Ли Чжоу: «Экономическое и социальное развитие ФРГ И ГДР»

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГДР И ФРГ -ПРИОДЫ ВАЛЬТЕРА УЛЬБРИХТА И ЭРИХА ХОНЕККЕРА КАК ПРИМЕРЫ[①]

Ли Чжожу[②]

Научный сотрудник ,Центр по изучению наследия И.В. Сталина

при Институт марксизма 21 века

в Нанкайский университет — университет Китайской академии общественных наук

В современной истории Германии создание Германской Демократической Республики (ГДР) 7 октября 1949 года имело огромное значение — оно открыло социалистическую альтернативу капитализму для развития Германии. В период существования ГДР и ее аналог, Федеративная Республика, проводили очень разную социальную политику, практические результаты которой также были четко различны. Предметом данной статьи является сравнительное исследование социального развития ГДР (1976-1976) и ФРГ в период правления Ульбрихт (1949-1976) и Хонеккера (1976-1989).

  1. Сравнение экономического развития ГДР и Федеративной Республики Германия в целом

В настоящее время в отечественном академическом сообществе, в целом, из-за отсутствия исторических материалов и статистических данных, основная часть отечественного академического сообщества, как правило, изучает этот вопрос на материалах западного капиталистического мира, и его основная академическая позиция неизбежно находится под определенным влиянием капиталистических ученых, и его основные взгляды в основном утверждают Федеративную Республику Германия и отрицают ГДР.

Например, в 2016 году профессор Ван Чонг из Восточно-Китайского университета науки и технологии опубликовал в журнале Economic and Social Development статью под названием «Характеристики экономического развития в послевоенной Германии и их значение для социальных изменений». Его основными взглядами на экономическую политику двух Германий были утверждение Западной Германии и отрицание Восточной Германии: «Промышленная политика Восточной Германии была серьезно оторвана от законов экономического развития и имела негативные последствия, поскольку была политически ориентирована, в то время как промышленная политика Западной Германии имела значительно положительные последствия, поскольку была основана на эффективном экономическом развитии и в высшей степени уважала законы экономики». » [③]Основной точкой зрения на социальную политику двух Германий является отказ от принципа «благосостояние превыше всего» в социальной политике Восточной Германии и утверждение частной собственности, принципа «достижения превыше всего» и упорядоченного либерализма в Западной Германии — » …… Превосходство социального обеспечения также было естественным следствием плановой экономической системы в Восточной Германии …… Эти блага должны были существовать независимо от того, могло ли государство их себе позволить или нет, и даже если оно не могло их себе позволить, его нужно было поддерживать за счет кредитов и денег… …Западная Германия …… быстро привлекла большую и талантливую рабочую силу сначала благодаря выбору экономической системы, которая явно сохраняла некоторые элементы традиций, такие как частная собственность, достижение превыше всего, ординализм и т.д.».

Следует помнить, что путь, пройденный Объединенной социалистической партией Германии и ее предшественницей, Коммунистической партией Германии, был нелегким, с успехами и неудачами в долгой борьбе. Но немецкие коммунисты доказали, что они смогли извлечь необходимые уроки из борьбы и что немецкий рабочий класс и его народ выдержали испытание историей.

По статистике, уже на второй год существования ГДР ее валовая продукция промышленности и сельского хозяйства составляла 103,1% от уровня бывшей восточной Германии 1936 года, а производительность труда достигла 93,8% от уровня 1936 года[④] . В июле 1950 года состоялся третий национальный съезд Объединенной социалистической партии Германии, который официально предложил построить социалистическую экономическую базу и принял первый пятилетний план ГДР ( После завершения первой пятилетки экономическая и социальная политика ГДР приобрела конкретные очертания. Основными чертами его экономической политики были партия и государство как главные агенты производства и перераспределения, а социальная политика характеризовалась заботой государства об обездоленных и введением бесплатного жилья, здравоохранения, образования и страхования.

Во-первых, при сравнении эволюции последствий политики ГДР и бундесвера на практике важно отметить тот факт, что послевоенные репарации были выплачены Германией. Следует признать, что ГДР уступала ФДР по уровню экономического развития, но основной причиной этого был не социалистический характер экономической системы ГДР, а тот факт, что сумма послевоенных репараций была намного выше, чем в ФДР, и что ни один из трех основных промышленных районов Германии до войны не находился в ГДР. Согласно статистике, к 1953 году сумма демонтированных в качестве репараций предприятий и оборудования в Федеративной Республике составила 2,1 млрд. долларов США, а в ГДР — 99,1 млрд. долларов США.[⑤] .

Во-вторых, в ГДР была ликвидирована эксплуатация человека человеком, а социалистический патриотизм стал важнейшей моральной нормой общественной жизни. Перед лицом капиталистического мира, который на протяжении многих лет сотрясали многочисленные экономические кризисы, ГДР доказала превосходство своей экономической системы социалистического характера четырьмя основными способами.

Во-первых, по объему ВНП Федеративная Республика имела более высокий общий показатель, но ГДР росла более быстрыми темпами. ВНП ГДР (BIP) 1960 года был в 1,95 раза выше, чем в 1950 году, по сравнению с 2,19 раза в Федеративной Республике (БРР); ВНП ГДР (BIP) 1970 года был в 1,55 раза выше, чем в 1960 году, по сравнению с 1,56 раза в Федеративной Республике (БРР). ВНП (BIP) ГДР в 1970 году был в 1,55 раза больше, чем в 1960 году и в 1,56 раза больше, чем в Федеративной Республике Германия (БРР) за тот же период; ВНП (BIP) ГДР в 1980 году был в 1,45 раза больше, чем в 1970 году и в 1,31 раза больше, чем в Федеративной Республике Германия (БРР) за тот же период; ВНП (BIP) ГДР в 1989 году был в 1,27 раза больше, чем в 1980 году и в 1,18 раза больше, чем в Федеративной Республике Германия (БРР) за тот же период. 1,18 раза.[⑥]

