Аннотация: Статья посвящена исследованию казанского периода жизни Владимира Ильича Ленина, формированию его революционного мировоззрения и будущей деятельности политика. Рассматривается значение Дома-музея В.И. Ленина (г. Казань) в сохранении, изучении и трансляции памяти о Ленине.
Ключевые слова: Дом-музей В.И. Ленина (Казань), Владимир Ульянов, Казанский университет, сходка, Кокушкино, Орлов Т.Ф., самообразование, просветительская деятельность, «Капитал» Маркса, революционное мировоззрение.
На протяжении последних тридцати лет отношение к В.И.Ленину, его роли в истории было весьма неоднозначным, оно менялось и было зависимо от политических, экономических ситуаций, партийности, многих событийных факторов и, конечно, личных пристрастий и антипатий. О Владимире Ильиче высказывалось множество самых противоречивых, порой диаметрально противоположных точек зрения, его образ обрастал вымыслами и домыслами. Поэтому сегодня роль всех музеев, связанных с именем Ленина, приобретает особую значимость, а значение Дома-музея В.И. Ленина в Казани трудно переоценить.
Для понимания всего масштаба личности Ленина – как революционера, политика, ученого-экономиста и философа, — первостепенное значение имеют знания о том, в каких условиях жил молодой Владимир Ульянов-студент Казанского университета, каким было его домашнее и близкое окружение, о начале его будущего великого пути. В этом и состоит главная цель просветительской деятельности музея В.И. Ленина в Казани, и на первый план выходят следующие задачи: дать правдивое представление о Ленине, о периоде становления его личности посредством демонстрации вещественных и документальных источников – подлинных мемориальных предметов и документов.
Казанский Дом-музей В.И. Ленина располагает экспозицией, которая рассказывает о начале студенческой жизни в Казани как важном периоде жизни Владимира Ильича, о формировании его марксистского мировоззрения, а также о членах семьи Ульяновых и семейной истории, связанной с Казанью и Казанским краем. На основе знаний и впечатлений, полученных при непосредственном знакомстве с музейными экспонатами, посетитель сформирует свое собственное, непредвзятое отношение к личности Ленина и историческим событиям, связанным с ней, без сторонних интерпретаций.
Второй государственный музей в истории Республики Татарстан, Дом-музей В.И.Ленина был открыт для посещения 7 ноября 1937 года в историческом центре Казани, на одной из улиц старого города, с тех пор носящей имя Ульянова-Ленина. В создании музея принимали участие Дмитрий Ильич и Мария Ильинична Ульяновы, близкие родственники семьи, и их желанием было создание мемориального музея, с сохранением бытовой обстановки дома — предметов интерьера, подлинных вещей, с воспроизведением атмосферы жизни семьи.
Известно, что еще при жизни Ленина, в первые послереволюционные годы начали появляться и первые биографии Ленина, и мифы, связанные с ней, поскольку вопрос: «Кто Ленин?» — уже тогда был животрепещущим. Характерно в этом смысле название работы члена коллегии Петроградского Истпарта Г. Шидловского, опубликованной в 1921 году, — «Ленин – миф»[1].
Не просто сохранение материальной части исторического наследия и памяти о Ленине, но всемерное просвещение – стремление донести до наших современников реальные события и факты, связанные с жизнью и деятельностью Ленина, чтобы способствовать формированию образа Ленина сквозь призму его юношеских устремлений, пониманию исторического контекста эпохи в реалиях современности. Такой видит Дом-музей В.И. Ленина свою миссию в течение всех 88 лет существования.
Юность Владимира Ильича, первые шаги его становления как личности, первые поиски будущих политических, философских, революционных идей и воззрений – вот неполный тематический круг деятельности нашего музея.
Музей располагается в доме на территории бывшей дворянской усадьбы, где семья Ульяновых снимала квартиру с начала сентября 1888 — по 3 мая 1889 года. Часть экспозиции посвящена историческим связям семьи Владимира Ильича Ульянова с Казанью и Казанским краем, они сложились задолго до его рождения.
Имение Кокушкино Лаишевского уезда Казанской губернии было приобретено в 1847 году дедом Владимира Ильича по материнской линии – Александром Дмитриевичем Бланком, врачом-хирургом, вышедшим в отставку в чине надворного советника.[2] За самоотверженность, талант и мастерство лекаря доктор Бланк был награжден Знаком отличия «20 лет беспорочной службы», что давало право на потомственное дворянство ему и членам его семьи. Небольшая сельская усадьба в 462 десятины — с деревянным двухэтажным домом, садом и водяной мельницей — почти на полвека станет настоящим родовым гнездом для шестерых детей доктора Бланка и их потомков.
