России, ее государственное и экономическое развитие неразрывно связаны с мореплаванием, история которого насчитывает много веков. Русскому регулярному военному флоту более 320 лет, его корабли активно бороздит морские и океанские просторы. Главное предназначение Военно – Морского флота надежно защищать мирный труд нашего народа, обеспечивать интересы страны на море. Эта задача объективно вытекает из географического положения России — великой морской державы, чьи берега омывают тринадцать морей принадлежащих бассейнам трех океанов. Протяженность морских границ нашей Родины около 40 тысяч километров. Флот дал стране и миру выдающихся ученых и флотоводцев – А.С. Попова, А.Ф. Можайского, В.И. Беринга, М.П. Лазарева, И.Ф. Крузенштерна, С.О. Макарова, Н.Г. Кузнецова, С.Г. Горшкова и других.
Моряки не раз выступали как непримиримые враги угнетателей – самодержавия и капитализма. Так было в 1825г., в 1905 г., и в 1917 году. Высочайшую оценку роли моряков в революционной борьбе дал В.И. Ленин. После восстания на броненосце «Потемкин» Ильич отмечал, что впервые крупная часть военной силы — целый броненосец перешел на сторону революции: «Посланные против революционного броненосца «Потемкина» отказались бороться против товарищей…В Либаве и Кронштадте матросы тоже восстают… Царское правительство оказалось без флота…А броненосец «Потемкин» остался непобежденной территорией революции и, какова бы ни была его судьба, перед нами налицо несомненный и знаменательный факт: попытка образования ядра революционной армии».
Ленин уделял огромное внимание революционно настроенным морякам, прежде всего балтийцам. 5 декабря 1917г. В. Ленин говорил: «Во флоте мы видим блестящий образец творческих возможностей трудящихся масс, в этом отношении флот показал себя, как передовой отряд». В матросской среде вождь мирового пролетариат видел надежную опору революции. 25 октября 1917г. под руководством комиссара А.В. Белышева крейсер «Аврора» произвел исторический выстрел, сигнал к взятию Зимнего дворца и моряки пошли на штурм царского самодержавия. Временное правительство было арестовано, Керенский бежал. 25 октября с радиостанции «Авроры» передано подписанное В.И. Лениным воззвание Военно-революционного комитета «К гражданам России!», оповестившее человечество, что государственная власть в России перешла в руки народа.
Встала задача защитить революцию, и в этом важном вопросе флот оказался на высоте. В ноябре 1917г. состоялся I Всероссийский съезд военных моряков на котором выступил В.И. Ленин он дал высокую оценку участию моряков в революционном восстании. Первым наркомом по морским делам был избран матрос П.Е. Дыбенко. Для защиты революции создали вооруженные отряды моряков. 23 января (5 февраля) 1918г. декретом Совнаркома (СНТ) В.И. Ленин национализировал гражданский флот. 29 января (11 февраля) 1918г. декретом В.И. Ленин создан Рабочее — Крестьянский Красный Флот, сформированы – Волжско – Ильменская, Северо-Волжская и Онежская флотилии.
Однако, внутренняя и внешняя контрреволюция стремилась задушить власть народа. Нарушив Брестский мир немцы захватили — Финляндию, Прибалтику, Украину, Белоруссию, вторглись в приделы Дона, заняли Крым, Грузию, началась иностранная военная интервенция – англичан, американцев, французов, итальянцев, японцев и других агрессоров. Интервенты захватили обширные территории. Немцы зверствовали на Украине и Кавказе, американцы, англичане и французы на Севере — Мурманске и Архангельске, японцы на Дальнем Востоке. Интервенты захватили корабли в Мурманске, Архангельске, Баку, Хабаровске и Владивостоке. Та же участь грозила Балтийскому флоту, корабли которого находились в Гольсингфорсе и Ревеле. Но верные революции балтийцы в трудных условиях совершили сложный «ледовой поход», пробились через ледяное море в Кронштадт. На Котлин и Петроград переведено 236 кораблей и судов, сыгравших важную роль в обороне города на Неве.
И все же, страна лишилась побережья Балтийского, Чорного и Азовского морей, Северной части Европейской России, Дальнего Востока и других регионов. Советская власть контролировала только порты — Петрограда, Кронштадта и Астрахани. К 1921г. в боевом составе РККФ было: 5,5 % линейных кораблей; 10% эскадренных миноносцев; 5,8% подлодок; 2,7% минных и сетевых заградителей; 7,2 % посыльных и сторожевых судов (в сравнении с 1917г.). Общее водоизмещение РККФ составляло около 16,2% от царского флота. Численность флота сократили с 86 580 до 36 929 чел.
О высоком доверии В.И. Ленина морякам свидетельствует и такой факт, что по его указанию к лету 1918г. численность матросов в армии увеличили до 20 тыс. чел. Матросов направляли на самые ответственные участки фронта. После отказа Л. Троцкого подписать мирный договор на условиях Германии (он возглавлял делегацию) началось наступление немцев по всему фронту (от Балтики до Черного моря). Над Советской Республикой нависла смертельная опасность. 21 февраля В.И. Ленин написал воззвание «Социалистическое отечество в опасности!». Он призвав трудящихся к борьбе с захватчиками. Упорные бои развернулись под Псковом, Ревелем и Нарвой, где отличились моряки Балтийского флота. В районе Нарвы сражался отряд под командованием П.Е. Дыбенко. Бои шли тяжелы, кровопролитные, но моряки бились героически. В память о подвиге революционных солдат и матросов 23 февраля установлен День Красной Армии и Красного Флота.
