В преддверии 150-й годовщины со дня рождения Ленина ИА Красная Весна взяло интервью у кандидата исторических наук, профессора, преподавателя истории и политологии в Физико-математической школе при Новосибирском государственном университете (НГУ) Владимира Александровича Миндолина. Владимир Александрович не только преподает, но одновременно является режиссером Театра имени Рыбалова, полюбившегося жителям Новосибирского Академгородка.
Владимир Александрович родился 7 ноября. После окончания Новосибирского государственного университета возглавлял партийную организацию этого вуза, затем партийный комитет Советского района, в котором расположен Новосибирский Академгородок. В последние годы советской власти Миндолин занимал пост первого секретаря Новосибирского обкома КПСС.
ИА Красная Весна: Если бы Вы были президентом России, то что бы Вы считали правильным сделать в день 150-летия В. И. Ленина для себя лично и для страны в целом?
В.М.: Я бы покаялся за все те глупости и пошлости, которые были сказаны о нем в период моего президентства.
ИА Красная Весна: Есть ли какой-то эпизод в Вашей жизни, какое-то событие, которое было бы как-то связано с Лениным — его делами, трудами, мыслями? Расскажите о нем, пожалуйста.
В.М.: Мне было 9 лет, а отцу оставалось жить только год. Отец был комсомольцем, в 17 лет в 1941-м пошел добровольцем на фронт, получил там первый инфаркт, а второй его добил в 33. Так вот, незадолго до смерти он мне подарил книгу воспоминаний о Ленине и написал такие слова (помню до строчки): «Великой радостью, счастьем и гордостью я считал бы для себя, сынок, если бы ты в жизни стремился быть похожим на человека, о котором повествует эта книга, — на Владимира Ильича Ленина».
ИА Красная Весна: Какое значение фигура В. И. Ленина имеет лично для Вас?
В.М.: Это образец героя, который мог идти против течения — и только так раздвигать рамки возможного.
ИА Красная Весна: Вы продолжительное время работали в партии. Может, подобное восприятие Ленина как-то помогало в работе?
В.М.: Мой путь в партии был тернистым и прерывистым. КПСС с Лениным вроде шла по жизни, но, по сути, с ним «не рифмовалась». КПСС — это иерархия, Ленин — спонтанное деление ядер. Воспоминание о нем усиливало энергию сопротивления обстоятельствам. Когда обстоятельства выкинули меня на обочину, это стало поводом с карандашом в руках перечитать Ленина. Всего.
ИА Красная Весна: Как, по Вашему мнению, выглядит В. И. Ленин в сравнении с другими правителями России: дореволюционными, советскими и постсоветскими?
В.М.: Выше на десять голов. Единственный настоящий интеллектуал во власти. При этом с потрясающей волей.
ИА Красная Весна: Разве не было интеллектуалов в российской власти?
В.М.: Единственным интеллектуалом в районе власти была Екатерина Романовна Дашкова. Не Екатерина Вторая и не Петр, а Екатерина Дашкова. Что есть интеллектуал? Человек, который мыслит сам. Ленин по этому поводу заметил: «Люди большей частью не умеют думать, а только заучивают слова».
ИА Красная Весна: Каков, по Вашему мнению, главный вклад Ленина в историю России и, может быть, всего мира?
В.М.: Он поднял всемирный плебс на колоссальный бунт — и на историческое мгновение последние стали первыми. Это было экзистенциальное мгновение.
ИА Красная Весна: Как Вы оцениваете известные мифы о Ленине: будто бы он был немецким шпионом, будто бы он был кровавый палач и пр.?
В.М.: Мещанская плесень обвивает камень. Мещанство ненавидит двух людей русской истории — Чернышевского и Ленина. Из художников оно очень не любит Маяковского. В этой запредельной нелюбви есть какая-то загадка. Разгадку надо начинать с определения. Мещанин может быть выведен из отношения к перспективе. Его перспектива только индивидуалистическая и сиюминутная. Это и есть мещанин. Прочтите ему стихотворение:
Пускай за гениями безутешною вдовой
плетётся слава в похоронном марше.
