Ленин и Турция. Мустафа Кемаль Ататюрк

Уже через три дня после образования правительства Великого национального собрания Турции (ВНСТ) в Анкаре, 26 апреля 1920 г., лидер новой Турции Мустафа КемальАтатюрк направил дружественное послание В.И. Ленину с предложением сотрудничества в борьбе против империализма Антанты и с просьбой о помощи освободительной борьбе турецкого народа. По словам Кемаля, «первым решением по внешним делам, принятым вновь образованным Великим национальным собранием Турции», было решение послать в Советскую Россию правительственную делегацию с чрезвычайными полномочиями.  

По указанию Ленина Наркоминдел составил ответное письмо, которое было направлено турецкому правительству 3 июня 1920 г.  Обмен письмами между правительствами РСФСР и Турции положил начало нормальным дипломатическим отношениям между этими государствами.

 «Письмо М. Кемаля к В.И. Ленину от 26 апреля 1920 г. принято считать началом официальных отношений новой Турции с Советской Россией. 11 мая Великое национальное собрание Турции послало своего министра иностранных дел Бекира Сами во главе первой официальной делегации ВНСТ в Москву для подготовки общего договора…

24 июля состоялась встреча Бекира Сами и его заместителя Юсуфа Кемаля с народным комиссаром иностранных дел Г.В. Чичериным и Л.М. Караханом, а 14 августа турки имели беседу с В.И. Лениным. 24 августа соглашение относительно сотрудничества было парафировано».

Новый характер отношений между Советской Россией и кемалистской Турцией резко менял соотношение сил на Ближнем Востоке. Подтверждением этому может служить требование премьер-министра Великобритании Ллойд-Джорджа к советской стороне отказаться от поддержки кемалистов, которое он выдвинул на торговых переговорах в Лондоне летом 1920 г. в качестве одной из «предпосылок торговых сношений».

Во главе тогдашнего Советского государства стояли лидеры, приверженные глобальным идеям, идеям борьбы с самым страшным в их глазах злом – международным капиталом, его высшей ступенью развития – международным «империализмом». Цель своей жизни и борьбы они видели именно в продолжении революционной борьбы во всемирном масштабе. Отсюда и надежды построить новую опору революционного процесса, проложить мост всемирной революции на мусульманский Восток.

Неудивительно, что, когда Кемаль-паша, став лидером национального движения против держав Антанты, оккупировавших Османскую империю, созвал в пику османскому правительству Великое национальное собрание Турции и обратился к Советской России за помощью и поддержкой, большевики с энтузиазмом откликнулись.

Троцкий в этот период строил грандиозные планы мировой революции, и Кемаль-паша был готов стать проводником советской власти на Востоке. Большевики действительно оказали турецким революционерам крайне своевременную и действенную помощь, передав несколькими траншами 10 млн рублей золотом. Кроме того, по советским официальным данным, через Новороссийск, Туапсе и Батуми в Турцию в течение 1920-1922 гг. было поставлено 39 тысяч винтовок, 327 пулеметов, 54 орудия, 63 млн патронов, 147 тысяч снарядов и т.п.

С восточных границ было переброшено военное оборудование, оставленное русской армией в 1918 г. В 1921 г. переданы два миноносца – «Живой» и «Жуткий». В Анкаре советское правительство помогло со строительством двух пороховых фабрик, одновременно поставив в Турцию оборудование для патронного завода и сырье для производства патронов.

Впрочем, «революционный процесс», с которым так носился Троцкий, проходил не гладко. Коварство «турецких революционеров» проявилось уже при попытке создания Коммунистической партии Турции. Ее руководитель Мустафа Субхи и 14 других членов ЦК КПТ и активистов партии по прибытии из Баку в Трабзон были схвачены турецкими жандармами, вывезены в море и утоплены. По другой версии, 29 января 1921 г. эти пятнадцать человек были зарезаны капитаном и командой корабля, на котором они пытались спастись («Бойня пятнадцати»).

Однако это не помешало большевикам 16 марта 1921 г. заключить Московский договор «О дружбе и братстве», по которому Турции предоставлялась финансовая и военная помощь, а также передавались территории Турецкой Армении.

Советская помощь оказалась как нельзя кстати. Мустафа Кемаль-паша сумел вооружить и подготовить армию и нанести греческим войскам, занимавшим обширный регион, населенный ими, поражение и освободить территории страны, как от греческой армии, так и от греков, с глубокой древности населявших побережье Эгейского и Средиземного морей.