Весной 1918 года США, Англии, Франции, Германии и Японии начали военную интервенцию против Советов, активизировались белогвардейцы. 2 декабря 1918г. Реввоенсовет республики утвердил Ревсовет БФ, в составе начальника Морских сил и двух членов Реввоенсовета. В феврале 1919г. создаются политические отделы БФ и Кронштадтской ВМБ, политотделы Онежской флотилии и Шлисельбургской базы. Об особом доверии к морякам свидетельствует и такой факт, что при создании армейских отрядов и отправке их на фронты (по указанию Народного комиссариата по военным делам): «…в каждый формируемый эшелон добровольцев (в составе 1000 чел.) в целях спайки их нарядить по взводу товарищей моряков». На петроградском направлении в частях Красной Армии на каждую тысячу красноармейцев приходилось по 30-40 матросов. Это свидетельство высокого доверия людям в тельняшках.
К осени 1919г. Антанта и белогвардейцы организовали поход, а 16 сентября белые захватили Красное Село, Гатчину и подошли к Пулковским высотам. С моря белогвардейцам помогали английские и эстонские корабли. В это время над Петроградом нависла серьезная опасность. В.И. Ленин обратился к солдатам, матросам и рабочим защитить город. На призыв вождя флот послал на фронт более 10 отрядов численностью свыше 7 тыс. чел. В борьбе с войсками Юденича особое мужество проявили бойцы во главе с Г.Г. Мадиным и И.Д. Снитко. Вражеские части были разбиты и бежали в Эстонию. На Балтике англичане потеряли — линейный крейсер, 2 эскадренных миноносца, подлодку, 2 тральщика, шесть катеров, транспорт, 10 кораблей получили повреждения.
Благодаря заботе В.И. Ленина на Черном море в конце 1917г. было: 9 линкоров, 3 крейсера, 23 эсминца, 8 миноносцев, 17 подлодок, 8 минных и 5 сетевых заградителей, 39 тральщиков, 22 посыльных судна, 32 сторожевых катера – истребителя, 34 вооруженных транспорта, 8 гидрографических судов, 113 транспортов, госпитальное судно, 5 ледоколов, 2 спасательных судна, плавбазы, гидроавиацию, транспорт, портовые суда. Воздушная дивизия насчитывала 112 самолетов, а береговая оборона – 158 орудий. 2 декабря Ростов заняли белогвардейцы учинив расправу над сторонниками Советов, на помощь был отправлен отряд черноморцев — 2500 чел. под командованием А. Мокроусова, А. Толстова и С. Степанова. Моряки разгромили шеститысячный отряд генерала Корнилова, следовавший на соединение с войсками Калединым, помогли рабочим Александровска (Запорожье) разгромить банды Центральной рады и восстановить Советскую власть. 16 января 1918г. Советская власть установлена на Крымском полуострове, а 24 февраля 1918г. красногвардейцы освободили Ростов и Новочеркасск. В Одессе были разбиты войска Рады. В адрес СНК и В.И. Ленина отправлена телеграмма об установлении в Одессе Советской власти.
С участием моряков в январе 1918г. установлена Советская власть в Николаеве. 15 января вспыхнуло вооруженное восстание в Киеве. На помощь киевлянам и рабочим завода «Арсенал» прибыли красногвардейские отряды из Харькова, отряд и бронепоезд черноморцев. 26 января 1918г. в городе была установлена Советская власть. В.И. Ленин говорил: «…Стоя против огромного фронта империалистических держав, мы, борющиеся против империализма, представляем собой союз, требующий тесного военного сплочения, и всякие попытки нарушить это сплочение рассматриваем, как совершенно недопустимое явление, как измену интересам борьбы против международного империализма…мы говорим: необходимо единство военных сил, отступление от этого единства недопустимо» /В.И. Ленин. ПСС, т.40. С. 98-99/. Неужели это не понимают руководители стоящие ныне во главе различных ветеранских структур называющих себя патриотическими. Куда делся крепкий Союз Советских офицеров, насчитывавший многотысячные коллективы во всех бывших республиках СССР? Особенно мощным, сплоченным и деятельным был Всеукраинский Союз Советских офицеров возглавляемый бывшим начальником политотдела танковой армии генерал – майором А. Даманским. Но провокаторы, сторонники режима сделал все, чтобы развалить его. Теперь патриоты и здесь на обломках борьбы за восстановление нашей Родины. Чтобы добиться успеха надо найти точку опоры, объединятся, всем кто остался верен присяге и социализму Вся сила в коллективе единомышленников.
18 февраля 1918г. войска кайзеровской Германии и Австро-Венгрии перешли в наступление. Черное море оказалось во власти германо-турецкого флот. Оккупанты захватили огромные территории в Украине, заняли Крым, Грузию, другие регионы. 29 апреля 1918г. из Севастополя в Новороссийск эвакуировали 14 эсминцев, 16 миноносцев, вспомогательный крейсер, дивизион быстроходных катеров и другие плавучие средства. При выходе из бухты корабли и суда были обстреляны немцами эсминец «Гневный» подбит и выбросился на берег, а эсминец «Заветный» затоплен своей командой, часть кораблей и судов оставили (3 эсминца типа «Новак», 9 малых миноносцев-угольщиков, 14 подлодок). В Цемесской бухте Новороссийска скопилось много кораблей и судов (10 эскадренных миноносцев, 10 сторожевых катеров, до 30 пароходов). Чтобы не допустить захват немцами по распоряжению Председателя Совета Народных Комиссаров В.И. Ленина и Председателя ВЦИК Я.М. Свердлова их затопили.