Умри, мой стих, умри, как рядовой!
Как безымянные на штурмах мерли наши.
Мне наплевать на бронзы многопудье,
мне наплевать на мраморную слизь.
Сочтемся славою — ведь мы свои же люди,
пускай нам общим памятником будет
построенный в боях социализм.
Прочтите ему этот стих, и мещанин вас возненавидит. Сталина он больше боится, чем ненавидит: страх внушает ему меру истеричного почтения.
ИА Красная Весна: Прокомментируйте, пожалуйста, высказывания Путина о коммунизме как красивой, но вредной сказке.
В.М.: Что такое коммунизм? Версия о том, что целое выше части. Но это очевидно.
ИА Красная Весна: Как Вы относитесь к тому, что на 9 Мая драпируют мавзолей Ленина?
В.М.: Чехова привезли в Россию в вагоне для устриц, эти драпируют мавзолей. Мещанство мстит таким образом своим врагам.
ИА Красная Весна: Как, по-вашему, соотносятся Маркс и Ленин?
В.М.: Маркс — теоретик революции, Ленин — ее практик. Когда исторический деятель вступает в область практики, жизнь впитывает в себя теорию, и тем самым ее видоизменяет.
ИА Красная Весна Теория влияет на жизнь или жизнь — на теорию?
В.М.: Это взаимное влияние. По большому счету, жизнь и теория едины суть. Но базовое влияние идет от жизни. Живая жизнь первична — и важнее всякой теории. Таков, без сомнения, подход Ленина. И Маркса.
ИА Красная Весна: Если бы Маркс увидел Великую Октябрьскую социалистическую революция, как бы он к ней отнесся?
В.М.: Маркс при жизни увидел одну революцию, которая по уровню несовершенства была первой среди равных. Он увидел Парижскую Коммуну 1871 года. Число ошибок, сделанных коммунарами, было запредельным. Маркс же был от них в восторге, он их называл «штурмующими небо», а революцию — «праздником угнетенных и эксплуатируемых». В 1917-м он был бы с большевиками. Революция — это и есть жизнь.
ИА Красная Весна: Как Вы оцениваете утверждения некоторых публицистов о том, что партия предала Ленина в конце его жизни?
В.М.: РКП (б) переродилась удивительно быстро, пожалуй, уже к 1922 году. Почему переродилась партия? Но ведь всякое идейное движение, придя к власти, костенеет и отходит от первоначальной идеи. Возьмите либералов, которые во времена Джона Стюарта Милля высоко взлетали духовно. А заканчивается долгое властное кормление безыдейным приспособленчеством. Это произошло с либералами. Почему бы этому не произойти и с коммунистами? В России все быстро происходит. Здесь либералы времен «перестройки» закончились уже к 1993-му. Идейные большевики 1917 года закончились в свое время к 1922-му.
ИА Красная Весна: Продолжил ли Сталин дело Ленина или повел страну другим курсом?
В.М.: Сталин относится к Ленину как Великий Инквизитор к Иисусу Христу.
ИА Красная Весна: Вы как преподаватель пытаетесь изменить ситуацию?
В.М.: Честное преподавание предполагает максимум объективности и правды. Мой учительский максимум: то, что я знаю, я им передаю полностью, без изъятий. Правда всегда «окупается», только не всегда при жизни. Но, как говорит кодекс бусидо: «Цель самурая находится за пределами его жизни».
ИА Красная Весна: Каким способом можно отнестись к фигуре Ленина, чтобы достичь национального единства?
В.М.: Признать эту фигуру для начала историческим фактом, как французы признали, скажем, Робеспьера.
ИА Красная Весна: Нужны ли новые памятники Ленину?
