советскому Союзу, стоящему в авангарде освободительной борьбы народов мира. Писательница показала огромное революционное значение самого факта существования СССР, роста его могущества и успехов в различных областях хозяйственного и культурного строительства.

В «Спутниках» очевиден рост реалистического мастерства Зегерс. Это проявилось в изображении характеров, окружающего мира. Внутренний мир своих героев автор выводит на первый план, избегая при этом усложнённости и излишней детализации психологического рисунка.

Но Германия тем временем всё быстрее начинала скатываться к фашизму. Прогрессивные литераторы, а среди них и Зегерс, прекрасно понимали, к чему звал Гитлер и что в конечном итоге могло ожидать их родину. События в стране набирали обороты, и находиться на её территории становилось небезопасно. В 1933 году с приходом к власти фашистов Анна ненадолго попадает в тюрьму и после выхода из неё ей удаётся эмигрировать во Францию.

Нелегко было расставаться с Германией, но других вариантов у Зегерс не имелось. Она была настоящей заложницей ситуации, не оставлявшей писательнице выбора. В эмиграции она пишет роман «Путь через февраль», посвящённый изображению баррикадных боёв венского пролетариата в феврале 1934 года. В нём мы видим предательство социал-демократических вождей, идейно разоружавших рабочих и всячески содействовавших расколу рабочего движения.

Вечно прекрасный Париж поможет Зегерс стать и по-настоящему знаменитой. Именно в этом городе выйдет один из самых значительных её романов — «Седьмой крест», ставший самым читаемым произведением немецкой эмигрантской литературы. Роман этот принесёт Зегерс небывалый успех и будет переведён на более чем сорок языков мира. В 1944 году «Седьмой крест» экранизируют в Голливуде и будут публиковать из номера в номер в нескольких крупных американских газетах.

ТАК чем же примечателен роман «Седьмой крест», писавшийся в 1937—1939 годах и частично опубликованный в СССР? Прежде всего тем, что это правдивое повествование о подпольном антифашистском движении в Германии, о его трудностях и перспективах. В книге показывался разгром революционного движения в Германии, в результате которого многие тысячи лучших борцов были расстреляны или замучены в концлагерях вскоре после фашистского переворота. Видим мы в романе и неспособность немецкого народа в условиях фашистской диктатуры на организацию широкого подпольного антифашистского движения. Присутствуют в повествовании и коммунисты, вынужденные уйти в подполье.

В основу сюжета романа положена история бегства семи заключённых из концлагеря Вестгофен. Небывалый случай группового побега всполошил фашистов, которые не без основания рассматривали это как вызов всему нацистскому режиму. Начальник лагеря садист Фаренберг даёт клятву переловить всех беглецов и распять их на крестах. Но довести свою задумку до конца ему не удаётся.

При этом следует отметить и то, что в разработке антифашистской темы Зегерс шла своим независимым авторским путём. Она сравнительно мало места уделяла описанию зверств нацистских палачей, что уже и до неё было с большой силой сделано в книгах, например, Вилли Бределя и в некоторых других. В них изображалась только одна сторона немецкой жизни — концлагерь, мужество антифашистов в условиях тягчайших испытаний фашистского режима. А немецкая действительность в целом оставалась, как правило, вне рамок сюжетов этих книг. Потому-то и выводит Зегерс повествование за пределы концлагеря, ставя перед собой задачу создать широкое, многоплановое полотно жизни Германии того периода. Ей нужно было показать, как различные слои немецкого народа относились к фашизму, насколько глубоко гитлеровцам удалось морально растлить немецкое общество и на кого всё же можно было опереться в антифашистской борьбе.

Первые впечатления Георга Гейслера, бежавшего из Вестгофена, были обескураживающими. Он думал встретить людей, охваченных горечью и стыдом за свою родину, но увидел другое. Вот он наблюдает за улицей, по которой идут разные люди: «Сидя в Вестгофене, он представлял себе улицу совсем иной. Тогда ему казалось, что на каждом лице, в каждом камне мостовой отражается стыд, что скорбь должна приглушить каждый шаг, каждое слово, даже игры детей. А на этой улице всё было мирно, люди казались довольными».