18 июня 1918г. в 14 часов 45 минут началось затопление флота — трудный момент для экипажей кораблей. Члены экипажей обнажив головы, прощались со своими кораблями. Миноносцем «Керчь» были затоплены: эсминец «Пронзительный», «Калиакрия», «Гаджибей», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Шестаков», «Стремительный», «Федониси», «Сметливый», «Свободная Россия». Последним затопили «Керчь». Часть кораблей по приказу и.о. командующего ЧФ капитана 1 ранга А.И. Тихменева отказались выполнить распоряжение и взяли курс на Севастополь. Среди них: линкор «Воля», эсминцы «Пылкий», «Поспешный», «Дерзкий», «Беспокойный», «Живой», «Жаркий» и гидроавиатранспорт «Троян». После ухода из Крыма интервентов, порты и корабли захватили белогвардейцы. К разграблению флота причастен и адмирал А. Колчак. Им на закупку военного снаряжения передано: англичанам-2883 пуда золота, французам-1225, японцам-2672 пуда.
Повсеместно, где требовала обстановка, создавались речные и озерные флотилии, поддержка которых заметно повышала мобильность и ударную силу частей Красной Армии. При создании флотилий значительную часть кораблей для них выделил Балтийский флот. Кроме того использовались вооруженные речные суда. Флотилии сыграли важную роль при обороне Астрахани, Царицына, в освобождении бассейна Волги и Северного Прикаспия, разгроме английских интервентов в Закавказье, и на других фронтах. В конце 1918г. в Новороссийске белогвардейцы начали формирование Добровольческий военно-морской флот. К лету в его состав входили: один крейсер, четыре эсминца, два миноносца, три подводные лодки, две канонерские лодки, минный заградитель, девять катеров-истребителей и 20 вспомогательных судов. В последующем флот усилили шестью эсминцами прибывшими из Измира. После разгрома П.В. Врангеля (в ноябре 1920г.) корабли ушли сначала в Константинополь, а в последующем в Бизерту. В средине марта 1919 г. решением Реввоенсовета республики для борьбы с белогвардейцами, националистами и польскими интервентами была создана Днепровская флотилия под командованием матроса А. Полупанова.
В боях в Северной Таврии активно действовали корабли под командованием Б. Хорошхина и моряки Азовской флотилии. Большую роль в разгроме 10-тысяного десанта врангелевцев генерала Улаглая (в районах Анапы и Тамани) сыграла морская экспедиционная дивизия в составе четырех полков (днепровский, каспийский, черноморский и волжский), под командованием П.И. Смирнова. Морская дивизия совместно с частями 9-й Кубанской армии разбила войска Улаглая. К лету 1920г. белогвардейцы имели более 120 кораблей и судов, включая: линейный корабль, крейсер, 3 вспомогательных крейсера, 8 эсминцев, 9 канонерских лодок и другие. 21 ноября 1920г. Черноморский флот преобразован в Русскую эскадру под командованием вице-адмирала Кедрова.
В середине ноября 1920г. корабли белогвардейцев с войсками и беженцами в составе дредноута, броненосца, 4 крейсеров, 10 эсминцев, 4 подлодок, 12 тральщиков, 119 транспортов и вспомогательных судов ушли из портов Крыма в Турцию. На кораблях и судах вывезли: 145693 чел., из которых 116758 военные и 28 935 гражданских лиц. Остатки врангелевских войск выгрузились на Галлиполийском полуострове и острове Лемнос, часть прибыли в Сербию, Болгарию и Румынию. В последующем эскадра совершила переход в Бизерту, где просуществовала до 29 октября 1924г. При ее расформировании французам досталось: 45 тыс. винтовок, 350 пулеметов 12 миллионов ружейных патронов, 330 снарядов и 60 тысяч ручных гранат.
В ночь на 8 ноября 1920г. войска Южного фронта под командованием М.В. Фрунзе начали наступление в Крыму. Бойцы 15 – й и 52-й стрелковых дивизий по пояс в студеной воде форсировали Севаш и взяли литовский полуостров. В боях участвовали Усть -Днепровская и Азовская флотилии. Они высадили десант который нанес удар с тыла. 15 ноября революционные части заняли Севастополь, а 16 – Керчь. По окончанию боевых действий были расформированы Днепровская (декабрь 1920г.), Азовская (апрель 1921г.) флотилии их корабли и суда влились в состав флота. В декабре 1920г. сформировано управление Морских сил Черного моря (начальник Э.С. Панцержанский). В 1921-1922гг. на Черное море прибыло 427 коммунистов, что значительно укрепило ядро партии в борьбе за возрождение флота. В марте 1921г. в Москве В.И. Ленин подписал советско – турецкий договор «О дружбе и братстве», а в декабре на кораблях флота в Турцию прибыла советская миссия во главе с М.В. Фрунзе.