В.М.: Для этого должна возникнуть новая историческая обстановка, которая потребует актуализации Ленина (к этому идет), потом должны возникнуть ленинцы, потом они должны пожертвовать собой во имя дела Ленина, потом дело должно материализоваться, и тогда можно будет обсудить этот вопроc.
ИА Красная Весна: Какие художественные произведения о Ленине, на Ваш взгляд, актуальны?
В.М.: Фильм «Шестое июля» — там есть настоящий Ленин. Актер Каюров и режиссер Карасик создали образ сурового борца и строгого мыслителя. Не «гильотины, которая мыслит», и не «доброго дедушки» (о современных идиотичных «прочтениях» я уж не говорю), а действительного исторического деятеля, который, к слову сказать, точно осознает свою задачу — историческое возвышение пролетариата.
ИА Красная Весна: Какую работу Ленина Вы считаете наиболее значимой и актуальной? Почему?
В.М.: Ленина надо знать всего, и даже за пределами 55 томов.
ИА Красная Весна: Как Вы считаете, в XXI веке имя Ленина будут постепенно забывать или оно будет становиться все более популярным по мере того, как человечество заходит в глобальный тупик?
В.М.: Ленин как планетарная личность оживет и выживет, а Запад закончит бесславно. Собственно, он уже закончил. Бесславно.
Ленин — это политик нового типа, политик, которого считали своим — интервью
Михаил Костенчук,Надежда Караваева, 9 апреля 2020
01 Владимир Серов. Ходоки у В. И. Ленина(фрагмент). 1950
Корнеев Владимир Владимирович — сопредседатель Клуба левых историков и обществоведов (КЛИО), кандидат исторических наук, доцент. Автор ряда учебно-методических и научных работ, посвященных истории XX века, в том числе соавтор книги «Правда о Ленине. Ответ клеветникам», согласился в преддверии 150-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина дать ИА Красная Весна интервью, посвященное знаменательной дате.
ИА Красная Весна: Если бы вы были президентом России, то что бы вы считали правильно сделать в день 150-летия Ленина для себя лично и для страны в целом?
Владимир Корнеев: Я бы выступил, может быть, накануне этого события, либо в этот день. И в этом выступлении бы признал ту большую роль, которую сыграл Владимир Ильич для нашей страны и не только для нашей страны, но и для всей планеты.
Причем всем понятно, что эта речь в нашем современном буржуазном обществе вызвала бы разные отклики. Однако, с точки зрения принципа объективности и научного подхода это было бы правомерно.
Я хотел бы напомнить в связи с этим о некоторых фактах, которые сегодня забываются. А в определенной степени даже намеренно замалчиваются.
Во-первых, мы именно с эпохи Ленина, именно с Октябрьской революции живем с вами в республиканской стране, в стране с республиканской формой правления. Я напомню о том, что республиканский строй установился во Франции только спустя 100 лет после Великой французской буржуазной революции. Были периоды реставрации монархии в той или иной форме. Франции понадобилось целых 100 лет, чтобы окончательно утвердить республиканский строй.
Во-вторых, мы с вами и сегодня благодаря Владимиру Ильичу, начиная с 1918 года, живем в стране, в которой основным законом является Конституция.
В-третьих, я напомню, что мы живем в многонациональном государстве. И наше многонациональное государственное устройство тоже гениально, на мой взгляд, было разработано теоретически, а затем воплощено на практике в установках именно Владимира Ильича Ленина.
В-четвертых, мы сегодня с вами живем в составе федерации, и только люди легкомысленные, только люди безответственные могут сегодня говорить о необходимости возвращения к той административной системе, которая была до революции.
Надо просто пообщаться с современными нашими националами. Я так называю граждан, проживающих в таких регионах, как Чечня, Ингушетия, Татарстан, Башкирия. Причем поговорить с представителями разных социальных групп — с интеллигенцией, с рабочими. Только лишь упомянуть об отходе от этого принципа федеративного построения государства, и тогда сразу будет ясно, насколько население, наш народ российский отвергает принцип унитарного построения государства.
