Соколы страны Советов в борьбе с фашизмом

В конце 1920-х – начале 1930-х годов в стране развернулась популяризация отечественного производства оборудования, машин, тракторов, танков и особенно самолетов. Подтверждением служили лозунги: «Поднимем военную промышленность!», «Дадим новые отряды самолетов и танков!», «Рабочие и крестьяне! Стройтесь в ряды «Осоавиахима!», «Организованно содействуйте обороне Советского Союза!» и др.

Ученые, конструкторы, инженерно-технический состав и рабочие делали все для укрепления обороноспособности государства. В небо поднимались самолеты И-3, Р-5, АНТ-2,  По-2 (У-2), ТБ-1 (АНТ-4), ТБ-3 (АНТ-6),  ДБ-3 (Ил-4), М-5 (летающая лодка), МБР-2 (гидросамолет), Су-2, АНТ-40(СБ) и другие.

Развернулись исследования в области создания самолетов-штурмовиков ЛШ, ТШ-1, ТШ-2 и ШОН. Один из них — ТШ-1, представлявший собой биплан с двигателем жидкостного охлаждения М-17, был освоен в серийном производстве молодой  Советской Республики.

Советские ученые проявляли чудеса изобретательности, создавая самолеты из недефицитных материалов, делая их более конструктивно простыми в сравнении с американскими и немецкими самолетами. Они повышали скорость летательных аппаратов, используя двигатели с винтами изменяемого в полете шага, что обеспечивало необходимую мощность на любых режимах полета. Их усилиями в 1930-е годы на вооружение советских ВВС были приняты истребители И-5, И-15 бис, И-16, И-153, бомбардировщики СБ, пикирующий бомбардировщик Ту-2 и др.

В развитии отечественного авиапрома участвовали проявлявшие чудеса самопожертвования и героизма испытатели создаваемых самолетов: С. Анохин, П. Стефановский, Ю. Пионтровский, С. Супрун, В. Коккинаки, Г. Мосолов, Амет — Хан Султан, А. Гринчик и др. Большой вклад в пропаганду отечественной авиации вносили летчики: В. Чкалов, Г. Байдуков, А. Беляков, совершившие перелет Москва – Портленд через Северный полюс;  М. Громов, А. Юмашев, С. Данилин, также через Северный полюс перелетевшие из Москвы в Сан-Джасинто (США); П. Осипенко, В. Гризодубова,  М. Раскова, установившие мировой рекорд дальности полета для женщин. Советские летчики совершали перелеты по европейским столицам, а также  из  Москвы в Токио. Они внесли неоценимый вклад в освоение Арктики.

Перед создаваемыми в стране новыми конструкторскими бюро (КБ)  ставилась задача разрабатывать все более современные боевые самолеты. В сжатые сроки были сконструированы, испытаны и запущены в производство истребители Як-1, МиГ-1, ЛаГГ-3, Ла-5, бомбардировщики Пе-2, Ер-2, ТБ-7, штурмовик Ил-2,  Ил-10. Их разработкой занимались КБ под руководством А.С. Яковлева, А.А. Туполева, А.А. Архангельского, С.А. Лавочкина, А.И. Микояна, Д.П. Григоровича, Г.М. Бериева, В.М. Петлякова, С.В. Ильюшина и другие.

Принимались меры по реализации постановления ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 25 февраля 1941 г. «О реорганизации авиационных сил Красной Армии», в соответствии с которым намечалось в течение года сформировать 25 управлений авиационных дивизий, свыше100 новых авиационных полков и 50% авиапарка вооружить новыми типами боевых самолетов. Однако к началу войны удалось сформировать лишь 19 авиационных полков, а перевооружение на новую авиатехнику шло чрезвычайно медленно.