Даже когда горизонтальные экономические связи внутри европейского социалистического лагеря начали разрушаться после избрания М.С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС, ВНП ГДР в 1985-1986 годах рос более высокими темпами — 3,27%, чем в Федеративной Республике Германия — 2,3%, и только перед воссоединением двух Германий, в 1989 году, за год до воссоединения, ВНП ГДР рос более низкими темпами — 2,07%, чем в Федеративной Республике Германия — 3,9% за тот же период. Темпы роста ГДР были ниже, чем у Федеративной Республики — 3,9%, только в 1989 году, за год до воссоединения, — 2,07%[⑦] . Таким образом, из данных видно, что темпы экономического роста ГДР превышали темпы роста ФРГ в каждом десятилетии с 1970 года, за исключением первых 20 лет после образования государства, когда они были несколько ниже, чем в ФРГ . Поэтому можно утверждать, что ГДР могла бы в конечном итоге превзойти ФРГ по объему экономического производства, если бы она продолжала существовать как социалистическое государство и если бы ситуация внутри социалистического лагеря в Восточной Европе и международная ситуация оставались относительно стабильными. Марго Онак, вдова Онака, которая была министром образования ГДР, также утверждала в интервью после переворота в Восточной Европе, что «ГДР планировала еще большие изменения, просто не хватило времени».[⑧]

В 1989 году инвестиции в основной капитал ГДР были в 1 102,7 раза больше, чем в 1950 году, по сравнению с 334,7 раза больше в Федеративной Республике. С точки зрения инвестиций в основной капитал на душу населения ГДР также выросла с 18% от доли Федеративной Республики в 1950 году до 58% в 1989 году.[⑨] Специфика инвестиций в целом заключается в том, что около 60% инвестиций в ГДР было направлено во вторичный сектор, в то время как около 55% инвестиций в Федеративной Республике было направлено в третичный сектор, такой как финансовый сектор. Экономическая система ГДР оказалась в большей степени ориентированной на создание стоимости.

С точки зрения международной торговли, ГДР также имела положительное сальдо торгового баланса на протяжении большей части периода 1950-1989 годов, в то время как ФРГ имела отрицательное сальдо торгового баланса на протяжении всего периода, согласно статистике за каждый из пяти лет. С точки зрения темпов роста Федеративная Республика также была менее благоприятной, чем ГДР.

Во-вторых, Федеративная Республика превзошла ГДР по среднему валовому доходу, но ее средний располагаемый доход был ниже, чем в ГДР. В 1949 году среднегодовой доход жителей ФРГ составлял 2 840 западногерманских марок (D-марок), что в пересчете на доллары США по преобладающему обменному курсу составляло примерно 676,19 долларов США. В тот же период среднегодовой доход жителей ГДР составлял 3 480 восточногерманских марок (DDR-марок) , что составляло примерно 1 567,56 долларов США, в 2,32 раза выше среднегодового дохода жителей ФРГ; в В 1989 году средний годовой доход жителей Федеративной Республики Германия составлял 40 000 западногерманских марок, что по курсу того времени равнялось примерно 21 276,6 долларам США[⑩] , в то время как средний годовой доход жителей ГДР в тот же период составлял 15 600 восточногерманских марок, что равнялось примерно 8 478,26 долларам США[11] , что было в 2,51 раза выше, чем у последних[12] . Но, несмотря на это, инфляция в ГДР за тот же период составила всего около 1,5%[13] , в то время как в Федеративной Республике она составила 2,8%[14] . Кроме того, реальный располагаемый доход населения Восточной Германии был выше, чем в Федеративной Республике, из-за более высокого налогового бремени, взносов на социальное обеспечение, которые жители должны были платить сами, и иной структуры занятости в то время, которая также должна была учитывать более высокий уровень участия рабочей силы в ГДР.

В-третьих, разрыв в оплате труда между работниками в ГДР меньше, чем в Федеративной Республике Германия, по всем отраслям и видам работ. Например, в ГДР средний располагаемый доход интеллектуального класса лишь на 15% выше, чем у рабочего класса, по сравнению с 70% в Федеративной Республике; в рабочем классе разница между средним располагаемым доходом ответственных лиц и обычных рабочих составляет около 10% (обычные рабочие получают больше, чем первые) по сравнению с 34% в Федеративной Республике (ответственные лица получают больше, чем обычные рабочие); в ГДР разница между средним располагаемым доходом женщин и мужчин составляет около 16% по сравнению с 30% в Федеративной Республике. В ГДР разница между средним располагаемым доходом работающих женщин и мужчин составляет около 16%, в то время как в Федеративной Республике — около 30%.[15]

В то же время разрыв между богатыми и бедными в ГДР и ФРГ был огромен. Примерно во время воссоединения разрыв в доходах между квинтилями с самыми высокими и самыми низкими доходами был в 2,8 раза выше в ГДР и в 3,9 раза выше в ФРГ; в конце существования ГДР коэффициент Джини составлял около 0,208, по сравнению с 0,275 в ФРГ в тот же период.[16]

В-четвертых, социальное обеспечение в ГДР в тот же период было лучше, чем в Бундесреспублике Германия. После воссоединения двух Германий 1 июля 1990 года, по данным немецких ученых Хельги Штефан и Эрхарда Вайдмана, граждане ГДР тратили в среднем на 17,9 % больше на социальное страхование, на 9,35 % больше на пенсионное страхование, на 6,4 % больше на медицинское страхование и на 2,15 % больше на страхование по безработице, соответственно, в результате замены прежней единой системы социального страхования ГДР на структурированную систему социального страхования Федеративной Республики (в ГДР, по сути, нет страхования по безработице, поскольку трудоустройство является конституционным правом жителей ГДР). Средний гражданин ГДР тратит на 17,9 % больше на социальное страхование, на 9,35 % больше на пенсионное страхование, на 6,4 % больше на медицинское страхование и на 2,15 % больше на страхование по безработице (страхование по безработице в ГДР не существует, поскольку занятость является конституционным правом жителей ГДР).[17]

  1. Давление военных репараций на ГДР и помощь Бундесреспублике Германия по плану Маршалла

Судебная практика в отношении военных репараций для ГДР и ФРГ вытекает из заключительных положений Потсдамского соглашения от августа 1945 года — каждая оккупационная держава могла получить компенсацию из своих соответствующих оккупационных зон. Конечно, как основной участник войны, Советский Союз также первоначально получил от Запада (Bundesrepublik Deutschland) денежные репарации или репарации в виде оборудования для промышленных предприятий. Однако из-за растущей напряженности между Востоком и Западом в преддверии холодной войны с середины 1946 года американские, британские и французские оккупационные зоны прекратили поставки заводского оборудования или монетизированных репараций Советскому Союзу в западногерманском регионе. А на Западе, начиная с американской оккупационной зоны, британской и французской оккупационных зон, в 1946 году было принято решение о приостановке и отсрочке репараций до подписания мирного договора[18] , что, по сути, сняло требование о репарациях Федеративной Республике Германия, которая была создана на основе американской, британской и французской оккупационных зон.