Именно Владимир Ильич Ленин заложил принцип федеративного устройства, и наша задача только совершенствовать механизм этой федерации.
В-пятых, разве не актуальными, не значимыми сегодня являются установки Ленина на необходимость избрания и периодическую сменяемость чиновничества. В 2020 году в связи с известными маневрами вокруг нашей Конституции этот вопрос наиболее актуален.
Собственно говоря, этот вопрос был актуален и для советской истории. Мне думается, что последователи Владимира Ильича не до конца осознали важность от этого принципа. И кризис, который постиг нашу страну в конце 1980-х годов, кризис системы социализма, во многом был связан, конечно, с несменяемостью нашей политической элиты. Это то, о чем предупреждал нас Ленин.
Я сейчас затронул только политическую сторону. Теперь давайте поговорим о социальной сфере жизни общества, она тоже очень важная.
Почему-то сегодня многие забывают о том, что половое, национальное и социальное равенство дала нам Октябрьская революция. Ленин боролся за равенство женщин, за уравнение в правах женщин с мужчинами, за национальное равноправие, за социальное равноправие. Автором этих декретов, этих законодательных памятников был именно Владимир Ильич.
Опять же почему-то забывается сегодня, что пока еще сохраняется у нас восьмичасовой рабочий день. Это величайшее достижение опять же дала нам Октябрьская революция.
Мы забываем о том, что здравоохранение и государственная медицина как система или бесплатная медицина и образование это все то, за что боролся Владимир Ильич. Я уже не говорю о сфере духовной, где тоже можно очень много говорить о той роли, которую сыграл Ленин в развитии науки, просвещения. Ленин был сторонником просвещения. Известна фраза (она всегда у меня в голове): «Коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которое выработало человечество».
Я человек, выросший в советскую эпоху. И часто слышал знаменитую фразу о том, что молодежь должна «учиться, учиться и еще раз учиться», которую Ленин произнес на III съезде Комсомола. Эта цитата у нас во всех школах на транспарантах висела. Но только повзрослев, я осознал правоту и мудрость этой фразы. Потому что несмотря на то сколько тебе лет, если ты остановился, если ты не самосовершенствуешься, не занимаешься собственным образованием, то ты катишься назад интеллектуально, духовно, да и в целом как личность.
Несмотря на то что уже в течение 30 лет в нашей стране наличествует и всячески укрепляется буржуазный строй, целью которого является уничтожение ленинского наследия (уничтожаются памятники и так далее), несмотря на всю эту буржуазную пропаганду, на эту антиленинскую политику власти — Ленин сегодня рядом с нами.
ИА Красная Весна: Есть ли какой-то эпизод в Вашей жизни, какое-то событие, которое было бы как-то связано с Лениным — его делами, трудами, мыслями? Имеет ли фигура Ленина какое-то значение для Вас лично?
В.К.: Сама личность Ленина и его идеи сопутствовали всей моей жизни. С одной стороны, я говорю это потому, что этому придавалось особое значение в советские годы. Но, если честно, то по-настоящему Ленина я узнал уже в буржуазный период, период капиталистического развития страны. Узнал по-новому, потому что начал читать ленинские работы не так как мы их читали в школе, а уже под другим углом зрения.
Первое. У Ленина очень сильная логика, логика мысли. Второе — это целеустремленность. Третье — это действительно энциклопедические знания.
По полному собранию сочинений Ленина можно изучать нашу историю, потому что в статьях, в выступлениях Ленина приводится очень много самых различных фактов. Это одна сторона — ленинское наследие.
Другая сторона, которая мне очень импонирует — это Ленин как личность, как человек. Мы мало говорим о том, что Ленин — это политик нового типа. Что имеется в виду?
