В.И. Ленин и борьба масс за социальную справедливость в трех русских революциях

Социальные революции реализуют стремление масс утвердить социальную справедливость, как они ее понимают в соответствующий период развития общества. Революции – своеобразные социальные землетрясения, которые никому не дано вызвать искусственно. Они возникают из-за чрезвычайного обострения общественных противоречий и классовой борьбы, когда вызревает революционная ситуация, которая может перерасти в революцию, если революционные классы начинают решительную борьбу за изменение общественного строя. Русский философ Н.А. Бердяев в 1918 г. писал, что революции есть  «роковое послание старого зла», и утверждал, что революции подготовляют господствующие слои своим нежеланием устранять болезни и гниль в обществе. «Так всегда бывает. Это – закон жизни» [1, с. 25]. Эгоистическую политику господствующих классов дореволюционной России жесточайшей эксплуатации крестьян и рабочих можно назвать «социальным расизмом» [9, с. 21]. Она и привела к восстанию масс в трех русских революциях.

Буржуазные революции не оправдывают ожидания масс на справедливые отношения в обществе. Эти революции уничтожают феодальные порядки и сословную систему. Великая французская буржуазная революция шла под лозунгом «свобода, равенство, братство», но, взяв власть, буржуазия осуществляет жестокую эксплуатацию рабочих и крестьян и утверждает новое классовое неравенство в обществе. Социалистическая революция уничтожает частную собственность на средства производства и эксплуатацию человека человеком. Конечная цель социализма – уничтожение классов, когда, по словам авторов «Манифеста Коммунистической партии», возникнет «…ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» [6, т. 4, с. 447].

В.И. Ленин был убежденным марксистом. «Сердце его билось горячей любовью ко всем трудящимся, ко всем угнетенным, – говорила о нем Н.К. Крупская. – …Это чувство заставляло его страстно, горячо искать ответ на вопрос: каким должен быть путь освобождения трудящихся» [2, с. 581]. Не отрицая борьбы за реформы, он всегда проповедовал, что коренным образом изменить положение масс может только революция, и ориентировал на это свою партию.

Нынешние либералы и апологеты царской России осуждают революции и, особенно, Октябрьскую социалистическую на том основании, что в революциях используется насилие, проливается кровь, возникают гражданские войны, гибнет культура и т.д. Но господствующие классы не сдают без боя свою власть, собственность, привилегии, увлекают за собой часть народа. Их приходится подавлять силой. «Насилие – повивальная бабка истории», – утверждал Маркс, и Ленин был с ним согласен. Революции в кровавой борьбе сметают старые общественные отношения и создают новые.

 Россия тысячу лет жила при феодализме, когда крепостные крестьяне подвергались жестокой эксплуатации, а в XVIII в. их превратили в рабов. Сельское хозяйство велось в зоне рискованного земледелия, на страну обрушивались частые засухи или, наоборот, слишком дождливые лета, а потом массовый голод. За тысячу с небольшим лет в России было 433 голодных года [4, с. 490], от голода порой погибали сотни тысяч и даже миллионы крестьян. Крестьяне, к чести нашего народа, сопротивлялись феодалам, восставали, возникали и мощные крестьянские восстания под руководством И.И. Болотникова, С.Т. Разина, Е.И. Пугачева. Восставшие уничтожали своих помещиков, чиновников, судей, но и правительственные войска расправлялись с повстанцами безжалостно, убивая и вешая их десятками тысяч. «Толерантности» тут быть не могло. Сейчас либералы любят приводить слова А.С. Пушкина: «Боже, упаси увидеть бунт, бессмысленный и беспощадный». Но восставший раб уже не раб, а человек, защищающий свое человеческое достоинство.

Восставшие крестьяне хотели изгнать помещиков и взять себе всю землю, установить порядки как у казаков. Среди крестьян ходила легенда о невидимом граде Китеже, находящегося под рукой бога, весь XIX век одиночками и группами мужики отправлялись на поиски видимого Китежа – некоего Беловодья, кто на Север, кто в Сибирь. Народники отразили чаяния крестьян в лозунге «Земля и воля».