К середине 1941 г. в составе ВВС СССР находились 53,4% самолетов-истребителей, 41,4% – бомбардировщиков и штурмовиков, 3,2%– разведчиков.  Организационно ВВС делились на авиацию Главного Командования – дальняя бомбардировочная авиация; фронтовую – ВВС военных округов; армейскую – ВВС общевойсковых армий; войсковую – корпусные эскадрильи. Авиация, выведенная в 1935 г. из состава ВВС, была передана в состав Военно-морского флота. Прикрытие объектов тыла страны осуществлялось также выведенными из состава ВВС истребительными авиаполками.

Военно-воздушные силы предназначались для выполнения совместно с другими видами войск Красной Армии и самостоятельно следующих задач: борьба за господство в воздухе; удары по группировкам сухопутных войск и военно-морским базам (ВМБ); разрушение военно-промышленных объектов; дезорганизация управления войсками и оружием; поддержка войск и сил флота и их прикрытие с воздуха; нарушение перевозок, десантирование и воздушные перевозки войск и материальных средств; воздушная разведка.

С началом агрессии против СССР гитлеровское командование сосредоточило усилия на уничтожении советских ВВС и завоевании господства в воздухе. В первые же часы войны самолеты люфтваффе нанесли сильнейшие удары по аэродромам, на которых базировалось до 65% авиации западных военных округов. На земле и в воздухе было уничтожено около 1200 самолетов ВВС Красной Армии. Лишенные воздушного прикрытия советские сухопутные войска были вынуждены отступать, оставляя в распоряжении врага большое количество брошенной авиатехники.

Принятые перед войной на вооружение ВВС самолеты влияния на ход боевых действий не оказали. Их количество было ограниченным, а летчики не имели навыков пилотирования и ведения боя. Взаимодействие между самолетами, авиазвеньями и авиаэскадрильями затруднялось отсутствием радиосвязи. Более того, советские Як-1 и ЛаГГ-3 уступали немецким истребителям по вооружению, мощности двигателя и скорости. Сказывался также опыт, приобретенный фашистскими летчиками в ходе боевых действий в Испании и других европейский странах. Немецкие пилоты стремительно атаковали наши самолеты, используя отработанную тактику ведения воздушного боя. Особым шиком у них считалось расстреливать наших летчиков в кабинах самолетов или после того, как они оставляли подбитые машины.

Тем не менее, советскому командованию удалось сохранить от уничтожения самолеты бомбардировочной авиации, которые уже в августе 1941 г. неожиданно для фашистов совершили налеты на Берлин,  Кенигсберг и другие города Германии. С тех пор светомаскировка в этих городах не отменялась до конца войны. Немцы, применяя истребитель Вf-109G, нередко меньшим количеством самолетов сковывали действия наших авиаэскадрилий. Учитывая это, командование ВВС формировало авиаполки, укомплектованные наиболее опытными летчиками, и направляло их на самые сложные участки фронта. Кроме того,  немцы опасались некоторых советских самолетов, и в первую очередь И-16, скорость которых была на 120 км меньше, чем у Вf-109F, но  пушечное вооружение было мощным. Итоги воздушных боев в первые полгода войны впечатляющи: советские ВВС потеряли около 16 000 самолетов, а гитлеровцы около четыре тысячи.

Ставка Верховного Командования принимала меры по нейтрализации воздушного превосходства фашистской Германии на полях сражений. Основные усилия направлялись на совершенствование боевых возможностей поставляемой в войска авиатехники. Истребители стали оснащаться форсированными двигателями М-105ПФ, мало уступавшим немецким. На ЛаГГ-3 был установлен еще более мощный мотор М-82. С октября 1942 г. часть авиационных заводов была переориентирована на выпуск истребителей новых модификаций Ла-5 и Як-9. Самолеты стали оснащаться приемопередающими радиостанциями советского и иностранного производства. Важную роль в воздушных боях стали играли самолеты, запчасти и специальное оборудование, поставлявшиеся по ленд-лизу.