С другой стороны, на Востоке бремя репараций было чрезвычайно велико. Уже в 1945-1948 годах Советский Союз демонтировал все или большинство из 2 000-2 400 промышленных предприятий на Востоке; к марту 1947 года он демонтировал 11 800 километров железнодорожных путей на Востоке, или 38% от общего количества железнодорожных миль на Востоке к 1938 году. На момент объявления о прекращении репараций в 1953 году, по данным Фреда Венцеля, тогдашнего заместителя председателя Комитета государственного планирования Совета министров ГДР, общая сумма репараций ГДР составляла 99,1 млрд. марок (в восточногерманских марках 1953 года), а бундесвера — 2,1 млрд. марок (в пересчете на восточногерманские марки 1953 года). Репарации ГДР как процент от ВНП в период 1946-1953 гг. колебались от 12,9% до 48%, в среднем составляя 22%[19] ; ГДР потеряла треть своего промышленного потенциала в этот период, в десять раз больше, чем Бундесвер, за счет демонтажа производственного оборудования в качестве репараций[20] . Это означает, что ГДР фактически несла около 97-98% от общей суммы репараций от четырех оккупационных держав. По мнению немецкого ученого Лотара Баара и других, общая сумма репараций ГДР может быть пересчитана на 54 млрд. немецких марок в 1993 году или 14 млрд. долларов США в 1938 году.[21]

В то же время помощь США Западу была огромной по сравнению с советской помощью Востоку, и План Маршалла, представленный в 1947 году, предусматривал выделение Западу (Бундесреспублике Германия) в общей сложности 1,4 миллиарда долларов США, в то время как Советский Союз продолжал взимать военные репарации с Востока до 1950 года, когда он отказался от 50% оставшихся причитающихся военных репараций. Только в 1953 году Советский Союз полностью освободил ГДР от бремени военных репараций и передал советскую долю в совместном германо-советском предприятии немецкой стороне, а также начал поддерживать ГДР экономически, но не в таком объеме, как план Маршалла для Запада — например, 485 миллионов рублей (US$121 миллион) в 1953 году и (US$121 млн.) в 1953 году и 340 млн. рублей (US$85 млн.) в 1957 году[22] .

Отсюда следует вывод, что по сравнению с Федеративной Республикой экономическое развитие ГДР основывалось не только на более слабом фундаменте, но и на более плохих условиях для экономического развития.

  1. Сравнение ГДР и Федеративной Республики Германия на уровне конкретного экономического развития

В частности, основные выводы в отношении экономического развития Федеративной Республики Германия и ГДР заключаются в том, что абсолютные экономические показатели Федеративной Республики Германия выше, чем у ГДР, из-за высокой стартовой точки и лучших ресурсов, но ГДР опережает Федеративную Республику Германия по темпам экономического роста и относительным экономическим показателям, и поэтому разница в абсолютных показателях составляет За исключением воссоединения двух Германий в 1989 году и разрушения как горизонтальных, так и вертикальных связей в национальной экономике ГДР, разрыв между двумя экономиками сокращался в абсолютном выражении.

Подробности см. в таблицах 1, 2 и 3.

Таблица 1: Сравнение относительных величин общего экономического развития ГДР (Демократической Республики Германии) и Федеративной Республики Германии (БРР)

(используя соответствующие экономические агрегаты двух стран в 1950 году как 100)

ГодДемократическая Республика Германия (DDR)Федеративная Республика Германия (BRD)
1950100100
1955151156
1960196219
1965237283
1970303342
1975368383
1980440450
1985514477
1989558534

Источник данных: statista.

Таблица 2: Сравнение темпов экономического роста между ГДР (Демократическая Республика Германия) и Федеративной Республикой Германия (БРР)

ГодДемократическая Республика Германия (DDR)Федеративная Республика Германия (BRD)
1951-19558.59.3
1956-19606.87
1961-19654.05.3
1966-197053.9
1971-197542.3
1976-19803.63.3
1981-19853.11.2
1986-19892.12.9
1951-19894.54.3

Источник данных: statista.

В то же время необходимо отметить, что ежегодные темпы роста ВВП ГДР и ФРГ значительно колебались на протяжении всей холодной войны, но в результате наблюдались различия в зрелости их моделей экономического развития. Расчеты показывают, что среднегодовые темпы роста ВВП в Федеративной Республике Германия отличались примерно на 30% по сравнению с показателями ГДР. Сравнение самых высоких и самых низких темпов роста в двух странах — (1) ГДР: 8,5% и 2,1% (2)ФРГ: 9,3% и 1,2% — приводит к выводу, что ГДР имеет более высокую степень последовательности и превосходства в развитии ВВП. ГДР обладает более высокой степенью согласованности и превосходства.

Другими словами, в национальной академии преобладает мнение, что централизованная плановая экономика ГДР стала жесткой на поздних этапах своего развития, что привело к менее эффективному экономическому развитию, чем в Федеративной Республике. Данные свидетельствуют о том, что хотя де-факто экономическое развитие ГДР в некоторых аспектах не соответствовало заранее намеченным планам развития, в целом его экономический импульс был лучше, чем у ФРГ, о чем свидетельствует постоянное снижение абсолютного значения экономических агрегатов, за исключением кануна воссоединения. (См. Таблицу 3)

Таблица 3: Сравнение общего экономического развития ГДР (DDR) и Бундесреспублики Германия (BRD) в абсолютном выражении

(Принимая общую экономику ГДР в 1950 году за 100)

ГодДемократическая Республика Германия (DDR)Федеративная Республика Германия (BRD)
195017
195517.3
196017.9
196518.4
197017.9
197517.3
198017.2
198516.5
198916.7

Источник данных: statista.

