В.А. Попович: «Речной флот европейской России в конце 19 века»

 Рассматривая те или иные аспекты развития современного флота, его состояние и численность поневоле обращаемся к истокам его развития. Конец 19 начало 20 века свидетельствует о его интенсивном развитии и прежде всего речного флота. Анализ состояния речного флота Европейской России в конце ХIХ века свидетельствует о росте его численности, Это вызвано, прежде всего,  развитием и ростом промышленности,  сельского хозяйства, необходимостью развития плодородных земель.

      Речной флот играл и продолжает играть важную роль в развитии российских регионов, прежде всего плодородных земель вдоль Волги,  Дона, Днепра, Днестра и др.

       Для этого возникала потребность в увеличении не только количества но и качества флота. Так, если по переписи 1884г. в Европейской части страны число судов было в количестве 21 341 (стоимостью всех 81 001 219 руб.), на которых работало 112 865 чел., то в 1890г. было 21 949 судов (стоимостью 113904 455 труб.), с численностью 116 170 чел., в 1895г. число судов составляло – 23 119 (стоимость 143 955 973 руб.), на которых работало 128 297 чел., то в 1900 году число судов было 26 154 судов (стоимостью 198 929 000), на которых служащих было 138 872 чел(1).

    Из приведенных данных видно, что речной флот постоянно увеличивался, росло количество рабочих мест. Что благоприятно сказывалось на уровне жизни населения прежде всего проживающих вдоль водных артерий крупнейших рек Европейской части России.

        Исследования показывают, что с только 1884 по 1900 годы, то есть всего за 17 лет число всех судов возросло на 22, 5%, а число служащих на них – на 23%. Особенно увеличилась первоначальная стоимость речных судов. Так, сумма стоимости возросла на 139%, а средняя стоимость судна – на 88%.

    Учитывая развитие парового флота в мире, его численность возрастала и в России. К примеру, за 17 лет с 1884 по 1900гг. его численность почти утроилась (с 1246 в 1884г.  до 3295 (в 1900году). По главному материалу постройки того времени  число железных и стальных судов было в 2805, то есть увеличение построенных судов по сравнению с 1884г. составило более 160%  (в 1884г.-1075ед., в 1890ед.-1563ед., в 1895-2162 ед.). на этот период деревянных судов числилось: в 1884г.-172 ед., в 1890г.-261 ед., в 1895г.-377 ед. (увеличение на 186%). Палубных судов в 1890г. было 1636 ед., в 1895г.-2000 ед., а в 1900г.-2750 ед., то есть за семнадцать лет увеличилось на 68%. Кроме этого было в 1900 году 343 беспалубных и 202 судна без обозначения палуб. Таким образом количество судов в Европейской России постоянно росло, притом ежегодно росло количество  судов с металлическим корпусом. Если брать по числу судов на реках то наибольшее количество речных судов эксплуатировалось на Волге всего (в 1884г.-665, в 1890-1015, в 1895г-1392, а в 1900 -1713 ед.) из которых 1053 судна были паровыми. Если на Неве в 1884г. эксплуатировали 193, то в 1900-525 ед. На Северной Двине в 1900 году число судов составляло – 174 ед., на Днепре-208, на Дону-189, на Днестре-9, на Висле-50.  Из приведенных данных следует, что за весь рассматриваемый период абсолютное количество паровых судов возросло в бассейне Волги (на 159%). В бассейне реки Невы с озерами – на 172%, С. – Двины — на 167%, Дона – на 107%, Днестра – на 125%(2).

    Если анализировать суда по назначению, то следует отметить, что число пассажирских судов в 1884г. составляло – 135, в 1890г. -218, в 1895г.-344, а в 1900г. уже 459 ед., число товарно – пассажирского флота возросло с 130 (в 1884г.), до 318 (в 1900г.).  За это время значительно вырос служебный флот. Так, если в 1884г. было 77 служебных судов, то в 1900году уже 354 ед. учитывая потребность в буксирном флоте его численность также возросла с 815 ед. (в 1884г.) до 2 036 (в 1900г.).