Победа «новой Турции» была бы сопряжена с несравненно большими жертвами или даже совсем невозможна, если бы не поддержка России. Она помогла Турции и морально, и материально.

Мустафа Кемаль был ситуативным союзником Ленина. Как и в случае с веймарской Германией, это был временный союз двух стран, находившихся в международной изоляции. Для кемалистов военная и финансовая помощь со стороны большевиков, а также согласование военной стратегии с Москвой представлялись важным фактором победы над греческой интервенцией, активно поддерживавшейся странами Антанты, особенно Англией. Турция была очень важна для Советской России в ее противостоянии с Антантой.

Более того, взаимодействие с Турцией гипотетически могло помочь быстрее и эффективнее провести советизацию Кавказа и установить контроль Советов в Причерноморье. Поэтому Ленин оказывал Кемалю серьезную военную помощь,  в 1921 году отправил в Анкару военным советником одного из самых способных советских военачальников Михаила Фрунзе. Конечно, цена такого союза для нас была очень высокой, но Ленин боялся потерять Турцию, полагая, что она может превратиться в союзника Англии.

Ленинский период советско-турецких отношений не был абсолютно безоблачен. Кемаль – типичный для лидеров восточных стран, лицемерный и двуличный политик, оставался на позициях пантюркизма.

Для него, как и для многих других турецких политиков партии «Единение и прогресс конца 20-х гг. были характерны прогерманские настроения. И не случайно Гитлер называл Ататюрка «сияющей звездой» – так близки были взгляды двух деспотов. Исмет Иненю, сменивший Кемаля после его смерти от цирроза печени, оказался достойным продолжателем дела Ататюрка.

С учетом этих и последующих событий (они требуют  отдельного разговора), надо признать, что Ленин ошибся, националист Кемаль и не собирался становиться коммунистом и социалистом. Он лишь обещал, когда это было выгодно Турции, и с легкостью отказывался от своих обещаний, опять же, когда это было выгодно Турции.

Кемаль обманул и курдов, пообещав им независимость и автономию в обмен за поддержку турецкого государства. Курды позже осознали ложь Кемаля, подняли восстание, которое жестоко подавили правительственные войска, они были частично вырезаны, а остальная часть народа насильственно переселена из горной местности в пустыню, на фактическое вымирание.

Мечта курдов о свободном Курдистане, обещанном Ататюрком, так и осталась лишь мечтой. И сегодня в Турции, спустя более 100 лет, курдистанский вопрос остается одним из главных и неразрешенных вопросов для турецких властей. Сегодня численность курдов в мире достигает сорока миллионов, земли их проживания разделены между Турцией, Ираком, Ираном и Сирией. Широкую автономию они имеют лишь на севере Ирака — там действуют независимый курдский парламент, партии и даже есть должность президента. Но чтобы добиться этих прав, курдам пришлось вести многолетнюю борьбу с иракским правительством.

Возвращаясь к советско-турецким отношениям в ленинский период, надо упомянуть непростой вопрос о территориальных спорах и уступках двух стран друг другу в те годы.

В 1920 г. произошла скоротечная война между Турцией и дашнаковской Арменией, в результате которой Карс отошел Турции по Александропольскому мирному договору 1920 года, т.е. формально Советская Россия не отдавала Карс туркам. Затем, Московский и Карсский договоры 1921 года подтвердили турецкий суверенитет над Карсской областью.

В те тяжелые годы, после еще не закончившейся Гражданской войны,  В.И. Ленин и Советское Правительство тщательно взвешивали, что ей важнее: Карс или Батуми, который кемалисты тоже включили в границы «Национального обета» 1920 года (то есть провозгласили исторически турецкой территорией).

Поскольку Батуми был портовым городом и имел важное стратегическое значение, выбор был очевиден. Поэтому по итогам Московского договора 1921 года Турция передала только что провозглашенной Грузинской ССР Батуми, вернула Армянской ССР Александрополь (нынешний Гюмри), а Азербайджанской ССР — Нахичевань.

Но в составе Турции по соглашению остались города Артвин, Ардаган и Карс с преимущественно армянским населением. Для этих людей такой поворот событий имел печальные последствия: они подверглись гонениям и репрессиям.

То же самое случилось с русскими переселенцами-молоканами, которых турки сочли «пятой колонной» Москвы за их отказ от участия во всеобщей мобилизации на борьбу с греческой интервенцией. Это само по себе было абсурдно, поскольку молокане всегда были убежденными пацифистами.

