О тетке Анастасии, гулаговском начальнике Лепилове и создателях космической техники

В памяти храним

О ТЁТКЕ АНАСТАСИИ, ГУЛАГОВСКОМ НАЧАЛЬНИКЕ ЛЕПИЛОВЕ

И СОЗДАТЕЛЯХ КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

             Тётку мою Анастасию, 1918 г. рождения, мобилизовали в 1941 г. на строительство авиационного завода в Куйбышеве. Там же позднее оказался и дядя Михаил, 1927 г. рождения. Бабушка в деревне оставалась одна с младшими детьми. Совершенно неграмотная женщина спасла всех. Оставляя младших 5-ти и 3-х-летних детей на 17-летнюю дочь, она не раз пешком за 200 вёрст волокла санки с хлебом и мороженой картошкой старшим в Куйбышев.

И вдруг дочь Анастасияоказалась на скамье подсудимых. Её заочно приговорили к 8-ми годам лагерей за то, что оставила работу на строительстве авиазавода, уже приступившего к производству знаменитых штурмовиков. Она самовольно, что приравнивалось к дезертирству, ушла в родную деревню, узнав о болезни малолетней дочери, остававшейся на руках у свекрови. Война отняла у неё ребёнка. Тётю, ставшую позднее моей крёстной матерью, тогда спас прокурор, вникший в ситуацию. Приговор пересмотрели, а на авиазавод в Куйбышев отправилась вторая по возрасту сестра Татьяна.

Позднее меня удивляло, что в доме у моей крёстной всегда рядом с иконой находилась известная фотография Ленина со Сталиным на скамейке в подмосковных Горках. «Меня осудили правильно, — говорила она. – Время было суровое. Строго и спрашивали. Если бы вожжи отпустили, то не победили бы. Вот так, сынок, Сталин спас страну и нас».

Ныне едва ли не всех записали в «жертвы сталинизма» и ГУЛАГА.

*  *  *

В 2008 г. Поволжским филиалом Института российской истории Российской Академии Наук был выпущен фундаментальный труд А.И.Захарченко и А.И.Репинецкого «Строго секретно. Особстрой-Безымянлаг. 1940-1946 (из истории системы лагерей НКВД СССР в Куйбышевской области)». (с Александром Ивановичем Репинецким мы учились вместе в аспирантуре у профессора С.Г.Басина). На 93-й странице этой основательно документированной книги читаю в примечании: «…около 700 девушек (всем им было по 16-17 лет) самовольно оставили работу и вернулись в деревню, что по законам военного времени квалифицировалось как дезертирство… было организовано 3 судебных показательных процесса над «дезертирами». В результате 189 девушек вернули, а четверых осудили на разные сроки».  Имеется в монографии и ссылка на соответствующий архивный документ. А я располагаю и живыми свидетелями. Одной из осужденных как раз и была моя родная тётя, которой к тому же приговор скоро отменили. Такая вот репрессивная система. Крёстную, конечно, жаль. Но и её осудили по закону и в соответствии с требованием сурового времени

Сегодня едва ли не во всяком фильме о войне принято обязательно представить в образе моральных уродов сотрудников НКВД, партийных секретарей. Ничего общего с исторической правдой это не имеет. Читаю ещё довоенный совершенно секретный приказ Народного Комиссара Внутренних Дел Союза ССР Л.П.Берии «О мерах форсированного строительства авиационных заводов в районе г. Куйбышева» от 19 октября 1940 г., опубликованный в сборнике «Строго секретно. Особстрой-Безымянлаг…». «Кровожадный» нарком и «ближайший подручный» И.В.Сталина предписывал:                

«8. Объявить… заключённым, что к отлично работающим на этом строительстве, систематически перевыполняющим производственное задание, при условии соблюдения лагерного режима и дисциплины, будут применяться, как в процессе строительства, так и по его окончании в установленный срок, льготы. 

9. Начальнику Управления Особого строительства НКВД старшему майору госбезопасности Лепилову А.П. разработать не позднее 10 января 1941 г., провести в жизнь систему промвознаграждения и усиленного питания для отлично работающих заключённых…».

Алексей Павлович Лепилов в последние предвоенные годы и весь период Великой Отечественной войны отвечал за возведение объектов, от работы которых зависела судьба страны, да и всего мира, если по большому-то счёту. Обращаю внимание на то, что в системе НКВД Управление Особого Строительства было создано через две недели после того, как 6 августа 1940 г. вышло постановление Комитета обороны СССР о развертывании строительства в Куйбышеве: самолетостроительного завода №12 (проектная мощность — 1500 бомбардировщиков в год), самолетостроительного завода №295 (2000 бомбардировщиков в год), моторостроительного завода №337 (120 000 моторов в год).  С началом войны на площадях строящегося 122-го завода разместили эвакуированный из Москвы самолетостроительный завод №1. Темпы строительства были невероятными. Один из заводов должен был вступить в строй уже 31 декабря 1941 г, другой —  к 1 февраля 1942-го.