В то же время ГДР опередила ФРГ по относительному уровню занятости, несмотря на снижение общей численности населения в период с 1950 по 1989 год. В частности, на фоне снижения или стагнации потенциальной занятости по отношению к общей численности населения в обеих Германиях, ГДР удалось задействовать большее количество трудового потенциала, в частности, за счет вовлечения в трудовую деятельность женщин, которые ранее были неактивны, путем достижения в основном равной оплаты труда для мужчин и женщин и укрепления системы ухода за детьми; в то же время, конечно, значительное количество пенсионеров было возвращено на свои прежние рабочие места.

В Федеративной Республике Германия, с другой стороны, хотя население выросло примерно на четверть в период с 1950 по 1989 год, число занятых также увеличилось на 40%[23] . Однако доля относительного уровня занятости во все годы была значительно ниже, чем в Восточной Германии. См., в частности, Таблицу 4.

Таблица 4: Сравнение относительных уровней занятости в ГДР (DDR) и ФРГ (BRD)

ГодДемократическая Республика Германия (DDR)Федеративная Республика Германия (BRD)
195045.441.8
195547.145.8
196049.147.3
196549.845.7
197051.243.9
197553.442.4
198056.644.5
198558.545.1
198958.747.3

Источник данных: statista.

ВВП на душу населения и средний ВВП занятых также развивались быстрее в ГДР, чем в Федеративной Республике. Что касается данных, ВВП и ВВП на душу населения ГДР развивались высокими темпами благодаря тому, что рост населения был относительно обратно пропорционален росту занятого населения в целом. С другой стороны, Федеративная Республика Германия пережила гораздо более медленные численные изменения, чем ГДР, в связи с тем, что рост населения в целом пропорционален росту занятого населения, а с учетом различий в потенциальных человеческих ресурсах численный рост ГДР в абсолютном смысле сильнее. Подробности см. в таблице 5.

Таблица 5: Сравнение ВВП на душу населения и среднего ВВП занятых в ГДР (Демократическая Республика Германия) и Федеративной Республике Германия (БРР)

(с двумя значениями 100 для ГДР в 1950 году)

ГодВВП на душу населенияСредний ВВП занятых
 Демократическая Республика ГерманияФедеративная ГерманияДемократическая Республика ГерманияФедеративная Германия
195012.6212.84
195512.5412.62
196012.4812.57
196512.4312.63
197012.2712.65
197511.9912.51
198011.9512.49
198511.7812.30
198911.8012.23

Источник данных: statista.

В то же время из приведенной выше таблицы можно сделать вывод, что (1) ГДР в тот же период имела очень низкую стартовую точку экономического развития по сравнению с Федеративной Республикой Германия в 1950 году[24] . Как выразилась правящая Объединенная социалистическая партия ГДР в истории своей партии — «…… ГДР имела исторически развитую и когда-то наименее промышленно развитую экономическую структуру в объединенной Германии. обширная территория, которая была разрушена в результате разделения страны, вызванного империализмом …… Вторая мировая война разрушила промышленность, транспорт и другие области экономики гораздо больше, чем западногерманская область[25] ; (2) В период с 1950 по 1989 год ГДР росла значительно более высокими темпами, чем ФРГ, с точки зрения ВВП на душу населения и среднего ВВП занятых (3) Хотя в 1989 году, последнем году перед воссоединением, уровень ВВП на душу населения в ГДР составлял 56% от уровня ФРГ, а средний ВВП занятых — 45% от уровня ФРГ, этот разрыв быстро сокращается. В то же время необходимо отметить, что темпы снижения в абсолютном выражении числа работников, занятых в первичном секторе, в ФРГ были ниже, чем в ГДР, а это означает, что уровень повышения уровня производительности труда был выше в ГДР, чем в ФРГ.

В целом, сравнивая экономическое развитие ГДР и ФРГ, мы должны сосредоточиться на различных темпах экономического роста, обусловленных различием экономических систем, а не только на сравнении агрегированных показателей. Преобладающая академическая точка зрения заключается в том, что парадигма экономического развития Федеративной Республики по сравнению с ГДР — что экономическая производительность ГДР ниже и что это в основном связано с социалистической идеологией и социалистической экономической системой как социальной надстройкой — неверна. Причины этого следующие: (1) Мнение о том, что экономическое развитие ГДР было хуже, чем у Федеративной Республики, на самом деле сомнительно. В настоящее время статистика доказывает, что хотя экономические агрегаты Федеративной Республики Германия выше, чем в ГДР почти во всех секторах экономики, сравнительное исследование экономического развития не может просто сформулировать субъективный и произвольный выбор конечных точек для этапа развития, но должно также учитывать разрывы и темпы; (3) экономическое развитие и его результаты не могут быть объяснены исключительно влиянием экономической системы. Ведь помимо этого существует множество других факторов, одни экономические, другие неэкономические, которые играют решающую роль в развитии.

Действительно, было бы экономически непоследовательным требовать от ГДР достижения паритета с Бундесвером по экономическим агрегатам в период 1950-1989 гг. Это было бы возможно только в том случае, если бы экономика ФРГ стагнировала, а экономика ГДР значительно выросла — для этого необходимо, чтобы среднегодовой темп роста ГДР в 6,2% (фактически 3,9%) за весь 39-летний период превысил средний показатель ФРГ в 3,4%. Только в шести из 39 лет ГДР достигла реального годового роста ВВП на 6% и более. А учитывая экономические условия того времени, для центрального комитета ЮНПС и правительства ГДР было совершенно нереально поддерживать такие темпы роста в течение всего периода.

С макроэкономической точки зрения, основная причина отставания ГДР от Федеративной Республики Германия по экономическим показателям до 1989 года заключалась в уровне экономического развития на момент образования ГДР в 1949 году, а также в экономических и других предпосылках того времени. Несмотря на начальные условия и тот факт, что экономические агрегаты ГДР на протяжении всего периода ее существования не были столь негативными, как у Федеративной Республики, ГДР все же добилась значительного сокращения разрыва с Федеративной Республикой в 1989 году, что является значительным экономическим достижением.