После отмены крепостного права «волей» воспользовалась небольшая часть крестьян, разбогатевших и превратившихся в кулаков. А большинство обеднело под гнетом малоземелья, выкупных платежей и налогов. Лениным было написало много трудов по аграрно-крестьянскому вопросу. Приведем один пример. Он определил по данным земской статистики, что в черноземной Воронежской губернии средний чистый денежный доход крестьянского двора составлял в конце XIX в. 17 р. 83 к. в год, а сумма выкупных платежей и налогов на двор – 34 р. 35 к. [5, т. 17, с. 97]. В нечерноземных губерниях доходы от земли были еще меньше. Ленин определил соотношение различных групп крестьян в начале ХХ в. так: 15% крестьян составляла сельская буржуазия (кулаки), 20% середняки, 65% – беднота [5, т. 5, с. 151]. Бедные крестьяне подрабатывали на стороне, а часть из них уже не могла вести свое хозяйство и превращалась в батраков или уходила в города, вливаясь в ряды рабочих.

Производство сельскохозяйственной продукции в пореформенной России несколько увеличилось, но население деревни росло еще быстрее, несмотря на высокую детскую смертность (из 10 детей умирало 4–5). В результате потребление хлеба на душу населения сократилось с 390 кг в 1801–1810 гг. до 260–289 кг в год в 1901–1910 гг., на уровень ниже физиологической нормы в 289 кг [7, с. 73–86]. Участились и неурожайные голодные годы. Особенно мучительными были 1891–1892, 1901–1903, 1911 гг., когда от голода умерло соответственно 2 млн., 3 млн. и 2 млн. человек, крестьян прежде всего [8]. У беднейших крестьян всегда не хватало хлеба до нового урожая, они недоедали ежегодно, середняки – в голодные годы.

Большинство крестьян одевались в рубища, ходили в лаптях, жили в переполненных избушках, зимой вместе с молодняком скота и курами. Антисанитария в деревне способствовала распространению инфекционных болезней, особенно бытового сифилиса, туберкулеза, трахомы. В таких жутких условиях жила российская деревня.

Положение рабочих было тоже тяжелым. Рабочий день – 14–16 часов в сутки (закон 1897 г. ограничил рабочий день 11,5 часами). Об охране труда капиталисты не заботились. В цехах обычно распространялись дым, копоть, испарения от химических веществ, т.к. не было системы вытяжки вредных газов. Рабочих 50-ти и выше лет было очень мало, они к этому возрасту или умирали, или не могли уже работать по состоянию здоровья. Средняя продолжительность жизни в России в начале ХХ в. составляла 32 года.  Широко использовались штрафы за разные прегрешения рабочих. Ленин сообщал, что до закона 1886 г. штрафы доходили до 50% заработка рабочих, закон установил, что штрафы не должны оставлять более ¼ заработка [5, т. 2, с. 26–27].

Ленин приводил отдельные сведения о зарплате рабочих. На фабрике Торнтона в Петербурге в 1896 г. заработок у рабочих составлял 3,5 р. за половину месяца (7 р. в месяц), у красильщиков 12 р. [5, т. 2, с. 72]. Годовой средний заработок рабочего в 1901–1905 гг. равнялся 206 р., в 1906–1910 гг. – 238 р., повышения зарплаты рабочие добились во время революции 1905–1907 гг. [5, т. 23, с. 427]. Советский историк Ю.И. Кирьянов приводил примерно такие же данные: в 1901 г. годовая зарплата рабочих в среднем составляла 203 р., в 1913 – 264 р. [3, с. 11].  Самая высокая зарплата была на машиностроительных предприятиях, на остальных – ниже, самая низкая – в легкой промышленности.

Рабочая аристократия (высококвалифицированные рабочие и мастера) составляла 2–4% от всех рабочих, имела высокие заработки (до 70–80 р. в месяц) и жила довольно сносно. Но большинство рабочих и их семей имели вегетарианское питание, мясо покупали по праздникам, налегали на дешевый хлеб, крупы и овощи. Молоко, яйца, масло покупали малым детям и тяжелобольным. Жили в переполненных бараках, в коечно-каморочных квартирах в подвалах и полуподвалах, снимали «углы», комнаты нередко на две семьи. Пенсии рабочим не платили. Если стариков дети не кормили, то они нищенствовали или попадали в богадельни. Таким был капиталистический «рай» для рабочих.