Зегерс показала, как одна часть немецкого населения поддерживала политику Гитлера, другая — запуганная и деморализованная — примирилась с нацизмом, отказалась от борьбы. Но какой бы мрачной ни была картина, нарисованная в романе, Зегерс не делает пессимистического вывода. Она доводит до нас, что и в тех труднейших условиях антифашистская борьба велась, хотя масштабы её и были незначительными.

Представила читателям Зегерс и образы настоящих коммунистов. Это Гейслер и Валлау. Изображены в романе они как подлинные герои антифашистского Сопротивления. Из них с наибольшей полнотой и разносторонностью обрисован Гейслер, менее обстоятельно и полно раскрыт образ Валлау. Валлау — профессиональный революционер, депутат рейхстага, человек большого ума и железной воли, оказавший значительное влияние на Гейслера, который считает его своим идейным учителем и вдохновителем. Недаром в наиболее трудные минуты жизни Гейслер всегда мысленно обращается к своему другу, стараясь представить, как бы в том или ином случае поступил Валлау. Возвращённый обратно в лагерь Валлау показал себя сильнее палачей, которые никакими зверствами не смогли сломить волю этого проверенного временем борца.

Образ Гейслера, вне всякого сомнения, явился особенно большой творческой удачей Зегерс. В предыдущих произведениях писательница неоднократно изображала вожаков и организаторов революционного движения. Эти образы не всегда удавались ей. В обрисовке же Гейслера она избежала схематизма, достигла большой правдивости. Благодаря введённым в роман эпизодам из прошлой жизни Гейслера Зегерс удалось показать его характер в развитии. В юности он мало отличался от других подростков из рабочей среды. Однако ни озорство, ни спорт не могли занять его полностью. Служение делу революции возвышает, облагораживает, делает его целеустремлённым и мужественным человеком. Но в то же время Зегерс нисколько не приукрашивает этого героя. Вырвавшись из лагеря, преследуемый по пятам нацистами, он испытывает чувство страха, хотя с ним ежедневно, ежечасно и борется.

При создании образа Гейслера ярко проявились писательское мастерство, реализм Зегерс, благодаря чему были использованы самые разнообразные художественные средства для раскрытия его внутреннего мира, для убедительной и достоверной обрисовки характера этого героя.

ПОДВИГ Гейслера не был напрасным. Он пробудил сознание тех честных немцев, которые по разным причинам отошли от борьбы и вообще от политической жизни. Побег Гейслера всколыхнул их, заставил снова включиться в антифашистскую борьбу. Они испытали чувство страха перед возможными преследованиями и в то же время чувство благодарности к Георгу, который помог им стать лучше, нравственно чище. К этим же людям относятся и священник, скрывший от полиции арестантскую одежду Гейслера, и перевязывавший его врач, и женщина-официантка, предоставившая ему ночлег. Связь Гейслера с лучшими сынами своего народа помогла ему выйти победителем в поединке с гитлеровцами. Седьмой крест, на котором хотели его распять, стал символом бессилия фашистов, намёком на их грядущее поражение.

Находясь в эмиграции, а с 1940 года она жила в Мексике, Зегерс не уставала вести большую общественно-политическую работу. Она гневно разоблачала фашизм, указывая на его большую опасность для дела мира и свободы. Мысли же об СССР укрепляли её веру в успех антифашистского движения. Ещё в 1937 году в статье «Мы думаем о Советской стране» она писала о значении Советского Союза для мирового освободительного движения, о росте престижа и влияния СССР на мировой арене. А в годы Великой Отечественной войны Зегерс с гордостью и надеждой следила за героической борьбой советского народа, верила в нашу победу над гитлеровской Германией.

Жизнь в Мексике, при том что писательница много работала, была наполнена и драматическими событиями. Анну на улице сбивает грузовик, скрывшийся с места происшествия. Считают, что это был вовсе не несчастный случай, а покушение на убийство, однако серьёзного следствия предпринято не было. Попав в больницу с тяжёлой черепно-мозговой травмой, писательница буквально чудом выживает. Два месяца страдает она полной амнезией.

В 1943 году в свет выходит роман Зегерс «Транзит» — одно из волнующих произведений, посвящённых трагической судьбе эмигранта-антифашиста. Оно завершено было в Мексике, но в нём нашли отражение горестные впечатления, пережитые самой писательницей в последние мучительные и тревожные месяцы пребывания во Франции, в Марселе, накануне отъезда в Мексику, когда значительная часть французской территории была оккупирована нацистами и немецких эмигрантов ожидала тяжёлая участь.