В августе 1921 года был момент, когда греки вплотную подступили к Анкаре, и судьба Турции висела на волоске — советская помощь тогда сыграла решающую роль. Турки об этом потом долго вспоминали с благодарностью.

Но впоследствии, еще при жизни Кемаля, это не помешало им дистанцироваться от Советского Союза. Вот что пишет азербайджанский историк Фарид Алекперов в своей статье «Союз между Лениным и Ататюрком»: 
— «Чтобы закрепить союз с Россией, Мустафа Кемаль продолжал играть роль человека, сочувствующего идеям марксизма. В одном из своих посланий в Москву он писал: «…в тот день, когда сознание преступности колониальной политики проникнет в сердца трудящихся масс мира, власть буржуазии кончится».

26 февраля 1921 г. в столице России начала работу Московская конференция по заключению советско-турецкого договора. В составе турецкой делегации, посланной Мустафой Кемалем в Москву, были и турецкие коммунисты. Практически все воспринималось, как подготовка договора между двумя братскими революционными движениями. С советской стороны подготовкой договора руководили лично Ленин, Сталин, Нариманов и Чичерин.

— «Причем Ленин, Сталин и Нариманов выступали с единых позиций и были сторонниками оказания территориальных уступок Турции, а министр иностранных дел А.Чичерин всячески противился этому. В связи с этим 19 февраля 1921 г. Нариман Нариманов направил Ленину следующее письмо:

«Я должен предупредить Вас: тов. Чичерин путает восточный вопрос, он слишком увлекается армянским вопросом и не учитывает всего, что может быть, если разрыв с Анкарой будет именно из-за армянского вопроса. Я категорически заявляю …если хотим Азербайджан удержать за собой, мы должны с анкарцами заключить крепкий союз во что бы то ни стало».

С аналогичных позиций выступал и Сталин, который обрушился на Чичерина в своем письме к Ленину: «Т. Ленин! Я вчера только узнал, что Чичерин действительно послал когда-то туркам дурацкое (и провокационное) требование об очищении Вана, Муша и Битлиса в пользу Армении. Это армянское империалистическое требование не может быть нашим требованием. Нужно запретить Чичерину посылку нот туркам под диктовку националистически настроенных армян-большевиков». 

В итоге победила позиция Ленина-Сталина-Нариманова, и был заключен Московский договор, согласно которому, Турция получила от России финансовую и военную помощь, вернула себе земли в Анатолии, а также сохранила свое влияние и рычаги давления в Закавказье.

Вслед за Московским договором был подписан также Карсский договор. 13 октября 1921 года его подписали с Турцией формально независимые Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР с участием РСФСР. Согласно этому договору, к Турции отошла входившая прежде в состав Российской империи территория в 23 600 кв. км, состоявшая из Карсского, Ардаганского, Артвинского, Кагызманского, Ольтинского округов, южной части Батумского округа и Сурмалинского уезда. 

На стамбульской площади Таксим стоит памятник турецким революционерам во главе с Мустафой Кемалем, которому Высшее национальное собрание Турции присвоило прозвище Ататюрк – Отец тюрок. По левую руку от вождя нации – фигуры Михаила Фрунзе и Климента Ворошилова.

Этот памятник является символом борьбы турков за независимость от Антанты и созданной при поддержке Советской России, Ленина и его соратников, Турецкой республики.  Надо признать и то, что он также напоминает о несбывшихся надеждах на то, чтобы эта республика стала советской.

Ататюрк нынче является символом Турции и идеалом для нынешнего президента Турции Реджапа Эрдогана, который своим двуличием вполне напоминает предмет своего обожания.

Многолетний опыт взаимоотношений Советской России и СССР, а тем более бывшей Российской империи, с Турцией ясно говорит о том, что никаких иллюзий в особом, добрососедском и взаимовыгодном партнерстве между ними нет, и не может быть.

Развивать экономическое сотрудничество, туризм и торговлю надо. Но не в ущерб себе. Но именно это происходит сейчас, когда путинская РФ бесплатно строит для Турции АЭС, газопровод Турецкий поток, непонятно о чем договаривается с ней в Сирии.

Надо помнить ленинский вывод о том, что противоречия между странами  капитализма в эпоху империализма – это закон их жизни. Как и все другие страны Запада и США, Турция и Россия – это разбойники с большой дороги,  каждая из этих империалистических хищников стремится обмануть и нажиться за счет другой.   

Николай Шеремет,

руководитель Челябинского регионального

отделения РУСО, к.п.н. Апрель 2020 г.