На самом деле, в современных академических исследованиях, посвященных экономическому развитию ГДР с 1950 года, численные расчеты в большинстве случаев неверны. Некоторые ученые даже пришли к выводу, что производительность труда в ГДР накануне воссоединения составляла примерно 20-30% от производительности труда в Федеративной Республике. Первопричиной этой ошибки является использование необоснованного коэффициента пересчета ВВП ГДР из восточногерманских марок в западногерманские, что привело к значительному занижению ВВП ГДР в их статьях.

Мы должны осознавать это.

  1. IV.             Сравнение развития уровня жизни жителей ГДР и Федеративной Республики Германия

Прежде всего, важно четко понимать, что причины длительных инвестиций ГДР в тяжелую промышленность по сравнению с легкой были необходимы для смягчения промышленного дисбаланса в послераздельной Германии и создания хороших предпосылок для будущего экономического развития, а не так называемое «противоречие пренебрежения легкой промышленностью, присущее плановой экономике». Также было показано, что в ГДР потребительские расходы домохозяйств также росли быстрее, чем государственные потребительские расходы. Это показано в таблице 6.

Таблица 6: Сравнение темпов роста потребительских расходов домохозяйств и государственных потребительских расходов в ГДР

ГодПотребительские расходы домохозяйствГосударственные потребительские расходы
1950-195510.6%5.3%
1956-19605.8%4.1%
1961-19653.1%4.4%
1966-19704.1%4.5%
1971-19753.8%5.6%
1976-19804.3%1.9%
1981-19852.7%1%
1986-19892.4%1.5%

Источник: «Statistisches Jahrbuch 1987 Der Deutschen Demokratischen Republik», Staatsverlag der Deutschen Demokratischen Republik, Berlin, 1987.

В то же время потребительские расходы домохозяйств росли быстрее в ГДР, чем в ФРГ. ГДР также частично скорректировала свою политику после того, как Советский Союз начал реформу новой экономической системы, руководствуясь предложениями Либермана и под руководством А.Н. Косыгина, Председателя Совета Министров СССР. Предпочтение было отдано созданию больших стимулов для работников через личный денежный доход. Этот монетизированный материальный стимул был непосредственно отражен в потребительских расходах домохозяйств через продажи в секторе торговли и услуг. В отличие от этого, потребительские расходы домохозяйств и государственные потребительские расходы в Федеративной Республике Германия росли гораздо медленнее.

Сравнивая ГДР и ФРГ в 1950-1989 гг. с точки зрения потребительских расходов домохозяйств и государственных потребительских расходов, можно отметить, что уровень потребления домохозяйств в ГДР в целом рос быстрее, чем в ФРГ в период с 1950 по 1989 гг. Это отражается в изменении отношения уровня соответствия Бундесреспублика Германия/ГДР (значение для ГДР = 1), которое снизилось с 2,21 до 1,77 в период с 1950 по 1989 год. в то время как в отношении государственных расходов на потребление пропорциональное отношение между Бундесреспубликой Германия и ГДР увеличилось с 1,57 до 1,77 в период с 1950 по 1989 год. это в основном связано с тем, что Бундесреспублика Германия в отношении государственного потребления Основная причина этого заключается в том, что Федеративная Республика Германия тратит больше средств на управление государственным аппаратом, чем ГДР на тот же вид расходов. Другие исследования доказали, что государственная организационная структура в Федеративной Республике Германия требует относительно очень высоких накладных расходов, которые отражаются в государственных потребительских расходах. Подробности см. в таблице 7.

Таблица 7: Отношение потребительских расходов домохозяйств к государственным потребительским расходам в Федеративной Республике Германия и ГДР

(со значением 1 для ГДР)

ГодПотребительские расходы домохозяйствГосударственные потребительские расходы
19502.211.57
19551.931.62
19601.941.94
19652.041.95
19702.051.76
19751.981.68
19801.91.75
19851.731.78
19891.771.74

Источники данных: Statistisches Jahrbuch 1987 Der Deutschen Demokratischen Republik, Staatsverlag der Deutschen Demokratischen Republik, Berlin, 1987 (ГДР); Statistisches Jahrbuch 1989 Fur Die Bundesrepublik Deutschland, Metzler- Poeschel Verlag Stuttgart, 1987 (Bundesrepublik). ); Statistisches Jahrbuch 1989 Fur Die Bundesrepublik Deutschland, Metzler- Poeschel Verlag Stuttgart, 1987 (Федеративная Республика Германия).

Прежде всего, важно прояснить одну вещь: на протяжении всего периода существования ГДР основными потребительскими товарами в ГДР были в основном обычные предметы домашнего обихода, а элитные предметы роскоши составляли очень малую долю от их общего количества. В результате их покупательная способность здесь была относительно высокой. Однако по мере роста потребительского ассортимента покупательная способность этой части населения имеет тенденцию к относительному снижению, поскольку продукты питания класса люкс, бытовые товары лучшего качества и модного дизайна, а также товары длительного пользования массового спроса стоят гораздо дороже, чем в Федеративной Республике. Так, в ГДР, хотя доходы домохозяйств работающих граждан были значительно выше, чем у пенсионеров, их покупательная способность ниже, чем у первых, поскольку на удовлетворение более высоких потребностей приходится большая доля их общего потребления, чем у вторых.

На протяжении всего периода холодной войны относительная покупательная способность восточногерманской марки фактически росла, несмотря на то, что средний доход граждан ГДР был ниже, чем в Бундесвере, потому что уровень цен в ГДР со временем оставался стабильным, в то время как в Бундесвере цены росли в среднем гораздо более высокими темпами, чем в ГДР. Поэтому покупательная способность валют двух немецких государств практически одинакова.

Например, в 1950 году покупательная способность восточногерманской марки составляла лишь половину покупательной способности западногерманской марки, но в дальнейшем она неуклонно росла, в конце концов достигнув соотношения 1:1, а в 1985 и 1990 годах даже превышала покупательную способность западногерманской марки. После реформы цен (отмены нормирования) в ГДР в 1958 году покупательная способность домохозяйств пенсионеров также имела тенденцию к росту, поэтому покупательная способность восточногерманской марки продолжала расти до 1986 года, когда она составила около 130% от покупательной способности западногерманской марки по сравнению с примерно 80% от покупательной способности западногерманской марки. Покупательная способность восточногерманской марки в 1985 году оставалась на том же уровне, что и в период валютного союза.