В годы революции стойко сражались каспийцы. В октябре 1918г. создана Астрахано-Каспийская военная флотилия. К декабрю 1918 г. флотилия насчитывала: 10 миноносцев, 4 подлодки, минный заградитель, 9 вооруженных пароходов, 12 катеров и вспомогательные суда. Для ведения боевых действий против интервентов и белогвардейцев и переброске сил создана Волжская военная флотилия. Речники сражались на воде и суше, участвовали в высадке десанта. При освобождении города Вольска корабли оказывали помощь войскам Красной Армии препятствуя обстрелу города со стороны реки, действовало пять судов белогвардейцев. Преследуя неприятеля флотилия с десантом пошла вверх по Каме, заняли Чистополь и другие населенные пункты. В октябре 1918г. в бою с белогвардейцами погибла лодка «Ваня Коммунист», с ней 30 матросов, а также помощник командующего Волжской флотилией Н.Г. Маркина. В 1919г. в состав флотилии входило более 40 кораблей и судов, воздушный дивизион — 12 гидросамолетов, аэростат с плавучей базой и десантный отряд — более 800 чел. Моряки сражались в районе Верхней и Нижней Волги, Казани, Царицына, Астрахани, Красного и Черного Яра и других местах.
На Каспии флот интервентов, насчитывал 18 боевых кораблей. В Петровске и в районе Гурьева находилась мощная группировка колчаковских войск. В задачу флотилией входило не допустить белогвардейский флот к советскому побережью, удержав устье Волги. Флотилия был выделен морской отряд с вооруженными пароходами: «Альтфатер», «Прилив», «Красноармеец», «Воля», которые освободили Гурьев и форт Александровский, Эзель. В ходе боя в Тюб-Карагандинском с английскими и белогвардейскими кораблями погибли: плавучая батарея №2, суда «Ревель», «Туман», «Гельма» и другие. Всего в те героические годы на стороне советской республики сражались 34 речные и озерные флотилии, 9 отрядов боевых кораблей и катеров общей численностью более 2000 вымпелов.
Моряки четко выполняли все указания и распоряжения В. Ленина — руководства страны. В. И. Ленин писал: «И первой заповедью нашей политики, первым уроком, вытекающим из нашей правительственной деятельности…это – быть начеку, помнить, что мы окружены людьми, классами, правительствами, которые открыто выражают величайшую ненависть к нам. Надо помнить, что от всякого нашествия мы всегда на волоске». Выполняя эти указания моряки и речники Волжской, Днепровской, Донской, Беломорской, Астрахано — Каспийской, Северо-Двинской, Западно-Двинской, Чудской, Азовской и Онежской флотилий сражались и побеждали. Так, в 1920г. у Лоева (Белоруссия) совершила прорыв укрепления белополяков Днепровская флотилия и успешно выполнила поставленную задачу. Для содействия войскам Туркестанского фронта в разгроме банд белогвардейцев и басмачей в феврале 1920г. создана Амударьинская военная флотилия. С апреля по декабрь 1920г. она входила в состав Аральской военной флотилии как отдельный отряд. По выполнению поставленной ей задачи в ноябре 1921г. ее расформировали.
Подвиг моряков их вклад в победу революции, ее защиту был высоко оценен руководством страны во главе с В.И. Лениным. Тысячи военных моряков, многие корабли и суда были удостоены боевых наград. Народная память сохранила их мужество и стойкость. Так, в апреле 1920г. для освобождения острова Чечень командование Волжско-Каспийской флотилии направило десант в составе кораблей и судов: «Константин Кауфман», «Каспий» и «Пролетарий». В ходе операции разразился сильный шторм. На «Каспии» от удара волн разошлись листы обшивки корпуса стала поступать вода, спущенные шлюпки разбивало о борт. Корабль лег на борт и перевернулся, — спаслись 13 чел. (54 утонули). Среди погибших — командир отряда В.А. Арский, комиссар И.П. Раквич, штурман О.А. Бейтлер, но остров освободили. В базе Энзели было захвачено 10 крейсеров, 7 транспортов, 6 гидросамолетов.
В.И. Ленин ставил задачу освободить всю территорию страны от интервентов и белогвардейцев. Поэтому боевые действия шли не только на суше но и окраинах нашей огромной страны, включая Дальний Восток. Владимир Ильич говорил: «Владивосток далеко – но ведь это город-то нашенский». Дальневосточники любили и любят свой край, свою истинно русскую землю. Поэтому стойко защищали ее от внутренних и внешних врагов – японских, американских, английских империалистов. Первая мировая война явилась тяжелым испытанием для народа включая дальневосточников. На Дальнем Востоке большевики под руководством К. Суханова вели активную борьбу за победу революции. С первых дней Февральской революции на Дальнем Востоке начали создавать Советы рабочих и солдатских депутатов. Во Владивостокский Совет вошли матросы Сибирской военной флотилии. Избранный ЦК флотилии работал на правах комиссии городского совета. В дальневосточных городах и населенных пунктах большевики развернули борьбу за переход власти в руки Советов. К маю 1921г Сибирская флотилия созданная белогвардейцами во Владивостоке насчитывала 25 судов.
Однако враг не сдавался. В Сибири и на Дальнем Востоке поднялись банды генералов: Плешкова, Хорвата, атаманов Семенова, Орлова, Гамова, Калмыкова и других. В январе 1918г. на Владивостокском рейде появлялись американские крейсера «Бруклин» и «Сакраменто», японские крейсера «Асахи» и «Ивами», английский крейсер «Суффолк» и другие. Моряки стойко сражались с белогвардейцами на Градековском и других фронтах, Разбитые банды Семенова, Калмыкова и Орлова бежали в Манчжурию. Интервенты нанесли огромный ущерб водному транспорту Амура, который составил 78,9 млн. руб. золотом. Так, из 549 судов (в 1918г.) в составе русского торгового флота на Дальнем Востоке, к 1919г. осталось 382, а к 1921г.-301 судно.