Что было до Ленина? Ну, царь — отсюда поговорка у русского человека: «До Бога высоко, а до царя далеко». Когда вообще царь появлялся перед народом? Только в периоды каких-то особо важных событий, коронации, например. На царя выходил народ смотреть как на диковинку какую-то. А вот так чтобы самодержец общался с народом — такие факты были единичными.
Ленин был всегда в гуще масс. Он общался с народом постоянно. До сих пор в государственном архиве РФ лежат еще даже не введенные в научный оборот документы о встречах Ленина с крестьянами, рабочими. Там есть целый фонд, и его нужно поднимать, о нем нужно рассказывать.
Ленин выступал на митингах, собраниях, перед различными обществами, принимал у себя людей самых разных социальных групп. Вот это политик нового типа.
Если обратиться к воспоминаниям рабочих, то в них очень четко просматривается одна мысль: почему рабочие так любили Ленина? Да потому что в общении с ним они не чувствовали себя ниже его. Ленин умел расположить к себе, умел разговаривать так, что человек не чувствовал своей ущербности, в частности интеллектуальной. Он был очень радушен.
Кстати, этим он отличается от тех социалистов, которые появились на рубеже XIX — начала XX века. Сравнивают очень часто Ленина и Георгия Валентиновича Плеханова. Плеханов — это первый марксист России, человек образованный. Владимир Ильич неоднократно называл его своим учителем. У Ленина был большой пиетет перед ним. Но по сути своей Георгий Валентинович — это барин, человек, который любил поучать, любил показать себя.
Таковыми были социалисты начала XX века. Они любили блеснуть фразой, позой, и тогда это отталкивало людей, рабочий класс, крестьян, бедноту, от этих политиков, подчеркивающих вот это свое интеллектуальное превосходство. Ленин был другим — политиком, которого считали своим.
Отсюда, кстати говоря, и вот эта черта — скромность, величайшая скромность. Опять же почему сегодня со стороны наших властей мы наблюдаем постоянную атаку на личность Ленина. Одна из причин — если рассказать людям, как жил Ленин, рассказать о декретных постановлениях народных комиссаров, например, о том, что нарком не должен получать зарплату выше средней заработной платы рабочего. Или о том, что народному комиссару, то есть министру по-современному, должна выделяться за государственный счет квартира размером не больше одной комнаты на человека. Ну можно ли это представить сегодня?
Это было общим принципом жизни Владимира Ильича. Он полагал, что это не только недопустимо для коммуниста, но это ещё и приводит к значительным тратам государственного бюджета.
Да, Ленину была выдана государственная дача Горки, где он и окончил свой земной путь. Но она не стала его собственностью. Если мы сегодня отправимся в Горки Ленинские, то опять же увидим скромный быт Ильича.
Для меня Ленин — не только теоретик, это личность, которой безусловно надо следовать. Удивляет его революционность: стремление не стоять на месте, стремление делать, стремление побеждать, стремление двигать дальше коммунистическое дело и дело государственного строя.
Драпировка мавзолея Ленина — это шизофрения — интервью
9 апреля 2020
Доктор исторических наук Юрий Николаевич Жуков, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, член диссертационного совета ИРИ РАН, действительный член Русского географического общества. Основной сферой его научных интересов являются история Советского государства и политическая история.
Жуков является автором 19 книг, из которых 8 — научные монографии, посвященные исследованию сталинской эпохи, а также становлению и деятельности советских органов защиты памятников истории и культуры.
В преддверии 150-летия со дня рождения В. И. Ленина, доктор Жуков согласился дать интервью ИА Красная Весна.
ИА Красная Весна: Скажите, фигура Ленина какое-то значение для Вас лично имеет?