Повествование в этом романе ведётся от имени главного героя антифашиста Зайдлера, рассказывающего свою мрачную историю. Оказавшись в лагере для интернированных, он ежеминутно ожидает выдачи гитлеровцам. С огромными трудностями ему удаётся совершить побег, достигнуть Марселя и, получив визу, уехать в Мексику.

Зайдлер — человек непримечательный и охваченный чувством смятения. Он измучен испытаниями, обрушившимися на него, и мечтает о маленьком тихом счастье. Он честен, искренен, но он не борец. Дух борьбы, столь характерный для произведений Зегерс, в «Транзите» меньше ощутим. Это наиболее лиричное произведение писательницы.

После разгрома фашизма мастер возвращается на родину, включаясь в активную работу по строительству новой Германии, в борьбу против возрождения фашизма и милитаризма. Как клятва звучат слова Зегерс, сказанные ею во время посещения Советского Союза в 1951 году: «Как коммунистка, писательница, мать, я сделаю всё для предотвращения войны».

Зегерс, как настоящий патриот своей страны, безоговорочно ставит своё перо на службу новому социалистическому государству. И политическое руководство ГДР относится к ней с огромным уважением. Она становится одним из организаторов Академии наук ГДР, её выбирают председателем Союза писателей.

Значительным по своему идейно-художественному замыслу становится роман Зегерс 1949 года «Мёртвые остаются молодыми». В нём она ставит коренные вопросы социально-политического развития Германии на протяжении четверти века. В широком эпическом полотне воскрешаются важнейшие события в жизни немецкого народа от конца Первой мировой войны до разгрома гитлеровской армии под Сталинградом. Перед нами проходят яркие картины жизни всех слоёв немецкого общества, начиная от промышленников, прусских юнкеров и кончая крестьянами, рабочими, берлинской беднотой.

Вдумчивый художник, Зегерс убедительно изображает социально-исторические предпосылки захвата власти фашистами, приведшими Германию к национальной катастрофе. Автор показывает подлинных хозяев фашистской империи — рурских промышленных магнатов. Именно они были заинтересованы в демагогии Гитлера, в его привлекавшем массы псевдосоциализме.

Опровергает Зегерс и легенду, созданную в кругах реакционной прусской военщины, согласно которой прусские офицеры и генералы были якобы противниками гитлеровского режима. Писательница показывает необоснованность подобных взглядов. Выведенные в романе представители вильгельмовского офицерства Венцлов и Штахвиц были непосредственными проводниками политики Гитлера.

Отталкивающее впечатление производит в романе и бывший офицер Эрнст Ливен, человек совершенно аморальный, нравственно опустошённый, ненавидящий и презирающий народ, беспринципный, продающий себя всем, кто платит. Именно он оказывается подходящей личностью на пост одного из заправил в нацистской партии.

Много внимания писательница уделила в этом повествовании и жизни простых людей, рабочих, ремесленников, которые всегда были главными героями её произведений. Среди них выделяется образ рабочего, рядового социал-демократа Тешке, так и не преодолевшего реформистских иллюзий, и его жены Марии, простой женщины, всю жизнь стоявшей в стороне от политики, отдавшейся заботам о семье и детях. Но этой женщине, политически мало развитой, свойственно стремление к справедливости, честности. Вначале она питает лишь недоверие к нацистам, в дальнейшем оно перерастает во враждебность к гитлеровскому режиму. Она боится за жизнь своих детей, которые оказались во власти нацистской идеологии. Мария постепенно отрешается от аполитичности и апатии, понемногу включается в антифашистскую борьбу. Этот переход её к активным действиям показан Зегерс убедительно и правдиво.

В романе изображены и коммунисты, самоотверженно боровшиеся с ненавистным режимом. Многие из них погибали, но их дело продолжали представители молодого поколения. Мысли о преемственности революционных традиций писательница придавала важное значение.

Однако коммунисты описаны в романе всё же бегло, они мало показаны в практической подпольной работе, что можно отнести к слабым сторонам романа. Не удалось писательнице в полной мере показать и деятельность Компартии Германии, возглавлявшейся Тельманом, которая была одной из самых влиятельных политических партий в дофашистской Германии. Столь существенные просчёты, думается, помешали ей полно и убедительно раскрыть замысел всего романа.