    Из анализа следует о том, что в Европейской части России рост речного флота был повсеместно. Однако, несмотря на то, что в 1884-1900гг. больше прибавилось буксирных и буксирно-пассажирских пароходов (1221 ед.), особенно сильно возрос легко-пассажирский паровой флот, число судов которого увеличилось более чем в три раза (на 284%); товарно-пассажирский в 2 раза (145%), товарных пароходов на 66%, а служебных более чем  на 350%. К служебным паровым судам отнесены суда, назначенные для инспекторского и полицейского надзора, для промерных и землечерпательных работ и для частного пользования владельцами судов.

    Следует отметить, что строительство судов с металлическим корпусом в основном началось в 50-е годы ХIХ столетия. Учитывая, что после Крымской войны Россия была ограничена в строительстве военных судов, велась активная работа по строительству гражданского флота. При этом строились суда с металлическим корпусом. Так, только на реках  Европейской части России эксплуатировалось судов с   железным (стальным) корпусом : в 1884г. – 1 075;  в 1890г. – 1563 ед.;  в 1895 – 2162 ед., а в 1900 году- 2805 единиц. В это же время эксплуатировалось судов с деревянным корпусом: 171, 261, 377, 490 единиц соответственно. По числу машин суда характеризовались: с одной машиной — 2903, с двумя -390, с тремя -2. По числу котлов охи характеризовались: с одним котлом – 2506 ед., с двумя – 703, с тремя-45, с четырьмя – 21. По скорости хода только 337 имели менее 3 верст. Остальные  суда по скорости хода распределялись: 956 – от 3 до 5 верст, 716 от 5 до 10 верст, 855  свыше 10 верст. Из всех судов числящихся на 1900 год на реках Европейской части России колесных было – 1972 и 1300 винтовых. При этом из эксплуатируемых судов 809 заграничной постройки, а 2460 построены на судоверфях России(3).

    Исследования показывают, что число непаровых судов за исследуемый период (с 1884 по 1900гг.) возросло только на 13%, число служащих на этих судах на 4%. Первоначальная стоимость судов возросла на 88%, а подъемная способность на 86%. В 1990г. впервые была произведена перепись наличия судов в районе реки Куры. Их численность составила 165 единиц, а на реке Печере 13 судов. В 1900г. значительно увеличилось число непаровых судов (по сравнению с 1884г.): в бассейнах Волги — на 40%,  С. – Двины –на 19%, Днепра ниже порогов  — на 57%, в бассейнах Невы с озерами – почти на -12%,

Дона – на 43%, За это время во всех регионах  значительно увеличилась подъемная способность непаровых судов.  В тоже время, в бассейнах  рек Терека, Кубани, Мезени, Риону, Печеры и некоторых других перепись наличия судов не производилась(4).

   Следует особо отметить активное использование на речном флоте плавучих барж. Так, если в 1884г. в исследуемом регионе эксплуатировалось 2143

баржи, то через 17 лет (в 1900г.),  их численность возросла до 4 132 ед. в то же время число судов (барки) уменьшилось с 1 068 (1884г.), до 822 ед. (1900г.), число  коломенок было  279 (1884г.), а стало 285 ед.

   Если характеризовать  наличие непаровых судов  по принадлежности, то следует отметить, что на 1900г. в казенных и  общественных учреждениях числилось 110 судов, акционерных обществах-1257 ед., не акционированных товариществах и торговых домах – 2939 ед., а в отдельных лиц – 18 553 единицы.

   Важно отметить, что большое внимание уделялось зимовке пароходов и не пароходных судов.  Так, в 1900г. в г. Астрахани на зимовке было 355 паровых и 812 непаровых (всего-1166 ед.); в Царицыне — 202 ед.; в Саратове – 222 ед.; в Самаре – 133 ед.; в Перми – 24 ед.  в это же время на реке Неве зимовало: в С. Петербурге – 278 пароходов и 786 непароходов, а в Шлиссельбурге  19 и 119 судов  соответственно(5).