Юрий Жуков: Понимаете, я историк. Поэтому для меня прошлое все имеет значение, но не так как для всех остальных людей. И поэтому я твердо знаю: Ленин создал такую партию, которая изменила нашу страну кардинальным образом, впрямую и косвенно воздействовал на весь мир, потому что капитализм понял, что, если он не начнет сам себя реформировать, все завершится революциями. И, не желая гибнуть, капитализм должен был подлаживаться под ситуацию, должен был делать огромные уступки рабочему классу, крестьянству. И вот в этом во всем, есть заслуга Ленина.
ИА Красная Весна: Как Вы относитесь к тому, что 9 мая драпируют мавзолей Ленина?
Ю.Ж.: Отрицательно. Это поведение страуса, который, в случае опасности, зарывает голову в землю: «Я не вижу, значит ничего вокруг нет». Идиотизм, шизофрения, бред сивой кобылы.
ИА Красная Весна: При первой нашей встрече Вы с негодованием затронули такой аспект, что войска на 9 мая ходят под «власовским флагом». Можете более подробно раскрыть свой тезис?
Ю.Ж.: Могу. Дело в том, что у нас революция продолжалась весь 17-й год. С марта по начало ноября. Уже примерно летом 17-го года, при временном правительстве, был отменен царский флаг: бело-сине-красный, флаг самодержавия. Тогда же облагородили двуглавого орла, заимствованного у Габсбургов, сняли три короны, вынули из лап скипетр и державу. И в конце концов красный флаг стал нашим государственным флагом. Под этим флагом, под красными знаменами мы воевали в Великую Отечественную войну, победили и водрузили именно этот красный флаг над рейхстагом как символ победы.
Трехцветный, бело-сине-красный флаг использовали изменники родины, власовцы. Это был их флаг. Под ним они воевали против нас. И поэтому, когда сегодня, 9 мая, наши войска идут по Красной площади неся эти трехцветные флаги, которые на 9 мая 45 года были власовскими, флагами предателей, изменников родины, наших врагов, мне становится нехорошо.
ИА Красная Весна: Вы еще говорили, что нам следует 1 сентября отмечать как день республики.
Ю.Ж.: Конечно!
ИА Красная Весна Можете пояснить?
Ю.Ж.: Могу. Дело в том, что 1 сентября 1917 года Россия была провозглашена республикой.
В мире есть только две формы существования государств — монархия и республика. Мы провозгласили себя республикой и никогда не стеснялись этого слова и говорили, «Советская республика». Советская РЕСПУБЛИКА. Теперь по Конституции мы ни рыба, ни мясо, некая аморфная Российская Федерация. Что это, монархия, республика? Не сказано.
А я считаю, что нужно гордится тем, что мы республиканцы. Антимонархисты. И вместо фантастического праздника летом, какого-то государственного единства, непонятного, отмечать 1 сентября — как день республики. Это было бы действительно напоминанием каждому человеку, что в нашей стране не монархия, под какой бы тогой она не пряталась, а республика. То есть власть народа. Respublica.
ИА Красная Весна: Прокомментируйте, пожалуйста, высказывание Владимира Путина об «атомной бомбе», которую Ленин, по мнению президента, «заложил под Россию», о «коммунизме, как красивой, но вредной сказке» и тому подобные высказывания.
Ю.Ж.: Я, в свое время, в книге «Первое поражение Сталина», написал несколько иначе. Требование от имени Ленина (Ленин этого не говорил, это передал Каменев на заседании пленума ЦК), Ленин якобы потребовал, чтобы СССР был образован из союзных республик, имеющих право выхода в любой момент. Вот что я имел ввиду. Более того, я раскрывал, что вот эта вот статья в Конституции не была подкреплена никакими нормами. Как это? А если потребует, скажем, какая-то республика выхода? Как это должно протекать, как оформляться? Это было белое пятно нашего законодательства. И вот оно-то и сработало как бомба замедленного действия под Советским Союзом.