Интервенты оккупировали огромную территорию Сибири и Дальнего Востока, где совершали неслыханные зверства. Так, японцы уходя из Хабаровска осенью 1920г. затопили в Осиповском затоне канонерскую лодку «Корел» угнали с Амура и Владивостока семь миноносцев, монитор «Шквал», ледоколы «Байкал», «Илья Муромец», канлодки «Бурят», «Монгол», морской буксир «Свирь», пароход «Сильный» и другие корабли и суда. 31 января 1920г. восставшие рабочие, моряки Сибирской флотилии и солдаты Владивостокского гарнизона свергли генерала Розанова, создано коалиционное правительство куда вошли большевики П.М. Никифоров, С.Г. Лазо, В.М. Сибирцев. Учитывая отсутствие необходимых сил ЦК ВКП(б) и СНК РСФСР в феврале 1920г. принял решение о создании на Дальнем Востоке буферного государства – Дальневосточной Республики (ДВР).
5 апреля 1920г. японцы напали на революционные войска Приморья, арестовали членов революционного военного совета Лазо, Сибирцева и Луцкого передав их белогвардейцам атамана Бочкарева которые учинил над патриотами звериную расправу – сожгли в топке паровоза. И все же власть в крае была в руках Приморской областной земской управы руководимой большевиками. С мая 1920г. началось возрождение Амурской флотилии под командованием В.Я. Канюка. Во Владивостоке на корабли и суда Сибирской флотилии комиссарами стали А. Яковлев, Д. Коновалов, С. Орловский. Но контреволюция поддерживаемая извне не сдавалась.
26 мая 1921г. остатки каппелевских и семеновских войск вместе с японцами совершили контрреволюционный переворот. Власть во Владивостоке перешла к буржуазно-монархическому правительству, братьев Меркуловых. Сибирскую флотилию возглавил контр-адмирал Старк — махровый реакционер. Он исключил из списков комиссаров и ввел в штат флотилии священников. Старк и братья Меркуловы начали торговать кораблями и судами продав японцам семь эсминцев и четыре парохода. Из собранных во Владивостоке кораблей Сибирской эскадры под командованием контр-адмирала М.А. Бернса (командующий морскими силами при Приамурском губернаторе генерале Розанове), создан отряд в составе крейсера «Орел», посыльного судна «Якут» и ледокола «Байкал». Двадцать пять кораблей русского флота сосредоточились в бухте Посьет. Вдоль Тихоокеанского побережья собрали десяток боевых плавучих средств. На кораблях «Байкал», «Свирь», «Батарея», «Диомид», «Илья Муромец», «Парис», «Фарватер», «Страж», «Лейтенант Дыдымов» и других разместили остатки белогвардейских войск. Корабли и беженцы оказались в Корее, Шанхае, Маниле и других странах. В январе 1923г. флотилия прибыла на Филиппины, где была расформирована, корабли и суда потоплены.
Несмотря на сопротивление белогвардейцев, трудности в борьбе за Советскую власть на Дальнем Востоке 25 октября 1922г. части Народно-революционной армии под командованием И.П. Уборевича вошли во Владивосток. В соответствии с Декретом ВЦИК от 15 ноября 1922г. Дальневосточный край стал составной частью РСФСР. На Севере группу революционных моряков возглавлял большевик В.Ф. Полухин. Матросы избрали его в Центромур и Мурманский Совет, а затем в Целедфлот. Полухин организовал кружок, где изучали работы В.И. Ленина, читали газету «Правда». Важную роль в революционной деятельности северян сыграл I Всероссийский съезд военного флота на котором присутствовало 28 делегатов – североморцев из кораблей и частей флотилии. На съезде выступил В. Полухин, он сказал: «Мы представители Дальнего Севера, имеем наказ: «Вся власть Советам. Хотя мы и оторваны от всех морей, но идем, товарищи вместе с вами» (15). Здесь оказалось крайне реакционное офицерство, росло количество иностранных представителей и агентуры. В Мурманске, Архангельска и Иоканьге продолжали базироваться английские корабли, находилось консульство. В Вологде разместились посольства, которые вынашивали планы вооруженной интервенции.
В январе 1918г. состоялся II съезд флотилии, избравший новый состав центрального комитета — Руководство стало большевистским под председательством К.И. Пронского. 6 марта 1918г. в Мурманске с английского корабля «Глори» высадился отряд морской пехоты численностью 170 чел. На рейде появился английский крейсер «Кокрен», 18 марта – французский «Адмирал Об», а 27 мая – американский крейсер «Олимпия» — началась иностранная военная интервенция на Севере страны. Интервенты чинили расправу над революционно настроенными матросами и рабочими разоружив крейсер «Аскольд», ввели военно-полевые суды. Оккупация сопровождалась арестами и расстрелами.