Но в начале ХХ в. терпение народа лопнуло. Этому способствовали экономический кризис 1900–1904 гг., когда было закрыто 3 тысячи предприятий, сотни тысяч рабочих потеряли работу, голод в деревне 1901–1903 гг., неудачная для России война с Японией. В 1902 г. началось крестьянское движение в Полтавской, Харьковской губерниях и в ряде русских губерний Центрально-Черноземной области и Поволжья. Крестьяне громили помещичьи имения, захватывали продовольствие. В 1901–1904 гг. зафиксировано 1100 крестьянских выступлений [11, с. 377]. А после расстрела рабочей манифестации 9 января 1905 г. в Петербурге началась революция.

В 1905–1907 гг. развернулись массовые движения рабочих и крестьян. Преобладала стихия этих движений, но организованный характер стремились вносить в них Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) и неонародническая Партия социалистов-революционеров (ПСР). Они заключали соглашения о совместных действиях (тактика левого блока). РСДРП имела более сильное влияние на рабочих, а ПСР – на крестьян. Но объединить рабочее и крестьянское движения в один поток они не сумели. Получалось так: сначала вздымалась волна рабочих выступлений, позднее – крестьянских. Только в октябре-декабре 1905 г. они совпали, и царь вынужден был пойти на уступку и опубликовал 17 октября Манифест, даровавший политические свободы.

Рабочие проявили себя в массовом забастовочном движении, когда выдвигались помимо экономических требований и политические (лозунг «долой самодержавие»). Ленин отмечал, что в 1905 г. в забастовках участвовало 2,8 млн. рабочих, больше, чем общее число фабричных рабочих [5, т. 30, с. 312]. Рабочие боролись за повышение зарплаты, за установление демократической республики и за демократические свободы, за право создавать профсоюзы, партии, с их помощью отстаивать свои права. В декабре 1905 г. молодые рабочие участвовали в баррикадных боях в Москве, Одессе, Ростове-на-Дону, Сормове, и в других городах. Крестьянское движение проявилось в разгромах имений, их поджогах, в вырубке помещичьих лесов и в других формах. Ленин сообщил в «Докладе о революции 1905 года», что крестьяне сожгли 2 тысячи имений, одну пятнадцатую часть того, что должны были сжечь [5, т. 30, с. 322].

Но на активную и сознательную борьбу поднялась меньшая часть трудящихся. Значительная часть надеялась на уступки правительства. В.И. Ленин в статье «Лев Толстой как зеркало русской революции» писал, что только меньшая часть крестьян поднялась на борьбу сколько-нибудь организованно и «совсем небольшая часть поднялась на борьбу с оружием в руках на истребление своих врагов… Большая часть крестьянства плакала и молилась, писала прошения и посылала ″ходателей″ в духе Льва Толстого» [5, т. 30, с. 211]. В армии и на флоте были восстания, но большинство солдат остались верны присяге и участвовали в подавлении народных выступлений. Вот почему революция потерпела поражение.

В годы Первой мировой войны материальное положение народных масс еще более ухудшилось, стало невыносимым. В армию было мобилизовано 15,5 млн. чел., в большинстве крестьян. В деревне стала ощущаться острая нехватка рабочих рук, сократились посевы, уменьшилось производство продовольствия. В городах недостаток продовольствия вызвал такой рост цен, что население, прежде всего рабочие, стало страдать от голода, начались голодные бунты. В пригородах Н. Новгорода (в Канавине, в селах Гордеевке, Молитовке, Сормове, Неклюдове, на Бору), например, в начале июня 1916 г. тысячные толпы громили лавки, магазины, растаскивали товары [10, с. 35]. В 1915 г. возродилось рабочее и крестьянское движение. Царское правительство не сумело обеспечить армию вооружениями, боеприпасами, продовольствием в необходимых размерах, в 1915 г. началось ее «великое отступление». В годы мировой войны погибло 2,5 млн. российских военнослужащих, еще 5 млн. было ранено и искалечено. Началось массовое дезертирство из армии. В 1915–1916 гг. – бунты и восстания солдат и матросов. В результате сгнивший самодержавный режим был сметен Февральской революцией за неделю.

Власть захватила буржуазия, создав с помощью лидеров соглашательских социалистических партий Временное правительство. Но по всей стране возникли созданные массами Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В них большинство оказалось у меньшевиков и эсеров, утверждавших необходимость соглашения с буржуазией. Народ кормили обещаниями, при этом жгучие проблемы общества не решались. Продолжалась война, измучившая народ. Обострился продовольственный кризис, развернулись голодные бунты в городах и отдельных сельских районах. Крестьяне помещичью землю не получили. В стране усилилось революционное брожение, развернулись массовые, во многом, стихийные движения – рабочее, крестьянское, антивоенное, национальные.