По мнению немецкого ученого Хайнца Вортманна и других, современные академические исследования, как правило, переоценивают уровень цен и недооценивают реальную покупательную способность ГДР. [26]Согласно их исследованию, даже после воссоединения двух немецких государств покупательная способность жителей регионов бывшей ГДР в целом была выше, чем в бывшей Бундесландии — «В 1991 году покупательная способность жителей новой Бундесландии[27] была в целом выше, чем в старой Бундесландии, покупательная способность работающих домохозяйств была почти на 30 процентов выше, а покупательная способность пенсионеров была на 37% выше».[28]

После воссоединения общий уровень экономик новых федеральных земель, преобразованных из регионов ГДР, пережил значительный спад в период 1990-1995 годов и вернулся к уровню 1989 года, предшествовавшему воссоединению, по экономическим агрегатам примерно в 1995 году. Однако произошло заметное изменение в структуре экономики, что в значительной степени повлияло на соотношение спроса и предложения и цены на рынке. Подробности см. в таблицах 8 и 9.

Таблица 8: Изменения абсолютных значений экономических отраслевых агрегатов в Восточном регионе ГДР/Федеративной Республики, 1989-2000 гг.

(используя значения 1989 года для каждого экономического сектора как 100)

Конкретные сектора экономики1989199119952000
Сельское и лесное хозяйство10093.7100.9121.4
Обрабатывающая промышленность (за исключением строительства)10031.140.553
Строительство10065.212686.2
Торговля, гостиницы, транспорт10083.2124.5156.1
Финансы, лизинг100200.8349.8424
Государственные и частные услуги10089.3104.2109.1

Источник данных: statista.

Таблица 9: Изменения во вторичном и третичном секторах в абсолютном выражении в Восточном регионе ГДР/ФГ, 1989-2000 гг.

(используя значения 1989 года как 100)

ГодВторичная промышленностьТретичный сектор
1989100100
199150.3110.2
199575.9145.4
200082.1168.2

Источник данных: statista.

Данные показывают, что с 1989 по 2000 год в экономическом росте новых земель значительно возросла роль торговли, гостиничного и транспортного секторов, а также финансового, арендного и сервисного секторов. Доля обрабатывающей промышленности в целом, напротив, значительно снизилась.

В ГДР отличительной чертой социального обеспечения является общая ответственность государства за народ. В ГДР государственное социальное обеспечение населения осуществляется в форме специального фонда: общественного фонда потребления — средства распределения потребительских товаров и общественных услуг и социологического представления командно-плановой экономики. Причем, эта форма существует в дополнение к основной форме распределения по труду. Цель общественного фонда потребления — гарантировать в условиях ограниченных ресурсов минимальное потребление всех работающих людей, развитие образования, необходимость строительства жилья и перераспределение людей в соответствии с их потребностями, а не работой. Другими словами, благодаря существованию этого фонда потребления гарантируется относительное равновесие реальных доходов отдельных домохозяйств. Конечно, этот фонд также занимает значительную часть государственного бюджета. Например, в 1975 году фонд общественного потребления ГДР составлял 78,7% ВВП[29] . Это также означает, что экономика ГДР является сложной, и поэтому при рассмотрении реальных доходов граждан ГДР, помимо денежных доходов, важно обратить внимание на реальные субсидии из общественного фонда потребления для каждого гражданина.

В отличие от характера и цели политики социального обеспечения в Федеративной Республике Германия, где упор на экономические стимулы для граждан в плане социального обеспечения был направлен на стимулирование развития общества в целом, в Федеративной Республике Германия она была направлена на стимулирование развития общества в целом путем юридического уточнения прав граждан. Другими словами, традиционная социалистическая система рассматривала человека как центральное звено в развитии трудового народа и общества в целом, в то время как капиталистическая система рассматривала саму систему как центральное звено в развитии людей и общества.

  • Экономические и теоретические основы сравниваемой политики

Первое — это рассмотрение экономической основы политики. Для восточных и западных регионов Германии задача обеих послевоенных социальных политик заключалась в преодолении разрушительных последствий войны. Условия для преодоления этих негативных факторов были крайне неблагоприятными в обоих регионах — огромные материальные потери, разрушение средств экономического производства — например, замораживание цен на продукты питания в обоих регионах путем введения нормирования — и возникновение черного рынка. -что привело к возникновению черного рынка. В то же время, как уже упоминалось выше, следует также отметить, что стоимость предприятий, демонтированных в качестве военных репараций — к 1953 году общая стоимость демонтированных предприятий в Федеративной Республике составила 2,1 млрд. долларов США, а в ГДР общая стоимость демонтированных предприятий составила 99,1 млрд. долларов США[30] . Именно по этой причине экономическая основа политики социального обеспечения в ГДР была ниже, чем в ФРГ в начале существования государства.

Во-вторых, если рассматривать теоретическую основу этой политики, то после 1948 года США, Великобритания и Франция начали постепенно активизировать политические и экономические преобразования, реструктуризацию и реабилитацию западной части Германии. Наиболее важным из этих политических актов была денежная реформа, проведенная на Западе — девальвированная дойче марка была заменена западногерманской маркой, а выпуск новой валюты и связанные с этим экономические меры создали новую структуру социальной рыночной экономики и экономико-политической Новые монетарные и связанные с ними экономические меры создали новую структуру социального рыночного хозяйства и модель экономического и политического развития Запада — в виде так называемого «третьего пути» между неограниченной свободной рыночной экономикой и экономикой, управляемой государством, т.е. «рейнским капитализмом». Принципами политики социального обеспечения в Федеративной Республике Германия являются Принципом политики социального обеспечения в Федеративной Республике Германия является взаимное доверие народа и правительства. Статьи 20 и 28 Основного закона четко подчеркивают социальный характер государства — «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством …… и конституционный строй земель должен соответствовать принципам республиканизма, демократии и социального правопорядка, изложенным в настоящем Основном законе». демократическое и социальное правовое государство». [31]Это означает, что социальное обеспечение в Федеративной Республике Германия не существует в виде государственных субсидий в общем смысле. С другой стороны, система социального обеспечения, созданная в восточной части Германии (ГДР), полностью отличается от западной и делится на три основных слоя — (1) узкая система социального обеспечения, ядром которой является социальное страхование (2) специальная система социального обеспечения, т.е. для особо важных людей (высшие партийные руководители, старшие научные сотрудники) дополнительное социальное обеспечение, но в то же время следует уточнить, что только 4% населения также охвачено этой системой социального обеспечения (3) широкая система социального обеспечения, т.е. управление рабочей силой, семья, жилье, образование. Монетизированные субсидии на потребление. [32]Наиболее характерной чертой политики социального обеспечения ГДР была ее национализация, которая нашла конкретное выражение в ее реализации через Свободный профсоюз, массовую организацию Партии социалистического единства Германии.