21 июля белогвардейцы организовали в Шанкурске мятеж, а 25 июля из Вологды в Архангельск переехал иностранный дипломатический корпус. Они саботировали распоряжения новой власти. 1 августа эскадра интервентов из 17 вымпелов появились у острова Мудьюг, на подступах к Архангельску. На кораблях находились несколько тысяч американских, английских и французских солдат и офицеров. Иностранные корабли начали обстрел береговых батарей и высадили десант численностью 150 чел. Одновременно контрреволюция подняла в Архангельске мятеж и захватили город. В тюрьмы Мурманска, Архангельска, Печенги, Иоканьги были заточены свыше 50 тыс. чел. (из 400 тыс. населения края). Через архангельскую губернскую тюрьму прошло 39 тыс. чел., из них 8 тыс. расстреляны, 1020 умерли от голода, холода и эпидемии. Интервенты вывезли 2686 тыс. пудов различных грузов, на сумму свыше 950 млн. руб. золотом. На Севере интервенты имели 56 тыс. солдат и офицеров. Англичане усилили флотилию на Северной Двине, оборудовали аэродром в Березнике на 40 самолетов. Белогвардейские войска возглавлял генерал Марушевский, а затем генерал Миллер.
По распоряжению В.И. Ленина на Север отправлен 1-й морской береговой отряд Наркомата по морским делам, 2-й экспедиционный отряд Балтийских моряков (600 чел.), три гидросамолета. Была создана Северо-Двинская речная флотилия, во главе с К.И. Пронским. Под натиском революционных войск в ночь на 27 сентября последние английские корабли покинули Архангельск. а 20 октября войска 6-й Красной Армии и моряки вступили в город. Матросы оперативно освободили заключенных, разгромили остатки белогвардейских войск, помешав им угнать: один линкор, 2 посыльных судна, 6 тральщиков и 1 ледокол. 25 февраля 1-я дивизия Красной Армии освободила Красную гору, 9 марта Кандалакшу, 13 марта красногвардейцы вступили в Мурманск. В разгроме интервентов и белогвардейцев большой вклад внесли Северо -Двинская речная и Онежская озерная — военные флотилии.
Десятки тысяч моряков храбро бились за Советскую власть и трудовой народ. Многие моряки и речники пали смертью храбрых, но народная память сохранила их имена. Среди таких Героев – революционеров был Анатолий Железняков – матрос Железняк. Молва сделала его участником всех боев и походов Гражданской войны. Храбрость, находчивость, недюжинный ум помогли ему стать одним из самых авторитетных революционеров – матросов. Железняк много раз встречался с В.И. Лениным, был делегатом II съезда моряков и II Всероссийского съезда советов. Прямо из зала заседаний этого съезда отправился на штурм Зимнего. Лично от Ленина Железняк получал самые ответственные задания: перевести ценности из подвалов Государственного банка, сформировать и выделить отряд матросов, которому предписывалось очистить Москву от белогвардейцев, доставить на юг, деньги полевого казначейства для армии Румынского фронта и другие.
Это матрос Железняк закрыл заседание Учредительного собрания, отказавшегося признать завоевание революции, остановил председательствующего историческими словами: — Караул устал! Требую прекратить заседание и разойтись. Героической была смерть Героя. Бронепоезд, которым он командовал, прикрывая отступление наших частей, оказался отрезанным от своих. Белогвардейцы, засевшие на станции Верховцево надеялись его захватить. Железняков приказал машинисту увеличить скорость и бронепоезд сумел прорвать заслон белогвардейцев. Однако в бою разрывная пуля поразила Анатолия Железнякова. Похоронен Герой в Москве на Ваганьковском кладбище, рядом с Николаем Бауманом и комдивом Василием Киквидзе. Песни о матросе Железняке пели в Испании, где сражался батальон его имени, а в годы войны с фашизмом песню пели партизаны в лесах Смоленщины и Родопских гор.
Такой легендарной личностью был и революционный матрос Николай Маркин, подпольщик, член Центробалта, участник штурма Зимнего, член ВЦИК. Человек невероятной силы воли, он работал по несколько суток без сна и отдыха, выполняя личные поручения В.И. Ленина. Свой последний подвиг комиссар Н. Маркин совершил в бою у деревни Пьяный бор, на реке Каме на канонерской лодке «Ваня – коммунист». Когда лодка попала в засаду белогвардейцев, Маркин и экипаж мужественно дрались. Тяжелораненый комиссар приказал экипажу покинуть корабль, а сам сражался до конца…В отправленной В.И. Ленину телеграмме говорилось, что гибель Н. Маркина стала: «тягчайшей .. утратой для флотилии и для всей Советской республики». Так сражались десятки тысяч героев в тельняшках в годы революции и борьбы с фашизмом. Куда все это делось после событий 1991 года?
Гражданская война и иностранная военная интервенция принесли огромный ущерб. Стране и народу. Россия потеряла около 800 военных кораблей и судов, интервентами захвачено 326 морских судов. Большие потери понес речной флот — потоплено 863 паровых, самоходных и 12 500 несамоходных речных судов и барж. Победоносно завершив гражданскую войну, молодая советская республика приступила к восстановлению разрушенного войной народного хозяйства. Но империалисты и недобитые белогвардейцы не теряли надежды уничтожить социалистическое государство. Владимир Ильич Ленин писал: «…Кто забудет о постоянно грозящей нам опасности, которая не прекращается, пока существует мировой империализм, — кто забудет об этом, тот забудет о нашей трудовой республике». После революции военный и гражданский флот находился в полной разрухе. Численный состав уменьшился в 6 раз, не хватало командных кадров. Корабли были укомплектованы на 20-40%. М.В. Фрунзе писал:«…Мы лишились…огромного большинства опытных и знающих командиров, игравших в жизни и работе флота еще большую роль, чем в других родах оружия, потеряли целый ряд морских баз и, наконец, потеряли основное ядро рядового краснофлотского состава. В сумме все это означало, что флота у нас нет». Но сторонники власти народа и коммунисты не падали духом а трудились и боролись. Куда все это делось сегодня?