К осени 1941 г. в Куйбышев эвакуировали только входящих в Наркомат авиационной промышленности более 20 предприятий с техникой, рабочими и специалистами. И они сразу включились в работу. Были построены не только заводские корпуса, но и аэродром, бараки для десятков тысяч людей, электростанция, дороги и т.д. В невыносимых условиях был совершён невероятный подвиг, без которого победа над фашизированной Европой была бы невозможна. Каждый день из Куйбышева на фронт уходил полк штурмовиков. На заводе №18 за войну произвели 15 182 «летающих танков» Ил-2. Другой куйбышевский завод №1 выпустил 11 840 таких же боевых машин, а ещё и МиГи делал.

            А.П.Лепилов родился в селе Селище Костромской губернии в 1885 г. Доводилось мне в тех местах бывать во время службы в 10-й гвардейской Костромской дивизии РВСН (эта дивизия с ракетными комплексами на железнодорожных платформах ныне уничтожена кремлёвской властью в угоду натовским «партнёрам»). О Лепилове, понятно, тогда даже не слышал. Да и сегодня его имя почти забыто, что совершенно незаслуженно. Будучи выходцем из низов российского общества, он окончил в Костроме реальное училище. В 1915 г. оказался на фронтах Первой мировой войны. Унтер-офицер, прапорщик. Воевал храбро. Был награждён медалью Святого Георгия и орденом Святой Анны 4-й степени. После Октябрьской революции в Красной Армии. Командовал полком. С завершением гражданской войны окончил Военно-инженерную академию и Институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова. В коммунистическую партию вступил только в 1926 г., будучи уже зрелым человеком и классным специалистом. В годы первых пятилеток возглавлял строительство Московского электрозавода. Затем был руководителем группы проектирования завода «Форд» в Москве, побывал в США, где встречался со знаменитым Г.Фордом.  Он блестяще трудился в Мособлисполкоме и в должности заместителя наркома в Наркомате стройматериалов РСФСР. Перевод А.П.Лепилова в органы НКВД и назначение его в сентябре 1939 года заместителем начальника ГУЛАГ НКВД СССР в ранге майора государственной безопасности весьма показателен.

Накануне войны Л.П.Берия основательно «почистил» госбезопасность от кадрового «наследия» Ягоды и Ежова, привлёк на службу многих толковых и дельных людей. На А.П.Лепилова тогда была возложена ответственность за строительство Угличского гидроузла. В кратчайший период в верховьях Волги была построена гидроэлектростанция, в годы войны дававшая ток заводам Москвы, Ярославля. Довелось мне повидать ту плотину и ГЭС, водохранилище, на краю которого полузатопленным памятником той героической эпохе высится колокольня у древнего города Колязин. Справившись с поставленной задачей, Алексей Павлович отправился в Куйбышев для создания нового центра авиастроения. Складывается твёрдое убеждение, что те люди в то время были способны вершить невозможное. Даже разрушительные реформы последних десятилетий оказались не в состоянии угробить всё заложенное и созданное тогда.

От самарского «Авиакора», строившего в послевоенное время туполевские лайнеры, мало чго осталось. На этом заводе работали мой двоюродный брат и его отец. В лихолетье ельцинских реформ предприятие оказалось в собственности «подающего надежды на расцвет российского бизнеса» 29-летнего Л.А.Хасиса. Откуда у него появился капитал – мало кого тогда интересовало. Очень скоро производство приказало долго жить, а успешный предприниматель тепло устроился в «Альфа-банке», в торговой сети «Перекрёсток», заместителем у Г.Грефа в «СБЕРе» и с началом того, что назвали «спецоперацией», отбыл с нажитым.   Но рядом с этим мёртвым заводом, вопреки всем усилиям псевдореформаторов, живёт заложенный в бытность А.П.Лепилова тот бывший самолётостроительный завод №1, на котором в 50-е годы стали делать космическую технику — знаменитую королёвскую «СЕМЁРКУ», поднявшую в космос и СПУТНИК, и Ю.А.ГАГАРИНА. А потом на изделиях «Прогресса» (так стало называться Куйбышевское (Самарское) Центральное специализированное конструкторское бюро с профильным производством ракетной техники) дорогу к иным мирам прокладывали и прокладывают человечеству не только советские и российские космонавты, но и американские и европейские астронавты.