С Кокушкином связаны шестнадцать лет отрочества и юности четвертой дочери доктора Бланка, Марии Александровны, впоследствии матери Владимира Ильича. Здесь же, в соседнем с Кокушкино селе Черемышево, в Казанско — Богородицкой церкви, в 1863 году состоится венчание Марии Александровны с Ильей Николаевичем Ульяновым, преподавателем Пензенского дворянского института.[3] Хорошо образованная, знавшая три европейских языка, великолепная музыкантша, Мария Александровна всю жизнь посвятит заботам о семье и воспитанию детей.
У Ильи Николаевича Ульянова – своя «казанская» история. Внук крепостного и сын мещанина-портного, с серебряной медалью окончивший астраханскую гимназию, он в 1850 году поступил в Императорский Казанский университет на физико-математический факультет и в 1854 году получил диплом с отличием и степень кандидата математических наук. Однако Илья Николаевич лишь со второго раза, через полгода, смог получить официальный документ, дающий право на преподавание: московскому экзаменатору не понравилась манера произношения и чересчур скромный внешний вид молодого ученого.
Самоотверженное служение делу народного образования стало содержанием всей жизни Ильи Николаевича Ульянова. Все годы его службы прошли в рамках Казанского учебного округа. Он был удостоен многих наград.
Трудолюбие и демократизм в семейной атмосфере, личный пример отца внушили детям любовь к науке и образованию, воспитывали в них стремление к строгости и честности в своих обязанностях, понимание общественного долга, желание изменять жизнь к лучшему, служить народу.
Старший сын Александр, талантливый молодой ученый, к 20 годам имевший две золотые медали (по окончании гимназии и за научную работу по биологии на 3 курсе университета), первым из детей Ульяновых вступил на путь революционной борьбы, став членом одного из кружков партии «Народная воля», которая признавала террор как форму борьбы с самодержавием. Вместе с Александром, в числе пятерых казненных в Шлиссельбургской крепости, был Василий Степанович Осипанов, крестьянин по происхождению, студент Казанского университета[4] — важный факт, в числе других свидетельствующий об активном распространении революционных идей и развитии студенческого движения в Казани.
Пример старшего брата повлиял на мировоззрение Владимира. Поступив в Императорский Казанский университет в том же 1887 году. Время обучения Владимира в университете пришлось на год активного протестного движения в высших учебных заведениях России. Ульянов принимает активное участие в студенческом движении, становится членом Самаро-Симбирского землячества. Еще не будучи марксистом, он принимает участие в студенческой сходке 4 декабря 1887 года.
В сходке участвовало более двухсот человек.[5]
Выработанная студенчеством петиция, начинавшаяся словами: «Собрало нас сюда сознание невозможности всех условий, в которые поставлена русская жизнь вообще и студенческая в частности, а также желание обратить внимание общества на эти условия…», вкупе с сутью выдвинутых требований, безусловно, определяют казанскую сходку как первое революционное выступление В.И. Ульянова-Ленина.
Вечером того же дня 45 человек было арестовано. Среди них был и Владимир Ульянов. После пребывания в пересыльной тюрьме он был исключен из университета и 7 декабря выслан из Казани в Кокушкино.
8 месяцев, проведенных в Кокушкино, — это интеллектуально насыщенный и значимый период. «Кажется, никогда потом я не читал столько, как в год моей высылки в деревню Кокушкино из Казани»,- напишет потом Ленин[6]. По своей особой системе он прочитывал до 500 страниц в день: публицистика, художественная литература. О романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» Ленин скажет, что он «меня всего перепахал».
Знаменательно, что здесь произойдет первый опыт знакомства с «Капиталом» К.Маркса – на языке автора, первые попытки самостоятельного его постижения.
В этот период серьезно изучается общественно-политическая литература, происходит переосмысление и анализ прочитанного, — вырастает философ.
Именно эту грань личности Ленина, начало формирования которой положено в кокушкинской ссылке, подчеркнул потомок родственника лидера партии меньшевиков Юлия Осиповича Мартова, приезжавший в Казань 22 июля 2017 года и выразивший мысль о величии и значении Ленина-философа и о признании этого факта западно-европейскими учеными.
В Кокушкино Владимир Ильич самостоятельно изучил юридические науки и подготовился к сдаче экстерном университетского курса и в дальнейшем смог получить диплом первого разряда в Санкт-Петербургском университете в одно время со своими сокурсниками, с которыми поступил и учился в Императорском Казанском университете.
В конце лета 1888 года получено разрешение вернуться в Казань, и Ульяновы снимают квартиру во флигеле усадьбы Орловых. Предыдущие попытки снять квартиру в этом районе Казани, где проживали родственники Ульяновых, не увенчались успехом, так как было известно об Александре, государственном преступнике, и Владимире, молодом бунтаре. И только Т.Ф. Орлов, по семейному преданию его потомков, чиновник Казанской городской управы, будучи знакомым по служебным делам с И.Н. Ульяновым, предоставил семье жилье. В этом доме Ульяновы проживут 8 месяцев, до начала мая 1889 года. Знаменательно, что именно здесь произойдет настоящее открытие «Капитала» К. Маркса, последующее серьезное его изучение – в частности, и благодаря программе, разработанной Н.Е. Федосеевым, под руководством которого работали запрещенные марксистские кружки в Казани. Владимиру Ульянову удается восстановить связи с университетскими товарищами и принять участие в работе одного из федосеевских кружков. В этот период происходит знакомство Владимира Ильича с трудами Плеханова 1870-х гг.: программой «Земля и воля», статьей «Закон экономического развития общества и задачи социализма в России».