Плановая работа по восстановлению армии и флота началась в 1921г. после решений Х съезда РКП (б) инициатором этого выступил В.И. Ленин. По его распоряжению принято специальное постановление о реорганизации армии и флота. Велась дискуссия между «старой» и «молодой» школами по вопросам строительства и использования Военно-морских сил. Представители «старой» школы поддерживались теории «владения морем», создания линейного флота (линкоров, крейсеров, миноносцев), а представители «молодой» школы исходили из реальной материальной возможности и оборонной доктрины считали, что следует строить самолеты, подлодки, быстроходные катера. Против укрепления и модернизации флота выступали Л. Троцкий и М. Тухачевский которые считали флот обузой и лишней тратой денежных средств. Но с их доводами не согласились. М.В. Фрунзе говорил: «Мы не представляем себе возможности твердого обеспечения границ советской земли без наличия достаточно сильного морского флота».
Плановая работа по восстановлению флота началась после Х съезда РКП (б) инициатором ее выступил В.И. Ленин. По его распоряжению принято специальное постановление. Одной из первых мер ЦК партии было возвращение на флот моряков – коммунистов, занятых на партийной и хозяйственной работе. 16 октября 1922г. V Всероссийский съезд РКСМ постановил: «принять шефство над Красным Военным Флотом Республики». Благодаря указанию, вниманию и заботе Владимира Ильича о флоте, его быстро восстанавливали. Так, к годовщине шефства комсомол произвел три добровольных мобилизации, в результате на флот направили 3 тыс. чел., и около 300 моряков — комсомольцев в Военно – Морские училища. Среди них были молодые активисты ставшие в последствии выдающимися флотоводцами — Н.Г. Кузнецов, В.Ф. Трибуц, Г.Н. Холостяков, С.Г. Горшков и другие. Комсомольские активисты проводили недели Красного Флота, митинги, собрания, вечера, сбор средств для восстановления военных кораблей. По их инициативе над кораблями устанавливали шефство учреждения, предприятия, заводы и фабрики. М.В. Фрунзе, оценивая шефскую помощь комсомольцев, отмечал, что она сыграла в жизни флота «колоссальную роль».
В результате действенных мер в 1926 и 1928гг. приняты корабельные программы. Строилось большое количество морских и речных кораблей, подводных лодок и вспомогательных судов. В апреле 1932г. началось создание морских сил Дальнего Востока (в 1935г. создан ТОФ). В 1933г. стали создавать Северный флот. Во флоте была введена и отработана система быстрого перевода сил на повышенную боевую готовность, по установленным коротким сигналам. За неполных предвоенных двадцать мирных лет Военно-Морской флот был восстановлен на новой технической основе. Большой вклад в увеличение корабельного состава вносила Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Поднятые десятки, сотни, затонувших кораблей, после ремонта пополняли боевой корабельный состав флота.
В годы Великой Отечественной войны флот выполнил поставленные перед ним задачи. Славные страницы в годы войны военные моряки вписали при защите: Одессы, Севастополя. Керчи, Новороссийска, Лиепаи, Таллинна, Ленинграда, Москвы, Сталинграда, Мурманска, освобождении Южного Сахалина и Курил, других населенных пунктов и военно – морских баз. В годы борьбы с фашизмом беспримерное мужество и стойкость проявили морские пехотинцы, морские летчики, береговая артиллерия и другие подразделения и части флота. На сухопутных фронтах сражались около 500 тысяч краснофлотцев и командиров из которых было сформировано 40 бригад морской пехоты и стрелковых бригад, 6 отдельных полков и целый ряд отдельных батальонов и отрядов.
За четыре года войны с фашистскими захватчиками и японскими милитаристами флот высадил свыше 110 морских десантов общей численностью свыше 250 тыс. чел. На всех театрах военных действий флотом доставлено 100 млн. тонн грузов по внешним морским коммуникациям. После разгрома и капитуляции (9 мая 1945г.) фашистской Германии, 2 сентября 1945г. капитулировала Япония. Этим событием завершилась вторая мировая война. В ожесточенных боях военные моряки уничтожили около 1400 вражеских транспортных судов, общим тоннажем более трех миллионов тонн и 1300 боевых кораблей и вспомогательных судов. За мужество и воинскую доблесть в годы войны более 350 тыс. матросов, старшин, офицеров и адмиралов были награждены орденами и медалями, более 600 морякам присвоено звание Героя Советского Союза, семь из них удостоены этого звания дважды. 78 кораблям присвоено звание гвардейских, 238 кораблей награждены орденами, все флоты – Черноморский, Северный и Тихоокеанский – стали Краснознаменными, а Балтийский флот-дважды Краснознаменным.