До ноября 1942 г. тактика воздушных боев со стороны нашей авиации была оборонительной. Недостаток скорости истребителей И-16 и И-153 вынуждал советских летчиков вести в основном оборонительные бои: так называемые «замкнутый круг», «змейка», переход в лобовую контратаку и как крайняя мера – таран. Огромное значение при этом имел моральный фактор: стойкость и смелость наших летчиков, стремление вырвать победу у более сильного противника, сражаясь в численном меньшинстве.

Авиационное прикрытие наземных войск оставалось крайне недостаточным. Кроме того, из-за острой нехватки истребителей почти не прикрывались вылеты штурмовиков и бомбардировщиков для нанесения ударов по скоплениям вражеских войск,  железнодорожным узлам и другим важным объектам. Это приводило к значительным потерям дорогостоящих машин и летного состава.

С поступлением в войска новой авиатехники удалось перейти от звена из трех самолетов-истребителей к звену из четырех самолетов, т.е. к двум парам. С этого времени боевые порядки истребительных эскадрилий, полков и дивизий стали разделять на группы, имевшие различные тактические назначения: ударная, прикрытия, подавления противовоздушной обороны, резервная и др. Авиационные части и подразделения стали действовали по единому замыслу. С установкой на истребителях радиостанций и заблаговременным планированием воздушного боя улучшилось управление и взаимодействие авиации с частями сухопутных войск и силами флота. К концу 1942 г. наша авиация перешла к наступательной тактике действий. С поступлением на вооружение Ла-5 и Як-9 истребительная авиация получила возможность прикрывать позиции сухопутных войск с воздуха, на расстоянии 10–15 км за линией фронта, на территории занятой фашистами. В воздухе, как правило, дежурили отдельные пары истребителей, а резервная авиагруппа вылетала с аэродрома по тревоге.

Последовательная модернизация наших истребителей привела к их значительному усовершенствованию. Многие машины по летно-техническим качествам стали превосходить немецкие. Так, модернизация истребителя ЛаГГ-3 привела к появлению Ла-5ФН и Ла-7. Установка на Як-9 нового двигателя ВК-107А позволила самолету развивать скорость до 646 км/ч. Этот самолет на высоте 6000 м превосходил по летным качествам все немецкие самолеты. Такими же качествами обладал Як-3 с двигателем М-105ПФ-2 на высоте 5000м. Получая эти машины, советские летчики утверждали господство в воздухе.

Большой урон фашистам наносили  бомбардировщики СБ, ДБ-3, ДБ-3Ф/Ил-4, Ер-2, Ар-2. В 1942 г. состоялось принятие на вооружение ВВС Ту-2, самолета, особенно отличившегося в Висло — Одерской и Берлинской операциях. В 1944 г. на смену прославленному Ил-2 пришел Ил-10, обладавший большей скоростью и более мощным вооружением. В его крыле могли устанавливаться четыре 23-мм пушки. В последующем наши истребители ЛаГГ, Як и штурмовики Ил-2 получили на вооружение 37-мм пушки, которые расстреливали самолеты врага на расстоянии 600–1000 м.

Наиболее напряженная борьба в воздухе началась с весны 1943 г. Групповые воздушные бои велись на Кубани, где сражался воздушный ас А.И. Покрышкин. Бои нередко перерастали в воздушные сражения. Так, только с 26 мая по 7 июня 1943 г. здесь ежедневно происходило до 50 воздушных боев с участием 50–80 самолетов с каждой стороны. Именно здесь родилась новая тактика – «кубанская этажерка».  А.И. Покрышкин, совершивший более 650 боевых вылетов, участвовал в 157 воздушных боях, сбил 59 вражеских самолетов,  трижды удостаивался звания Героя Советского Союза.

 С наступления наших войск под Сталинградом начался перелом в действиях советской авиации. Массовое применение самолетов потребовало концентрации истребительной авиации на главных направлениях. В связи с этим в 1943 г. были созданы истребительные авиационные корпуса, входившие в состав воздушных армий.