Спустя годы Ленин опубликует статью «Несколько слов о Федосееве», в которой подчеркнет: «…для Поволжья и для некоторых местностей Центральной России роль, сыгранная Федосеевым, была в то время замечательно высока…»[7]. Там же Владимир Ильич напишет: «Весной 1889 года я уехал в Самарскую губернию, где услыхал в конце лета 1889 года об аресте Федосеева и других членов казанских кружков, — между прочим, и того, где я принимал участие. Думаю, что легко мог бы также быть арестован, если бы остался тем летом в Казани. Вскоре после этого марксизм, как направление, стал шириться, идя навстречу социал-демократическому направлению…»[8] По семейной легенде потомков Орловых, мать Ленина Мария Александровна была предупреждена и знала о готовящемся аресте. Срочный отъезд семьи из Казани состоялся 3 мая 1888 года. Переезд в Самару стал этапом в дальнейшем формировании революционера.
Роль Казани в личности Владимира Ильича трудно переоценить. Казань – это первые взрослые наблюдения над жизнью, первые серьезные раздумья об социальных и общественных вопросах. Это изучение марксизма. Начало формирования философа, политика, революционера. Это начало всемирно-исторического пути человека, величие, масштаб личности и деяния которого окажут влияние на ход мировой цивилизации.
Современный дом-музей В.И. Ленина – это интерактивное пространство, сочетающее традиционное представление раритетов с современными технологиями.
Это цифровые архивы уникальных видеозаписей, документов, фотографий, предметов, доступных для широкой аудитории.
Это образовательные программы различного рода, лекции, семинары, мастер-классы для школьников и студентов, позволяющих глубже понять ход философской и политической мысли Ленина, контекст его деятельности в мировой истории.
Это кинотеатр и медиазал с возможностью просмотра документальных и художественных фильмов, арт-проектов, представляющих образ Ленина и эпоху. Это литературно-художественные, театральные и музыкальные вечера, разнообразные игры и квесты, направленные на погружение в историю, изучение и осмысление исторических событий, исторических деятелей.
Это социальная активность – проведение мероприятий, направленных на обсуждение актуальных социально-исторических вопросов, роли личности в истории. Буфет-фуршет и зал музея стали местами встреч общественных активистов, историков, общественных и культурных деятелей.
Это публичные пространства – сад с уникальными и традиционными растениями XIX века, характерными для городской усадебной культуры. Летняя открытая сцена – пространство для проведения театральных и литературных встреч.
Современный подход обеспечивает Дому-музею В.И.Ленина сегодня неугасимый интерес всех поколений казанцев и гостей города, позволяя оставаться живым и интересным, а главное – оставляя простор для поисков новых форм в изучении ленинской темы.
Список литературы и источников
- Ленин В.И О литературе и искусстве. — 5-е изд. — М.: Художественная литература,1976 г. 837 с.
- Ленин В.И. Полн. собр. соч. В 55 т. Т. 45. – 5-е изд. — М.: Издательство политической литературы, 1970 г. 729 с.
- НАРТ.Ф. 12. Оп 75.Д. 28. Л. 41-43.
- НАРТ. Ф. 4.Оп. 1. Д. 10. Л. 30.
- Рождественский Б.П. Ленин в Казанском университете. Казань: Издательство Казанского университета, 1959г. 60 с.
- Смирнова В. Студенческое движение в Казанском университете в 1887 году // Вопросы истории. Выпуск 10.М.: Правда, 1949. С. 82-95
- Шидловский Г.Ленин — миф // Книга и революция. Выпуск 12. М., Петроград, 1921. С.97
[1] Шидловский Г. Ленин — миф // Книга и революция. Выпуск 12. М., Петроград, 1921. С.97
[2] НАРТ.Ф. 12. Оп 75.Д. 28. Л. 41-43.
[3] НАРТ. Ф. 4.Оп. 1. Д. 10. Л. 30.
[4] Рождественский Б.П. Ленин в Казанском университете. Казань, 1959г. С. 25.
[5] Смирнова В. Студенческое движение в Казанском университете в 1887 году // Вопросы истории. Выпуск 10.М.,1949. С. 92.
[6] Ленин В.И. О литературе и искусстве. М., 1976 г. С. 648.
[7] Ленин В.И. Полн. собр. соч. В 55 т. Т. 45. М., 1970 г. С. 325.
[8] Там же. С. 324.