В 50-х годах прошлого века Зегерс написала несколько циклов рассказов, различных по своей тематике. Здесь и рассказы о ведущей роли коммунистов различных стран, росте их влияния и тесной связи с народом (сборник «Линия»), о новой, послевоенной Германии (сборник «Мир»), о борьбе за мир (сборник «Первый шаг»).

Изображению послевоенной немецкой действительности писательница посвятила повесть «Человек и его имя». В ней затрагиваются острые вопросы, вставшие перед молодым демократическим государством. Одним из таких вопросов стало отношение к бывшим нацистам. Правительство ГДР заявило о том, что оно считает своим долгом возвратить в общественную жизнь в качестве полноправных граждан бывших членов нацистской партии, если они не отбывают наказания за свои преступления. Герой повести, вчерашний эсэсовец Вальтер Рецлов рвёт со своим прошлым, становится честным тружеником, гражданином ГДР. Зегерс же испытывает известные трудности в освоении новой тематики, не всё ей удаётся в её освещении, но сама тема эта была тогда весьма актуальной.

Глубокую и всестороннюю разработку темы строительства новой жизни Зегерс даёт в романе «Решение», написанном в 1959 году и ставшем первой частью её известной дилогии.

Действие романа происходит в послевоенной Германии, Восточной и Западной, затем в ГДР и ФРГ, а также в США, Мексике, во Франции. Но в центре её внимания — изображение жизни в ГДР, строительства нового общества, трудностей, возникающих на этом пути.

ОДНА из первых трудностей — всеобщая разруха: разрушены дома, заводы, школы. Надо всё начинать заново, а самое главное — вселить веру в души отчаявшихся людей. Читатель знакомится с самыми разными людьми, представляющими все слои общества послевоенной Германии. В числе персонажей романа мы видим коммунистов, партийных и хозяйственных руководителей. Но, как и в предыдущих романах, писательница выдвигает на первый план людей простых, «средних немцев», порой несознательных, нередко ошибающихся.

В сущности, всё творчество Зегерс — это прежде всего борьба за душу «среднего немца». Писательница хотела как можно лучше познать эту душу, «чтобы помочь ей очиститься и окрепнуть…».

Работников Коссинского металлургического завода, успехи и трудности в становлении нового человека, в утверждении сознательного отношения к труду выводит Зегерс на передний план. В связи с этим интересен образ одного из центральных героев романа — Роберта Лозе. Внешне он сумрачный и замкнутый человек, но честный и принципиальный, в прошлом активный участник антифашистского движения. Он добросовестно работает слесарем, но его влечёт желание быть воспитателем рабочих подростков, инструктором производственного обучения. На этой почве у него возникает конфликт с профсоюзным организатором Штруксом, человеком ограниченным, усмотревшим в желании Лозе чуть ли не проявление карьеризма.

Видим мы в романе и враждебные силы, всячески тормозящие строительство нового общества, устраивающие всевозможные диверсии, переманивающие специалистов на Запад и создающие дополнительные трудности. Время от времени действие романа переносится и в Западную Германию, где встречаемся мы со знакомыми нам по роману «Мёртвые остаются молодыми» образами Кастрициуса, Шпрангера, Бентхейма, сыгравших роковую роль в национальной трагедии страны. Они по-прежнему процветают, им покровительствуют западные оккупационные власти. Бентхейм не теряет надежды вернуться в Коссин, снова стать хозяином завода, объявленного народным предприятием.

Интересен и образ антифашиста Герберта Мельцера, ещё до войны эмигрировавшего в Америку. Став известным писателем и журналистом, он приезжает в Западную Германию, видит, как представители американских властей поддерживают милитаристов и реваншистов, о чём и пишет правдивую книгу, однако она не устраивает владельцев американских издательств. Мельцера перестают печатать. Но он делает свой выбор, снова возвращаясь к активной антимилитаристской деятельности, от которой одно время отошёл. В эпоху обострённой борьбы, убеждает нас писательница, не может быть нейтральных. Каждый человек стоит перед выбором, перед решением, каждый должен ответить на вопрос: на чьей он стороне, что защищает, против кого сражается?