Главным источником нашей победы явился беспримерный подвиг нашего народа, мудрое руководство страной (в ходе борьбы с агрессором) Коммунистической партией во главе с И.В. Сталиным, его тесное руководство полководцами и флотоводцами. Война с фашизмом показала преимущество социалистического и государственного строя, морально – политического единства советского народа, высокий советский патриотизм и пролетарский интернационализм, массовый героизм народов СССР на фронте и в тылу. В.И. Ленин говорил: «Никогда не победить того народ, в котором рабочие и крестьяне в большинстве своем узнали, почувствовали и увидели, что они отстаивают свою советскую власть-власть трудящихся». К сожалению, после смерти И.В. Сталина пришедшая когорта носителей партийных билетов в 1991г. развалили Советский Союз все предали, продали, разрушили армию и флот. Теперь с большими потугами и огромными затратами восстанавливаем — то, что уничтожили ельцинисты.
Ветераны помнят, как после убийства И. Сталина Н. Хрущев и его единомышленники уничтожали верных ленинцев, армию и флот. Однако, не нашлось смелых, кто сказал бы – нет. Так называемая «антипартийная группа» действовала вяло «и вашим и нашим». А среди крупных военных начальников разве, — что адмирал флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов остался верен присяге, за что поплатился сполна. Зато руководство Китая и Албании сразу поняли, по какому опасному курсу разворачивают корабль по названием Советский Союз. В частности Мао – Цзе — Дун заявил: «К власти в СССР после 1953г. пришли карьеристы – взяточники … когда придет время, они сбросят маски, выбросят парт билеты и будут в открытую править…как феодалы и крепостники…». К сожалению, его слова оказались пророческими. ». А нынешний Генсек ЦК КПК Си Цзиньпин/ сказал: «Если мы будем себя вести, как Горбачев, то мы и кончим, как Горбачев». Видимо стоит задуматься многим приспособленцам в левом коммунистическом движении – фактически оно ликвидировано.
В.И. Ленин был выдающимся теоретиком и практиком. Такие люди преданные простому народу редкость. Благодаря его уму и организаторскому таланту, всего через 15 лет после создания РСДРП(б) большевики установили власти Советов. Вождь говорил: «Недостаточно группировок по отношению к политическим лозунгам, необходима еще группировка по отношению к вооруженному восстанию. Кто против него, кто не готовится к нему, — того надо беспощадно выкидывать вон из числа сторонников революции, выкидывать к противникам её, предателям или трусам, ибо близится день, когда сила событий, когда обстановка борьбы заставит нас разделить врагов и друзей по этому признаку» / «Уроки московского восстания» /Т. Х. С. 48-53/.
И еще: В.И. Ленин предупреждал: «Только негодяи или дурачки могут думать, что пролетариат сначала должен завоевать большинство при голосованиях, производимых под гнетом буржуазии, под гнетом наемного рабства, а потом должен завоевать власть. Это верх тупоумия или лицемерия, это – замена классовой борьбы и революции голосованиями при старом строе, при старой власти». К сожалению левые силы в нынешней России эти мудрые рекомендации вождя игнорируют. Безусловно, нынешний режим бывших носителей партийных и комсомольских билетов власть не отдадут. Вот и придумывают разные конституционные поправки и короновирусы. Надо хорошо думать, как строить мост вдоль или поперек. Но одно ясно, время работает против народов России.
В конце 80-х годы ВМФ СССР насчитывал 1380 боевых кораблей, 1142 боевых самолета, около 500 тыс. чел., десятки эскадр и дивизий. Он по многим параметрам превосходил флот США. Предатели — ельцинисты распродали, утилизировали и уничтожили могучий флот Советского Союза. Если в Цусимском сражении потери Российского флота составили 26 кораблей и судов, то потери только надводных кораблей ВМФ СССР составляют десятки «Цусим». Однако никто за это ответственности не понес. К великому сожалению, не многие бывшие советские генералы и адмиралы остались верны единожды принятой военной присяге. Среди тех, кто до конца остался верен советской власти можно назвать: Маршала Советского Союза Д.Т. Язова, генералов: Пуго, Радионова, Рохлина, Илюхина, Соболева, Микульчика, Копышева, адмиралов: Капитанца, Иванова, Ховрина, Хронопуло, Березина, Голосова, Панина, Денисова, Петрова, Важенина и некоторых других. Это ничтожно малое количество высшего офицерского состава вышедшего из среды рабочих, крестьян, трудовой интеллигенции, если учесть их многотысячный корпус.
Те, кто считает, что режим согласится отдать власть трудовому народу, путем голосования, добровольно, сильно ошибаются. В.И. Ленин предупреждал: «Только негодяи или дурачки могут думать, что пролетариат сначала должен завоевать большинство при голосованиях, производимых под гнетом буржуазии, под гнетом наемного рабства, а потом должен завоевать власть. Это верх тупоумия или лицемерия, это – замена классовой борьбы и революции голосованиями при старом строе, при старой власти».
В тоже время в годы революции более половины царских офицеров и генералов перешли на сторону народа, притом большинство из них были из богатого сословия. Этот феномен предательства, сыновьями рабочих и крестьян будут с удивлением изучать потомки В годы «реформ» до основания разрушена судоремонтная база, что исключило возможность проводить плановые ремонты и обслуживание кораблей. Без качественного ремонта и обслуживания — корабль груда металлолома. Свобода сама по себе не приходит, за нее надо бороться, так учил великий В.И. Ленин. За развал армии и флота виновные должны нести ответственность по суду. Это преступление не имеет срока давности.
Член Президиума ЦС РУСО, профессор, контр-адмирал В.А. Попович
Попович Василий Андреевич (тел. 8-967-042-12-67).