Еще одна особенность политики социального обеспечения в ГДР, которую также необходимо отметить, заключается в том, что — в партийном руководстве ГДР, благодаря марксистско-ленинскому руководству — политика социального обеспечения воспринималась как капиталистический политический инструмент для компенсации элементов капиталистической эксплуатации. А партийные лидеры ГДР во главе с Ульбрихом считали, что социальная политика капиталистического характера помешает преобразованию общества в социализм. Поэтому в первые годы существования ГДР партийное и государственное руководство страны придерживалось общего мнения, что социалистическое общество не требует политики социального обеспечения, поскольку социалистическое общество уже подразумевает наличие определенного социально-экономического порядка — т.е. результата ликвидации частной собственности на средства производства. — естественным образом приведет к социальной справедливости среди работающих людей. По этой причине до середины 1960-х гг. Термин «политика социального обеспечения» официально не фигурировал в официальных документах ГДР.[33]

  • Жилищная политика

С точки зрения жилищной безопасности, отличительной особенностью жилищной политики в Федеративной Республике Германия является то, что жилье строится частными и государственными застройщиками, а право собственности затем продается на рынке. В целом, жилые помещения структурно разнообразны. В период с 1950 года, когда был принят первый закон о жилье, Федеральный закон о собственности на жилье в Германии, до 1962 года послевоенный дефицит жилья, составлявший шесть миллионов квартир, был сокращен до одного миллиона в 1962 году. С другой стороны, в ГДР все жилье принадлежало государству, и хотя только 21% жилого фонда был построен после войны 1971 года, расходы на жилье не были таким тяжелым бременем для домохозяйств ГДР, как для их коллег в ФРГ, где средняя семья из четырех человек тратила на жилье 21% от общего годового дохода семьи по сравнению с 4,4% в ГДР. И стоит отметить, что согласно плану жилищного строительства, принятому ГДР в 1973 году, ГДР планировала построить 2,9 миллиона квартир к концу XX века, чтобы решить жилищную проблему и сделать жилье центральным элементом социальной политики до ее решения, которое было завершено в 1990 году[34] . Общественные фонды потребления ГДР также внесли значительный вклад в повышение уровня жизни населения страны.

  • Занятость, доходы, уровень жизни

В Федеративной Республике Германия Закон о содействии экономической стабильности и росту от 1967 года предусматривал полную занятость для всех. Прямым следствием этой политики — согласно статистике исследователя Г. Вернера за конец 1960-х годов — стало самое низкое в истории Германии количество безработных — в среднем 147 352 человека[35] . В то же время, с 1976 года профсоюзы, которые могут участвовать в принятии любых решений, были созданы во всех компаниях Федеративной Республики Германия, где работает более пяти человек. Кроме того, заработная плата работающих людей увеличилась в соответствии с количеством часов, которые они участвуют в трудовой деятельности. Однако другие нагрузки на население в целом также тяжелее, например, общие расходы на здравоохранение в ФРГ составили 2 млрд. марок в 1950 году и 134 млрд. марок в 1990 году.

Что касается ГДР, то в этой стране безработица отсутствует, поскольку право граждан на труд считается конституционным правом, но данные показывают, что в абсолютном выражении денежные доходы граждан ГДР ниже, чем в Федеративной Республике. Однако, как объяснялось выше, граждане ГДР пользуются бесплатным жильем, бесплатным образованием, бесплатным здравоохранением и постоянно низким уровнем цен в натуральном выражении благодаря общественным фондам потребления — широкой сети дошкольных учреждений, бесплатному и высококачественному медицинскому обслуживанию, низким ценам на социальные товары, оплачиваемые и субсидируемые государством, и символическим аренда жилья[36] — реальные доходы граждан ГДР выше, чем их денежные доходы. Динамику индекса цен см., например, в таблице 10.

Таблица 10: Индексы цен ГДР 1970-1989 гг. в ценах 2021 года и в ценах 1985 года

(с использованием индекса цен 1985 года, равного 100)

 Совокупный социальный продуктИндекс цен
ГодПо ценам 2021 годаВ ценах 1985 года(дефлятор)
В миллиардах восточногерманских марок1985=100
1970271.6405.567
1975361.1532.467.8
1980521.6655.279.6
1985748.6148.6100
1989820.2825.399.4

Источник данных: statista.

В целом, можно сделать вывод, что уровень социальной защищенности граждан ГДР на самом деле выше, чем в Федеративной Республике, как и их чувство благополучия.


[①] Данная статья является результатом крупного проекта Национального фонда общественных наук Китая 2020 года: «Исследование теоретических инноваций и исторического опыта политической экономии пути развития Китая после реформы и открытости» (20& ZD052).

[②] Ли Чжожу: Магистр, социологический факультет, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Научный сотрудник ,Центр по изучению наследия И.В. Сталина при Институт марксизма 21 века в Нанкайский университет — университет Китайской академии общественных наук.

[③] Ван Чунг, «Характеристики экономического развития в послевоенной Германии и его значение для социальных изменений», Экономическое и социальное развитие, том 2, 2016 г.

[④] Чжун На: «Исследование социалистического пути в ГДР», Журнал Чунцинского института науки и технологии, том 6, 2014 г.

