Виктор Василенко: «Октябрь и патриотизм»

Для подлинного патриота главный критерий отношения к действующей власти — насколько её деятельность соответствует интересам державы, способствует наращиванию её экономической мощи и укреплению могущества, всестороннему развитию народа. Любой человек, вне зависимости от своих политических взглядов, способный объективно оценивать происходящее, должен признать, что правительство большевиков, взявшее власть после Октябрьской революции, всегда отстаивало интересы нашей страны.

И ПОТОМУ ещё в годы Гражданской войны значительное число дворян, желавших Отечеству процветания, встали в одни ряды с большевиками. Хотя не могли не понимать, что в случае победы красных они потеряют свои поместья, счета в банках и т.п. Бывший царский военный министр Сухомлинов, подчеркнув, что мировоззрение Ленина и его соратников для него абсолютно неприемлемо, в то же время был убеждён, что генералы русской армии, поддержавшие большевиков, «это сделали, конечно, убедившись в том, что Россия и при новом режиме находится на правильном пути к полному возрождению».

А победив в Гражданской войне, большевики отдавали все силы восстановлению величия державы и подняли его до ещё невиданных в её истории высот. Закономерно, что всё большее число патриотов из числа их недавних противников стали признавать, что путь Октября действительно вёл Россию в лучшее будущее.

Так, Патриарх Тихон поначалу выступил как активный противник Октябрьской революции. А в 1925 году, незадолго до своей кончины (когда никакие «привходящие» обстоятельства уже значения иметь не могли), он призвал «всех возлюбленных чад богохранимой Церкви Российской» не к терпению и смирению, нет — к тому, чтобы «в сие ответственное время строительства общества благосостояния народа слиться с нами в горячей молитве Всевышнему о ниспослании помощи рабоче-крестьянской власти в её трудах для общего блага».

Немалое число представителей «старой интеллигенции» приняли Советскую власть сразу. Приведу общеизвестные примеры: математик и географ О.Ю. Шмидт, основоположник авиационной науки Николай Жуковский, выдающийся ботаник К.А. Тимирязев, член царского Государственного совета юрист А.Ф. Кони. Были и такие, кто, из патриотических побуждений оставшись в Советской России, относились к новому строю недоброжелательно.

Однако со временем значительная их часть пришла к пониманию его преимуществ. К примеру, академик И.П. Павлов в первые годы после революции держал себя демонстративно вызывающе. Как вспоминал другой Нобелевский лауреат — П.Л. Капица, Павлов, убеждённый атеист, начал вдруг креститься на каждую церковь, пренебрегавший прежде царскими наградами, демонстративно начал их носить… Однако прошло время — и Павлов сделался политическим союзником новой власти. Ведь организация XV Международного физиологического конгресса в нашей стране (а Павлов сыграл в этом решающую роль) фактически имела не только научное, но и огромное политическое значение.

В прошлом видный член партии кадетов академик В.И. Вернадский со временем признал в своём дневнике: «Социализм явился прямым и необходимым результатом роста научного мировоззрения; он представляет собой, может быть, самую глубокую и могучую форму влияния научной мысли на ход общественной жизни, какая только наблюдалась до сих пор в истории человечества».

Сделались сторонниками Советской власти и некоторые эмигранты-белогвардейцы. Напомню, что бывший колчаковец, причём далеко не рядовой, Николай Устрялов поставил Ленина по роли в истории России в один ряд с Дмитрием Донским и Петром Великим.

Но и из тех бывших врагов большевиков, кто так и не стал их друзьями, многие воздавали должное их достижениям.

Казалось бы, смертельный враг Советской власти, один из главных идеологов белогвардейцев Василий Шульгин в мемуарах, написанных в эмиграции по горячим следам войны, признал, что «нельзя не видеть, что русский язык опять занял шестую часть суши», что «большевики восстанавливают военное могущество России, восстанавливают границы Российской державы».