   Анализ показывает, что образовательный ценз капитанов получивших специальное образование было: в 1890г.- 265, в 1895г.- 439, в  1900г.-504чел.,  имевших общее образование (домашнее или общеобразовательное в учебных заведениях). неграмотных – 133, 121 и 153 соответственно, а без обозначения образования  — 175, 440 и 863чел. Среди машинистов    в 1900г. имели специальное образование -212 чел., 132 неграмотных и 831 без обозначения образования(6).

    Анализ показывает, что в 1900г. число капитанов и машинистов получивших специальное образование увеличилось на 90% — 52%, а  получивших общее образование   на 42%.  

     По числу паровых судов на 1900 год число капитанов составило 3 295 из них: обучавшихся в  военно-морских учебных заведениях-25, обучающихся в мореходных классах, шкиперских и других школах торгового плавания – 479 чел.,  обучавшихся в общеобразовательных учебных заведениях и получивших домашнее образование – 1 775, неграмотных – 163, без указания образования – 863 человека.

       Анализируя продолжительность работы в занимаемой должности   капитана то одну навигацию имело 156 чел., от одной до пяти навигаций – 766, от 5 до 10- 683, более  десяти навигаций – 875, без указания числа лет – 816 человек. Число всех машинистов по числу судов составляло – 3295 притом обучавшихся в технических и ремесленных учебных заведениях -212 чел., в общеобразовательных заведениях и получивших домашнее образование – 2130 чел., притом прослуживших в должности машиниста от 5 до 10 навигаций -722, а свыше 10 навигаций – 901 машинист(7).

     Анализ свидетельствует, что состояние  речного флота России к началу ХХ века было устойчивым, стабильным и обнадеживающим, чего не скажешь в нынешних условиях речного и морского флота. Положение, в котором оказался флот России в конце ХХ,  начале ХХI века вызывает серьезное беспокойство и может повлечь тяжелые последствия для его развития в будущем. В настоящее время серьезное беспокойство вызывает состояние экологии рек, озер, прибрежных  морей. Так, из-за частых аварий судов, прежде всего танкеров перевозящих нефть и мазут  наносится невосполнимый ущерб природной среде. Для рек это сточные  воды с полей, где используются  сельскохозяйственные удобрения, навоз из ферм, отработки масел, выбросы отходов и мусора, аварии на судах и технических сооружениях. Так, на 500 млн. рублей Росприроднадзор оценил ущерб реке Енисей от аварии на Саяно-Шушинской ГЭС(8). Таких примеров не мало.

       Мы с каждым годом теряем не только количество пассажирских, торговых, спасательных и других судов, но и высококлассных специалистов и инфраструктуру. Ветшает некогда высокотехнологичная база,   заиливаются и мелеют реки, разрушаются порты и гидротехнические сооружения, теряются  высококлассные специалисты,  их бесценных опыт.

 Настало время созидать, а не разрушать.

1. Речной флот (паровой и непаровой) Европейской России. Краткий обзор сведений о речном флоте ЕР. М.  1902.  С. 1.  

2. Речной флот (паровой и непаровой) Европейской России. М.  1902.  С. 1-3.  

3. Речной флот (паровой и непаровой) Европейской России. М.  1902.  С. 4-5.

4. Сведения о паровых судах  по месту плавания и назначению судов (по переписи 1900г.).  РФ.  Е Р. М.  1902.  Таблица  № 1А С.1.  

5. Речной флот (паровой и непаровой) Европейской России. М.  1902.  С. 15.   6. Речной флот (паровой и непаровой) Европейской России. М.  1902.  С. 17.  

7. Сведения об образовательном цензе и продолжительности службы капитанов и машинистов  паровых судов (по переписи 1900г.).  РФ.  Е Р. М.  1902.  Таблица №4. С.17.  

8. Метро. 2011г., 15 февраля.