[⑤] И.Максимычев. Падение берлинской стены. М. 2011, с.44

[⑥] Источник данных: https://de. statista. com/statistik/daten/studie/1055086/umfrage/einwicklung-des-bip-in-der-bundesrepublik-und-der-ddr/#. statisticContainer

[⑦] Источник данных по Федеративной Республике Германия: https://de. statista. com/statistik/daten/studie/1156088/umfrage/bruttoinlandsprodukts-der-bundesrepublik/; источник данных по ГДР: https:/. /de. statista. com/statistik/daten/studie/249230/umfrage/bruttoinlandsprodukt-bip-der-ddr/

[⑧] Вдова Онака вспоминает эпоху Восточной Германии, https:// amp/s/amp.dw.com/zh/%25E6%2598%2582%25E7%25BA%25B3%25E5%2585%258B%25E9%2581%2597%25E5%25AD%2580%25E5%259B% 259E%25E5%25BF%2586%25E4%25B8%259C%25E5%25BE%25B7%25E6%2597%25B6%25E4%25BB%25A3/a-15857632

[⑨] Statistisches Jahrbuch 1987 Der Deutschen Demokratischen Republik, Staatsverlag der Deutschen Demokratischen Republik, Berlin, 1987 (ГДР); Statistisches Jahrbuch 1989 Fur Die Bundesrepublik Deutschland Statistisches Jahrbuch 1989 Fur Die Bundesrepublik Deutschland», Metzler- Poeschel Verlag Stuttgart, 1987 (Bundesrepublik)

[⑩] Примечание автора: В 1989 году обменный курс между долларом США и западногерманской маркой составлял 1:1,88.

[11] Примечание автора: В 1989 году обменный курс между долларом США и восточногерманской маркой составлял 1:1.842

[12] Источник данных: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/249254/umfrage/durchschnittseinkommen-in-der-ddr/

[13] Источник данных: https://m.bpb.de/apuz/271685/werden-und-vergehen-der-ddr-mark

[14] Лебедев В. Развитие ФРГ в восьмидесятых и девяностых годах // История. Приложение к газете «1 сентября». 2003. 23 июня. С. 5

[15] Helga Stephan, Eberhard Wiedemann: ‘Lohnstruktur und Lohndifferenzierung in der DDR’, Mitteilungen aus der Arbeitsmarkt- und Berufsforschung. 1990, № 4

[16] Rainer Geißler: «Materielle Lebensbedingungen», https://m.bpb.de/izpb/197993/materielle-lebensbedingungen.

[17] Helga Stephan, Eberhard Wiedemann: ‘Lohnstruktur und Lohndifferenzierung in der DDR’, Mitteilungen aus der Arbeitsmarkt- und Berufsforschung. 1990, № 4

[18] т.е. Договор об окончательном урегулировании германского вопроса 1990 года.

[19] Deutsche Reparationen nach dem Zweiten Weltkrieg, https://de.m.wikipedia.org/wiki/Deutsche_Reparationen_nach_dem_Zweiten_Weltkrieg

[20] Beglichene Schuld? — Deutsche Reparationen nach dem Zweiten Weltkrieg, https://www.mdr.de/zeitreise/reparation-ddr-100.html

[21] Lothar Baar, Rainer Karlsch, Werner Matschke: Studien zur Wirtschaftsgeschichte. Berlin 1993, S. 100.

[22] План Маршалла и Советская альтернатива, https://www.planet-kob.ru/articles/4701.

[23] Источник данных: https://de. statista. com/themen/6847/geschichte-der-bundesrepublik-bis-1990/

[24] Примечание автора: В 1950 году средний ВВП занятых в Федеративной Республике Германия был в 1,29 раза больше, чем в ГДР в сельском, лесном и рыбном хозяйстве; в 3,38 раза больше, чем в ГДР в обрабатывающей промышленности; в 3,19 раза больше, чем в ГДР в строительстве; в 3,55 раза больше, чем в ГДР в торговле и гостиницах; в 1,88 раза больше, чем в ГДР в транспорте и связи; и в 1,88 раза больше, чем в ГДР в финансовой сфере, аренды и сферы услуг в 1,89 раза выше, чем в ГДР. Источник данных: https://m.bpb.de/geschichte/deutsche-einheit/lange-wege-der-deutschen-einheit/314255/soziale-schichtung

[25] Центральный институт марксистско-ленинских исследований Объединенной социалистической партии Германии: Краткая история Объединенной социалистической партии Германии, Народное издательство, издание 1990 года, стр. 329

[26] Heinz Vortmann, Jan Goebel, Peter Krause und Gert G. Wagner: «Zur Entwicklung der Preisniveaus in Ost- und Westdeutschland Zugleich eine Dokumentation Различные прейскуранты для Германии», январь 2013 г.

[27] Примечание автора: При воссоединении двух Германий административные районы ГДР были упразднены и заменены землями, отсюда и название «Новые федеральные земли».

[28] Heinz Vortmann, Jan Goebel, Peter Krause und Gert G. Wagner: «Zur Entwicklung der Preisniveaus in Ost- und Westdeutschland Zugleich eine Dokumentation Различные прейскуранты для Германии», январь 2013 г.

[29] Концепции распределительных отношений при социализме. Материалы электронного ресурса http://www. economindex. ru/economy- 910.html

[30] И.Максимычев. Падение берлинской стены. М. 2011, с.44

[31] Gründgesetz für die Bundesrepublik Deutschland, электронное издание http://www. gesetze-im-internet. de/bundesrecht/gg/gesamt. pdf

[32] М. Хенкель. Социальная политика в Германии и Европе. Эрфурт 2002, S.78

[33] Manfred G. Schmidt. Grundzüge der Sozialpolitik in der DDR ZeS- Arbeitspapier Nr. 18/99 Zentrum für Sozialpolitik, Bremen. Материалы электронного рес. урса http://www. ssoar. info/ssoar/files/usbkoeln/2008/213/11051_grundzuegesozialpo litikddr. pdf

[34] А.И.Патрушев. Германия в ХХ веке. Дрофа, 2004. С.359

[35] Г. Вернер. Einkommen für alle. Bestei Lübbe 2008, S 27.

[36] Примечание автора: Почти без изменений в течение долгого времени с 1949 года.