Вторым томом дилогии Зегерс стал роман «Доверие», вышедший в свет в 1968 году. В нём в основном те же персонажи, то же место действия. Но жизнь изменилась, она выдвинула перед людьми новые проблемы, иные возможности их решения. В зависимости от этого меняются писательские акценты. На первом плане оказываются другие герои. Место Роберта Лозе, игравшего одну из главных ролей в «Решении», занимает Томас Хельгер, молодой слесарь Коссинского завода — в предыдущем романе второстепенный персонаж.

При становлении нового общества с большой остротой встают нравственно-этические проблемы. Одна из них — проблема доверия, понимаемая широко и поставленная в разных аспектах. В условиях обострившейся международной обстановки тема доверия тесно была связана и с вопросом о бдительности. Верить людям — это не значит быть благодушным и утратить бдительность к вражеским проискам. Зегерс показывает, к каким ошибкам и неудачам приводят проявления беспечности, благодушия, ловко используемые врагом. Но бдительность не равнозначна недоверию, которое отравляет взаимоотношения людей, мешает им жить.

В центре романа критический момент в жизни ГДР — события 17 июня 1953 года, когда силы реакции попытались совершить контрреволюционный переворот. Для успеха этой авантюры тогда ловко были использованы отдельные ошибки и просчёты хозяйственного руководства, вызвавшие недовольство части рабочих. Но передовая часть немецкого народа, молодёжь оказывают доверие своему правительству, контрреволюционная авантюра терпит поражение. Среди тех, кто отражал натиск реакции, мы видим и Хельгера, жизненный путь которого был не безошибочен, но который в час труднейших испытаний без колебаний нашёл свое место: «Они хотят, чтобы всё у нас замерло, чёрта с два! Мы будем работать!»

Зегерс любила изображать своих героев в такие критические моменты, когда лучше всего видно, чего стоит человек. Особенно примечателен образ Эллы Буш, весёлой, производившей даже впечатление немного легкомысленной женщины. В решительный момент она оказывается способной на подвиг. Она пытается остановить погромщиков, жертвуя собой и своим ещё не родившимся ребёнком.

В ходе острых социальных конфликтов проходят испытание и руководители, причём и они не всегда выдерживают жизненную проверку. Так случилось с партийным работником Паулем Меезебергом, который мыслил слишком догматически и сектантски, хотя субъективно был предан делу социализма. Нечто подобное произошло и с молодёжным вожаком Линой Заксе. Не случайно эти руководители перестают оказывать влияние на ход событий и утрачивают доверие коллектива.

Далеко не всё безупречно в поведении партийного руководителя завода Рихарда Хагена, честного и принципиального коммуниста. Он недостаточно вникал в повседневную жизнь рабочих, в их запросы, требования, мнения. И сам себя осудил за это: «Может быть, я сам виноват? Конечно… Ты был далёк от них. Ты мало знал о жизни этих людей, об их работе».

Иного склада директор завода Ульшпергер, человек большого жизненного опыта, сложной судьбы. Он убеждён в правоте своего дела, его глубокую принципиальность не поколебали суровые испытания в прошлом. Твёрдость Ульшпергера сочетается с человечностью, он умеет найти путь к сердцам. Он критически анализирует своё поведение, свои просчёты, которые дали возможность вражеской пропаганде сбить, пусть на время, немало рабочих с правильного пути.

ДИЛОГИЯ Зегерс имела большое познавательное и художественное значение. Она дала читателю богатый материал для размышлений и помогла ему лучше разобраться в политических и нравственных процессах, происходивших в ГДР. Не потеряла она, как, впрочем, и всё остальное творчество писательницы, своей актуальности и сегодня.

В последние годы жизни Зегерс всё реже и реже принимала участие в политической и культурной жизни страны, живя тихо и неприметно в своей маленькой берлинской квартирке. Но популярности своей она тем не менее не утратила. Сограждане и читатели из многих стран мира любили её книги и остались благодарны ей за титанический труд и принципиальную позицию писателя-коммуниста, неистово боровшегося с фашизмом во имя мира, свободы, справедливости и демократии. Таким непримиримым борцом за мир и правду и остаётся она в нашей памяти.

Хочется верить, что те, кто сегодня лишь начинает свой тернистый путь борьбы, также обратятся к этому славному имени, без которого невозможно представить мировую прогрессивную литературу XX века.