С января 1944 г. и до окончания войны советская авиация прочно удерживает господство в воздухе. Наши конструкторские бюро работают над совершенствованием боевых самолетов. Советские истребители Ла-7, Як-3, Як-9У превосходят лучшие немецкие самолеты практически по всем параметрам. Улучшилось качество прикрытия войск, сопровождения штурмовиков и бомбардировщиков, прикрытие аэродромов и мест базирования техники. Стало обязательным взаимодействие авиации и сухопутных войск. Улучшилась система оповещения и раннего предупреждения. Перехват самолетов противника стал производиться за 12–15 минут до их подхода к месту сражения.

   В 1944 г. фашистская Германия приступила к выпуску реактивного истребителя Ме-262. Большие скорости этого самолета позволяли наносить удары и уходить от преследования наших самолетов. Но к концу 1944 г. советская авиация вновь добивается превосходства.   Большой вклад в разгром врага внесли авиастроителями СССР. Так,  за 1941-1945гг. было построено 142 775 самолетов, в том числе:  бомбардировщиков — 18 665; истребителей — 60 657; штурмовиков – 38719; транспортных-4741; учебно — тренировочных-19 993 ед. Всего по годам построено 142 775 самолетов в т.ч.: 1941г.-15 735; 1042г.-25 436; 1043г.- 34 886; 1944г.-40 241; 1945г.-26 479ед.

За годы войны советские летчики совершили около 3 млн. 125 тыс. самолетовылетов, уничтожили около 57 тыс. фашистских боевых самолетов. Полки и соединения авиации дальнего действия и гражданского флота совершили 110 тыс. самолетовылетов, перевезли свыше 83 тыс. партизан, доставили 17 тыс. тонн вооружения, боеприпасов, продовольствия и медикаментов.  Советские летчики применили около 500 воздушных таранов. Сотни пилотов повторили подвиг Николая Гастелло. Свыше 200 тыс. военных авиаторов награждены орденами и медалями, 2332 летчикам присвоено звание Героя Советского Союза, 65 удостоены этого звания дважды, а А.И. Покрышкин и И.Н. Кожедуб – трижды. Первыми в  Великой Отечественной войне  дважды  Героями Советского Союза стали летчики подполковник С.П. Супрун, гвардии подполковник Б.Ф. Сафронов, гвардии капитан А.И. Молодчий, совершивший к тому времени 125 успешных налетов на Берлин, Кенигсберг, Штеттин и другие города фашистской Германии.

  Во ходе войны советский асс А.И. Покрышкин совершил свыше 600  боевых вылетов, провел 156 воздушных боев и сбил 59 самолетов противника, а И.Н. Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, участвовал в 120 воздушных боях и лично сбил 62 самолета противника, в том числе один реактивный. За войну орденами Советского Союза награждено 897 частей и авиасоединений, 708 получили почетные наименования и 228 удостоены звания гвардейских.

Но были и потери. За годы войны в боях ВВС потеряли 39 100 чел, из которых 35 919 офицеров. На советско-германском фронте гитлеровцы потеряли свыше 75% своей авиации (77 тыс. ед.). Важная  место  в годы войны  отводилось  войскам ПВО. Они были  сведены в 4 фронта и 6 армий. Их составной частью были войска воздушного наблюдения, оповещения, связи (ВНОС), предназначенные для своевременного обнаружения воздушного противника, а также для наведения авиации на воздушные и наземные цели врага.  Войска ПВО состояли из полков, отдельных батальонов, рот и радиобатальонов ВНОС общевойсковых, флотских соединений и объединений. В ходе войны в распоряжении командующего ПВО находилось 40 истребительных авиаполков, насчитывавших около 1500 самолетов. Система ВНОС создавала сплошное поле визуального наблюдения за воздушным пространством в приграничной полосе глубиной 150–250км.

За боевые подвиги в борьбе с фашизмом около 80 тыс. военнослужащих войск ПВО награждены орденами и медалями, 93 удостоены звания Героя Советского Союза, 29 частей и соединений получили звание гвардейских, а 11 – почетные наименования.

Член Президиума ЦС РУСО, профессор, писатель             В.А. Попович

30.04.2021г.