В.И. Ленин предложил партии большевиков осуществлять курс на перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую мирным путем, связывая его с переходом власти к Советам. Этот курс был утвержден VII (Апрельской) конференцией РСДРП(б). Большевики под руководством Ленина стремились всемерно развивать революционную инициативу масс, их самочинные действия: рабочих призывали вводить на предприятиях контроль за производством и распределением продукции, крестьян – захватывать помещичью землю и передавать ее в руки крестьянских комитетов и Советов, весь народ – бороться за выход России из империалистической войны, солдат – устраивать братания на фронте, воздействуя на солдат противника.

После событий 3–4 июля, когда эсеры и меньшевики предали народ, передав всю власть Временному правительству, Ленин призвал партию готовить вооруженное восстание. Осенью 1917 г. возник острый политический кризис. Во всех губерниях, где было помещичье землевладение, вспыхнуло стихийное крестьянское восстание. Развернулось массовое забастовочное движение рабочих, которые создали к этому времени 200-тысячную Красную Гвардию. Разваливалась голодающая армия, 2 млн. солдат дезертировало. Началась большевизация Советов. Вот почему Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде, организованное по настоянию Ленина, оказалось успешным и почти бескровным (в столице погибло 6 чел., 50 было ранено), да и по всей стране Советская власть утверждалась преимущественно мирным путем.

Антисоветчики всех мастей утверждают, что большевики взяли власть в результате заговора, а потом силой навязали народу коммунистические эксперименты. Но большевиков, вышедших из подполья в марте, была кучка – 24 тыс., да и в октябре 1917 г. всего 350 тыс. – на 150 млн. населения России. Они победили потому, что выражали устремления масс к новому общественному устройству, к социальной справедливости в обществе. От революции, прежде всего, выиграли крестьяне, получившие в свое распоряжение помещичьи и другие частновладельческие земли. Рабочие стали перебираться из подвалов и чердаков в квартиры богатых горожан. Был заключен мир с Германией, хотя и на унизительных условиях.

 Советская власть выстояла и в тяжелой Гражданской войне с внутренней контрреволюцией и с миллионом иностранных военных интервентов. Главная причина победы большевиков состоит в том, что подавляющее большинство народа поддержало Советскую власть, связывая с ней свои надежды на лучшее будущее.

А утверждение социальной справедливости шло далее в процессе социалистического строительства, сложном и драматическом, сопровождавшимся острой классовой борьбой.

Список литературы

  1. Бердяев, Н.А. Философия неравенства / Н.А. Бердяев. – М.: ИМА-пресс, 1990. – 288 с.
  2. Воспоминания о В.И. Ленине в 5 тт. Т. 1. Воспоминания родных. – М.: Политиздат, 1984. – 639 с.
  3. Кирьянов, Ю.И. Жизненный уровень рабочих России (Конец XIX – начало ХХ в.) / Ю.И. Кирьянов. – М.: Наука, 1989. – 240 с.
  4. Курс отечественной истории IX–ХХ веков / Под ред. Л.И. Ольштынского. – М.: ИТРК, 2002. – 544 с.
  5. Ленин, В.И. Полное собрание сочинений.
  6. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения. 2-е изд.
  7. Нефедов, С. К Дискуссии об уровне потребления в предреволюционный и революционный период / С. Нефедов // Отечественная история. – 2001. – № 1. – С. 73–86.
  8. Постол, М. Не доедим, но вывезем / М. Постол // Советская Россия. – 2001. – 22 ноября.
  9. Прудникова, Е.А. Битва за хлеб. От продразверстки                                                                                                                                  до коллективизации / Е.А. Прудникова. – М.: Вече, 2019. – 488 с.
  10. Сапон, В.П. Нижегородская губерния в 1916–1917 гг.: от «феврализма» к большевизму / В.П. Сапон. – Н. Новгород, 2017. – 310 с.
  11. Тютюкин, С.В. Массовые социальные движения конца XIX – начала ХХ веков / С.В. Тютюкин // Политическая история России. – М.: Юрист, 1998. – С. 367–388.

Опубликовано  в:

Социальная справедливость: утопии и реалии. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения В.И. Ленина (Нижний Новгород, 25–26 апреля 2020 г.) / Под общей редакцией А.В. Грехова и А.Н. Фатенкова. – М.: Аквилон, 2020. – 408 с.