Философ и историк Л.П. Карсавин констатировал: «По существу своему политика большевиков была если не лучшим, то, во всяком случае, достаточным и, при данных условиях, может быть единственно пригодным средством для сохранения русской государственности и культуры».

Философ С.Н. Трубецкой: «…Разные туранские народы стали участвовать наравне с русскими в общегосударственном строительстве… Привлечение разных племён Евразии к общему государственному строительству, соединяя их в одну общую семью, заставит каждого из них смотреть на русскую государственность как на свою собственную, родную».

Бывший лидер партии кадетов П.Н. Милюков: «Русский народ не только принял советский режим как факт, он примирился с его недостатками и оценил его преимущества. Советский гражданин гордится своей принадлежностью к режиму…»

В последние три десятилетия в России вновь появилось немало белых «патриотов». Слово патриотов взято в кавычки потому, что сразу после Октябрьской революции немало искренних патриотов России полагали, что власть большевиков ведёт Россию к гибели, и потому встали в ряды белого движения. Но сейчас-то любой человек не может не знать, что Великий Октябрь открыл путь не к гибели России, а к её небывалому подъёму. И, выступая против Великого Октября, он фактически выступает против этих грандиозных свершений.

Понимая нелепость отрицания достижений советского периода, такие «патриоты» пускают в ход рассуждения о «цене» этих достижений. При этом зачастую новоявленные поклонники царской России и белогвардейцев упоминают о том, что у них дед, прадед или кто-то ещё был репрессирован, раскулачен и т.п.

Но вряд ли кто-нибудь станет опровергать, что у великого князя Александра Михайловича большевики отняли несопоставимо больше, чем у подавляющего большинства тех, кто считают себя обиженными Советской властью: страну, полновластными хозяевами которой были его предки, и значительную часть семьи. В своих воспоминаниях он ссылается на свой разговор с одним европейским монархом. Венценосный «коллега» сказал ему: «Если то, что Вы любили в России, сводилось единственно к Вашей семье, то Вы никогда не сможете простить Советы. Но если Вам суждено прожить свою жизнь, подобно мне, желая сохранения империи, будь то под нынешним знаменем или под красным флагом победившей революции, — то зачем колебаться? Почему не найти в себе достаточно мужества и признать достижения тех, кто сменил вас?» И Александр Михайлович нашёл мужество признать вклад большевиков и их лидера Ленина в развитие Российской державы.

А те, кто строит отношение к Октябрьской революции на том, что она отняла у его предков, — это патриоты не России, а своего двора. Как тут не вспомнить другого такого «патриота» — из фильма «Большая жизнь». Ставший в годы войны прислужником гитлеровцев, он для своего морального оправдания вспоминает, что у него забрали при раскулачивании в 1930-м году: «Семь коров было, пять лошадей, овцы…», а на слова племянника: «Не со зла взяли, чтобы всем жилось хорошо», злобно отвечает: «А мне плевать. Взяли — это главное. Как вспомню, что у меня было, горло, кажется бы, перегрыз».

Более того, сегодня тот, кто рассуждает о недопустимо высокой цене советских достижений, не может не знать, какой оказалась цена любезного его сердцу «возвращения к традициям». Это — сама держава, веками именовавшаяся Россией; русский народ, в котором смертность превышает рождаемость во все годы правления не только компрадора Ельцина, но и «патриота» Путина; экономика, которая прежде была самодостаточной, а уже четверть века критически зависит от экспорта сырья и энергоносителей и импорта всего — начиная от чеснока и кончая электроникой для военной техники, — и всё более и более переходит под контроль иностранного капитала.

И как можно назвать патриотами тех, кто, защищая курс, приведший к таким последствиям, хулит советский строй? К ним куда более подходит определение, которое дал известный исследователь советской цивилизации профессор С.Г. Кара-Мурза: «Образованный человек, который после стольких лет агонии страны и массовых страданий сограждан остаётся активным антисоветским деятелем, является врагом России и её «частичным убийцей».