Как только уничтожили КПСС (прежде РКПб, ВКПб), партию, которая связывала всю территорию страны воедино и контролировала ее жизнь, и направляла ее жизнь, Советский Союз рухнул. Вот, все. Поэтому нужно точно знать и понимать, кто что сказал, как и почему.
Иными словами, повторю. Слова, якобы сказанные Лениным и переданные Каменевым на пленуме, сыграли роковую роль, идея Сталина о создании унитарного Советского государства была отвергнута, а образован был Советский Союз из четырех союзных республик. Почему это произошло? Это очень легко понять. В тот момент в нашей стране, в Москве, в Кремле ожидали вот-вот революции в Германии и ее победы. И само собой понятно, что Советская Германия и Советская Россия, Украина, Белоруссия, Закавказье должны были, по логике вещей, тут же объединиться в единую страну. Но, смешно, если развитая, вторая по промышленному уровню в мире Германия, с мощным пролетариатом, превосходящим наш, будет присоединяться к России как автономия. Глупость. Поэтому для того, чтобы победившая Германия могла объединиться с нами на равных, и придумали эту форму — Советский Союз.
Но революции в Германии не произошло. И вот после этого нужно было бы дать задний ход. Добиться того, чтобы вернуться к верному практически, требованию Сталина, об унитарности нашей страны. Одна страна, один язык, одно гражданство и так далее, а не мифическое дробление на РСФСР, Белоруссию, Украину, Закавказье.
К сожалению, никто эту конституционную норму, о возможности выхода, не отменил. Хотя все юристы, занимавшиеся проблемами Конституции, знали это, понимали, говорили о серьезности, опасности того, но только в своем кругу.
ИА Красная Весна: То есть можно сказать, что слова Путина верны?
Ю.Ж.: В каком смысле? Если он повторил меня, имея в виду, что речь идет об образовании СССР, — то да.
ИА Красная Весна: Как по вашему, Сталин продолжил дело Ленина или повел страну другим путем?
Ю.Ж.: Разумеется, продолжил. Почему? Сейчас объясню:
Ленин противопоставил тактику и стратегию большевиков тактике и стратегии социал-демократии. И в этом он был прав.
Именно благодаря радикализму нашей большевистской партии у нас и произошла в октябре революция, которая упрочила новый совершенно строй. Без партии это было бы невозможно, без Ленина это было бы невозможно.
Но, как всегда, произошла естественная накладка. Мы предполагали, что нас поддержит революционный пролетариат Европы. Нас он не поддержал. Значит требовалось как-то менять дальнейший путь развития страны; приноравливаться к новым условиям.
Ленин к этому моменту сначала тяжело заболел, потом умер, и уже ничего по этому поводу сказать не мог. А Сталин правильно расценил: раз Европа еще не готова, не отменять же нам советскую власть и путь к социализму. И сказал: «Нет, отменять не будем, мы будем превращать нашу страну в развитую индустриальную державу». И это делал, чтобы заменить в сложном, революционном процессе промышленную Германию. Только и всего. И он добился этого. Он сделал Советский Союз одной из двух сверхдержав мира. И вот после этого и появляются наши сателлиты, если так можно выразиться, спутники, страны народной демократии в Восточной Европе, Монголия, Китай, Северная Корея, потом Вьетнам.
Но тут нужна была новая, такая же фигура, как Сталин, продолжающая изменения под влиянием новой обстановки, которая сложилась к началу 50-х годов. Но Сталин сначала тяжело болен, затем умирает. И Хрущев, в силу своей неграмотности, (не забывайте, у него два класса) он никогда не читал ни Маркса, ни Ленина, ни Сталина, никого. Самородок, так сказать. Он придумал тот путь развития, который, в конечном итоге, обернулся для нас крахом.
Поэтому Сталин — это действительно преемник Ленина, который не повторял то, что говорил Ленин в свое время, а в соответствии с новой обстановкой в мире и в стране, двигал нашу страну вперед и выше.