            Не забудем, что после войны А.П.Лепилов, которому пошёл тогда седьмой десяток лет, получил новое задание. Страна, после Хиросимы и Нагасаки, была втянута в ядерную гонку, которую нельзя было проиграть. Близ деревни Ново-Иваньково в Подмосковье началось строительство «Объекта «М». За его своевременное введение в строй и отвечал много раз проверенный в делах чекист и строитель А.П.Лепилов. Он должен был передать учёным готовый к работе синхроциклотрон и социальные объекты научного посёлка. Так рождался город большой науки, город ядерщиков – Дубна. Это было последнее из того великого, что сделал вечный труженик, прекрасный человек, инженер и настоящий чекист Алексей Павлович Лепилов. 14 мая 1953 г. он погиб в авиационной катастрофе.    

            Мне же много позже в бытность депутатом Госдумы довелось при разработке закона «О наукоградах» бывать в Объединённом институте ядерных исследований в Дубне, увидеть и убедиться, сколь много делалось Советской властью и руководством Коммунистической партии для развития науки страны. Видимо по этой причине большое количество академиков, докторов наук, конструкторов и по прошествии десятилетий после развала СССР продолжают отстаивать левые идеи, поддерживать коммунистов и КПРФ.

            Перед выборами депутатов Государственной думы Российской Федерации осенью 1999 г. меня пригласили в Самару товарищи по партии. Мне казалось, что я давно и хорошо их знаю. Валерий Васильевич Козленков при всяком появлении в Москве неизменно бывал в моём служебном жилье, где находили пристанище и ночлег многие члены партии из разных регионов страны. Валера был одним из самых желанных гостей. Простой в общении, без каких-либо амбиций, убеждённый в правоте дела, которому мы служим. Знакомство с ним состоялось четырьмя годами ранее на съезде партии. Тогда он подошёл и запросто спросил: «Ты в Думу сильно мечтаешь попасть?». На простой ответ, с чем связан такой интерес, Валерий поведал, что Альберт Михайлович Макашов оказался в списке кандидатов, предлагаемых КПРФ, но ниже меня и на явно непроходном месте, а это чревато для него недавно освобождённого из заточения в «Матросской тишине». Мы тогда вместе пошли в президиум съезда и «утрясли» вопрос. Впрочем, генерал на выборах победил в своём одномандатном округе, и В.В.Козленков для этого сделал очень много.

С коммунистами из Самары В.С.Романовым и А.М.Макашовым я оказался в зале заседаний Госдумы на одной скамейке. Вместе выступали по многим вопросам. Я не плохо знал положение в авиационной промышленности, что и побудило товарищей из Самары пригласить меня поучаствовать в агитационной кампании на их «площадке». Вот тут-то я и узнал, что В.В.Козленков не просто ветеран аэрокосмической промышленности. Он, будучи на год старше меня, являлся в 80-е годы одним из координаторов создания ракетоносителя «Энергия» по программе «Энергия-Буран». Был Валерий на объединении секретарём парткома. И рассказал мне об этом сам генеральный Дмитрий Ильич Козлов, когда мы приехали на легендарный «Прогресс» для встречи с коллективом. О всемирно известной фирме я был наслышан, но у ракетостроителей оказался впервые. Что бросилось в глаза при встрече с Генеральным директором, – это две Золотые звезды Героя Социалистического Труда на широкой груди коренастого пожилого человека и протез вместо левой руки. За чашкой чая великий конструктор, бывший заместителем самого Сергея Павловича Королёва, и поведал то, чего я не знал о своём товарище по партии. А потом была встреча в зале с рабочими, инженерами. Д.И.Козлов сидел в президиуме, слушал выступавших, задаваемые его подчинёнными вопросы и сурово молчал. Потом поднялся и сказал всего несколько слов: «Вы очевидно поняли, — голосовать надо за коммунистов». Это он знал не понаслышке.

            Будущий конструктор ракетной техники родился в рабочей семье, когда в стране полыхала гражданская война.  После школы поступил в знаменитый ныне Ленинградский военмех, с 5-го курса которого добровольцем ушёл в Ленинградское ополчение. В боях до 1944 г. Был трижды ранен, потерял руку. После демобилизации окончил институт, работал в Германии вместе с С.П.Королёвым в составе Технической комиссии по изучению трофейной ракетной техники. Затем было многолетнее участие в ракетной программе СССР. Работал в интересах обороны страны и освоения человеком внеземного пространства. За это и были Золотые Звёзды, академические звания, а главное — огромная человеческая благодарность. А Валеру Козленкова он очень ценил и уважал. Больше я Д.И.Козлова не видел. Ушли из жизни, но не из памяти и Валентин Романов, и Валерий Козленков, и та незабываемая встреча с выдающимся космическим конструктором.

               В Дубне установлен памятник генералу А.П.Лепилову. А в Самаре имеется площадь Д.И.Козлова и памятник этому великому человеку рядом с «Прогрессом».  

А.Л.Кругликов,

член Президиума РУСО,

доктор исторических наук.